Словарь Брокгауза и Ефрона

    группа из трех драматических произведений, соединенных в одно художественное целое. Название Т. носило в древнегреческом театре соединение трех трагедий, связанных между собой исторической последовательностью сюжетов. Присоединение к Т. так называемой сатирдрамы (см.) делало из нее тетралогию. Пример — "Орестейя" Эсхила, состоящая из трагедий "Агамемнон", "Хоэфоры", "Эвмениды" и не дошедшей до нас сатирдрамы "Протей". В новейшей Т. идейная связь заменяет иногда историческую, место трагедии занимает иногда — как, напр., у Бомарше ("Barbier de Seville", "Mariage de Figaro", "Mère coupable") — комедия. В новой немецкой литературе известна тетралогия Рих. Вагнера ("Rheingold", "Die Wallküre", "Siegfried", "Die Götterdämmerung"), у нас — "Драматическая Т." Алексея Толстого.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. трило́гия;
    2. трило́гии;
    3. трило́гии;
    4. трило́гий;
    5. трило́гии;
    6. трило́гиям;
    7. трило́гию;
    8. трило́гии;
    9. трило́гией;
    10. трило́гиею;
    11. трило́гиями;
    12. трило́гии;
    13. трило́гиях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ТРИЛО́ГИЯ, -и, жен. Три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета. Т. А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Т. Танеева «Орестея».

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    Три литературных или музыкальных произведения одного автора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета.

    Трилогия Сухово-Кобылина. Трилогия А. М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты».

    [греч. τριλογία]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ТРИЛО́ГИЯ, трилогии, жен. (франц. trilogia) (лит., театр.). Литературное, преим. драматическое произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета. Драматическая трилогия А.К.Толстого (из трех трагедий: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис").

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Три произведения одного автора, объединенных общей идеей и преемственностью сюжета.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    лит. trilogyж. trilogy.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    трилогия ж Trilogie f, pl -gi|en

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Trilogie f, pl -gien

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. лит.

    trilogie f

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    trilogía f

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. лит. муз.

    trilogia

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Литературная энциклопедия

    Трилогия

    ТРИЛОГИЯ (греч.) — первоначально в греческой литературе три трагедии (см.), объединенные в одно целое единством фабулы или идейного содержания; в новейшее время термин «Т.» применяется в соответствующих случаях к произведениям драматическим, эпическим и даже лирическим.

    У древних греков Т. состояла из трех трагедий с мифологическим или историческим сюжетом; представлялись они на поэтических состязаниях в дни празднеств Дионисий. Первоначально отдельные части Т. обязательно воспроизводились в течение одного дня; присоединение к Т. так наз. «драмы сатиров», контрастирующей с ней по построению и назначению, создавало «тетралогию». С V в. до н. э. это требование начинает нарушаться, а с IV в. до н. э. «драма сатиров» отделяется от трагической Т. и ставится на особых состязаниях. Античные Т. дошли до нас в обломках; так из сохранившихся семи трагедий Эсхила четыре являются частями Т., посвященных мифам о Данаидах, Эдипе, Прометее и историческому событию — поражению персов; из этих Т. только «Орестейя» сохранилась полностью; утрачена лишь «драма сатиров» — «Протей». В дальнейшем, уже у Софокла, трагедии приобретают самостоятельную законченность и отдельную значимость; так «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона», хотя и связанные единством сюжета, не объединялись поэтом в Т.

    В драматическом творчестве нового времени встречаются попытки возродить Т.; таковы трилогии Шиллера («Валленштейн»), Грильпарцера («Золотое руно»), Вагнера («Нибелунги»), Суинберна («Мария Стюарт») и др. В русской литературе известность получила трилогия А. Толстого («Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Борис Годунов»). Примером Т., отдельные части которой — комедии, а не трагедии, является трилогия Бомарше («Севильский цырюльник», «Свадьба Фигаро», «Виновная мать»). Однако в целом в драме нового времени Т. не получает широкого развития.

    Принцип Т. применяется в строении романа и повести; таковы Т. романов Дюма («Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон»), Сенкевича («Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володиевский»), Золя («Лурд», «Рим», «Париж»), Г. Манна («Три богини»). В русской литературе «Мертвые души» Гоголя были задуманы в форме Т. Трилогию представляют собой «Детство», «Отрочество» и «Юность» Л. Толстого, «Детство», «В людях» и «Мои университеты» Горького. Следует, однако, отметить, что эпическая полнота изображения, допуская расширение его за рамки отдельного романа, в то же время нередко нарушает стройность и четкость трехчленного строения; эпическая Т. не представляет такого тесного единства, как Т. драматическая, и легко перерастает в многотомный цикл романов (ср. цикл «Ругон-Маккаров» Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана и др.).

    В лирике термин Т. почти не применяется, несмотря на попытки некоторых поэтов ввести его (Гёте «Trilogie der Leidenschaft», Гейне «Trilogie»).Библиография:

    Hermann G., Die tragischen Tetralogien der Griechen, Lpz., 1819; Welcker F. G., Die aschylische Trilogie, Darmstadt, 1824; Steinweg C., Studien zur Entwicklungsgechichte der Tragodie, B. VI. Halle a/s., 1924; Wiesmann P., Das Problem der tragischen Tetralogie, Diss., Zurich, 1929 (дана основная литература).

  25. Источник: Литературная энциклопедия



  26. Энциклопедический словарь

    ТРИЛО́ГИЯ -и; ж. [греч. trilogos от tri- - трижды, три и logos - слово, речь] Три литературных или музыкальных произведения одного автора, объединённые общей идеей и преемственностью сюжета. Написать трилогию. Замысел трилогии.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Музыкальная энциклопедия

    (греч. trilogia, от tri-, в сложных словах - три, трижды и logos - слово, рассказ, повествование) - три пьесы, связанные развитием одного сюжета, общей идеей, единым авторским замыслом. Понятие Т. сложилось в др.-греч. драматургии; из др.-греч. Т. полностью сохранилась лишь "Орестея" Эсхида. В музыке Т. представляет собой, как правило, произв. оперного жанра. Объединение опер в цикл было обусловлено стремлением нек-рых композиторов романтич. направления (19 в.) к воплощению грандиозных замыслов; известны, напр., дилогия "Троянцы" Берлиоза (1855-59), тетралогия "Кольцо нибелунга" Вагнера (1848-76; сам Вагнер считал это соч. трилогией, т. к. рассматривал "Золото Рейна" как пролог). Несколько позднее в творчестве ряда композиторов появилась собственно Т. ("Пиренеи" Ф. Педреля, 1890-91; "Ипподамия" З. Фибиха, 1890-91; "Гомеровский мир" A. Бунгерта, 1896-1901; неосуществлённый замысел Р. Леонкавалло под назв. "Сумерки", связанный с эпохой итал. Возрождения). В России к трилогии Эсхила обратился С. И. Танеев в опере "Орестея" (1887-94), где части Т. превращены по существу в отд. акты единого спектакля. В 20 в. цикл из трёх опер на тот же сюжет создал Д. Мийо ("Агамемнон", 1914; "Хоэфоры", 1915; "Эвмениды", 1917-22). Совр. композиторы чаще пользуются термином "триптих" (О. В. Тактакишвили, "Три новеллы", пост. 1967, во 2-й ред. "Три жизни"). Изредка форма Т. применяется в др. муз. жанрах, хотя не всегда при этом используется самый термин. К сочинениям подобного рода можно отнести цикл из трёх симфоний Й. Гайдна - "Утро", "Полдень", "Вечер" (1761), а также программно-симф. Т. "Валленштейн" B. д'Энди (1874-81; по трилогии Ф. Шиллера). Приближаются к Т. "сценические кантаты" К. Орфа - "Carmina Burana", 1937, "Catulli carmina", 1943, "Триумф Афродиты", 1951.

    Г. В. Крауклис.

  29. Источник: Музыкальная энциклопедия



  30. Реальный словарь классических древностей


    • Trilogĭa,

    см. Tetralogia, Тетралогия.

  31. Источник: Реальный словарь классических древностей