Словарь Брокгауза и Ефрона

    (воты, вожане) — народ финского племени, остатки которого существуют и теперь в уездах Петергофском и Ямбургском С.-Петербургской губ. Впервые имя В. встречается в древнем новгородском "Уставе о мостех", приписываемом Ярославу Мудрому, когда водь, или вожане, составляли одну из пяти новгородских областей, примыкавшую к Финскому заливу. Область распространения их ни в то время, ни ранее точно указать нет возможности, но основываясь на водских названиях теперешних селений: Водьвой — у Нарвского залива, Водского — в Лужском уезде, Водосьи, Воцкого и друг., можно предположить, что поселения В. простирались первоначально от Финского побережья и Наровы на юг — к Ильменю и за Ильмень, на восток — ко Мсте, откуда они были вытеснены племенем новгородских славян. Сохранились упоминания о В. и у новгородских летописцев. Так, под 1069 г. находим известие, что при одержании новгородцами победы над полоцким князем Всеславом побито много вожан, бывших в союзе с последним. Под 1149 г. передается, что на В. напала емь, но была разбита водью при помощи новгородцев.

    Со второй половины XII в. о В. встречаем известия и в иностранных источниках, переименовавших их в ватландцев, а страну, ими населенную, в Ватландию. Вскоре начинаются попытки распространить здесь христианство. Первое приказание об этом было дано первому упсальскому епископу, Стефану, папою Александром III (1159-1181). Папа Григорий IX в 1230 г. буллою к епископу Упсальскому предписывает запретить всем христианам под наказанием отлучения от церкви привозить к язычникам корельским, ингерским, лапским и ватландским оружие, железо и деревянные изделия, чтобы вера Христова в этой местности не была опять искоренена ее врагами. В 1255 г. Папа Александр IV на донесение рижского архиепископа о желании идолопоклонников в Ватландии, Ингрии и Корелии принять христианство приказал архиепископу поставить особого епископа для названных земель. С 1240 г. вторгаются в страну В. в союзе со шведами и финнами (сумь и емь) ливонские рыцари, которые в следующем году даже овладели всею страною и были вытеснены оттуда только победою Александра Ярославича Невского. Рыцари не раз вторгались и после, разоряли В. и захватывали пограничные владения, но не надолго. Новгородцы никому не уступали своей власти над В. и ее землею. В позднейших известиях наших летописцев (XV, XVI и XVII вв.) встречается более упоминаний о Водской пятине, нежели о В., которая мало-помалу теряла свои этнографические особенности и сливалась с славянами. С исчезновением Водской пятины исчезла окончательно в наших источниках память и о В. Обыкновенное русское название води, сохранившееся и до сих пор в С.-Петербургской губ., — чудь (литературу о води — см. под словом Водская пятина).

    В. Р.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    прибалтийско-финское племя, жившее южнее Финского залива, на территории Водской пятины в северо-западной части Новгородской земли. Хотя В. упоминается в источниках с 11 в., учёные полагают, что процесс слияния В. со славянами происходил ещё с 9 в. Язык В. близок к северо-восточному наречию эстонского языка. Процесс славянизации В. завершился в 19 в. Отдельные поселения В. существуют на южном побережье Финского залива.

    Лит.: Седов В. В., Этнический состав населения северо-западных земель Великого Новгорода (IX—XIV вв.), в сб.: Советская археология, т. 18, М., 1953.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    ВОДЬ, -и, жен., собир. Народ, живущий немногочисленной группой в Ленинградской области в районе реки Луги.

    | прил. водский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Прибалтийско-финское племя, жившее южнее Финского залива в северо-западной части Новгородской земли.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    ВОДЬ (самоназвание - вадьялайн) - народ в Российской Федерации. Численность - менее ста человек (1992). Язык водский. Верующие - православные.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Современная энциклопедия

    ВОДЬ (самоназвание вадьялайн) - народность общей численностью менее 100 чел. проживающая на территории Российской Федерации. Язык - водский. Религиозная принадлежность верующих: православные.

  11. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    прибалт.-фин. народность в Ингрии, к востоку от Нарвы. Из водск. Vad'd'a, фин. vaaja "клин", эст. vai, род. п. vaja "клин". Сюда же Wagia – название одной из провинций Эстонии у Генриха Латвийского. Финно-угорское слово, считается заимств. из балт.; ср. лит. vãgis "клин", лтш. vadzis – то же; см. Томсен, SA 4, 407; Сетэлэ, JSFOu 17, 46; Språkv. Sällsk. i Uppsala Förh., 1885, стр. 88. О балт. словах. см. Траутман, BSW 337.

  13. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  14. Энциклопедический словарь

    ВОДЬ -и; ж. Прибалтийско-финское племя, жившее в Водской пятине Невской земли (между р. Волховом и Лугой) и слившееся к 19 в. с русским населением.

    * * *

    водь

    (самоназвание — вадьялайн), народ в России. Численность — менее ста человек (1992). Язык водский. Верующие — православные.Водь.

    * * *

    ВОДЬ

    ВОДЬ, народ в Российской Федерации. Численность — 73 человека (2002). Язык води близок к северо-восточному наречию эстонского языка. Водский язык бесписьменный, его знают лишь некоторые люди старшего поколения. Антропологически водь относится к восточно-балтийскому типу большой европеоидной расы. Верующие — православные.

    Водь в древности — прибалтийско-финское племя, жившее южнее Финского залива, на территории Водской пятины в северо-западной части Новгородской земли. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к первому тысячелетию нашей эры, когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Водь упоминается в источниках с 11 века, уже тогда шел процесс слияния води со славянами. В 1848 численность води составляла 5,1 тыс человек. Процесс славянизации основных групп води завершился в 19 веке. На рубеже 19—20 веков остатки води населяли западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский район) — нижнее течение реки Луги. В 1943 водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращении в СССР в 1944—1945 до середины 1950-х годов для води существовали ограничения на расселение в родных местах. Современная водь — потомки северо-западной группы води.

    Хозяйство водских крестьян в 18—20 веках было схоже с хозяйством других народов региона — русских, ижоры, ингерманландских финнов. Основой хозяйства было земледелие. Водь выращивала зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа, капуста), с 19 века — картофель; разводила крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен был коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях близ Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. Широко были распространены отхожие промыслы, крестьяне уходили на заработки в Петербург или Нарву.

    Древним жилищем води являлась рига, подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов были объединены под одной крышей. Слово «рихи» на водском языке обозначало жилой дом вообще. С 19 в. жилой постройкой становится изба.

    Мужская водская одежда утратила специфические черты к началу 19 в. Лишь источники 18 в. отмечают ношение шапки с красным верхом, отороченной мехом как особенность костюма водских мужчин. В комплексе женской одежды различались одежда девушек, молодок и женщин. Девушки носили глухой сарафан из белого холста без рукавов — «амы», поверх которого надевали короткую кофту «ихад». После выхода замуж женщине коротко стригли, а до второй половины 19 в. даже брили волосы и одевали высокий головной убор из белого полотна — «пайкас».

    В основе традиционной кухни — кислый ржаной хлеб, каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины 19 в. — картофель. Из овса готовили толокно, были распространены кисели, молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, плоские ячменные лепешки «иивакко», мясные блюда. Самым распространенным напитком было пиво.

    У православной води долгое время сохранялись пережитки язычества. К 16 веку относятся сведения о распространении в Водской земле идолопоклонничества и о жрецах, которых называли арбуи. На рубеже 19—20 веков сохранялись пережитки почитания природных объектов: деревьев, камней.

    Основной формой семьи в 20 веке стала малая семья. Для води был характерен свободный выбор брачного партнера молодыми людьми. Сватовство делилось на два этапа: собственно сватовство, когда жених и невеста обменивались залогами и «табаки», когда в дом невесты приезжали жених с родителями и привозили с собой табак, пироги («чиима-пиирага»). Курение табака всеми участниками церемонии было непременным элементом этого этапа.

    Широко распространены были свадебные причитания, исполнявшиеся в доме невесты самой невестой и ее подружками. Свадебные и лирические песни води исполнялись с сопровождением на кантеле. Накануне свадьбы, как невеста, так и жених совершали ритуальное мытье в бане. В похоронной обрядности сохранялись многочисленные языческие пережитки. Долгое время обычными были захоронения в святых рощах. Могилы могли обкладывать камнями.

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Советская историческая энциклопедия

    прибалт.-фин. племя, жившее южнее финского зал., в сев.-зап. части Новгородской земли, одна из пятин к-рой называлась "Водской". В. упоминается в источниках с 11 в. Могильники В. с кам. кладками (2-я пол. 1-го тыс. н. э.) сходны с эстонскими и финскими. В 9-14 вв. В. смешалась со славянами, Курганы В. 11-15 вв. сходны со славянскими. В женском костюме этого времени сохранялись этнографич. особенности. Язык В. близок к сев.-вост. наречию эст. яз. Процесс славянизации В. завершился в 19 в.; отд. поселения В. сохранились на юж. побережье финского зал.

    Лит.: Кеппен П., Водь и водская пятина, "ЖМНП", 1851, май, ч. 70; Западнофинский сб., Л., 1930; Аристэ П., Происхождение водского языка, "Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Филологич. науки", 1947, No 4; Седов В. В., Этнич. состав населения сев.-зап. земель Вел. Новгорода, в сб.: "CA", т. 18, М., 1953.

  17. Источник: Советская историческая энциклопедия



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: