Словарь Брокгауза и Ефрона

    (исп. Marrànos, от араб. maran atha — проклятый; у евреев анусим, т. е. отпавшие от веры по принуждению) — в Испании в Средние века так назывались евреи, официально принявшие господствующую религию (сначала мусульманство, потом христианство), но втайне сохранившие веру своих отцов; впоследствии название это было распространено и на мавров, наружным образом обратившихся в христианство. Среди испанских евреев было много М., тогда как герм. евреи решались скорее идти на смерть, чем хоть для вида отказываться от религии своих отцов. Вейсс ("Rabbi Moses ben Maimon", Вена, 1881, на древнеевр. яз.) пытается объяснить это тем, что арабы, первые допустившие насилие над совестью, были менее требовательны при обращении неофитов и менее строги в надзоре за их поведением: они довольствовались тем, что новообращенные произносили формулу, признающую посланничество Магомета, и от времени до времени посещали мечети. При такой снисходительности улемов появились раввины, которые учили, что из-за выполнения формальностей не следует евреям жертвовать собой, так как они в душе могут оставаться евреями и втайне даже исполнять еврейские обряды. При господстве мусульман к М. принадлежала известная фамилия Маймонидов. Положение М. коренным образом изменилось при утверждении господства христиан, М. были отданы под надзор инквизиции, возводившей их массами на костер. Наряду с фактами, указываемыми Вейссом, существенное значение имело и то обстоятельство, что у исп. евреев религиозный фанатизм вообще был менее силен, чем у их герм. единоверцев. К М. католические власти обыкновенно относились с большой подозрительностью. Многие из них достигали звания священников, но не более. Единственный из М., достигший звания кардинала, был Толет (Tolet), но он в церкви не пользовался ни властью, ни уважением.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    марраны (испанское marranos), в средневековых Испании и Португалии евреи, официально принявшие христианство. Число обращенных возросло в 14—15 веках (особенно после Королевского указа 1492, предписывавшего всем иудеям либо принять в трёхмесячный срок католичество, либо покинуть Испанию, — около 50 тысяч иудеев, как указывают разные источники, приняли христианство). Составляли обособленную группу населения. М. занимались торговлей, откупом налогов, занимали и государственные должности. Их богатство возбуждало зависть феодалов и духовенства. М. подвергались преследованиям инквизиции, обвинявшей их в тайной приверженности прежней вере.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    Евреи и мавры II 2., формально принявшие христианство, но втайне продолжавшие исповедовать свою старую веру (в Испании и в Португалии в эпоху Средневековья).

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    МАРАНЫ (исп. marranos) - в средневековой Испании и Португалии евреи, официально принявшие христианство (главным образом после указа 1492, предписывавшего иудеям перейти в католичество или покинуть Испанию). Их преследовала инквизиция, обвиняя в тайной приверженности иудаизму.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    МАРАНЫ (испанское marranos), в средневековой Испании и Португалии евреи, официально принявшие христианство. Обвиняя в тайной приверженности иудаизму, их жестоко преследовала инквизиция.

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  11. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  12. Энциклопедический словарь

    мара́ны

    (исп. marranos), в средневековой Испании и Португалии евреи, официально принявшие христианство (главным образом после указа 1492, предписывавшего иудеям перейти в католичество или покинуть Испанию). Их преследовала инквизиция, обвиняя в тайной приверженности иудаизму.

    * * *

    МАРАНЫ

    МАРА́НЫ (исп. «marranos» от араб. «maran atha» — «проклятый»), евреи средневековой Испании, официально принявшие господствующую религию (сначала ислам, потом христианство), но втайне сохранявшие приверженность иудаизму.

    У самих евреев эта категория людей называлась «анусим» — отпавшие от веры по принуждению. Арабы были менее требовательны при обращении неофитов и менее строги в надзоре за их поведением: они довольствовались тем, чтобы новообращенные произносили вслух формулу, признающую посланничество Мухаммеда(см. МУХАММЕД), и иногда посещали мечеть. При такой снисходительности появились раввины, учившие, что не следует жертвовать собой из-за выполнения формальностей, т. к. в душе можно оставаться евреем и даже тайно исполнять религиозные обряды. При господстве мусульман к маранам принадлежала известная фамилия Маймонидов.

    После успехов Реконкисты(см. РЕКОНКИСТА) положение коренным образом изменилось. К маранам, относить к которым теперь стали и тайно исповедовавших ислам мавров, католические власти относились с большой подозрительностью. Инквизиторы постоянно и тщательно следили за этими «новыми христианами». Если заподозренный в исповедовании иудаизма еврей сознавался сразу и сообщал имена других тайных иудеев, то наказание было легким: проводилась религиозная церемония публичного покаяния, сопровождавшаяся различными унижениями. Если маран раскаивался только после изобличения, то его ждала легкая смерть: прежде, чем сжечь у столба, осужденного душили. Тех евреев, которых инквизиторы не могли насильно вернуть в христианство, подвергали неоднократным пыткам и публично сжигали. Инквизиция(см. ИНКВИЗИЦИЯ) преследовала и мертвых еретиков. В конце 1480 кости ста мертвецов, которые при жизни были тайными иудеями, были вырыты и публично сожжены.

    Мараны держали свое иудейство в тайне, о нем было известно только ближайшим родственникам и другим маранам. Еврейские ритуалы обычно отправлялись в подземельях. Маленьким детям никогда не говорилось, что они евреи. Сообщалось им это только в том возрасте, когда они уже могли хранить эту тайну. Некоторые мараны достигали звания священника, но не более. Единственным, достигшим звания кардинала, был Толет (Tolet), однако он не пользовался в церкви ни властью, ни уважением.

    Многие мараны позже бежали из Испании в более веротерпимые европейские государства, главным образом в Голландию.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    марраны (исп. marranos), - вошедшее в обиход в Испании и Португалии в 14-15 вв. обозначение евреев (иногда и мавров), принимавших по принуждению или расчету католичество. М. занимались торговлей, брали на себя откуп налогов, встречались на гос. должностях и даже в среде духовенства. Богатство М. возбуждало зависть феодалов и духовенства. М. подвергались преследованиям инквизиции, обвинявшей их в тайном отправлении евр. обрядов; значит. часть конфискуемых имуществ М. поступала в королев. казну. Недовольство деятельностью М. как откупщиков податей и подстрекательства духовенства не раз приводили к погромам М. гор. беднотой и религ. фанатиками (Севилья - 1391, 1439, Толедо - 1449, 1467, Кордова - 1473, Сеговия - 1474, Лисабон, Эвора - 1504-05 и др.). М. ограничивали в правах, карали за попытки к бегству, усилившиеся при Филиппе II. Преследования М. (в менее жестокой форме) имели место и в кон. 18 - нач. 19 вв.

    Лит.: Лозинский С. Г., История инквизиции в Испании, СПБ, 1914.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: