«Чернила»

Чернила в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Чернила»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Словарь символов
  8. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  9. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  10. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  15. Научно-технический энциклопедический словарь
  16. Энциклопедия Кольера
  17. Энциклопедический словарь
  18. Библейская энциклопедия Брокгауза
  19. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  20. Реальный словарь классических древностей
  21. Русско-английский политехнический словарь
  22. Dictionnaire technique russo-italien
  23. Русско-украинский политехнический словарь
  24. Русско-украинский политехнический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    Какими чернилами писали на папирусе древние римляне, осталось до сих пор неизвестным в точности. Вероятно, их окрашивающее вещество была сажа: при раскопках в Геркулануме найдена была чернильница, содержавшая смесь сажи с маслом, а некоторые места древних писателей тоже намекают на подобный состав Ч. Такими Ч. нельзя было писать скоро, они для этого недостаточно текучи, поэтому с введением пергамента и бумаги стали пользоваться Ч., содержащими воду, дубильные вещества и соли железа. Приготовлять эти чернила можно очень многими способами, так как дубильные вещества очень распространены в растительных продуктах. Химический состав Ч. до сих пор не исследован основательно; известно лишь то, что галловая кислота, C7H6O5+H2O, и ее ангидрид, дубильная кислота или таннин, C14H10O, дают с солями окиси железа черный осадок, сильно окрашенный, а с солями закиси железа, в присутствии избытка кислоты — слабо окрашенный раствор. Старинные Ч. состояли из смеси этих солей окиси и закиси железа с раствором разных экстрактивных веществ из взятых материалов и гумми или сахара, густота которого должна была задерживать осаждение нерастворимой соли. Свежие Ч. писали слабо, но по высыхании скоро чернели на бумаге, обращаясь в соль окиси. В чернильнице же, по мере поглощения кислорода из воздуха, увеличивалось содержание соли окиси, цвет тоже становился гуще, но появлялся мешающий писанию осадок. Наконец, большая часть соли окиси железа оседала на дно чернильницы, и Ч. снова бледнели окончательно. Около середины XIX столетия появились так называемые ализариновые Ч., содержащие соли закиси железа, растворенные, благодаря избытку кислоты, и подкрашенные посторонним пигментом, чтобы получить достаточную видимость во время самого письма. Этого рода Ч. представляют в свежем виде раствор и дают осадок только после долгого стояния, поэтому они быстро получили хорошую славу и распространение. Главное достоинство чернил с солями железа — их сравнительная прочность; они довольно глубоко проницают бумагу, и даже если их органические составные части разрушатся с течением времени от действия воздуха, сырости и остатков хлора, служившего для беления бумаги, то железо остается на месте, и письмо можно еще восстановить обработкой соответствующими реактивами. Ч. же из анилиновых красок и разных экстрактов красильных веществ способны вполне исчезать от одного действия света и влаги; зато они обладают многими хорошими свойствами, очень ценными для разных специальных целей, когда прочность не важна. Рецептов для приготовления Ч. напечатано множество, но все они, почти без исключения, ведут к неудачам. В настоящее время для приготовления Ч. лучше брать чистые продукты, имеющиеся в продаже, чем непосредственно те материалы, из которых они добываются фабричными способами.

    Нормальными железно-дубильными Ч. могут считаться приготовленные по следующему рецепту (признанному обязательным для официальных документов в Североамериканских Соединенных Штатах): таннина 23,4 грамма, кристаллизованной галловой кислоты 7,7 грамм растворяют в достаточном количестве горячей воды, прибавляют раствор 10 грамм гуммиарабика, 10 грамм разведенной (аптечной) соляной кислоты (содержащей 2,5 грамма HCl) и раствор 30 грамм химически чистого железного купороса; затем добавляют воды до 1000 куб. см и 1 грамм карболовой кислоты. Взболтав все основательно, оставляют стоять в закупоренной склянке 3 суток и сливают без фильтрования с осадка, если таковой образуется. Соляную кислоту, по моим наблюдениям, лучше заменить 5 граммами виннокаменной, так как при действии дневного света она восстановляет соли окиси железа и не допускает, поэтому, образование осадка, пока сама не окислится до конца. Избыток виннокаменной кислоты задерживает почернение написанного, поэтому лучше прибавлять ее понемногу в свой запас Ч., когда они станут показывать присутствие осадка. Приготовленные таким способом Ч. дают вполне черный шрифт дня через три, но во время писания они очень бледны, поэтому к ним необходимо прибавлять какой-либо пигмент. Обыкновенно на литр Ч. прибавляют раствор грамм 2-3 какой-либо растворимой в воде анилиновой краски: черной (нигрозина), зеленой ("кислотной зелени"), синей ("растворимой в воде") или красной (фуксин для кислых растворов). Этого рода Ч. окажутся, вероятно, лучше большей части продажных. Из других Ч. можно указать следующие. Дешевые для школ: в местах, где растет бузина (Sambucus niger), можно брать 1000 грамм спелых ягод ее, истолочь их палкой в горшке, выжать сок, закручивая массу в тряпку, прибавить 20 гран квасцов и 50 грамм уксуса (лучше древесного) и дать хорошо отстояться. Затем, процедив через тряпку (которую можно натянуть на ножки опрокинутого табурета четырьмя гвоздями), прибавляют 50 грамм железного купороса. Оттенок получается фиолетовый, по черноте далеко уступающий хорошим Ч., но вполне достаточной прочности. Другие дешевые Ч., "хромитин" Рунге: воды 1000 куб. см, экстракта кампешевого дерева 20 грамм, желтой хромово-калиевой соли 0,1 грамма. Хромовую соль надо прибавлять в растворе, понемногу, и пробовать цвет; избыток ее производит осадок и порчу всей порции Ч. Нельзя также брать слишком густой раствор экстракта: получается студенистая масса. Цвет и прочность удовлетворительны, но Ч. обыкновенно "дурно сходят с пера". Чтобы устранить этот недостаток, рекомендуют прибавлять очень немного сулемы, которая устраняет и плесень. Все эти Ч. не годятся для "копирования" (см.), для этого к ним надо прибавить от 1 до 2% глицерина или патоки, чтобы придать им гигроскопичность. Под названием "двойных копировальных Ч." продают более густой раствор тех же веществ, удается снять 2 и даже 3 копии, но Ч. получаются густоватые, нехорошо сходящие с пера и до копирования летом, в дождливое время, легко прилипающие к другим наложенным на писанное листам бумаги. Копировать прессом надо сейчас же после писания; когда чернила хорошо высохнут, они переходят уже с трудом; в таком случае полезно смочить переводимый лист с задней стороны, если это можно. Копировальные Ч. по Бёттгеру приготовляются так: 64 части экстракта кампешевого дерева и 16 частей соды растворяют в 270 частях воды, прибавляют 64 части глицерина и 2 части средней хромово-калиевой соли, растворимой в малом количестве горячей воды, и затем 16 частей гуммиарабика. Ч. эти могут дать три копии при протирании рукой и затем еще две под прессом, но в сырую погоду могут легко размазываться и растекаться. Анилиновые и другие современные искусственные краски могут давать Ч. всех цветов; из них довольно прочны только Ч. из растворимого в воде нигрозина. Но сорта этих красок до того разнообразны, что нельзя рассчитывать всегда получить под тем же названием вещество тех же качеств. Синие гектографические чернила получаются, растворяя 10 грамм "водяной синей" "extra" и 10 грамм глицерина в 50-100 граммах воды; густой раствор дает больше копий, но затрудняет писание. Еще сильнее окрашивает раствор 10 грамм "фиолетовой метиловой кристалловой" и 5 частей глицерина в 10 граммах воды, 10 граммах алкоголя и 5 граммах разбавленной уксусной кислоты. Можно всю смесь нагревать несколько часов при 60° Ц. и затем процедить через фланель (иначе нерастворенные частицы будут засорять перо) или тщательно растереть в ступке краску с глицерином и частью воды, затем прибавить алкоголь и сколько нужно воды. Гектографические копии очень скоро вполне выцветают от действия света и сырости, так же, как и отпечатки пишущих машин, если Ч. и пропитанные ими ленты содержат одни анилиновые пигменты. Самая фабрикация лент очень сложна. Для конторских и учебных целей требуются красные и синие Ч. Более дешевые красные приготовляются из фернамбукового дерева: 80 грамм его стружек вымачивают и вываривают в воде; профильтровав отвар и дополнив его водой до 600 куб. см, прибавляют 20 грамм гумми, 20 грамм квасцов и немного виннокаменной кислоты, если оттенок не довольно ярок. По другому рецепту, берут 17 грамм фернамбукового дерева, 120 грамм воды, 3 грамма квасцов, 2 грамма "оловянной соли" (хлористого олова) и 2 грамма виннокаменной кислоты. Из кармина приготовляют красные Ч., растворяя 8 грамм его примерно в 1000 граммах нашатырного спирта и прибавляя 20 грамм гумми. По мере испарения аммиака, кармин осаждается, но избыток этого растворителя придает Ч. фиолетовый оттенок, который можно устранить, прибавляя понемногу уксусной кислоты. Прочные синие Ч. представляют раствор 10 грамм индиго-кармина и 5 грамм гумми в 50-100 граммах воды. Менее прочные, но более яркого цвета приготовляются из раствора свежеосажденной берлинской лазури в растворе щавелевой кислоты с прибавкой гумми. Высушенная продажная берлинская лазурь трудно растворима в щавелевой кислоте. Для метки белья требуются невыводимые Ч. Надежнее других содержащие серебро: 1 грамм ляписа растворяют в малом количестве воды, прибавляют нашатырного спирта понемногу, пока образовавшийся осадок не растворится. В другом сосуде растворяют 2 грамма соды и 2,5 грамма гумми в небольшом количестве воды, смешивают оба раствора и нагревают в водяной бане, пока образовавшийся осадок растворится и получится бурая жидкость. Ее оставляют густой, если хотят пользоваться штемпелем (не металлическим), и в меру разбавляют водой, чтобы писать гусиным пером. Ткань надо накрахмалить или проклеить раствором гумми, если желают, чтобы Ч. нисколько не растекались. Для закрепления надо держать на солнце или прогладить горячим утюгом. Цвет получается буроватый, но вполне выдерживает многократную стирку. Обыкновенные типографские Ч. составляют вполне прочную штемпельную краску для тканей. Ч. для металлических штемпелей бывают обыкновенно масляные: берут, смотря по цвету, сажу, ультрамарин, киноварь или ярь в порошке и растирают их с оливковым или касторовым маслом, так как при употреблении высыхающего масла Ч. скоро засыхают и загрязняют штемпель. Можно также брать анилиновые краски, так называемые "растворимые в масле". Для каучуковых штемпелей, становящихся от масла липкими, берется смесь глицерина и раствора гумми с растворимыми в воде анилиновыми красками. Так называемые "симпатические" Ч. невидимы, пока не были подвержены соответственной обработке. Еще Парацельс нашел, что хлористый кобальт светло-розового цвета становится голубым, теряя воду, при нагревании и опять розовеет, втягивая влажность из воздуха; роданистый кобальт еще чувствительнее. Другие симпатические Ч., потемнев от нагревания, снова не исчезают: таковы слабые растворы азотно-медной соли, хлористой меди, бромистой меди, сок лимона, капусты, лука и артишоков. Написанное раствором свинцового сахара проявляется от смачивания раствором сернистой щелочи, 10% раствор азотной закиси ртути дает писание, чернеющее от паров аммиака.

    Исследование Ч. Для судебных надобностей бывает очень важно удостовериться, нет ли в рукописи позднейших приписок или переделок. Многое можно разглядеть в лупу и рассматривая поверхность бумаги при ярком "скользящем" освещении: она представляется тогда почти зеркальной и следы подчисток становятся заметнее. Все Ч. дают более или менее заметный отпечаток при "копировании", но время и состав Ч. влияют очень сильно на результат; поэтому на отпечатке весьма часто новая приписка ясно выделится из старого текста. Чтобы узнать состав Ч., которыми написано данное слово рукописи, его перечеркивают гусиными перьями, смоченными разными реактивами, и наблюдают изменение цвета. Так, например, от 3% раствора щавелевой кислоты нормальные Ч. исчезают, хромитин становится фиолетовым, нигрозиновые Ч. не изменяются. От раствора белильной извести белеют Ч. с солями железа и содержащие растительные пигменты, а нигрозиновые буреют. Для восстановления выцветших рукописей, написанных Ч., содержавшими железо, применяются обыкновенно два приема: рукопись слегка увлажняют водой и помещают на решетке в верхней части ящика, на дне которого поставлен сосуд с раствором сернистого аммония. Образуется серо-черное сернистое железо и шрифт становится видимым, но ненадолго, так как оно через некоторое время снова окисляется. Другие приемы, дающие более прочные результаты, легко могут вести к уничтожению рукописи, потому что требуют перевода железа, оставшегося от Ч., в растворимое состояние. Так, бумагу можно слегка смочить 1% раствором чистой соляной кислоты в воде, губкой или с помощью пульверизатора. Когда бумага почти вполне просохнет на воздухе, ее посыпают очень мелко истолченной "желтой кровяной солью" (железисто-синеродистым кали), накрывают куском стекла и слегка нагружают. Через несколько часов стекло снимают, дают бумаге вполне высохнуть и сметают порошок кистью: шрифт выступает голубым цветом. Чтобы бумага не разрушилась, необходимо вымочить ее в 2% растворе соды и затем в нескольких переменах воды. Успех всецело зависит от надлежащей степени воздействия соляной кислоты, при слишком сильном письмо может исчезнуть вполне. Для рукописей на пергаменте начинают с погружения в чистую воду или действия паров кипящей воды, пока пергамент не разбухнет. В таком состоянии его исписанную поверхность не следует вовсе трогать, но дав воде хорошо стечь, надо погрузить на 5 секунд в 1% раствор щавелевой кислоты в воде, облить чистой водой и погрузить в 1% раствор галловой кислоты в воде, оставляя в нем, пока шрифт не получит наибольшей силы. После этого пергамент промывают в нескольких водах и сушат. Обыкновенно при такой обработке темнеет более или менее и весь пергамент. Вместо щавелевой кислоты можно подвергать размоченный пергамент действию паров уксусной кислоты в ящике, как выше описано для сернистого аммония. Время воздействия очень различно для разных случаев, поэтому надо сначала попробовать на уголках и обрабатывать всю рукопись только в случае успеха пробы. Для документов было предложено много невыводимых Ч., но пока оправдали ожидание только ванадиевые Ч. Берцелиуса, получаемые от прибавления нескольких капель раствора ванадиево-кислого аммония к раствору экстракта синего сандала. Эти Ч. не исчезают ни от какого реактива, не разрушающего бумагу. Ч., содержащие разные виды угля, не проникают в бумагу и легко смываются механически.

    В. Лермантое.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. черни́ла;
    2. черни́л;
    3. черни́лам;
    4. черни́ла;
    5. черни́лами;
    6. черни́лах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ЧЕРНИ́ЛА, -ил. Красящая жидкость для писания. Чёрные ч. Красные ч.

    | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и нек-рых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неод.).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -ни́л, мн.

    Водный раствор какого-л. красящего вещества, употребляемый для письма.

    Красные чернила. Бутылка чернил.

    Приехал доктор, осмотрел, выслушал Тему, потребовал бумаги, перо, чернила, написал рецепт. Гарин-Михайловский, Детство Темы.

    Чернила расплывались, от букв пошли во все стороны лапки. М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина.

    - симпатические чернила

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ЧЕРНИ́ЛА, чернил, ед. нет. Жидкий красящий состав для писания. Черные чернила. Цветные чернила (красные, зеленые и т.п.). Ализариновые чернила. Копировальные чернила. Бутылка чернил.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    Водный раствор красящего вещества, употребляемый при письме.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Словарь символов

    В исламе отражение всех существующих потенциальных возможностей. Чернила ученого подобны крови мучеников (Мухаммед).

  13. Источник: Словарь символов



  14. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    черни́ла мн., др.-русск. чьрнило, ст.-слав. чрънило μέλαν (Супр.). По-видимому, калькирует ср.-греч. μελάνιον, нов.-греч. μελάνι. Мейе (RS 2, 68; Ét. 186, 316) видит в этом слове передачу лат. ātrāmentum. Шрадер – Неринг (2, 535) правильнее искали источник в греч. μέλαν (γραφικόν).

  15. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    мн. ink ед. копировальные чернила несмываемые чернила симпатические чернила не успели еще высохнуть чернила, как ≈ the ink had hardly dried whenмн. ink sg.;
    писать ~ми write* in ink.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    чернила мн. Tinte f c

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мн. ч.

    Tinte f

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    мн.

    encre f

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    мн.

    tinta f

    симпати́ческие черни́ла — tinta simpática

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    мн.

    inchiostro

    симпатические чернила — inchiostro simpatico

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Научно-технический энциклопедический словарь

    ЧЕРНИЛА, цветная жидкость, используемая для письма, черчения или печати. Может быть окрашена взвесью пигмента или растворимой краской. В этом случае это обычно АНИЛИНОВЫЙ краситель, и такие чернила применяются для шариковых ручек. Чернила для печати обычно содержат мелкую взвесь сажи в олифе, часто с добавлением синтетических смол. Некоторые чернила высыхают за счет испарения летучих растворителей.

  29. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  30. Энциклопедия Кольера

    жидкий или пастообразный материал, используемый для письма, черчения или печати с целью записи информации на достаточно долговечном носителе. Египтяне нашли подходящий материал для письма на папирусе за 2500 лет до н.э. Их чернила состояли из водорастворимых натуральных смол, клея и воды или, возможно, масла в смеси с порошкообразным животным или растительным углем в качестве красящего вещества. Современные чернила имеют мало общего с вышеупомянутым примитивным материалом древних времен, за исключением одного свойства. Все чернила представляют собой однородные смеси носителя и красящего вещества с другими веществами, часто добавляемыми для придания материалу особых свойств. Носителем может быть простой растворитель, но большинство носителей состоит из растворителя и растворенной в нем смолы или другого достаточно летучего соединения с адгезионными свойствами; иногда в качестве носителей используются очищенные или неочищенные масла. Красящее вещество представляет собой смесь пигментов или красителей.

    Чернила для письма. Чернила для письма должны обладать рядом особых свойств, чтобы отвечать своему назначению. Самые общие из этих свойств - однородность, текучесть, физическая и химическая стабильность, по возможности слабый и безвредный запах, интенсивный цвет и образование нелипкой пленки по высыхании. Растворителем для этих чернил обычно является вода, хотя к ним могут добавляться в небольших количествах органические растворители для улучшения текучести и стабильности. В качестве красящего вещества в чернилах для письма обычно используется водорастворимый органический краситель. Однако чернила с такими красителями недолговечны и сравнительно быстро обесцвечиваются. В тех случаях, когда требуется длительная сохранность документов, в чернильную смесь в качестве стабилизатора добавляют некоторое количество железосодержащего соединения. Чернила для документов обычно представляют собой растворенные в воде смеси дубильной кислоты, галловой кислоты, сульфата железа (II) (стабилизатор) и синего красителя. Такие чернила первоначально имеют синий цвет, однако при воздействии воздуха образуется галлотаннат железа (III) и чернила постепенно чернеют. Галлотаннат железа - высокостабильное соединение, однако если он все же разлагается до оксида железа, то чернильная пленка сохраняется на бумаге и может быть обработана раствором галловой или дубильной кислоты, восстанавливающим ее черный цвет. Индийские чернила (тушь), используемые для черчения, представляют собой долговечную суспензию газовой сажи в смеси с шеллаком, бурой или мылом в воде. Сухая чернильная пленка, содержащая шеллак, достаточно водостойка и долговечна.

    СТРАНИЦЫ КОРАНА (15-16 в., Миланская библиотека).

    СТРАНИЦЫ КОРАНА (15-16 в., Миланская библиотека).

    Чернила для печати. Смеси носителей с красящим веществом, переносимые на основу специальной машиной с целью создания отпечатка, называются печатными чернилами (печатной, или типографской, краской). Их базовый состав зависит от технологии печати. Сегодня практически все используемые технологии печати подразделяются на три основные категории: высокая, плоская (литографская или офсетная) и глубокая (металлографическая или ротационная) печать. В процессе высокой печати краска наносится на выступающую металлическую поверхность. Отпечаток с этой рельефной поверхности обычно делается на бумаге. В процессе плоской печати краска наносится на плоскую металлическую или каменную поверхность, предварительно обработанную таким образом, чтобы краска удерживалась только в ее определенных местах; отпечаток с этих мест передается на бумагу или другую аналогичную поверхность. В процессе глубокой печати используются химически вытравленные или выгравированные выемки в поверхности печатной формы; выемки наполняются краской, которая затем переносится на печатаемую поверхность, создавая отпечаток вытравленного рисунка. Состав печатной краски определяется используемой технологией печати. Для высокоскоростных машин ротационной глубокой печати требуются маловязкие краски, которые легко заполняют мелкие ячейки, вытравленные на поверхности формного цилиндра, эффективно удаляются ракелем с пробельных (непечатающих) элементов формы и мгновенно переносятся на поверхность при контакте с ней. Поскольку краски для ротационной глубокой печати высыхают в основном путем испарения и лишь частично в результате поглощения жидкости бумагой, носитель должен содержать высоколетучие растворители. Смолы или связующие с пигментами в составе носителя должны хорошо растворяться в растворителе и по нанесении на основу оставлять отпечаток, который быстро высыхает и прочно держится. Краски для глубокой печати с помощью гравированных стальных или медных пластин (гравюр) содержат носитель совершенно иного типа, имеющий густую маслообразную консистенцию. Они не должны содержать жиров, потому что после заполнения выемок избыток краски должен легко удаляться с пробельных участков пластины. Поскольку в этом медленном, требующем высокой точности процессе в качестве печатной основы обычно используется жесткая бумага и другие плотные материалы, медленная сушка отпечатков обусловлена плохим поглощением чернил основой. Чтобы краска не засыхала в выемках, применяются медленно сохнущие растворители. Однако растворитель должен быть достаточно летучим, а связующее - достаточно густым, чтобы нанесенная на основу краска хорошо высыхала и не была липкой. Процесс сушки краски для высокой и плоской печати лишь в малой доле основан на испарении. Обычно краски для высокой печати обладают большой вязкостью, густотой и липкостью, когда находятся в печатной машине. Краски для литографской печати еще гуще, однако менее вязки и довольно липки. В качестве носителей таких красок используются полимеризованные масла или смолистые лаки с сушителями; сушатся они в основном посредством окисления. Льняное, тунговое, соевое масло, льномасляные лаки - типичные ингредиенты таких печатных красок. Носители для флексографии и газопламенной сушки содержат небольшую долю летучих растворителей. Вязкость этих носителей регулируется количеством растворителя и свойствами используемого связующего. Назначение печатной продукции также играет роль в определении состава носителя. Например, краски для печати журналов не подойдут для печати целлофановых оберток конфет, поскольку их носитель не обладает достаточной липкостью и может быть размягчен ингредиентами конфеты. Выбор компонентов носителя определяют такие свойства, как блеск, запах, прозрачность, стойкость к царапанью, истиранию и действию химреактивов. В качестве красящего вещества используется пигмент (в отличие от красителя это - нерастворимый компонент печатной краски). Он размалывается исключительно тонко, поскольку должен быть однородно распределен в носителе. Некоторые неорганические пигменты, включая гидратированные оксиды железа, мел и каолин, встречаются в природе, и для использования в печатной краске их требуется только размолоть, промыть и очистить. Важные неорганические пигменты, выпускаемые промышленностью, - хромовый желтый, железный синий, молибдатный оранжевый, кадмиевый красный и диоксид титана. Органические пигменты - это нерастворимые красящие вещества, изготавливаемые из природных или синтетических красильных материалов. Ганза желтый, бензидиновый желтый, метиловый фиолетовый, переливчатый синий, эозин, флоксин и литолевый красный - наиболее распространенные пигменты этого типа. За немногими исключениями черные пигменты, применяемые в печатных чернилах, состоят из углерода: в основном это сажа (газовая, печная или ламповая). Смесь порошков алюминия и меди или порошок бронзы используется для создания металлического оттенка. Присутствие пигмента влияет на такие свойства печатных красок, как блеск, прозрачность, консистенция, долговечность, стойкость к выцветанию и воздействию масел и мыла. Выбор подходящих пигментов ограничивается назначением данной печатной продукции.

    Производство печатных красок. Главный процесс в производстве печатных красок - размол пигмента и его диспергирование в носителе. Для большинства красок высокой и плоской печати этот процесс проводится в вальцовых мельницах, вальцы которых вращаются с немного различающимися скоростями. При смешении летучих веществ, например при приготовлении красок для глубокой печати, используются шаровые мельницы. Для изготовления носителей, смешения, гомогенизации и обработки промежуточных и конечных продуктов применяется соответствующее химико-технологическое оборудование.

    Краски для газет. Состав газетных типографских красок выбирается так, чтобы обеспечить быструю печать с приемлемым качеством воспроизведения. В данном случае долговечность и стойкость к истиранию - малозначащие факторы, поскольку срок службы газеты короток и из соображений экономии нецелесообразно использовать дорогие красочные материалы, придающие изделию высокое качество. Газетные краски довольно жидкие, особенно когда они предназначаются для высокоскоростных ротационных печатных машин, которые одновременно запечатывают обе стороны бумаги. Если они имеют черный цвет, то почти целиком состоят из носителя на основе минерального масла и углеродной сажи в качестве пигмента с малой добавкой тонирующего красителя или пигмента, чтобы подавить коричневые тона масла и подчернить пигмент. Вещества-сушители обычно не добавляются; сушка происходит в результате поглощения масла газетной бумагой. В цветных газетных красках используют очищенные масла или прозрачные смоляные носители для получения чистых цветов. Если по условиям печати требуется применение нескольких цветов, то отпечаток одного цвета наносится поверх другого; при этом используются более дорогие краски, содержащие вещества-сушители.

    Специальные печатные краски. Для печати этикеток и оформления таких изделий, как стеклянные бутылки, обои, упаковка из пластиковой пленки, банки из алюминиевой фольги, тюбики для зубной пасты, пергамин, целлофан, текстиль, металлические игрушки и контейнеры, требуются специальные краски. Кроме носителя-пленкообразователя и красящего вещества, они содержат дополнительные вещества, придающие краске специальные характеристики. Химик-полиграфист так подбирает состав печатных красок, чтобы они соответствовали свойствам поверхности, на которую наносятся.

    См. также ПОЛИГРАФИЯ.

    СИМПАТИЧЕСКИЕ ЧЕРНИЛА

    Симпатические чернила, называемые также невидимыми или секретными чернилами, остаются невидимыми невооруженным глазом, пока не подвергаются выявляющей их обработке. Определение "симпатические" впервые использовал для таких чернил французский химик Н. Лемери в своем Cours de Chymie (1675).

    Историческая справка. Филон Александрийский (1 в. н.э.) впервые указал состав для таких чернил; он описал способ письма с помощью экстракта из чернильных орешков и обработку документа раствором железо-медной соли, которая придавала написанному тексту темносиний цвет. Овидий (43 до н.э. - 18 н.э.) рекомендовал влюбленным способ тайнописи молоком, выявляемой посыпанием бумаги сажей. После сдувания сажи на бумаге остаются ее мельчайшие частицы, прилипшие к тем местам, где были буквы, написанные молоком. Плиний Старший (ок. 23-79) в своей Естественной истории упоминает о соках растений, надписи которыми выявлялись таким же способом. Есть сведения, что в 9 в. арабские священники писали симпатическими чернилами имя пророка Мухаммеда на камнях, и эти надписи становились видимыми от воздействия тепла прикоснувшейся к ним руки. В средневековой Европе секретные чернила нередко применялись мошенниками для демонстрации аналогичных "чудес". В период с 14 по 17 вв. папский двор, итальянские города-государства и другие страны применяли тайнопись для передачи секретной дипломатической корреспонденции. Во время Войны за независимость в Северной Америке невидимые чернила использовали как американские колонисты, так и британцы. Простые симпатические чернила, применявшиеся до Первой мировой войны, довольно легко выявлялись. Во время обеих мировых войн применение таких чернил широко распространилось, причем состав чернил стал более сложным, что затрудняло их выявление. Современные методы изучения документов достигли такого уровня, что сейчас вряд ли найдутся секретные чернила, которые не удалось бы обнаружить.

    Виды чернил. Симпатические чернила классифицируются различными способами. Э. Митчел и Т. Хепворт различают их по цвету при проявлении, а Ф. Марживаль - по методам обнаружения. Еще один способ классификации определяется природой чернил, основу которых могут составлять: 1) кровь и выделения тела (пот, слюна, моча); 2) пищевые растворы и соки фруктов, овощей и растений; 3) химические препараты (кислоты, основания и соли); 4) разнообразные вещества, включая мыльные растворы и клейкое вещество растений. Используются и довольно распространенные вещества, доступные в жидком состоянии или в растворе: уксусная кислота (бесцветный уксус), вишневый и цитрусовые соки, кальцинированная и питьевая сода, рис, соль, сахар, вода, квасцы, аспирин, гуммиарабик, борная кислота, бура, крахмал, аммиак, сульфат магния (соли Эпсома), сульфат меди, нитрат серебра (или аргирол) и иод. Материалы, на которых можно писать симпатическими чернилами, разнообразны. Шире всего используется бумага, реже - ткани, тогда как стекло, дерево, металлы и пластмассы применяются редко. Для письма некоторыми видами симпатических чернил требуются специально подготовленные поверхности.

    Методы выявления. При изучении документов для обнаружения тайнописи используются оптические, механические, термические и химические методы. Оптические методы включают просмотр в видимом свете, под проникающим излучением, в ультрафиолетовом свете от кварцевой лампы и в инфракрасных лучах, а также использование фотографии. Видимый свет направляется на документ прямо или наклонно, а сам документ размещается на матовом светотехническом стекле, причем подсветка создается расположенной под ним лампой накаливания с матированной колбой. При таком просвечивании надпись, содержащая нитрат серебра, темнеет и становится видимой. Проникающее излучение может направляться на документ прямо, наклонно или почти параллельно поверхности. Многие виды чернил флуоресцируют в ультрафиолетовых лучах. Механические методы включают:

    1) посыпку бумаги тонким порошком графита, охры, сурьмы или оксида железа; 2) воздействие парами иода; 3) увлажнение водой, растворами иода (иногда с добавлением иодида калия), ультрамарина или других красителей. Термическое исследование обычно проводится путем воздействия на тайнопись умеренно нагретым телом, например утюгом; при этом надо позаботиться о том, чтобы не повредить документ. Надписи, содержащие нитрат калия, обнаруживаются касанием их открытым пламенем, в результате чего это соединение разлагается. Следует соблюдать осторожность с учетом того, что некоторые кислоты разлагают как надпись, так и бумагу. Химические методы охватывают:

    1) воздействие парами аммиака, перекиси водорода или сероводорода; 2) увлажнение специальными растворами; 3) погружение в химическую ванну; 4) выполнение контактных фотографий с применением специальных химреактивов или без него. Современные методы обнаружения тайнописи оставляют преступникам мало шансов на успешное использование симпатических чернил.

  31. Источник: Энциклопедия Кольера



  32. Энциклопедический словарь

    ЧЕРНИ́ЛА -ни́л; мн. Раствор какого-л. красящего вещества, употребляемый для письма. Красные, чёрные, синие ч. Ч. расплывались. Набрать чернил в авторучку. Обмакнуть перо в ч. Писать чернилами. Вода как ч. (очень тёмная, чёрная).

    Симпати́ческие черни́ла (см. Симпати́ческий).

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Библейская энциклопедия Брокгауза

    В древности Ч. делали из сажи, получаемой от сгорания смолы, дегтя или хвои, разбавляя ее камедью с водой или уксусом; Ч. были черного цвета. Мишна выдвигает такое требование: "Свиток закона следует писать чернилами, изготовленными из сажи от масла, растворенной в соке чернильного орешка". Ч. писали на коже (пергаменте), папирусе (Иер 36:18; 2Кор 3:3; 2Ин 12; 3Ин 13) и на керамич. черепках (остраках). (см. Письмо, II см. Книга, I и II). Часто Ч. хранили в спец. чернильнице, изготовл. из рогов копытных животных, дерева или металла; носили ее на поясе.

  35. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  36. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    черн’ила (Иер.36:18; 2Иоан.1:12; 3Иоан.1:13; 2Кор.3:3 ) — в древности изготовлялись из сажи, смешанной с водой с добавлением какого-либо клейкого вещества. (см. ученость)

  37. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  38. Реальный словарь классических древностей


    • Μέλαν,

    род жидко приготовленных цветных чернил для письма на папирусе, βίβλος. Чернильница называлась πυξίς или μελανοδόχον. Вместо перьев употребляли тростник (κάλαμος, γραφεύς), а для письма на навощенных дощечках острый грифель (γραφει̃ον).

  39. Источник: Реальный словарь классических древностей



  40. Русско-английский политехнический словарь

    ink

    * * *

    черни́ла мн.

    ink

    гектогра́фские черни́ла — hectographic ink

    магни́тные черни́ла — magnetic ink

    несмыва́емые черни́ла — indelible ink

    симпати́ческие черни́ла — sympathetic [secret] ink

    хими́ческие черни́ла — indelible ink

  41. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  42. Dictionnaire technique russo-italien

    мн. ч.

    inchiostro m

    - магнитные чернила

    - несмываемые чернила

    - симпатические чернила

    - токопроводящие чернила

    - формовочные чернила

    - химические чернила

  43. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  44. Русско-украинский политехнический словарь

    техн., мн.

    чорни́ло

    - литейные чернила

    - формовочные чернила

  45. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  46. Русско-украинский политехнический словарь

    техн., мн.

    чорни́ло

    - литейные чернила

    - формовочные чернила

  47. Источник: Русско-украинский политехнический словарь