Большая Советская энциклопедия

    (от франц. empire — империя)

    стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию Классицизма. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). А. включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и.). А. сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития А., получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. А. получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии; в России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский А. дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Ленинграда, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806—23, архитектор А. Д. Захаров, и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин, — в Ленинграде), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804—18, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства («Гурьевский сервиз», 1809—18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле А., построенным архитектором А. Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина, и Станицкой, 1817—22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами.

    А. сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.

    Лит.: Некрасов А. И., Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractères, P.,1930.

    И.М.Глозман.

    Ваза с женской фигурой из Гурьевского сервиза. 1809 — 18. Императорский фарфоровый завод.

    Веер с росписью по рис. Ш. Персье и П. Фонтена.

    П. Ф. Томир. Бронзовые часы с группой «Минин и Пожарский» (вольная копия группы И. П. Мартоса). Эрмитаж. Ленинград.

    К. И. Росси. Арка Главного штаба в Ленинграде. 1819 — 29.

    Ж. Ф. Шальгрен. Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. 1806 — 37.

    А. Н. Воронихин. Портик Горного института в Ленинграде. 1806.

    Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Музей в Фонтенбло.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. ампи́р;
    2. ампи́ры;
    3. ампи́ра;
    4. ампи́ров;
    5. ампи́ру;
    6. ампи́рам;
    7. ампи́р;
    8. ампи́ры;
    9. ампи́ром;
    10. ампи́рами;
    11. ампи́ре;
    12. ампи́рах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    АМПИ́Р

    1. -а, муж. Возникший во Франции в конце 18 нач. 19 в. стиль в архитектуре и в декоративном искусстве, основанный на подражании античным образцам.

    2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура а.

    | прил. ампирный, -ая, -ое (к 1 знач.).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Художественный стиль, гл. образом в архитектуре и прикладном искусстве, возникший во Франции в период империи Наполеона I; поздний классицизм.

    Главное здание в стиле ампир стояло на западном углу площади, с колоннадой и на улицу и на площадь. Гладков, Мать.

    [От франц. empire — империя]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    АМПИ́Р, ампира, муж. (франц. empire, букв. империя) (иск.). Художественный стиль, преим. в архитектуре и мебели, распространившийся из Франции эпохи империи (в начале 19-го в.) в Зап. Европе и России. Русский ампир.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Стиль в архитектуре и декоративном искусстве позднего классицизма (первой трети XIX в.), ориентированный на образцы античного и древнеегипетского искусства и соединивший монументальный лаконизм с изысканностью декоративных элементов.

    II

    неизм. прил.

    Отличающийся сочетанием монументального лаконизма с изысканностью декоративных элементов; ампирный 3. (о стиле).

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    АМПИР (от франц. empire - букв. - империя), Стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    АМПИР (от французского empire, буквально - империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-й трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Первоначально сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества. Наиболее ярко проявился в сооружении торжественных городских ансамблей, общественных зданий, триумфальных арок и т.д. (архитекторы Ш. Персье и П.Ф.Л. Фонтен во Франции, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси и др. в России), выполненных в монументальных лапидарных формах.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Строительный словарь

    стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве первой трети XIX века, завершивший развитие классицизма и использовавший наследие Древней Греции и Рима; характеризуется монументальными формами и парадным великолепием мемориальных и дворцовых зданий

    (Болгарский язык; Български) — ампир

    (Чешский язык; Čeština) — empir

    (Немецкий язык; Deutsch) — Empire

    (Венгерский язык; Magyar) — empire

    (Монгольский язык) — ампир

    (Польский язык; Polska) — empire

    (Румынский язык; Român) — stil empire

    (Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — ampir

    (Испанский язык; Español) — estilo imperio

    (Английский язык; English) — empire (style)

    (Французский язык; Français) — style Empire

    Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
    (от франц. empire, букв. - империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин ).Источник:"Архитектурный словарь"

  17. Источник: Строительный словарь



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. Empire style (мебели и т.п.) в стиле ампир ≈ empireиск.
    1. с. нескл. Empire style;

    2. неизм. прил.: в стиле ~ in Empire style.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ампир м иск. Empire ( A '' p i: r ] n 1, Empirestil m 1

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м иск.

    Empire n, Empirestil m

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. иск.

    style m Empire

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. иск.

    estilo imperio

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    (stile) impero

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Энциклопедический словарь

    АМПИ́Р [от франц. empire - империя].

    I. -а; м. В архитектуре и прикладном искусстве 19 в.: художественный стиль, использующий богатый декор и монументальные формы Древнего Египта и античности, возникший во Франции в период империи Наполеона I и воплощавший идею государственного могущества и воинской силы; поздний классицизм.

    II. прил. Здание в стиле а.

    Ампи́рный, -ая, -ое. (1 зн.). А. стиль. А. стул.

    * * *

    ампи́р

    (от франц. empire, буквально — империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчёркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти нашли выражение и в ампирной архитектуре ряда других европейских стран, в том числе и России, где были созданы классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).Триумфальная арка.Кресло.Декоративный мотив.

    * * *

    АМПИР

    АМПИ́Р (от франц. empire, букв. — империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ). Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье(см. ПЕРСЬЕ Шарль), П. Ф. Л. Фонтен(см. ФОНТЕН Пьер)). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейских стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров(см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич), А. Н. Воронихин(см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович), К. И. Росси(см. РОССИ Карл Иванович), В. П. Стасов(см. СТАСОВ Василий Петрович)), монументальные скульптуры (И. П. Мартос(см. МАРТОС Иван Петрович), Ф. Ф. Щедрин(см. ЩЕДРИН Феодосий Федорович)).

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Большой энциклопедический политехнический словарь

    (от франц. empire, букв. - империя) - стиль архитектуры и искусства (преим. декоративного) позднего классицизма в европ. странах 1-й трети 19 в. В архитектуре А. преобладают мотивы и формы, заимствов. из художеств. наследия императорского Рима (триумфальные арки, мемориальные колонны, воен. эмолематика в архит. деталях и т. п.), а также древнеегипетского искусства. А. в разных странах получал истолкование в соответствии с особенностями их общественно-политич. жизни.

  33. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  34. Москва (энциклопедия)

  35. Источник:



  36. Большой Энциклопедический словарь

  37. Источник: