группа из трех драматических произведений, соединенных в одно художественное целое. Название Т. носило в древнегреческом театре соединение трех трагедий, связанных между собой исторической последовательностью сюжетов. Присоединение к Т. так называемой сатирдрамы (см.) делало из нее тетралогию. Пример — "Орестейя" Эсхила, состоящая из трагедий "Агамемнон", "Хоэфоры", "Эвмениды" и не дошедшей до нас сатирдрамы "Протей". В новейшей Т. идейная связь заменяет иногда историческую, место трагедии занимает иногда — как, напр., у Бомарше ("Barbier de Seville", "Mariage de Figaro", "Mère coupable") — комедия. В новой немецкой литературе известна тетралогия Рих. Вагнера ("Rheingold", "Die Wallküre", "Siegfried", "Die Götterdämmerung"), у нас — "Драматическая Т." Алексея Толстого.
ТРИЛО́ГИЯ, -и, жен. Три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета. Т. А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Т. Танеева «Орестея».
-и, ж.
Три литературных или музыкальных произведения одного автора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета.
Трилогия Сухово-Кобылина. Трилогия А. М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты».
[греч. τριλογία]
ТРИЛО́ГИЯ, трилогии, жен. (франц. trilogia) (лит., театр.). Литературное, преим. драматическое произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета. Драматическая трилогия А.К.Толстого (из трех трагедий: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис").
ж.
Три произведения одного автора, объединенных общей идеей и преемственностью сюжета.
жен.;
лит. trilogyж. trilogy.
трилогия ж Trilogie f, pl -gi|en
ж
Trilogie f, pl -gien
ж. лит.
trilogie f
ж.
trilogía f
ж. лит. муз.
trilogia
ТРИЛОГИЯ (греч.) — первоначально в греческой литературе три трагедии (см.), объединенные в одно целое единством фабулы или идейного содержания; в новейшее время термин «Т.» применяется в соответствующих случаях к произведениям драматическим, эпическим и даже лирическим.
У древних греков Т. состояла из трех трагедий с мифологическим или историческим сюжетом; представлялись они на поэтических состязаниях в дни празднеств Дионисий. Первоначально отдельные части Т. обязательно воспроизводились в течение одного дня; присоединение к Т. так наз. «драмы сатиров», контрастирующей с ней по построению и назначению, создавало «тетралогию». С V в. до н. э. это требование начинает нарушаться, а с IV в. до н. э. «драма сатиров» отделяется от трагической Т. и ставится на особых состязаниях. Античные Т. дошли до нас в обломках; так из сохранившихся семи трагедий Эсхила четыре являются частями Т., посвященных мифам о Данаидах, Эдипе, Прометее и историческому событию — поражению персов; из этих Т. только «Орестейя» сохранилась полностью; утрачена лишь «драма сатиров» — «Протей». В дальнейшем, уже у Софокла, трагедии приобретают самостоятельную законченность и отдельную значимость; так «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона», хотя и связанные единством сюжета, не объединялись поэтом в Т.
В драматическом творчестве нового времени встречаются попытки возродить Т.; таковы трилогии Шиллера («Валленштейн»), Грильпарцера («Золотое руно»), Вагнера («Нибелунги»), Суинберна («Мария Стюарт») и др. В русской литературе известность получила трилогия А. Толстого («Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Борис Годунов»). Примером Т., отдельные части которой — комедии, а не трагедии, является трилогия Бомарше («Севильский цырюльник», «Свадьба Фигаро», «Виновная мать»). Однако в целом в драме нового времени Т. не получает широкого развития.
Принцип Т. применяется в строении романа и повести; таковы Т. романов Дюма («Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон»), Сенкевича («Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володиевский»), Золя («Лурд», «Рим», «Париж»), Г. Манна («Три богини»). В русской литературе «Мертвые души» Гоголя были задуманы в форме Т. Трилогию представляют собой «Детство», «Отрочество» и «Юность» Л. Толстого, «Детство», «В людях» и «Мои университеты» Горького. Следует, однако, отметить, что эпическая полнота изображения, допуская расширение его за рамки отдельного романа, в то же время нередко нарушает стройность и четкость трехчленного строения; эпическая Т. не представляет такого тесного единства, как Т. драматическая, и легко перерастает в многотомный цикл романов (ср. цикл «Ругон-Маккаров» Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана и др.).
В лирике термин Т. почти не применяется, несмотря на попытки некоторых поэтов ввести его (Гёте «Trilogie der Leidenschaft», Гейне «Trilogie»).Библиография:
Hermann G., Die tragischen Tetralogien der Griechen, Lpz., 1819; Welcker F. G., Die aschylische Trilogie, Darmstadt, 1824; Steinweg C., Studien zur Entwicklungsgechichte der Tragodie, B. VI. Halle a/s., 1924; Wiesmann P., Das Problem der tragischen Tetralogie, Diss., Zurich, 1929 (дана основная литература).
ТРИЛО́ГИЯ -и; ж. [греч. trilogos от tri- - трижды, три и logos - слово, речь] Три литературных или музыкальных произведения одного автора, объединённые общей идеей и преемственностью сюжета. Написать трилогию. Замысел трилогии.
(греч. trilogia, от tri-, в сложных словах - три, трижды и logos - слово, рассказ, повествование) - три пьесы, связанные развитием одного сюжета, общей идеей, единым авторским замыслом. Понятие Т. сложилось в др.-греч. драматургии; из др.-греч. Т. полностью сохранилась лишь "Орестея" Эсхида. В музыке Т. представляет собой, как правило, произв. оперного жанра. Объединение опер в цикл было обусловлено стремлением нек-рых композиторов романтич. направления (19 в.) к воплощению грандиозных замыслов; известны, напр., дилогия "Троянцы" Берлиоза (1855-59), тетралогия "Кольцо нибелунга" Вагнера (1848-76; сам Вагнер считал это соч. трилогией, т. к. рассматривал "Золото Рейна" как пролог). Несколько позднее в творчестве ряда композиторов появилась собственно Т. ("Пиренеи" Ф. Педреля, 1890-91; "Ипподамия" З. Фибиха, 1890-91; "Гомеровский мир" A. Бунгерта, 1896-1901; неосуществлённый замысел Р. Леонкавалло под назв. "Сумерки", связанный с эпохой итал. Возрождения). В России к трилогии Эсхила обратился С. И. Танеев в опере "Орестея" (1887-94), где части Т. превращены по существу в отд. акты единого спектакля. В 20 в. цикл из трёх опер на тот же сюжет создал Д. Мийо ("Агамемнон", 1914; "Хоэфоры", 1915; "Эвмениды", 1917-22). Совр. композиторы чаще пользуются термином "триптих" (О. В. Тактакишвили, "Три новеллы", пост. 1967, во 2-й ред. "Три жизни"). Изредка форма Т. применяется в др. муз. жанрах, хотя не всегда при этом используется самый термин. К сочинениям подобного рода можно отнести цикл из трёх симфоний Й. Гайдна - "Утро", "Полдень", "Вечер" (1761), а также программно-симф. Т. "Валленштейн" B. д'Энди (1874-81; по трилогии Ф. Шиллера). Приближаются к Т. "сценические кантаты" К. Орфа - "Carmina Burana", 1937, "Catulli carmina", 1943, "Триумф Афродиты", 1951.
Г. В. Крауклис.
• Trilogĭa,
см. Tetralogia, Тетралогия.