сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта. Первые А. в России были построены в 1908 на московской фабрике «Дукс». Несколько типов А. было создано А. С. Кузиным и др. Небольшая серия А., выпущенных в 1915—16 автомобильным заводом Всероссийского земского союза, применялась на фронте. Решением СТО в 1919 была создана Комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В 1919—32 при участии видных советских учёных и конструкторов, входивших в КОМПАС, был разработан ряд типов А. (АНТ — конструкции А. Н. Туполева, АРБЕС — А. А. Архангельского и Б. С. Стечкина, НРБ — Н. Р. Бриллинга, БЕКА — Н. Р. Бриллинга и А. С. Кузина), которые прошли практическую проверку в испытательных пробегах. Лучшие из них применялись в народном хозяйстве и Советской Армии вплоть до 40—50-х гг. Распространение получили аэросани AHT-IV, которые выпускались серийно. В период Великой Отечественной войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые — НКЛ-26, спроектированные под руководством Н. М. Андреева на Московском глиссерном заводе. В 50—60-х гг. было начато серийное производство А. «Север-2», КА-30 (рис.), созданных конструкторским бюро Н. И. Камова, и А.-«амфибий», разработанных конструкторским бюро А. Н. Туполева.
А. цельнометаллической конструкции имеют установленный на 3 или 4 лыжи кузов и управляются носовыми поворотными лыжами; в кормовой части А. располагается двигатель с воздушным винтом. В А.-«амфибиях» кузов на лыжах заменен для лучшей проходимости одной лодкой-лыжей, что позволяет двигаться не только по рыхлому снегу, но и по воде, мелководным рекам, заболоченным водоёмам, льду с полыньями, битому льду. А.-«амфибия» управляются вертикальными рулями, расположенными в кормовой части лодки-лыжи. Грузоподъёмность А. и А.-«амфибий» достигает 600 кг, дальность хода до 500 км,при мощности двигателя 190 квт (260 л.с.)они развивают скорость св. 100 км/чпо снегу и до 80 км/ч по воде (А.-«амфибия»). В СССР А. и А.-«амфибию» применяют для связи, перевозки почты, людей, грузов, патрульной службы и др. в условиях бездорожья Севера Европейской части и Сибири. За границей для тех же целей А. применяют в скандинавских странах, Канаде и Аляске. Продолжается разработка А. с повышенной экономичностью и надёжностью, для использования в любую погоду и время года.
Лит.: Евстюшин Н. И., Развитие аэросанного транспорта в СССР, М., 1959.
Г. С. Махоткин.
Аэросани КА-30.
АЭРОСА́НИ, -ей. Механические сани с воздушным винтом.
| прил. аэросанный, -ая, -ое.
-е́й, мн.
Сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта.
АЭРОСА́НИ, аэросаней, ед. нет. Сани, движущиеся при помощи пропеллера; снегоход.
мн.
Механические сани, передвигающиеся по снегу и льду с помощью тяги воздушного винта.
АЭРОСАНИ - передвигаются по снегу и льду тягой воздушного винта. "Аэросани-амфибия" имеют скорость св. 100 км/ч по снегу, 80 км/ч по воде, дальность хода до 500 км, грузоподъемность до 600 кг. Применяются в основном в условиях Крайнего Севера.
АЭРОСАНИ, транспортное средство, передвигающееся на полозьях по снегу и льду за счет тяги воздушного винта, приводимого во вращение двигателем. Скорость до 100 км/ч, грузоподъемность до 600 кг.
сущ.;
мн. snowmobileмн. propeller-sledge sg.
аэросани мн. Propellerschlitten m 1d
мн. ч.
Propellerschlitten m
мн.
traîneau m à hélice
мн.
trineo a motor, trineo con hélice
мн.
aeroslitta f
АЭРОСА́НИ -е́й; мн. Механические сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта.
◁ Аэроса́нный, -ая, -ое.
* * *
аэроса́нипередвигаются по снегу и льду тягой воздушного винта. «аэросани-амфибия» имеют скорость свыше 100 км/ч по снегу, 80 км/ч по воде, дальность хода до 500 км, грузоподъёмность до 600 кг. Применяются в основном в условиях Крайнего Севера.
* * *
АЭРОСАНИАЭРОСА́НИ, передвигаются по снегу и льду тягой воздушного винта. «Аэросани-амфибия» имеют скорость св. 100 км/ч по снегу, 80 км/ч по воде, дальность хода до 500 км, грузоподъемность до 600 кг. Применяются в основном в условиях Крайнего Севера.
механич. сани, передвигающиеся по снегу с помощью возд. винта, приводимого в движение двигателем (см. рис.). Скорость до 100 км/ч. А. применяют гл. обр. на Севере для связи, перевозки больных, в экспедициях и т. п.
Аэросани Ка-30 (СССР)
АЭРОСАНИ — механические сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта (см.).
аэроса́ни мн.
snowplane
мн. ч.
aeroslitta f
техн., мн.
аероса́ни, -не́й
техн., мн.
аероса́ни, -не́й
– вид транспорта – механические сани с воздушным винтом.
Механическое транспортное средство для передвижения по снегу с помощью воздушного винта, приводимого в действие собственным двигателем; снабжено кузовом и лыжами, часть из которых управляема.