Толковый словарь Ефремовой

    м. разг.-сниж.; = фраер I, II

  1. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  2. Философская энциклопедия

    ФРАЙЕР

    (Freyer)

    Ханс (род. 31 июля 1887, Лейпциг) – нем. социолог, профессор (с 1925). На его мышление оказали влияние как молодежное движение и мировая война, так и Платон, Гегель, Ницше («Antдus, Grundlegung einer Ethik des bewuЯ ten Lebens», 1918; «Prometheus, Ideen zur Philosophie der Kultur», 1923; «Der Staat», 1925). В произв. «Theorie des objektiven Geistes» (1923) исследуются формы и структуры объективного духа. В своей близкой к материализму работе «Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft» (1930) Фрайер рассматривает общественную структуру как сложившиеся в конкретный период формы жизни и как экзистенциальную ситуацию человека. Перу Фрайера также принадлежат следующие произв.: «Die politische Insel (eine Geschichte der Utopien)», 1936; «Macciavelli», 1937; «Weltgeschichte Europas», 2 Bde., 1948; «Theorie des gegenwдrtigen Zeitalters», 1955.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Энциклопедия социологии

    Фрайер (Freyer) Ханс (31.07. 1887, Лейпциг-18.01.1969, Эверштайнбург) - нем. философ и социолог, представитель антропологической ориентации, в немецкой социологии, один из основоположников теории индустриального общества. Ранняя работа Фрайера "Оценка хозяйства в философском мышлении XIX века" (1921) свидетельствует о его интересе к социально-философской проблематике, разрабатываемой в духе неогегельянства, отмеченного определенными заимствованиями из марксизма и исторически ориентированной политэкономии.

    Первым работам Фрайера свойственна радикальная антибуржуазность, которая в дальнейшем приобрела характер правого радикализма антибуржуазного толка ("Революция справа", 1931). По Фрайеру, утилитаристский "дух буржуазности" привел к отделению семёйно-нравственной сферы от "гражданского общества",- подчиняющего своему экономическому закону всю человеческую реальность. Это побуждает Фрайера возложить надежды на государство как единственную силу, способную воссоединить хозяйство и нравственность, избавив общество от классовой борьбы ("Государство", 1925).

    Отправляясь от этой точки зрения, Фрайер предлагает свое понимание социологии, объявляя ее "наукой о действительности". По Фрайеру, "социологию логоса" в "социологию действительности" превращает социальное действие, трактуемое в экзистенциалистском духе как акт свободного волеизъявления индивидов, противопоставленного социально-экономической необходимости, навязанной людям "буржуазным духом" и возникшим из него "буржуазным обществом". Источником такого решения индивидуальных воль является воля государства, "как выражение всеобщей воли народа".

    Преобразование буржуазных социально-экономических структур Фрайер связывает в первую очередь с далеко идущими изменениями в области науки и техники, способствующими, по его мнению, превращению буржуазного общества в индустриальное, утверждающие начала производства, требующие ликвидации существующего отделения "гражданского общества" от государства и подчинения хозяйственной жизни государству как выражению не классово-экономической, а всеобщей нравственной воли.

    Однако после того как национал-социалистская "революция справа", воспользовавшаяся аналогичными концепциями в интересах социальной демагогии, обнаружила их одиозность и несостоятельность, Фрайер произвел переакцентировку в рамках своей теории, выдвинув на передний план анализ того нового, что принесла с собой "индустриальная культура", представляющая собой, по его утверждению, "экспансию европейской рациональности" в область всех "жизненных форм" современного человека ("Теория современной эпохи", 1955; "Социальное целое и свобода отдельного индивида в условиях индустриальной эпохи", 1965; и "Мысли об индустриальном обществе", 1970). В отличие от других буржуазных теорий "индустриального общества" концепция Фрайера характеризуется стремлением акцентировать "антропологические изменения" современного человека, которые принесло с собой "индустриальное общество". Эта тенденция, воспринятая сторонниками неомарксизма и леворадикальной социологии, была подвергнута решительной критике с различных сторон. Вместе, с тем она до сих пор имеет своих приверженцев, число которых растет по мере возрастания интереса к антропологической ориентации в социологии во второй половине 70 - начале 80-х гг.

    Соч.: 1) Die Bewertung der Wirtschaft im philosophischen Denken des 19. Jahrhunderts. Lpz., 1921. 2) Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft: Logische Grundlegung des Systems der Soziologie. Lpz., B. 1930. 3) Revolution von reelits. Jena, 1931.

  5. Источник: Энциклопедия социологии