представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, которое и теперь еще сохраняется у так наз. диких племен. С течением времени П. утратили всякий реальный смысл и обратились в простое переживание древнего обряда. Переживание это встречается среди всех почти культурных народов. П. бывают двух родов: частные, имеющие в виду одного какого-нибудь умершего, и общие, устраиваемые для всех покойников. В основе тех и других лежит, с одной стороны, представление о бессмертии человеческой души, с другой — представление о продолжении земных отношений за гробом. Загробное существование конструировалось в первобытные времена по типу земного. Смерть изменяла только форму жизни, но не касалась большинства ее функций. Этим объясняются отдельные черты культа мертвых (см. Погребение). Отношения родственные поддерживались и с мертвыми. Усопший находился в непосредственных сношениях со своими родичами; он покровительствовал им, если они, в свою очередь, почитали его. Душа усопшего пребывала главным образом в могиле или же в своем прежнем земном жилище. Обязанностью живых было поддерживать существование умерших, кормить их. Первобытный человек старался быть в этих случаях возможно более точным, так как иначе умерший мог оскорбиться невниманием к нему и отомстить виновному. К культу мертвых родичей присоединился и культ душ умерших вообще, которые также имели большую власть над живущими. Этот новый момент в развитии религиозного культа отвечал известному расширению бытовых реальных отношений, развитию социальных элементов жизни. П. имеют в виду уже и последнюю черту. Усопшие принимают как бы действительное участие в П.; иногда их прямо приглашают на погребальное пиршество. Частные П. у славян совершались в известные дни после смерти (см. Поминальные дни), затем периодически — в день смерти усопшего. Весной или около времени жатвы (время возвращения душ на землю) повсюду совершаются общие П.; так, напр., персы в последние дни года призывали своих fravashi и приносили им жертвы. Часть пищи после П. оставляют иногда на могиле или, если П. совершаются в доме, ставят на стол перед местами, оставленными нарочно для умерших, которые, по общему верованию, приходят на такие поминальные трапезы. Культ мертвых в широком смысле (не одних родичей) отражается при этом в том, что остатки пищи бросают либо под стол, либо за окно; этим кормятся души сирот, о которых некому заботиться.
Со славянскими П. не следует смешивать тризну (см.), которая представляла Собой военный обряд прощания с умершим ( = греч. αγών) и существовала, кроме славян, у германцев, у гуннов и др. Факты, относящиеся к П., собраны и освещены у Тэйлора, Спенсера, Липперта, Фюстель де Куланжа ("Гражданская община древнего мира"), Вейнгольда ("Das altnordische Leben"), Афанасьева ("Поэтические воззрения славян на природу"), А. Котляревского ("О погребальных обычаях у древних славян"). Библиографию, кроме указанных работ, см. у Chantepie de la Saussaye, в его "Lehrbuch der Religionsgeschichte" (Фрейбург, 1887; печатается новое издание).
обычай устраивать угощение, сопровождая его различными обрядами, в память об умершем, после его похорон и в т. н. поминальные дни; встречается у большинства народов. Во время П. на могилы возлагали жертвоприношения, часть которых шла на торжественную трапезу. В обряды, сопровождавшие П., входили также траурные процессии, оплакивание, а на могилах мужчин — состязания, военные игры (тризна у древних греков, германцев, славян и др. народов). В христианском культе П. устраивают в определённые дни, установленные церковью.
ПОМИ́НКИ, -нок. Обряд угощения после похорон в память умершего. Справить п. по ком-н. или по кому-н. Звать на п. На поминках.
-нок, -нкам, мн.
Обрядовое угощение в память умершего.
Тут же, на свеженасыпанной могиле, Александра Михайловна поставила четверть водки, и справлены были поминки. Вересаев, Два конца.
Парабукин, вернувшись с похорон Дорогомилова, заперся в своей каморе и вместе с другом Мефодием устроил поминки. Федин, Необыкновенное лето.
ПОМИ́НКИ, поминок, ед. нет.
1. Обрядовый обед в память умершего (рел.). Справлять поминки. «На погосте поминок не правила.» Мей.
2. перен. Чествование заслуг покойного (разг.). Поминки академика Павлова.
мн.
Обрядовый обед в память умершего.
ПОМИНКИ - обычай устраивать угощение после похорон, сопровождая его различными обрядами в честь умершего.
поми́нки мн., помина́ть, укр. помина́ти, др.-русск. поминати. Из *по-мьнѣти. См. мнить.
мн. commemoration (for the dead), funeral repast/banquet, wakeмн. commemorative feast sg.
поминки мн. Gedenkfeier f c; Leichenschmaus m 1 (разг.)
мн. ч.
Gedenkfeier f; Leichenschmaus m (разг.)
мн.
repas m funèbre(или de funérailles); commémoration f d'un mort
мн. разг.
comida de exequias
мн.
pranzo / convito di commemorazione(dopo le esequie)
ПОМИ́НКИ -нок, -нкам; мн. Обрядовое угощение в память умершего. Справить п. по кому-л. Устроить п. кому-л. Звать на п. На поминках. Сидеть как (словно, будто) на поминках (с горестным, безрадостным видом, настроением).
◁ Помина́льный (см.).
* * *
поми́нкиобычай поминовения умерших. Устраиваются после похорон и в установленные традициями дни. В прошлом сопровождались жертвоприношениями, магическими обрядами, общей трапезой, состязаниями и др.
* * *
ПОМИНКИПОМИ́НКИ, обычай устраивать угощение после похорон, сопровождая его различными обрядами в честь умершего.
Во время поминок ведут себя сдержанно, благопристойно, пьют не чокаясь в память о покойном, говорят о его достоинствах.
• Περίδειπνον, устраиваемые родственниками в доме покойного, см. Eunus, Евн, 4.
Поминки - поминальный обед, проводимый в определенном порядке в доме усопшего или других местах (ресторанах, кафе и т.п.)
Источник: Приказ Госстроя России от 10.01.2000 № 3 "Об утверждении Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации"