или каденция (cadenza — итал., cadence — франц., Schlussfall, Tonschluss — нем.) — остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в мажоре, так и миноре и состоят из аккордов главных ступеней лада, из которых последний ставится на сильном времени такта. К. бывают следующие: а) полные (аутентические); состоят из аккордов пятой и первой ступеней. Полный К. называется совершенным, если оба аккорда не обращены и последний имеет положение октавы; в противном случае К. называется несовершенным. б) Неполный, или церковный (плагальный, или плагиальный) К. состоит из аккордов четвертой и первой ступеней. в) Половинный К., или полукаданс, состоит из аккордов первой и пятой ступеней. Аккорд первой может быть заменен аккордом второй или четвертой ступеней. Последование аккордов первой и четвертой ступеней тоже считается половинным К. г) Ложный или прерванный К. (Trugschluss, Cadenza d'inganno, Cadenza sfuggiata, Cadence rompue, Clausula falsa) состоит из аккордов пятой и шестой ступеней. д) Сложный или распространенный К. состоит из соединения двух К.; церковного и полного.
Более простой вид распространенного К. состоит из последования аккордов первой, четвертой, пятой и первой ступеней, причем аккорд первой применяется в необращенном виде. Кроме распространенного К., есть еще и другие, также заключающие в себе четыре аккорда и получившие названия от старинных церковных ладов:
1) ионийский К. в мажоре, состоящий из гармонизации верхнего восходящего тетрахорда мажорной гаммы. Гармонизация состоит из аккордов первой, четвертой, седьмой (секстаккорд уменьшенного трезвучия) и первой ступеней.
2) Ионийский К. в миноре, состоящий из подобной же гармонизации верхнего восходящего тетрахорда минорной гаммы.
3) Фригийский К. в миноре, состоящий из гармонизации нижнего нисходящего тетрахорда фригийской гаммы, т. е. гаммы ми без знаков. Он применяется в неискусственной гамме ля без знаков. Гармонизация состоит из аккордов первой, или шестой, третьей, четвертой, пятой ступеней. Этот К. применяется в качестве половинного К.
4) Подобие фригийского К. применяется в мажоре. Оно состоит из гармонизации верхнего нисходящего тетрахорда мажорной гаммы аккордами первой, третьей, четвертой к пятой ступеней.
К., имеющие тоническое трезвучие в конце (полный, неполный, распространенный, ионийский), называются окончательными, другие же (половинный, прерванный, фригийский) — неокончательными. К разряду К. относится и органный пункт. К. — музыкальные знаки препинания: распространенный К. можно признать соответствующим точке, полный — точке с запятой, неполный — запятой, половинный — вопросительному знаку, прерванный — многоточию. Над последним аккордом К. нередко ставят фермату
.
H. Соловьев.
(франц. cadence)
см. Каденция.
муж., франц. размер, мера во времени, равновесие в движениях, относительно времени. Наблюдай каданс в пляске, блюди меру, такт. Он переваливается по кадансу, мерно. В стихе этом кадансу нет, стопы не верны.
| Нотный знак требующий выдержки.
-а, м.
1. муз.
То же, что каденция (в 1 знач.).
2.
Ритмическая последовательность звуков; ритм.
Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с бо́льшим усердием и уж вовсе не наблюдая каданса. Пушкин, Арап Петра Великого.
3. лит.
Ритм в стихе, в прозе.
[франц. cadence]
КАДА́НС, каданса, муж. (франц. cadence) (устар.).
1. То же, что каденция (муз.).
2. Ритм в танце (муз.).
3. Ритм в стихе (лит.).
I
м.Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каденция.
II
м.Особый знак над паузой или нотой, указывающий на её продление (в нотной записи).
III
м.1.
Танцевальный ритм.
2.
Поэтический ритм.
КАДАНС - см. Каденция.
када́нс муз., "гармонический оборот, завершающий какое-л. музыкальное построение и сопровождаемый ритмической остановкой", впервые у Порошина, 1764 г. Из франц. саdеnсе; см. Христиани, 57.
муж. close
м. муз.
cadence f
м. муз.
cadencia f
м. муз.
cadenza f
КАДА́НС -а; м. [франц. cadence]
1. Муз. = Каде́нция (1 зн.).
2. Ритмическая последовательность звуков; ритм.
3. Лит. Ритм в стихе, в прозе.
* * *
када́нссм. Каденция.
* * *
КАДАНСКАДА́НС, см. Каденция(см. КАДЕНЦИЯ).
(франц. cadence) – см. Каденция (1).