Словарь Брокгауза и Ефрона

    или каденция (cadenza — итал., cadence — франц., Schlussfall, Tonschluss — нем.) — остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в мажоре, так и миноре и состоят из аккордов главных ступеней лада, из которых последний ставится на сильном времени такта. К. бывают следующие: а) полные (аутентические); состоят из аккордов пятой и первой ступеней. Полный К. называется совершенным, если оба аккорда не обращены и последний имеет положение октавы; в противном случае К. называется несовершенным. б) Неполный, или церковный (плагальный, или плагиальный) К. состоит из аккордов четвертой и первой ступеней. в) Половинный К., или полукаданс, состоит из аккордов первой и пятой ступеней. Аккорд первой может быть заменен аккордом второй или четвертой ступеней. Последование аккордов первой и четвертой ступеней тоже считается половинным К. г) Ложный или прерванный К. (Trugschluss, Cadenza d'inganno, Cadenza sfuggiata, Cadence rompue, Clausula falsa) состоит из аккордов пятой и шестой ступеней. д) Сложный или распространенный К. состоит из соединения двух К.; церковного и полного.

    Более простой вид распространенного К. состоит из последования аккордов первой, четвертой, пятой и первой ступеней, причем аккорд первой применяется в необращенном виде. Кроме распространенного К., есть еще и другие, также заключающие в себе четыре аккорда и получившие названия от старинных церковных ладов:

    1) ионийский К. в мажоре, состоящий из гармонизации верхнего восходящего тетрахорда мажорной гаммы. Гармонизация состоит из аккордов первой, четвертой, седьмой (секстаккорд уменьшенного трезвучия) и первой ступеней.

    2) Ионийский К. в миноре, состоящий из подобной же гармонизации верхнего восходящего тетрахорда минорной гаммы.

    3) Фригийский К. в миноре, состоящий из гармонизации нижнего нисходящего тетрахорда фригийской гаммы, т. е. гаммы ми без знаков. Он применяется в неискусственной гамме ля без знаков. Гармонизация состоит из аккордов первой, или шестой, третьей, четвертой, пятой ступеней. Этот К. применяется в качестве половинного К.

    4) Подобие фригийского К. применяется в мажоре. Оно состоит из гармонизации верхнего нисходящего тетрахорда мажорной гаммы аккордами первой, третьей, четвертой к пятой ступеней.

    К., имеющие тоническое трезвучие в конце (полный, неполный, распространенный, ионийский), называются окончательными, другие же (половинный, прерванный, фригийский) — неокончательными. К разряду К. относится и органный пункт. К. — музыкальные знаки препинания: распространенный К. можно признать соответствующим точке, полный — точке с запятой, неполный — запятой, половинный — вопросительному знаку, прерванный — многоточию. Над последним аккордом К. нередко ставят фермату

    .

    H. Соловьев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (франц. cadence)

    см. Каденция.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. када́нс;
    2. када́нсы;
    3. када́нса;
    4. када́нсов;
    5. када́нсу;
    6. када́нсам;
    7. када́нс;
    8. када́нсы;
    9. када́нсом;
    10. када́нсами;
    11. када́нсе;
    12. када́нсах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж., франц. размер, мера во времени, равновесие в движениях, относительно времени. Наблюдай каданс в пляске, блюди меру, такт. Он переваливается по кадансу, мерно. В стихе этом кадансу нет, стопы не верны.

    | Нотный знак требующий выдержки.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1. муз.

    То же, что каденция (в 1 знач.).

    2.

    Ритмическая последовательность звуков; ритм.

    Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с бо́льшим усердием и уж вовсе не наблюдая каданса. Пушкин, Арап Петра Великого.

    3. лит.

    Ритм в стихе, в прозе.

    [франц. cadence]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    КАДА́НС, каданса, муж. (франц. cadence) (устар.).

    1. То же, что каденция (муз.).

    2. Ритм в танце (муз.).

    3. Ритм в стихе (лит.).

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каденция.

    II

    м.

    Особый знак над паузой или нотой, указывающий на её продление (в нотной записи).

    III

    м.

    1.

    Танцевальный ритм.

    2.

    Поэтический ритм.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    КАДАНС - см. Каденция.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    када́нс муз., "гармонический оборот, завершающий какое-л. музыкальное построение и сопровождаемый ритмической остановкой", впервые у Порошина, 1764 г. Из франц. саdеnсе; см. Христиани, 57.

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. close

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. муз.

    cadence f

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. муз.

    cadencia f

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. муз.

    cadenza f

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Энциклопедический словарь

    КАДА́НС -а; м. [франц. cadence]

    1. Муз. = Каде́нция (1 зн.).

    2. Ритмическая последовательность звуков; ритм.

    3. Лит. Ритм в стихе, в прозе.

    * * *

    када́нс

    см. Каденция.

    * * *

    КАДАНС

    КАДА́НС, см. Каденция(см. КАДЕНЦИЯ).

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Музыкальная энциклопедия

    (франц. cadence) – см. Каденция (1).

  29. Источник: Музыкальная энциклопедия



  30. Большой Энциклопедический словарь

  31. Источник:



  32. Толковый словарь Даля

  33. Источник: