Словарь Брокгауза и Ефрона

    одна из повседневных церковных служб православной церкви. Получило начало, по свидетельству преп. Кассиана (ум. в 435 г.), от обычая иноков отправлять П. в своих кельях. С конца V и начала VI в. II. в восточной церкви известно было под именем άποδειπνον, в западной — под именем completorium (пополнение). Из устава св. Бенедикта видно, что обычай петь П. отдельно от вечерни сделался общеупотребительным только с VI в. В древних богослужебных книгах П. называется великим; древняя церковь, по-видимому, не знала деления П. на великое и малое. Ныне великое П. разделяется на три части, из которых каждая составляет как бы отдельную службу, имея свои вступительные и заключительные молитвы и свои тропари. Великое П. отправляется в великом посту и вместе с утренею — в праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения. П. первых четырех дней первой седмицы великого поста называется малым стоянием. Название "стояние" указывает как на продолжительность совершения П., так и на молитвенно-покаянный характер его (читается канон св. Андрея Критского); малым же оно называется в отличие от "Андреева", или "Мариина", стояния, бывающего в четверти к пятой седмицы, и великого, или утреннего, стояния в вел. пяток. Тому же П. усвояется еще наименование мефимонов или ефимонов (от έφυμνειον — припев), так как одни только повечерия первой седмицы имеют канон с припевом на каждом стихе (см. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви", Москва, 1890, стр. 85—86). Малое повечерие есть сокращение великого, совершается в обыкновенные дни после вечерни (за исключением недели св. Пасхи, когда оно совершается по особенному уставу, и великого поста). Как великое П., так и малое состоят преимущественно из чтения псалмов, великого славословия, символа веры, канона, молитвы Богородице ("Нескверная, Неблазная") и молитвы на сон грядущим.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. повече́рие;
    2. повече́рия;
    3. повече́рия;
    4. повече́рий;
    5. повече́рию;
    6. повече́риям;
    7. повече́рие;
    8. повече́рия;
    9. повече́рием;
    10. повече́риями;
    11. повече́рии;
    12. повече́риях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ушакова

    ПОВЕЧЕ́РИЕ, повечерия, ср. (церк.). Одна из церковных служб у православный христиан.

  5. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Одна из церковных служб у православных христиан.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.;
    церк. (вечернее богослужение в христианской церкви) complin(e)

  9. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  10. Энциклопедический словарь

    ПОВЕЧЕРИЕ

    ПОВЕЧЕ́РИЕ (греч. Apodeipnon, буквально — после ужина), в византийском обряде(см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД) богослужение суточного круга, совершающееся вечером. Первоначально было монастырским богослужением (в соборно-приходском богослужении ему соответствовала служба Панихиды(см. ПАНИХИДА)), совершалось иноками после ужина в своих келиях. Основу Повечерия в древности составляла песнь «С нами Бог». В Синайском греческом Часослове № 863 9 в. Повечерие называется «молитвой в 1-й час ночи» и имеет состав, очень близкий к нынешнему великому Повечерию в 1-й его части, а именно: псалмы 4, 12, 26, малое славословие(см. СЛАВОСЛОВИЕ (молитва)), псалмы 30, 90, 6, песнь «С нами Бог», аллилуйя(см. АЛЛИЛУЙЯ) со стихами, тропари(см. ТРОПАРЬ) «Невидимых враг» или другие соответственно дню и т. д. Студийский Устав различал два вида Повечерия: полное — для буднично-постных дней и сокращенное — для воскресений и праздников.

    В настоящее время Повечерие делится на великое и малое. Великое повечерие имеет три самостоятельные части со вступительными и заключительными молитвами и тропарями и совершается в Великий пост(см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ) (отдельно от Утрени(см. УТРЕНЯ)) и в праздники Рождества Христова(см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО), Богоявления(см. БОГОЯВЛЕНИЕ) и Благовещения(см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ) (вместе с Утреней). В первые четыре дня первой седмицы(см. КЛИЧКО Владимир Владимирович) Великого поста на Повечерии читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского(см. АНДРЕЙ Критский). Великое повечерие называется также мефимоны, или ефимоны.

    Малое повечерие является сокращением великого и совершается в будничные дни после Пасхи(см. ПАСХА христианская) (кроме недели святой Пасхи). Состоит из чтения псалмов, великого славословия(см. СЛАВОСЛОВИЕ (молитва)), Символа веры(см. СИМВОЛ ВЕРЫ), канона, молитв Богородице и молитв на сон грядущим. Чин повечерия содержится в Часослове(см. ЧАСОСЛОВ).

    В латинском обряде(см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) аналогом повечерия является «Завершение дня» (Completorium) (русские католики используют для обозначения этого богослужения то же слово «повечерие»). Оно включает в себя определенный гимн, несколько псалмов (варьируются в зависимости от дня недели), Песнь Симеона («Ныне отпускаешь») и завершающую молитву.

    Издания текстов:

    Тридентский чин: Breviarium Romanum ex Decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum [S.] Pii V Pontificis Maximi jussu editum. (С 1568 переиздавался неоднократно).

    Реформированный чин: Officium Divinum ex Decreto Sacrosancti Oecumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Pauli Pp. VI promulgatum. Liturgia Horarum iuxta Ritum Romanum. Vol. 1—4. Editio typica. Typis Polyglottis Vaticanis, 1971.

    Русский перевод реформированного чина см. в книге: Литургия Часов. Хвалы Утренние, Дневной Час, Вечерня, Завершение Дня. Четырехнедельная Псалтирь. Основные праздники. Милан–Москва, 1995.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Словарь церковнославянского языка

  13. Источник: