катихизис (от греч. katechesis — поучение, наставление), 1) руководство, содержащее основные положения христианского вероучения. В первые века христианства К. — устное наставление обращающихся к христианской вере, предшествовавшее крещению. С 16 в. К. — книга, учебное руководство, популярно излагающее (обычно в форме вопросов и ответов) учение христианской церкви. В православной, католической и протестантских церквах имеются свои К. 2) В переносном смысле — произведение, написанное в форме вопросов-ответов.
муж. начальное, основное ученье о христианской вере; книжка, содержащая это ученье.
| Начальное и основное ученье какой-либо науки. Катехизичный, катехизический, к катехизису относящийся
КАТЕХИ́ЗИС, -а, муж. Краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
| прил. катехизический, -ая, -ое.
-а, м.
Краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
[От греч. κατήχησις — устное наставление]
(иноск.) — основное ученье вообще; руководство
Ср. Полагаете ли вы, что он в состоянии отказаться от... своих "побуждений" и всего того, что из них исходит в его теперешнем катехизисе, или нет?
Маркевич. Бездна. 1. Пролог. 15.
Ср. Он изучает роман ("Что делать?") с тою целью, чтобы знать заранее их приемы и аргументы по самому их катехизису.
Достоевский. Бесы. 2, 4, 2.
Ср. Catéchisme (catechismus) — катехизис.
Ср. Κατηχισμός (κατηχέω, издаю звуки, учу) — учение.
См. аргумент.
КАТЕХИ́ЗИС (или катихизис), катехизиса, муж. (греч. katechesis).
1. Начальный курс христианского богословия, изложенный в форме вопросов и ответов (церк.). «Катехизис попался мне в руки после Вальтера.» Герцен.
|| Название популярных руководств, излагающих кратко основы какой-нибудь науки, ремесла, искусства (книжн.). Катехизис народоведения. Музыкальный катехизис.
2. Основные тезисы каких-нибудь убеждений (книжн., устар.). Катехизис декабристов.
м.
Революционный документ декабристов.
КАТЕХИЗИС (от греч. katechesis - поучение) - 1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
2) Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
КАТЕХИЗИС (от греческого katechesis - поучение), 1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. 2) Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
катехи́зис катихи́зис; из лат. саtесhēsis от греч. κατήχησις "поучение, наставление"; κατηχεῖν "звучать в ответ"; см. Горяев, ЭС 440.
муж.;
рел. catechismм. церк. catechism.
катехизисChristenlehre
м. церк.
catéchisme m
м. церк.
catequismo m; catequesis f; catecismo m (уст.)
м.
catechesi f, catechismo; dottrina прост.
(от греч. katechein, "оглашать", "устно наставлять"), огласительное наставление, учебник, содержащий основные положения христианского вероучения. Большинство катехизисов предназначены для наставления в вере детей, однако существуют и катехизисы для взрослых или для преподавателей христианского учения. Как правило, катехизисы составляются в форме вопросов и ответов. Катехизисы отличаются от символов (исповеданий) веры прежде всего тем, что являются устной формой наставления, тогда как символ представляет собою письменную формулу вероисповедания. В раннехристианскую эпоху основным поводом для преподания основ христианского вероучения служила подготовка взрослых к принятию крещения. Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту и Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений, или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение и приобщиться Св. Даров в таинстве евхаристии следовало получить представление о смысле этих таинств. Кроме того, предполагалось ознакомление с Апостольским (на Западе) или другим символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с Молитвой Господней ("Отче наш") как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В эпоху Средневековья создавались многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, например, составленные Алкуином (авторство которого спорно), Ноткером Заикой, Гонорием Отенским и Гуго Сен-Викторским. Впервые подобный учебник был облечен в форму вопросов и ответов Бруно Вюрцбургским (ум. 1045). В 1273 Фома Аквинский произнес три цикла блестящих проповедей на итальянском языке, посвященных разъяснению символа веры, Молитвы Господней и десяти заповедей. Одновременно церковные власти предпринимали шаги, направленные на законодательное обоснование практики преподания катехитических наставлений. Собор в Альби (1254) обязал пастырей разъяснять символ веры во время воскресных богослужений, а Ламбетский собор (1281) определил четыре периода литургического года, когда священники должны были давать объяснения символа веры, десяти заповедей, семи таинств и других вопросов христианского вероучения. Эпоха протестантской Реформации была отмечена усилением катехитической активности. Первой книгой, получившей название "катехизиса", стал Катехизис в вопросах и ответах протестанта А.Альтхамера. Составленные Лютером Малый катехизис и Большой катехизис (оба 1528) стали, пожалуй, самыми авторитетными из когда-либо написанных катехизисов. Кальвин издал в 1541 катехизис на французском языке, а в 1545 - на латинском, однако самыми влиятельными книгами у кальвинистов стали Гейдельбергский катехизис (1562) и Вестминстерский краткий катехизис (1648). У католиков Петр Канизий опубликовал три катехизиса в период между 1555 и 1558, а Роберто Беллармино в 1598 издал своего рода пособие для учителей вероучения, однако наибольшим авторитетом пользовался Римский катехизис (1566), в котором нашли отражение реформистские идеи Тридентского собора. Тогда же был составлен православный катехизис Петра Могилы (1642). Протестанты предпочитали использовать катехизисы, созданные в эпоху Реформации (в частности, катехизисы Лютера), между тем как католики продолжали создавать новые катехизисы. В США наибольшим влиянием пользуется Балтиморский катехизис (1885). В издающемся огромными тиражами Катехизисе Католической Церкви (1994) предпринята осторожная попытка привнести в религиозное наставление идеи, выработанные современной богословской мыслью. Катехизисы в основном удерживают традиционную схему, предполагающую разъяснение Молитвы Господней, символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств. В церковной педагогике катехизисы обычно использовались как источники формул, которые детям предлагалось заучивать наизусть.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Катехизис Католической Церкви. М., 1996
КАТЕХИ́ЗИС [тэ], -а; м. [от греч. katēchēsis - устное наставление, поучение] Церк. Краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
* * *
катехи́зис(от греч. katēchēsis — поучение), 1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.2) Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
* * *
КАТЕХИЗИСКАТЕХИ́ЗИС (от греч. katechesis — поучение),
1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
2) Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
(от греч. katnknsis - наставление, обучение) (в православной церкви - катихизис) - руководство, содержащее осн. положения христ. вероучения и утвержденное высшими церк. властями. В первые века христианства К. - устное наставление в вере, с 16 в. К. - книга, в к-рой популярно, обычно в форме вопросов и ответов, разъясняется учение христ. церкви (в бурж. странах обычно учебное пособие по изучению в школах религии). Каждая христ. церковь имеет свой К. Наиболее известны в лютеранской церкви - Лютеровский (Большой и Малый) К. (1529), в кальвинистской церкви - Гейдельбергский (1563), в рим.-католич. - К. нем. иезуита П. Канизия (1555, 1556, 1557). В рус. православной церкви распространен гл. обр. К. моск. митрополита Филарета Дроздова (1839). К. предназначается церковью для пропаганды антинауч. догм христианства.
В перен. смысле К. - краткое изложение к.-л. учения в форме вопросов и ответов.