«Очищение»

Очищение в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Очищение»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  8. Англо-русский словарь технических терминов
  9. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  11. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  12. Энциклопедический словарь
  13. Библейская энциклопедия Брокгауза
  14. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  15. Энциклопедия кино
  16. Реальный словарь классических древностей
  17. Русско-английский политехнический словарь
  18. Русско-украинский политехнический словарь
  19. Русско-украинский политехнический словарь
  20. Словарь церковнославянского языка
  21. Тезаурус русской деловой лексики

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    — термин церковного права, означающий ряд мероприятий власти, посредством которых церковная иерархия очищается, т. е. освобождается от опасных и негодных для нее элементов. Эта очистительная дисциплина (disciplina purgatoria) составляет ряд высших церковных наказаний, в противоположность дисциплине исправительной (disc. correctiva), имеющей целью лишь нравственное исправление подвергаемых ей лиц. В древней церкви все меры этого рода сводились к одному главному типу — извержению или низложению (καθαιρέις, depositio, degradatio), т. е. лишению навсегда сана и должности (а также преимуществ чести и доходов), и применялись к клирикам, виновным в клятвопреступлении, краже, блудодеянии и т. п. тяжких грехах, за которые миряне подвергались отлучению (in quibus clerici deponuntur, laici excoimmunicantur); имя изверженного исключалось из церковных списков, но отлучению от церкви он не подвергался, разве если дерзал самовольно вступить в права служения, из которого был извержен. Лишаясь status c lericalis, он сохранял status ecclesiasticus. По конституциям императоров Гонория (408) и Юстиниана (532) низложенный клирик поступал в распоряжение городской курии, которая, смотря по его имущественному цензу, причисляла его или к составу собственного должностного штата, или к городской коллегии, или же назначала его в официалы (см.). Как homines improbissimi, они лишались права поступать в военную службу. Более легкую форму извержения составляло лишение права священнослужения, но с сохранением права нахождения между клириками. Третью степень очистительной дисциплины составляло низведение клирика на низшую степень, что, впрочем, случалось лишь с лицами низших степеней; 20-е правило трулльского собора, грозящее епископу, позволившему себе учить в чужой eпap x иu, низведением в пресвитерство, понимается канонистами как исключение из общего закона, так как собор халкидонский (прав. 29) дает общее постановление прямо противоположное. В западной церкви очистительную дисциплину составляют: запрещение священнослужения на определенное время (suspensio), перемещение с одного места на другое (translatio), лишение должности (privatio beneficii), извержение (depositio) и исключение из клира (degradatio). К этой же системе наказаний у католиков принадлежит лишение свободы (заключение в монастырь, а с нынешнего столетия — в исправительные заведения). Императрицей Марией Терезией в 1771 г. уничтожены существовавшие дотоле монастырские тюрьмы, но за епископом оставлено право "отеческого исправления" виновного (correctio patern a). С 1869 г. в Австрии заключение духовных лиц в исправительные заведения поставлено в зависимость от их на то согласия. По закону 1874 г., никакое осуществление церковно-дисциплинарной власти не должно содержать в себе внешнего принуждения. Особенно подробно регламентировано церковное заключение католических клириков в Прусии, где отсылка клириков в монастырь вовсе запрещается, а заключение в исправительное заведение допускается не более, как на 3 месяца, и непременно с согласия самого наказуемого. Третий род наказаний очистительных у католиков — денежные штрафы. По прусским законам наказание этого рода допускается лишь по формальному суду и не может превышать 30 талеров. Наконец, четвертый род очистительных наказаний у католиков — наказания телесные. Они применялись лишь к клирикам низших степеней, в смысле "отеческого исправления" (paternae correctionis), и простиралось до 39 ударов розгами. В настоящее время в Германии и Австрии эти наказания безусловно отменены. В евангелической церкви очистительная дисциплина состоит из двух наказаний: 1) недобровольная отсылка виновного на покой (unfreiwillige Emeritirung oder Pensionirung), с содержанием меньшим обычной пенсии и эмеритуры, и 2) лишение должности с лишением привилегий, свойственных духовному лицу. В русской церкви очистительная дисциплина прежде имела две степени: 1) лишение должности, совершавшееся иногда и без святительского суда, самими общинами или приходами. С учреждением церковных штатов лишение священнослужителей должности приняло форму "удаления за штат", с запрещением священнослужения без особого разрешения; 2) извержение, под которым разумелось юридическое исключение виновного из клира, в силу церковно-судебного приговора. Со времени патриаршества снятие сана сделалось необходимым условием для предания духовного лица суду градскому или царскому за преступления общего гражданского характера. Извержение состояло в том, что виновный исключался из церковных людей и "вчинялся в мирской люд". Указом 1664 г. запрещено было подвергшимся извержению занимать должности подьячих и приказных в Москве и в других городах. Со времен Петра I их стали принимать в солдаты, причем синод ходатайствовал, чтобы их определяли в полки, стоявшие в отдаленных от прежних мест их служения городах. По действующему русскому церковному праву ("Устав Духовных Консисторий" и др.), очистительная дисциплина сводится к следующим мероприятиям: 1) лишение белых священнослужителей сана, а монашествующих — и монашества, с исключением из духовного ведомства; 2) лишение сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях и лишение священномонашествующих сана с оставлением в монашестве на покаянии; 3) отрешение от места; 4) исключение за штат. См. Н. Суворов, "О церковных наказаниях" (СПб., 1876).

    Н. Б—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. очище́ние;
    2. очище́ния;
    3. очище́ния;
    4. очище́ний;
    5. очище́нию;
    6. очище́ниям;
    7. очище́ние;
    8. очище́ния;
    9. очище́нием;
    10. очище́ниями;
    11. очище́нии;
    12. очище́ниях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ОЧИ́СТИТЬ, -и́щу, -и́стишь; -и́щенный; сов.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    Действие по знач. глаг. очистить—очищать;

    действие и состояние по знач. глаг. очиститься—очищаться.

    Очищение полей от сорняков. Очищение ствола от сучьев. Нравственное очищение.

    [Кутузов] отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным. Л. Толстой, Война и мир.

    - для очищения совести

    Шел я туда, собственно говоря, без всякой надежды узнать что-нибудь, шел так себе, больше для очищения совести. Слепцов, Владимирка и Клязьма.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ОЧИЩЕ́НИЕ, очищения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. очистить во всех знач., кроме 2 и 5 - ощищать и очиститься-очищаться. Очищение вина.

    Для очищения совести (устар.) - то же, что для очистки совести. Месячное очищение (устар.) - менструация.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    процесс действия по гл. очистить, очищать, очиститься, очищаться

    2.

    Результат такого действия.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. ablution, abstersion, clarification, depuration, purgation, purge, purification, rectification, sublimation очищение кишечника ≈ purgation мед.defogging

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Англо-русский словарь технических терминов

    depuration

  15. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    1) см.очистка

    2)мед.

    очищение кишечника — purgation f

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    см.очистка

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    purificazione f перен.

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Энциклопедический словарь

    ОЧИЩЕ́НИЕ -я; ср. к Очи́стить - очища́ть и Очи́ститься - очища́ться. О. полей от сорняков. О. ствола от сучьев. Нравственное о. Сделать что-л. для очищения совести (для очистки совести).

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Очищение см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

  25. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  26. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    очищ’ение — обряд освобождения от нечистоты или греха (Лев.16:34 ). Очищением называлось также посвящение левитов на служение (Чис.8:6 -22). Очищение имеет глубокий символический смысл, ибо омовение и соответствующее жертвоприношение означают не омытие физической нечистоты, но освобождение от губящего действия нечистоты духовной (срн. Лев.1:40 — омыть требовалось не рот или руки, но одежды; также по Мат.15:11,20 — человек может есть немытые овощи, болеть, но быть чистым пред Богом и людьми, а другой — тщательно мыть и руки и овощи, но оставаться по своим делам и речам нечистым). Кроме того, слово «очищение», употребленное в некоторых местах оригинала, несет смысл «примирить» и «заступить» (как в Чис.16:46; Чис.25:13 ). Отсюда и значение названия крышки ковчега откровения — «очистилище» (см.). По закону очищение требовалось в следующих четырех случаях: в случае прикосновения к мертвому (Лев.5:2 -3; Чис.6:9; 19); в случаях истечений из тела (Лев.5:3; 15); матери после рождения ребенка (Лев.12; Лук.2:22 ) и в случае (а не для!) исцеления от проказы (Лев.14:1 -32; Лук.5:13 -14). (см. тж освящение)

  27. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  28. Энциклопедия кино

    «ОЧИЩЕНИЕ («Жизнь Василия Фивейского»)», СССР, КАТАРСИС (Казахстан), 1990, цв., 90 мин.

    Религиозно-психологическая драма.

    По повести Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского».

    В ролях: Александр Балуев (см. БАЛУЕВ Александр Николаевич), Анна Каменкова (см. КАМЕНКОВА Анна Семеновна), Катя Рожкова, Рома Кравцов, Владимир Трещалов (см. ТРЕЩАЛОВ Владимир), Валерий Гатаев (см. ГАТАЕВ Валерий Закирович), Григорий Маликов (см. МАЛИКОВ Григорий Максимович), Федор Валиков (см. ВАЛИКОВ Федор Михайлович), Анатолий Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Анатолий Борисович), В. Годзев, Николай Исполатов (см. ИСПОЛАТОВ Николай), О. Жгутова, Сергей Габриелян (см. ГАБРИЕЛЯН Сергей).

    Режиссер: Дмитрий Шинкаренко.

    Автор сценария: Дмитрий Шинкаренко.

    Операторы: Андрей Вацура, Валентин Пиганов (см. ПИГАНОВ Валентин Васильевич).

    Художники-постановщики: Павел Илышев (см. ИЛЫШЕВ Павел), Михаил Богданов (см. БОГДАНОВ Михаил Александрович).

    Композитор: Игорь Кефалиди.

    Звукорежиссеры: Ольга Ильина (см. ИЛЬИНА Ольга), Юрий Рабинович (см. РАБИНОВИЧ Юрий).

  29. Источник: Энциклопедия кино



  30. Реальный словарь классических древностей


    • Lustratio.

    У греков и римлян важную часть религиозного обряда составляли очищения, καθαρμοί, α̉γνισμοί, ι̉λασμοί, τελεταί, piacula, piamenta, cerimoniae, lustrationes. Эти очищения имели основанием своим сознание вины и внутренней нечистоты и убеждение, что только внутренне чистый человек может вступать в сношение с богами. Внешняя чистота служит символом внутренней чистоты. Поэтому кто приближался к богам, должен был прежде всего быть чист; оттого и умывались перед молитвою, обетом и жертвоприношением, а также при вступлении в храм. Ноm. Od. 2, 261. 12, 336. 4, 759. Il. 1, 449. Soph. О. С. 460. Еиr. Ion. 94 слл. При входе в храм для этой цели стояли сосуды с кропильной водой (περιρ̉ρ̉αντήρια). Воду употребляли проточную или морскую, а если нельзя было достать таковой, то заменяли ее горячей водой, смешанной с солью. Еиr. El. 799. Iph. T. 1161. Verg. Aen. 2, 719. 4, 635. Theocr. 24, 94. В виде кропила употребляли часто ветвь, особенно ветвь маслины и лавра; кроме того, приписывали очистительную силу розмарину, можжевельнику, мирту и др. Этого рода деревья употреблялись также и для каждения, т. к. кроме воды главным очистительным средством считался огонь, причем играла роль также и сера. Ov. fasi. 4, 739 сл. Вышеупомянутые очищения основывались на представлении о нечистоте вообще человека по отношению к божеству и его обыденной жизни по отношению к святой. Но, кроме того, были случаи, которые особенно оскверняли человека и служили препятствием его общению с богами и потому требовали особого О. Таковыми считались: пролитие крови или убийство, месячные О. женщин, прикосновение к покойникам, похороны и т. п. Ноm. Od. 10, 481 сл. Verg. Aen. 6, 229. У дверей дома, где находился покойник, ставился сосуд с водою, которою должен был очистить себя всякий, выходящий из дома. После похорон все домочадцы подвергались еще особому О. Часто О. совершалось над целыми городами, народами и войсками, когда за преступление всех или же отдельных лиц боги посылали на них заразу или другие бедствия. Так, напр., после Килонова возмущения Эпименид совершил обряд О. над Афинами; так точно греческое войско под Троей очищает себя во время моровой язвы, посланной Аполлоном в наказание за оскорбление Агамемноном жреца его Хриса (Il. 1, 313). В Афинах перед каждым заседанием народного собрания совершалась люстрация посредством каждения и окропления места заседания кровью жертв, обыкновенно поросят. У греков следует отличать двоякого рода очищения: одни — служившие для умилостивления (ι̉λαστικά), другие — служившие для простого О. (καθαρτικά). Первого рода обряды совершались для умилостивления души убитого и вместе с тем для примирения с собою вообще подземных богов (θεοὶ τρόπαιοι, λύσιοι, καθάρσιοι), между которыми главный был подземный Зевс (Ζεὺς μειλίχιος, φύξιος, καθάρσιος). Убийца собственно должен был бы своею кровью смыть вину земных богов. Взамен этого обычаем установлены были примирительные жертвоприношения, состоявшие в том, что убийца, как бы вместо себя, приносил в жертву животное, особенно барана. Другой способ примирения, искони существовавший, заключался в том, что убийца добровольно отдавался в рабство (как, напр., Геракл, Аполлон, Кадм), от которого он впоследствии мог откупиться деньгами. У Гомера мы находим один только способ примирения убийцы с родственниками убитого, состоявший в том, что убийца платил пеню или денежный штраф (ποινή, Il., 9, 632. 18, 498); о примирительных или очистительных жертвах в этом случае у него не упоминается. Очистительный же обряд над убийцей, посредством которого он опять делался способным вступать в обычные сношения с богами и людьми, состоял в том, что закалывали молодую свинью и кровью, текущей из раны ее, окропляли руки убийцы. Особенную роль играли очищения в мистериях. Начало этих мистических очищений (καθαρμοί, τελεταί) относили особенно к Орфею, потому что так называемая секта орфиков, имевшая большое влияние на развитие мистерий, ввела много подобных обрядов, заимствовав их из чужеземных культов. Мистики употребляли свои очистительные обряды также как средство для лечения, предсказания и колдовства и вообще своим шарлатанством поддерживали суеверие. У римлян во многих праздниках, как-то: Lupercalia, Ambarvalia, Cerealia, O. или lustrationes составляли главную часть празднества. О. новорожденных (lustratio liberorum) — девочек в восьмой день, мальчиков в девятый день происходило для того, чтобы охранить их от колдовства. Оно состояло в том, что детей несли через дом к домашнему алтарю или даже через храм. Дни эти назывались lustrici dies. К общественным О. или люстрациям относилось О. или люстрация флота, lustratio classium. Liv. 36, 42. Перед отплытием флота сооружали алтарь у берега в воде, закалывали на нем жертвенных животных, затем с жертвами объезжали три раза флот, наконец, с молитвами половину жертв бросали в море, а другую сжигали. Подобные обряды совершались и при О. сухопутного войска (lustratio exercitus terrestris или sacrificium lustrale), когда войско отправлялось в поход или в битву, иногда также после битвы. О. целого народа римского (lustratio populi Romani или просто lustrum), учрежденное Сервием Туллием (Liv. 1, 44), совершалось всякий раз после окончания ценза или переписи (condere lustrum) на Марсовом поле и состояло в том, что приносили в жертву свинью, барана и быка (suovetaurilia). В прежние времена этот торжественный обряд совершал царь и консулы, впоследствии один из цензоров, или выбранный первым, или назначенный по жребию. При этом он произносил молитву: ut dii immortales populi Romani res meliores arnplioresque facerent. Впоследствии эта формула заменена была другою: ut res Romanas perpetuo incolumes servarent. Val. Max. 4, 1, 10. Suet. Oct. 97. Liv. 38, 36. T. к. ценз производился каждые пять лет, то lustrum получило значение пятилетия (tempus quinquennale).

  31. Источник: Реальный словарь классических древностей



  32. Русско-английский политехнический словарь

    depuration

    * * *

    purification

  33. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  34. Русско-украинский политехнический словарь

    техн., физ.

    очи́щення, (неоконч. д. - ещё) очища́ння;(от оболочки) обчи́щення, (неоконч. д. - ещё) обчища́ння

  35. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  36. Русско-украинский политехнический словарь

    техн., физ.

    очи́щення, (неоконч. д. - ещё) очища́ння;(от оболочки) обчи́щення, (неоконч. д. - ещё) обчища́ння

  37. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  38. Словарь церковнославянского языка

  39. Источник:



  40. Тезаурус русской деловой лексики

  41. Источник: