«Базилика»

Базилика в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Базилика»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Строительный словарь
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Англо-русский словарь технических терминов
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Энциклопедия Кольера
  19. Энциклопедический словарь
  20. Реальный словарь классических древностей
  21. Большой энциклопедический политехнический словарь
  22. Русско-английский политехнический словарь
  23. Dictionnaire technique russo-italien
  24. Русско-украинский политехнический словарь
  25. Русско-украинский политехнический словарь
  26. Католическая энциклопедия
  27. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    базиликами в древнем языческом Риме назывались общественные здания, предназначенные для суда и торговли, а в христианский период — церкви. Слово Б. — латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: от βασιλεύς, βασιλεχός — царь, царский. Это греческое название указывает на греческое происхождение подобных зданий, и действительно мы знаем, что в V в. до Р. X. существовало в Афинах здание, известное под названием βασιλεως στοά. Эта "стоя" была местом судебных отправлений, и в ней, по свидетельству Павзания, "заседал архонт в течение его годичного управления государством". Есть также основание полагать, что она служила иногда местом собрания ареопага и была центром письменного афинского законодательства. О форме этого здания мы, к сожалению, ничего не знаем, потому что до нас не дошло ни развалин его, ни каких-либо описавий древних авторов. Все же исторические и археологические соображения по этому поводу представляют собой лишь более или менее вероятные гадания и потому особенного внимания не заслуживают. Несомненно только одно, что это было здание с колоннами, потому что греч. "стоя" соответствует лат. "портик", что обозначает часть здания, образуемую колоннами. Такие "стои" были не в одних только Афинах, но также в Спарте, Пирее и Агригенте. Принимая во внимание распространенность зданий этого типа в Греции, несомненное влияние греческой архитектуры на римскую и наконец, то обстоятельство, что первые Б. в Риме появляются лишь во II веке до Р. X., следовательно, почти на два с половиной века позже чем в Греции, можно принять за несомненный факт, что базиличная форма зданий была заимствована римлянами, как и многое другое, у греков. Первая Б. в Риме была построена в 184 г. до Р. X. у форума Порцием Катоном и была названа по имени своего основателя "Порциевой". Ее назначение состояло в том, чтобы заменять отчасти форум, т. е. быть местом разных отправлений общественной жизни, как, напр., судебных, политических и торговых. Она сгорела в 62-м году до Р. X.

    Пример Катона нашел многих подражателей, и в Риме после него строится целый ряд базилик, каковы, напр., Фульвиева и Эмилиева, названная так по имени своих строителей, цензоров Фульвия Нобилиора и Эмилия Лепида; "Семпрониева", сооруженная Тиверием Семпронием Гракхом, и затем "Опимиева", построенная Люцием Опимием. Все эти базилики прилегали к форуму и были построены до Августа; от них теперь не осталось никаких следов. К счастью, до нас дошли остатки и развалины нескольких более поздних базилик, которые дают нам возможность сделать достоверные выводы о форме и расположении этого рода сооружений; такова, напр., базилика "Юлиева", начатая Юлием Цезарем и оконченная Августом; базилика "Ульпиева", построенная при императоре Траяне, затем колоссальная базилика Константина в Риме.

    Разберем теперь вкратце дошедшие до нас римские Б. Базилика Юлиева была первоначально освящена в 46 г. до Р. X., потом отстроена вновь после пожара при Августе, затем была возобновлена Максимианом и Диоклецианом после вторичного пожара в 283 г. по Р. X., и наконец, последнее обновление ее относится к 877 году после Р. X. Она примыкает своим длинным фасадом к южной стороне форума и находится между храмом Сатурна у подножия Капитолия и храмом Диоскуров (Кастора и Поллукса) у подножия Палатина. Длина ее была около 37 саж., а ширина около 8. С восточной, короткой стороны ее расположена лестница в пять ступеней, около которой обыкновенно показывают начало cloaca maxima, громадной древнеримской подземной трубы, впадающей в Тибр. Б. эта была раскопана в половине нынешнего столетия итальянским археологом Каниной и теперь вся видна. Четыре продольных ряда столбов разделяют ее на пять пролетов, нефов, или кораблей, как их называют, из которых средний гораздо ниже боковых. При раскопках были найдены следы сводов, а Канина видел даже остатки второго этажа Б. на соседних домах, но дома эти теперь разобраны, и остатки, виденные Каниной, для нас исчезли. Помост Б. отлично сохранился и состоит из квадратных плит желтого, серого и красноватого мрамора. На знаменитом, гравированном на мраморе плане древнего Рима, части которого хранятся в Капитолийском музее, на стенах входной лестницы видна часть Юлиевой Б. на обломке № XII.

    Одной из самых великолепных базилик Рима была Ульпиева, сооруженная греком Аполлодором Дамасским, любимым архитектором императора Траяна в 111—114 гг. по Р. X. и названная так в честь рода Ульпиев, к которому принадлежал император. Остатки ее мы до сих пор видим на форуме Траяна в Риме, около колонны этого императора. Траянов форум раскопан в настоящее время только в небольшой своей части и теперь представляет собой прямоугольную яму, над которой, как набережные над рекой, высятся прилегающие улицы нового Рима. Б. приходится поперек ямы, так что открыта ее средняя часть, а концы до сих пор еще не откопаны, и всю форму ее мы можем определить только с помощью того же плана Капитолийского музея, где она изображена на обломке XIV в. Она значительно превосходила своими размерами Юлиеву и имела около 50 сажень длины и 25 сажень ширины. В середине находилась длинная зала, обнесенная двумя рядами колонн и наружной стеной, так что, в сущности, подобно предыдущей, она была разделена колоннами на пять нефов, из которых средний, образующий залу, был очень велик и имел 11 сажен ширины. К одной из узких сторон ее примыкала большая полукруглая ниша, называемая трибуной, абсидой или конхой (раковиной) для судей; по бокам ее были расположены лестницы, ведшие в галереи 2-го этажа. По трем свободным сторонам, посередине их, было устроено по несколько выходов. Если стать лицом к абсиде, то с правой стороны Б. были две симметричные продолговатые пристройки, которые, по мнению нкоторых археологов, были хранилищами латинских и греческих книг. Они не доходили несколько до середины, оставляя свободным вход и образуя своими короткими сторонами, вместе с оставшейся свободной частью стены базилики, квадратную площадку, в центре которой стоит Траянова колонна. Основание Б. было мраморное, а кровля бронзовая. Она была так великолепна, что Константин Великий признал ее "единственным зданием во всей вселенной".

    Сравнительно весьма хорошо сохранилась в нижних своих частях базилика в Помпее.

    План базилики в Помпеях.

    Она точно так же представляет собой продолговатое здание, длина которого почти в три раза превосходит его ширину, но только внутри ее не четыре, а два ряда колонн, которые разделяют ее всего лишь на три нефа. На одной из узких сторон ее колоннады пять входов, а на противоположной — возвышение, или эстрада, для судей, которая заменяет абсиду. Есть очень серьезное основание полагать, что средний неф этой базилики был выше боковых. Она была основана в I веке до Р. X. и вскоре перестроена после пожара архитектором М. Арторием.

    Эти две базилики без всякого сомнения имели горизонтальное, балочное, так называемое архитравное покрытие, т. е. плоский потолок, как в наших нынешних домах.

    Остается еще сделать краткий очерк базилики Константиновой, которая находится в Риме против Палатинского холма, близ форума, примерно на линии зданий, расположенных на его северной стороне. План ее — прямоугольник довольно близкий по своей форме в квадрату, длина которого равна 43 саж., а ширина 33 саж. Длинной стороной она обращена к Палатину и имеет посередине с этой стороны вход. Четырьмя громаднейшими пилонами (столбами, поддерживающими своды) она разделена на три очень широких нефа; боковые два ниже и покрыты цилиндрическими сводами; средний, имеющий около 10 саж. ширины, был покрыт тремя колоссальными крестовыми сводами; он освещался тройными окнами, расположенными выше крыши боковых нефов. Против главного входа со стороны Палатинского холма, в противоположной стене, расположена полукруглая абсида; точно так же на короткой правой (считая от главного входа) стороне расположен против центрального нефа вход, а против него, в конце этого же нефа, расположена также абсида. Весьма многие данные заставляют полагать, что Б. эта начата Максенцием, окончена после поражения его Константином Великим в III — IV в. после Р. X. и названа Константиновой. Остов ее северной части сохранился еще довольно хорошо и своей колоссальностью до сих пор еще производит подавляющее впечатлние.

    Сводя теперь различные данные, добытые путем рассматривания дошедших до нас остатков римских Б., мы можем прийти к следующим выводам: 1) что это были большие продолговатые здания, которые располагались близ городских площадей, 2) что они разделялись несколькими рядами колонн на нечетное число пролетов, или нефов, из которых средний был самый широкий и высокий, 3) что боковые нефы представляли собой двухэтажные галереи, и что они покрывались в раннюю эпоху балками, а позже сводами, 4) что в них устраивалась всегда абсида, или эстрада для суда. Для большей ясности прибавим, что внутреннее устройство Б. очень напоминает собой главные залы петербургского и московского дворянского собрания, хорошо известные жителям наших столиц: сама зала — это средний неф; проходы за колоннами и хоры — это двухъярусные галереи боковых нефов, а эстрада для музыкантов — это судейская трибуна; зала освещается верхними окнами, т. е. окнами, расположенными вверху среднего нефа, в стене над колоннами.

    Перейдем теперь к назначению всех этих частей: в базиликах консул или претор изустно разбирал тяжбы римских граждан, причем середина служила обыкновенно местом суда, а боковые части заняты были местными законниками (юрисконсультами), к которым во время судебных заседаний обращались за советами. Там же пробовали свои силы и уменье говорить приготовлявшиеся к адвокатуре. В абсиде, покрытой обыкновенно полусферическим сводом, ставился судейский трибунал (возвышение с несколкими ступенями для подъема и курульским креслом), где сидел консул или претор. Перед трибуналом было достаточно места для публики, приходившей судиться. Секретари (scribae) сидели поотдаль, по бокам трибунала, и к ним можно было проходить по боковым нефам, не тесня толпу в Б. Что касается внутренней жизни древнеримской Б., то превосходную картинку ее дает Буассье в своих "Promenades archèologiques" (Пар., 1880 г.) при описании Юлиевой Б. "От нее остался, — говорит он, — мраморный помост, который возвышается над уровнем прилегающих улиц и занимает площадь в 4500 кв. метр. (около 2100 кв. саж.). По следам колонн и столбов, поддерживавших своды здания, можно восстановить его план. Оно состояло из большой средней залы, предназначенной для судебных отправлений, она была настолько велика, что в ней помещались четыре суда, которые заседали или вместе, или порознь. Там решались важнейшие в государстве гражданские дела, и Квинтилиан, Плиний Младший и другие знаменитые защитники того времени стяжали себе здесь блестящие лавры. Двойной ряд портиков окружал эту большую залу; они были тогда излюбленным местом прогулок и развлечений для мужчин и женщин. Недаром же Овидий советует молодежи укрываться там от палящего полуденного зноя: там бывала такая многолюдная и разнородная толпа! Но не одни только щеголи и легкомысленные искательницы приключений наполняли собой портики Юлиевой Б.; немало приходило туда и простого народа, и праздношатающихся, и людей без дела, которых было столько в этом великом городе, где государи и богачи заботились о прокормлении и развлечении бедняков. Люди эти оставили свои следы на полу Б.: его мраморная выстилка исцарапана множеством кругов и квадратов, пересеченных большей частью прямыми линиями, которые подразделяли их на отдельные части. Они служили для римлян чем-то вроде шашечных досок для игры, страсть к которой была невероятно развита у этих праздных людей. Здесь играли не одни только простые граждане: Цицерон в своих "Филиппиках" говорит об одном весьма важном человеке, который, не краснея, играл перед целым форумом. В последние времена республики пытались законом подавить эту страсть, но он остался без применения, игра продолжалась во все время существовании империи, и свежие черты, которые бороздят пол Юлиевой Б., свидетельствуют, что игра шла до последних минут древнего Рима. Б. была довольно высока: над первым этажом портиков шел второй, куда вела лестница, следы которой заметны еще до сих пор. Из этого этажа видна вся площадь; отсюда Калигула бросал деньги в толпу, забавляясь тем, что народ давит друг друга. Отсюда же было видно, что делается внутри Б., и можно было следить за речами защитников. Плиний рассказывает, что когда он вел одно важное дело, защищая интересы дочери, лишенной отцом наследства, который восьмидесяти лет увлекся интриганткой, толпа была так велика, что не только наполняла собой всю залу, но даже и верхние галереи были переполнены мужчинами и женщинами, пришедшими его послушать".

    Весьма любопытные указания относительно построения базилик дает Витрувий, присоединяя к ним подробное описание базилики, построенной им в Фануме. По его свидетельству, базилики разделялись на общественные и частные. Первые находились на площадях (откуда и само название их forenses, т. е. площадные), а вторые — в домах. Кроме того, некоторые новейшие археологи различают разного рода базилики: для прогулок, для винной и меховой торговли, судебные и меняльные, хотя определенных признаков их различного устройства, обыкновенно, никто не указывает. Торговое значение базилик не подлежит никакому сомнению: излагая свои правила о построении базилик, Витрувий прямо требует наибольших удобств для купцов: — "Места для базилик, — говорит он, — должны примыкать к форумам и находиться на теплой (т. е. на южной, солнечной) стороне, чтобы торгующие в них могли легко зимой переносить ненастье". А что они вместе с тем служили местом прогулок, вполне понятно: они очень напоминают в этом случае наши пассажи, которые точно так же состоят сплошь из магазинов и часто переполнены гуляющей толпой. Прочие подразделения бизилик указывают только на разнообразие товаров, в них продававшихся, а отнюдь не на разное их устройство. Таково назначение базилик общественных. Перейдем теперь к частным.

    Частные базилики были в домах знатнейших граждан и во дворцах. "Знатным людям, — говорит Витрувий, — занимающим важные государственные должности, надо устраивать роскошные приемные, высокие атриумы, великолепнейшие перистили (см. это сл.), сады, обширные места для прогулок, в соответствие их величию; кроме того, библиотеки, картинные галереи и базилики, столь же великолепно украшенные, как и общественные здания, потому что в домах их часто бывают и общественные совещания, и частный третейский суд"; что касается до дворцовых базилик, то, во-первых, остатки их найдены в вилле Адриана близ Тиволи, а во-вторых, во дворце Домициана на Палатинском холме в Риме, где базилика занимает правый, лицевой угол дворца и имеет вход снаружи, и представляет собой прямоугольную залу с абсидой на конце, противоположном входу; она освещалась, вероятно, окнами, расположенными вверху. Все ее составные части еще очень легко различить: у абсиды уцелел даже обломок мраморной балюстрады, которая отделяла судей от присутствующих. В ней нередко сам император решал гражданские и уголовные дела, которые ему докладывались. Домициан особенно держался за эту принадлежность своей верховной власти: он хотел прослыть строгим судьей и жестоко карал других за те же самые проступки, которые он так охотно прощал самому себе.

    Таковы были Б. в римском зодчестве. Вместе с падением его должна бы погибнуть и Б., как строительная форма; но она была, так сказать, подхвачена и следовательно, спасена христианством, которое стало придавать базиличную форму своим первым храмам. Влияние римских общественных Б. в этом случае несомненно. Из древнехристианского искусства Б. перешла в средневековое и, преобразовываясь и развиваясь, просуществовала, как самостоятельная и архитектурная форма, вплоть до появления стиля Возрождения. — О древнехристианской Б. см. "Древнехристианское зодчество"; о средневековых Б. см. в ст. "Романское зодчество" и "Стрельчатое зодчество".

    Литература: M. Vitruvii Polltonis, "De architectura" (libri decem, Лейпциг, 1836 г.); L. B. Alberti, "De re aedificatoria" (Флоренция, 1845 г.); Gaston Boissler, "Promenades archèologiques" (Пар., 1880); Zestermann, "Die antiken und die christlichen Basiliken" (Лейпц., 1847 г.); I. A. Messmer, "Ueber den Ursprung, die Entwickelung und Bedeutung der Basilica in der christl. Baukunst" (Лейпц., 1834 г.); W. Weiugärtner, "Ursprung and Entwikeluug des christlichen Kirchengebäudes" (Лейпц., 1858); F. Kugler, "Der römische Basilikenbau" ("Kunstblatt", 1842 г., № 86); Oscar Mothes, "Die Basillkenform bei deu Christen der ersten Jahrhunderte" (Лейпц., 1865 г.); H. Покровский, "Происхождение древнехристианской Б." (СПб., 1880 г.); Красносельцев, "О происхождении христианского храма" (Казань, 1880 г.).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от греч. basilike — царский дом)

    прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей — т. н. кораблей, или Нефов, средний неф, завершающийся апсидой (См. Апсида), выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов; вход в Б. обычно через Нартекс. Римские и раннехристианские Б. имели открытое деревянное стропильное перекрытие, в более поздних применялось сводчатое. В Др. Риме Б. предназначались для судебных заседаний и торговых сделок; став одним из основынх типов раннехристианского храма, Б. получила дальнейшую разработку в византийской, романской и готической архитектуре; базиликальный тип храма встречается также в архитектуре Возрождения и барокко.

    Лит.: Schültze R., Die Basilika..., В., 1928.

    Интерьер базилики Сант-Аполлинаре ин Классе (св. Аполлинария в Старой гавани) в Равенне. Освящена в 549.

    Базилика. Слева — поперечный разрез, справа — план.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. базили́ка;
    2. базили́ки;
    3. базили́ки;
    4. базили́к;
    5. базили́ке;
    6. базили́кам;
    7. базили́ку;
    8. базили́ки;
    9. базили́кой;
    10. базили́кою;
    11. базили́ками;
    12. базили́ке;
    13. базили́ках.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    БАЗИЛИ́КА, -и, и БАЗИЛИКА, -и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри.

    | прил. базиликовый, -ая, -ое и базиликовый, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Толковый словарь Ожегова

    БАЗИЛИ́КА, -и, и БАЗИЛИКА, -и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри.

    | прил. базиликовый, -ая, -ое и базиликовый, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    и бази́лика, , ж. архит.

    Особый античный и средневековый тип постройки, прямоугольный в плане и разделенный внутри двумя продольными рядами колонн.

    [От греч. βασιλική — царский дом, дворец]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    БАЗИЛИ́КА, базилики, жен. (от греч. basilikos - царский) (архит.). Особый средневековый и античный тип постройки, разделенной внутри двумя продольными рядами колонн.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    баз`илика, базил`ика

    ж.

    Прямоугольное - общественное, культовое и т.п. - здание, разделённое продольными рядами колонн.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    БАЗИЛИКА (от греч. basilike - царский дом) - прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме базилики - судебные и торговые здания; позже базилика - один из главных типов христианского храма.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    БАЗИЛИКА (от греческого basilike - царский дом), прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Древнем Риме - судебные и торговые здания; позже - один из главных типов христианского храма.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Строительный словарь

    вытянутое в плане прямоугольное здание, разделённое внутри продольными рядами колонн на несколько частей - нефов, причём средний неф выше и шире боковых

    (Болгарский язык; Български) — базилика

    (Чешский язык; Čeština) — bazilika

    (Немецкий язык; Deutsch) — Basilika

    (Венгерский язык; Magyar) — bazilika

    (Монгольский язык) — базилика

    (Польский язык; Polska) — bazylika

    (Румынский язык; Român) — bazilică

    (Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — bazilika

    (Испанский язык; Español) — basílica

    (Английский язык; English) — basilica

    (Французский язык; Français) — basilique

    Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
    (греч. Basilike – царский дом; в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс) - вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым.Источник:"Архитектурный словарь"

  23. Источник: Строительный словарь



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    архит. basilicaж. архит. basilica.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Англо-русский словарь технических терминов

    basilica архит.

  27. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. архит.

    basilique f

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. архит.

    basílica f

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. архит.

    basilica

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Энциклопедия Кольера

    (греч. "царский"), большое общественное здание, возводившееся в центре древнеримских городов. Здесь отправлялось судопроизводство, заключались торговые сделки, кроме того, горожане приходили сюда провести время. Базиликой называют также христианский храм, композиционно следующий римскому прототипу. В Риме базилики располагались обычно у форумов и появились, по-видимому, во 2 в. до н.э (базилика Порция, 184 до н.э.). С этого времени и до начала 4 в. н.э. (базилика Максенция - Константина в Риме, 307-313) они возводились на всех покоренных римлянами территориях. Когда после издания в 313 Миланского эдикта о веротерпимости христианам было разрешено открыто исповедовать свою веру, базилики послужили прототипом для возведения христианских церквей. Первоначальный светский тип. Древнеримская базилика имела четко выраженные особенности в плане. Перекрытие широкого среднего нефа покоилось на двух рядах колонн (или столбов), по сторонам к нему примыкали один или несколько боковых нефов, также опиравшихся на колонны. нартекс, или вестибюль, был один на все нефы. На противоположном конце среднего нефа находилась алтарная часть, или вима, где имелся жертвенник с нишеобразной апсидой позади него. В базиликах, служивших зданиями судов, судопроизводство отправлялось именно в алтарной части, здесь имелись кресла для судей, судейских чиновников и адвокатов ведущих тяжбу сторон. Публика следила за ходом разбирательства, стоя в нефах. Приспособление базилики для нужд христианской религии. Когда в 4 в. христиане сделали базилику местом богослужений, оказалось, что ее внутреннее устройство вполне подходит для совершения церковных обрядов. Жертвенник переосвятили, епископ занял место судьи, а пресвитеры - места вокруг. Прихожане заполнили нефы, отделявшиеся теперь от предалтарной части низким парапетом, который со временем превратился в алтарную преграду. Вскоре, однако, введение процессий с песнопениями, исполняемыми в начале и конце службы при входе и выходе духовенства, привело к тому, что для них стали использоваться боковые нефы. нартекс оставался единственным местом в церкви, куда допускались люди, на которых была наложена епитимья, а также готовящиеся принять крещение. Со стороны алтарной части средний неф обычно завершался аркой, зачастую великолепно украшенной (иногда ее называют триумфальной аркой). Так, постепенно, все элементы языческой базилики наполнялись христианским содержанием.

    Базилика Ульпия. Одной из крупнейших в Риме была базилика Ульпия, построенная архитектором Аполлодором Дамасским для императора Траяна ок. 107-113. Весь форум Траяна композиционно строился вокруг базилики Ульпия. Ее фасад (длинная сторона этой базилики) выходил на обширную площадь, посреди которой была воздвигнута конная статуя императора. Здание (размером 117 м на 55 м в плане) имело всего 5 нефов; обе торцевые стороны заканчивались экседрами (большими полукруглыми помещениями) с алтарями и местами для судей и советников. Позади базилики Ульпия размещались здания двух библиотек, для греческих и латинских книг, между которыми возвышалась знаменитая мемориальная колонна Траяна. интерьеры базилики были великолепны, их украшали ряды колонн со стволами из красного египетского гранита, увенчанные беломраморными капителями коринфского ордера. Оконные проемы над колоннадами в верхней части стен среднего нефа позволяли свету проникать внутрь. Перекрытия были деревянные, балочные.

    Базилика Максенция - Константина. Повернутая фасадом к римскому форуму базилика, строительство которой было начато Максенцием (ок. 307), а завершилось уже при Константине (в 312), гораздо ближе к окончательной форме сводчатой христианской базилики. Хотя из-за просчета архитекторов средний неф обрушился, уцелевший боковой неф позволяет составить о базилике в целом достаточно полное представление. Средний неф (80ґ25 м) был перекрыт тремя крестовыми сводами, которые поднимались над полом, выложенным каменными плитами, на 36 м. Боковые нефы, также разделенные на три отсека, или травеи, каждый, были перекрыты цилиндрическими сводами, расположенными так, чтобы максимально содействовать устойчивости здания. На опорных столбах, поддерживающих цилиндрические своды, были установлены мощные контрфорсы, которые выступали над кровлей боковых нефов и принимали на себя горизонтальный распор более высоких крестовых сводов среднего нефа. В результате появилась возможность оставить в его боковых стенах большие окна, благодаря чему базилика была отлично освещена. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне здания (здесь имелся и нартекс), был при Константине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку апсиды напротив него, с продольной северной стороны (раньше апсида имелась только с западной). Блестящий образец инженерной мысли и одновременно произведение искусства, это строение начала 4 в. на тысячу лет опередило величественные кафедральные соборы Франции и Англии с их сводчатыми перекрытиями.

    Базилика св. Петра, начатая ок. 323, была снесена в эпоху Возрождения, чтобы освободить место для собора св. Петра. Она имела деревянные перекрытия и высокий средний неф, с обеих сторон которого было по два боковых нефа. В верхней части стен главного нефа имелись окна. С западной стороны располагалась алтарная часть с апсидой, с восточной - нартекс, перед которым простирался обширный атрий, или внутренний двор, с фонтаном для омовения. Этот элемент, часто присутствующий в христианских церквях, мог быть заимствован из римского форума, к которому, как правило, примыкала базилика, или из атрия римского дома. В атрии можно видеть и прототип возникшего позднее клуатра (крытой галереи, проходящей по периметру замкнутого двора).

    Другие выдающиеся образцы.

    Базилика Сан Клименте в Риме 4 в., перестроенная в 1084-1108, во всем следует старой базилике св. Петра, включая такие детали, как атрий, фонтан и деревянные перекрытия. Она сохраняет композицию и оформление первоначальной церкви, по-видимому, хорошо соответствовавшие церковному ритуалу того времени. В Риме уцелели и такие значительные памятники, как базилика Сан Джованни ин Латерано (восходит к 330, но основательно перестроена), базилика Сан Лоренцо фуори ле Мура (380, в начале 19 в. пострадала от пожара, но затем была восстановлена), Санта Мария Маджоре (432, великолепный образец базилики), Санта Агнесса и Сан Лоренцо (обе вне городских стен), Санта Сабина (425). Замечательные и хорошо сохранившиеся образцы христианских базилик имеются в Равенне, некоторые из этих церквей украшены великолепными мозаиками (базилика 5 в. Сан Аполинарио Нуово, базилика Сан Аполинарио ин Классе, освященная в 549).

  35. Источник: Энциклопедия Кольера



  36. Энциклопедический словарь

    БАЗИ́ЛИКА,БАЗИЛИ́КА, -и; ж. [от греч. basilikē - царский дом, дворец]. Архит. Античный и средневековый тип постройки (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри, расчленяющими пространство на три помещения. Византийские базилики.

    * * *

    бази́ли́ка

    (от греч. basilikē — царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Древнем Риме базилики — судебные и торговые здания; позже — один из главных типов христианского храма.Базилика. Санта-Мария Маджоре в Риме.

    * * *

    БАЗИЛИКА

    БАЗИ́ЛИ́КА (от греч. basilike — царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов(см. НЕФ)), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом базилики — поперечный притвор (или нартекс(см. НАРТЕКС)), а в противоположном конце среднего, большего по стороне нефа — полукруглый выступ (апсида(см. АПСИДА) ), крытый полукуполом. Первоначально базилики имели открытое деревянное стропильное перекрытие, в более поздних применялось сводчатое.

    В восточной стене среднего нефа базилики располагался алтарь храма, в который входили с запада, минуя крытый двор — атриум. Византийские базилики не имели внешнего декора, но изнутри облицовывались мрамором и гранитом, украшались мозаиками и фресками.

    В Древнем Риме базилики предназначались для судебных заседаний и торговых сделок. В дальнейшем базилика стала одним из главных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской(см. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ) и готической(см. ГОТИКА) архитектуре; применялась также и в архитектуре Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) и барокко(см. БАРОККО).

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Реальный словарь классических древностей


    • Basilĭca,

    βασιλική, базилика (sc. domus или porticus), великолепные здания в Риме и в провинциях, назначавшиеся для судебных заседаний и для торговых сделок, дума и биржа (Cic. Verr. 2, 5, 58. Cic. ad Att. 22, 14); вверху шла кругом галерея для зрителей, как это видно из остатков такого здания в Вероне (ср. Roma, Рим, 8). Первая Б. в Риме построена была Катоном Цензорием на форуме, рядом с Курией, и называлась В. Porcia, как и другие, выстроенные впоследствии, назывались по именам своих строителей. Б. состояла из среднего корпуса и двух боковых корпусов, отделенных от него рядом колонн; некоторые, напр. Bas. Julia и Bas. Ulpia, имели пять таких корпусов, следовательно, четыре ряда колонн. На одном конце главного корпуса находилось отделение, отгороженное решеткой, как алтарь в церкви; или выстроена была особая трибуна для судей и адвокатов. Внутри были вверху галереи для зрителей. Vitr. 5, 1. Со времени Константина Великого многие Б. обращены были в церкви и архитектура их служила основанием и при закладке христианских церквей. Название свое они получили от στοα βασιλέως или βασιλική в Афинах, присутственного места архонта βασιλεύς (см. Attica, 12, Аттика). ср.: Zestermann. Die antiken und die christl. Basiliken (1847).

  39. Источник: Реальный словарь классических древностей



  40. Большой энциклопедический политехнический словарь

    (от греч. basilike - царский дом) - прямоугольное в плане здание, раздел. внутри прод. рядами колонн или столбов на неск. (обычно 3 или 5) частей (т. н. нефов, кораблей), средняя из к-рых выше и шире остальных (см. рис.).

    Поперечный разрез базилики

    Поперечный разрез базилики

  41. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  42. Русско-английский политехнический словарь

    basilica архит.

  43. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  44. Dictionnaire technique russo-italien

    ж. архит.

    basilica f

  45. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  46. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    базилі́ка

  47. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  48. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    базилі́ка

  49. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  50. Католическая энциклопедия

  51. Источник:



  52. Большой Энциклопедический словарь

  53. Источник: