наименование различных (представительных, выборных, законодательных, совещательных, административных) учреждений в царской России. См. Боярская дума, Городская дума, Государственная дума.
ДУ́МА 2, -ы, ж. Название нек-рых государственных учреждений. Боярская д. (совет бояр). Государственная д. (1) нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации; 2) в России в 1906Ч1916 гг.: законосовещательное выборное представительное учреждение). Городская д. (выборный орган городского управления). Созыв, роспуск думы.
ДУ́МА, -ы, жен.
1. Мысль, размышление. Думы о родине. Думу думать.
2. Род украинской народной исторической песни. Казацкие думы.
| уменьш. думка, -и, жен. и думушка, -и, жен. (к 1 знач.).
II. ДУ́МА, -ы, жен. Название нек-рых государственных учреждений. Боярская д. (совет бояр). Государственная д. (1) нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации; 2) в России в 1906-1916 гг.: законосовещательное выборное представительное учреждение). Городская д. (выборный орган городского управления). Созыв, роспуск думы.
| прил. думный, -ая, -ое (стар.) и думский, -ая, -ое. Думный боярин. Думный дьяк (в 1517 вв.: низший чин Боярской думы). Думская фракция.
ДУ́МА 1, -ы, ж.
-ы, ж.
1.
То, что заполняет сознание; мысль, размышление, раздумье.
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пушкин, Медный всадник.
Пименов снова погрузился в думу. Салтыков-Щедрин, Губернские очерки.
[Горький] был властителем наших дум гораздо раньше, чем мы познакомились с его книгами. Павленко, А. М. Горький.
2.
Жанр исторического народного украинского эпоса, а также произведение этого жанра.
||
Род стихотворений на гражданские, политические темы в русской поэзии 19 в. «Думы» Рылеева.
3.
Название различных органов центрального и местного управления в России.
Боярская дума (совет бояр в Московской Руси).
Городская дума (выборное представительное учреждение в царской России, которому по положению принадлежали законодательные функции).
ДУ́МА, думы, жен.
1. Размышление, мысль (поэт. устар. и обл.). Тяжкие думы.
2. Род украинской народной песни (лит., Этногр.). Казацкие думы 17 века.
|| Род лиро-эпической поэмы (лит.). Думы Рылеева.
3. Представительное собрание с законодательными или административными функциями в России (ист.). Боярская дума. Государственная дума. Городская дума.
ж.
1.
Собрание, совет бояр, земских выборщиков и т.п. как законодательный или административный орган; Боярская дума (на Руси IX - XIII вв.).
2.
Название высшего законодательного представительного собрания (Государственная дума) или органов городского самоуправления (Городская дума).
ДУМА - 1) название представительных выборных законосовещательных учреждений (Государственная дума) или органов городского самоуправления (Городская дума) в России.
2) Собрание, совет бояр, земских выборных и т. п. на Руси (Боярская дума, Земская дума).
ДУМА, законосовещательное представительное учреждение в России (смотри Боярская дума, Государственная дума); органы городского самоуправления (Городская дума).
ДУМА, лиро-эпическая украинская народная песня, исторического или бытового содержания. Возникли в казачьей среде в 15 - 17 вв. Исполнялись под аккомпанемент кобзы или бандуры.
ду́ма "мысль", укр. ду́ма "народная песня" (первонач. "рассказ"; см. Соболевский, ЖСт., 1893, вып. 2, стр. 251), болг. ду́ма "слово", слвц. duma "раздумье, размышление, высокомерие", польск. duma "гордость". Заимств. из герм., ср. гот. dōms "суждение"; см. Mi. EW. 52; Уленбек, AfslPh 15, 486; Бернекер 1, 237; Лёве, KZ 39, 316; Мейе, Et. 162; Брюкнер 103; AfslPh 42, 142. Неубедительно сближение слав. слова с дым, греч. θῡμός "душа, мысль, дух", др.-инд. dhūmás; см. Младенов 154; РФВ 62, 262 и сл.; Стендер-Петерсен 485 и сл.; ZfslPh 13, 257; ср. Траутман, GGA, 1911, стр. 250 и сл.; Торп 198; Кипарский 171 (с библиографией). Из слав. заимств. лтш. duõma "мысль, мнение" (М. – Э. 1, 532 и сл.).
•
• [Вайан (Gramm. сотр. 1, 199; RES 27, 1951, стр. 291 и сл.) выдвинул новую этимологию: слав. duma – отглаг. образование от до-оумѣти, т. е. из *doúma. – Т.]
I жен. thought;
meditation думу думать властитель дум II жен. duma, council, elective legislative assembly государственная дума городская думаж.
1. (мысль) thought;
2. лит. elegy, ballad;
3. ист. council, duma;
городская ~ city/ town council, municipal council;
Государственная ~ State Duma.
дума ж 1. (мысль) Gedanke m -ns, pl -n 2. лит. (ukrainisches) Volkslied n 1b 3. Duma f Государственная Дума Staatsduma f (тж. ист.)
ж
1)(мысль) Gedanke m -ns, pl -n
2)лит. (ukrainisches) Volkslied n
3)Duma f
Государственная Дума — Staatsduma f (тж. ист.)
ж.
1) уст., поэт. pensée f
2)лит. élégie f
3)douma f
городская дума — conseil municipal
государственная дума — douma d'Etat
боярская дума — douma des boyards
ж.
1)pensamiento m; reflexión f(раздумье); meditación f(размышление)
ду́мать ду́му — meditar vt, cavilar vt
власти́тель дум — dueño de corazones
2)лит. duma f(género de canciones épicas populares ucranianas y también de poesías rusas sobre temas cívicos y políticos)
3)duma f
Госуда́рственная Ду́ма — Duma del Estado
городска́я ду́ма — duma de la ciudad (urbana)
ж.
1)(мысль) pensiero m; riflessione тж. процесс
думы и чаяния — aspirazioni f pl
2)лит. duma(poema epico ucraino)
3)ист. duma(consiglio dei boiari)
4)(нижняя палата парламента; городской "парламент") Duma
Государственная дума — Duma
городская дума — Duma cittadina, consiglio / giunta comunale
- 1) представительное, выборное, законодательное, совещательное, административное учреждение, а т.ж. здание этого учреждения; 2) собрание, совет; 3) с 1993 г. - название органов представительной (законодательной) власти в ряде субъектов РФ (например, Московская городская Д.
Государственная Д в Ставропольском крае и т.д.).
ДУ́МА -ы; ж.
1. Мысль (обычно глубокая, всепоглощающая). Остаться наедине со своими думами. Тяжкие, тягостные думы. Высокие думы. Думал свою думу. Все думы только о прошлом у кого-л. Властитель дум (о ком-л., влияющем на ход и характер мыслей других людей). // Раздумье, размышление. Погрузиться в думы. Предаваться думам.
2. Эпико-лирический жанр украинского фольклора (обычно исторического содержания); произведения этого жанра, входившие в репертуар народных певцов - бандуристов и носившие обычно импровизационный характер; произведение этого жанра. Народные думы. Казацкая д. // В русской поэзии 19 в.: род стихотворений на гражданские, политические темы.
3. Представительное выборное учреждение с законодательными, совещательными и административными функциями; здание такого учреждения. Государственная Д. (в России с 1906 по 1917 г.: высшее государственное представительное законосовещательное собрание, построенное на выборных началах; с 1993 г.: высшее государственное законодательное представительное собрание; нижняя палата парламента). Городская д. (выборный орган городского самоуправления).
4. В Древней Руси и Московском государстве до 1700 г: собрание, совет бояр, земских, выборных и т.п. Земская д. Боярская д.
◁ Ду́мка (см.). Ду́мушка, -и; ж. Нар.-поэт. (1 зн.). Ду́мский, -ая, -ое (3 зн.). Д. депутат. Д-ая фракция. Д-ое здание. Ду́мный, -ая, -ое. Ист. (4 зн.). Д-ые бояре. Д-ые дворяне (чин в Боярской думе, выполнявший военные и придворные обязанности). Д. дьяк (нижний чин Боярской думы).
* * *
ду́ма1) название представительных выборных учреждений (Государственная дума) или органов городского самоуправления (Городская дума) в России.2) Собрание, совет бояр, земских выборных и т. п. на Руси (Боярская дума, Земская дума).
* * *
ДУМАДУ́МА, наименование различных (представительных, выборных, законодательных, совещательных, административных) учреждений в России(см. РОССИЯ (государство)). С 1993 года думой стали называть органы представительной и законодательной власти в ряде субъектов Российской Федерации (Московская городская дума, Областная дума во Владимирской области. Государственная дума в Ставропольском крае). Государственной думой называется нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации — парламента страны.
речитативный вид укр. эпического музыкально-поэтич. творчества. Tермин "Д." применяется в фольклористике c 30-x гг. 19 в. Hap. названия Д.: рыцарские (казацкие или молодецкие) песни, невольничьи плачи или псальмы, песни o старине. Происхождение Д. окончательно не установлено. Пo мнению укр. музыковеда-фольклориста Ф. M. Kолессы, Д.- высшая форма развития речитативного стиля древних похоронных причитаний, на к-рые оказала влияние староукраинская книжная поэзия. Oднако проф. композиц. приёмы, далёкие от нар. причитаний и др. видов укр. фольклора и pyc. былин, дают основание предположить, что Д. могли быть созданы ещё в период Kиевской Pуси придв. певцами, восхвалявшими в своих песнях (на торжеств. церемониях, во время тризны) подвиги князей. B 16-17 вв. слагателями Д. были музыканты-казаки, участвовавшие в воен. походах. Позднее Д. стали исполнять слепые странствующие нар. музыканты - кобзари под аккомпанемент бандуры (кобзы) или лиры. B нач. 18 в. создаются музыкантские братства (муз. цехи), взявшие на себя обучение кобзарей.
Bыдающимися кобзарями 2-й пол. 19-1-й пол. 20 вв. были: A. Шут, O. Вересай, И. Kравченко-Kрюковский, M. Kравченко, И. Гончаренко, E. Mовчан, П. Hосач и Ф. Kушнерик.
Пo содержанию Д. делятся на историческиe (o борьбе c турками, татарами, o страданиях казаков в турецкой неволе, o событиях нац.-освободит. войны 1648-54 и др.) и семейно-бытовыe. Hаиболее древними являются исторические Д., сохранившие подлинно эпич. стиль. Д. семейно-бытовые и новейшего времени (o B. И. Ленине, героизме сов. народа и др.) носят лирико-эпич. характер; нек-рые из этих Д. по содержанию близки балладам.
Cтилевые особенности Д.: 1) свободная речитативная (нестрофическая) форма, содержащая от 6 до 17 слогов в стихе, 2) объединение разл. числа стихов (3-13) в тематич. комплексы, т.н. тирады, 3) соответствующий структуре стиха и форме тирады мелодико-речитативный напев. Hапевы Д. состоят из:
a) речитатива на одном звуке в пределах кварты:
б) мелодич. речитатива или семантически однозначных речитативных попевок: в) разл. длины мелодич. каденций в конце тирады или её отрезков, т.н. формулы окончаний: г) вступительной мелодич. формулы на слове "гей!", т.н. "заплачки": Pечитативные попевки, начальные и финальные мелодич. формулы украшены обычно мелизмами. Ладовую основу большинства Д. образует дорийский лад c повышенной IV ступенью, c нижним вводным тоном (VII) и субквартой (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вводного тона в доминанту, вследствие чего, V ступень выполняет функцию временной тоники. Oпевание увелич. секунды, образовавшейся между III и IV ступенями, создаёт специфически "восточный" колорит или передаёт чувство страдания (по выражению кобзарей "придаёт жалости").Литература: Житецкий П., Mысли o народных малорусских думах, K., 1893; Kолесса Ф., Mелодiп украпнських народних дум, cepiя 1-2, Львiв, 1910-13 ("Mатерiали до ynpaпньскoп етнологiп НТШ", т. 13-14), Kипв, 1969; его же, Bарiанти мелодiй украiнських народних дум, пx характеристика i трупування, "Записки Hаукового товариства iм. Шевченка, т. 116, JIьвiв, 1913; его же. Пpo генезу украпнських народних дум, там же, т. 130-132, Львiв, 1920-22 (изд. отдельно, Львiв, 1922); его же, Формули закiнчення в украпнських народних думах, "Записки Hаукового товариства iм. Щевченка", т. 154, Львiв, 1935; его же, Pечитатива форми в украпнськiй народнiй поезiп, гл. II. Думи, в его кн.: Музикознавчi працi, Kипв, 1970, c. 311-51; Украпнськi народнi думи, т. 1-2, тексты 1-33, вступ. K. Грушевськоп, Kипв, 1927-31; Грiнченко M. O., Украпнськi народнi думи, в его кн.: Bибране, Kипв, 1959; Kирдан Б. П., Украинские народные думы (XV - нач. XVII вв.), M., 1962; Украинские народные думы, M., 1972.B. Л. Гошовский.Дума ("тишина", "молчание"):
1) город в уделе Иуды (Нав 15:52), совр. селение Эд-Доме, располож. прим. в 17 км юго-зап. Хеврона;
2) потомки Измаила (Быт 25:14; 1Пар 1:30), араб. племя, жившее в погран. области между Сирийской и Аравийской пустынями. Возм., это был район оазиса Думат-эль-джендел (совр. Эль-Джауф) на северо-востоке Аравии;
3) согл. Ис 21:11, это, видимо, символич. обозначение Эдома (Сеир).
Д’ума (молчание) —
а) (Быт.25:14; 1Пар.1:30 ) — аналог. Адбеел;
б) (Нав.15:52 ) — город удела Иудина на юго-запад от Хеврона;
в) (Ис.21:11 ) — в оригинале игра слов: «пророчество о молчании» или «тяжесть молчания», что относится, как полагают, к Едому.
(быть может - молчаливый или молчание):
а) (Быт.25:14 ) один из сыновей Измаила;
б) (Нав.15:52 ) - город в колене Иудином недалеко от Хеврона. Селение под названием Дума доселе существует близ Дамаска, но это не то место, которое упоминается в кн. Навина. Робинсон отождествляет оный с настоящими развалинами Эд-Даулех в провинции Вади-Дельбех, в 9 верстах на ю.-з. от Хеврона;
в) (Ис.21:11 ) область в Аравии, называемая также Думаф, или одно из Измаильских племен, происходивших из города Дума.
«ДУМА», стих. зрелого Л. (1838), обнажающее обществ.-духовный кризис последекабрьского поколения; оно замыкает предшествующие нравств., социальные и филос. искания поэта, подводит итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и обществ. усилий лермонт. поколения, направленных на достижение положит. ценностей. После «Думы» и др. близких по времени произв. («Не верь себе», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно и грустно», «Герой нашего времени»), в к-рых энергично декларированы идеи отрицания, в творчестве Л. стали особенно заметны поиски выхода из идейного кризиса. Поэтому «Дума» генетически связана с предшествующими ей («Монолог», 1829, «Он был рожден для счастья, для надежд», 1832, «Гляжу на будущность с боязнью», 1837—38) и последующими стихами, в к-рых наметилось пристальное вглядывание в действительность с намерением найти социальную и идеологич. опору, причем не столько в прошлом («Бородино», «Песня про... купца Калашникова»), сколько в современности. Наиболее полно этот процесс выразился в «Родине», но прямое отношение к нему имеют «Не верь себе», «Памяти А. И. Одоевского», «Журналист, читатель и писатель», «Соседка», «Завещание» — в них знаменателен устойчивый интерес к противостоящей лирическому герою «толпе», к образу «простого человека», чье сознание ранее не принималось в расчет.Настроениям «Думы» созвучны лирика декабристов, созданная после восстания, поэтов-любомудров, поэтов кружка Н. В. Станкевича, филос. проза романтиков, дневники и письма А. И. Герцена, статьи В. Г. Белинского, 1-е «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Сходные переживания обнаруживает европ. интеллигенция, неудовлетворенная результатами Июльской революции 1830 («Ямбы» О. Барбье).Центр. идея «Думы» — осуждение обществ. инертности и духовной апатии «поколения», неспособного «угадать» свое предназначение и найти положит. гражд. и нравств. цели, — определила структуру стих. Кольцевая композиция подчеркивает беспросветное будущее поколения («Его грядущее иль пусто иль темно» — «И прах наш с строгостью судьи и гражданина / Потомок оскорбит презрительным стихом...»). Мысль о бездействии поколения (единств. действие — торопливое приближение к смерти), многократно варьируясь, оказывается замкнутой. Этот глубокий элегизм поддержан падающим ритмом, создаваемым укороченными стихами и последоват. уменьшением ударений в стихе.Личную трагедию Л. осмыслил и как трагедию поколения. Уже в первой строке («Печально я гляжу на наше поколенье!») лирич. «Я», социальное раздумье к-рого составляет предмет стих., становится частью «обличаемого» целого («наше»): «Все то, что присуще поколению, присуще и автору, и это делает его разоблачение особенно горьким» [Лотман (2), с. 79]. Однако энергия страстного отрицания противостоит полной поглощенности лирич. «Я» инертным «целым». Непокорность, непримиренность «Я» прорывается в резко оценочных эпитетах, осуждающих «мы» и контрастирующих с его этич. безразличием («Перед опасностью — позорно-малодушны, / И перед властию — презренные рабы!»). Лирич. «Я» как бы находится в двух сферах: включенное в круг «поколенья», оно подчеркнутым «неравнодушием», духовной мукой выводится за его пределы, выступая одновременно и осуждающим и осуждаемым. «Обличение» исходит от лица «Я», глядящего на «поколенье» и с высоты личного сознания («я гляжу»), и изнутри («на наше»). Двойной угол зрения создает ряд конфликтных ситуаций как между «Я» и «поколеньем», так и внутри «Я»; порываясь подняться над уровнем сознания «поколенья», лирич. «Я» осознает тщетность личных усилий, обнаруживая в себе пороки и слабости «поколенья», — в нем контрастно сочетаются порыв к борьбе и обреченность, чувство личной исключительности и переживание ее утраты. В финале стих. оба конфликта уступают место третьему — историч. конфликту: потомок презрительно отвергнет современное поколение; здесь высокое начало «Я» выступает от имени потомка. «Дума» становится «похоронной песнью» «поколенью» и себе как неотъемлемой его части.Так в одном из самых субъективных стих. Л. происходит объективация лирич. «Я», в чем выразилась важная тенденция зрелого творчества поэта. Потерянность «поколенья» в историч. жизни сопровождается ослаблением личного начала, неявным желанием индивидуальности раствориться в «поколеньи» («Толпой угрюмою и скоро позабытой / Над миром мы пройдем без шума и следа»; ср. также «Не верь себе»); лирич. «Я» получает характеристики, прежде (до «Думы») относившиеся всецело к «толпе». Если раньше Л. обвинял жизнь, к-рая постоянно обманывала его надежды, то здесь он словно сам не оправдал предназначения судьбы.
Илл. Л. О. Пастернака. Сепия. 1891.
Снятие характерного для романтизма противопоставления «Я» и «толпы» означает переосмысление традиций. С одной стороны, в согласии с традициями гражд. лирики (ср. «Я ль буду в роковое время...», 1824, К. Ф. Рылеева) причина внутр. опустошенности «поколенья» заключена в отказе от борьбы со злом, в сознат. исключении себя из историч. действа, с другой — очевидную трансформацию этих традиций знаменует снятие различий между сознанием «Я» и «поколенья». Обличит. формулы, как и обращение к суду потомства, осуществляемому «с строгостью судьи и гражданина», восходят к гражд. лирике, но распространены и на самого поэта.Поэтич. мысль «Думы» реализуется во внутреннем эстетич. движении от элегич. интонации печального размышления к мрачному трагич. обобщению, от высокой романтич. ноты к скорбной и горькой иронии. Рядом со словами, освященными традицией психол. и гражд. лирики, широко вводятся слова филос. и этич. содержания («познанья», «сомненья», «добру», «злу»), а также прозаизмы («не шевелят», «остаток», «касались»). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль, не лишенный, однако, ораторско-инвективного одушевления, резких оценочно-экспрессивных эпитетов. Снижающие элементы в характеристике поколения сопровождаются все более крепнущими нотами осуждения, чувствами горечи и насмешки, иронии и сарказма. Бытовая окраска заключит. строф совпадает с наибольшей силой эмоц. осуждения.Смена интонаций и сочетание в «Думе» различных стилистич. пластов обусловили своеобразие жанровой формы, отличной как от «унылой» элегии, так и от высокой обличит. сатиры. Совмещение филос.-элегич. медитации с иронией и инвективой превращает стих. в «социальную элегию» — форму, специфическую для Л. Однако «социальная элегия» Л. вбирает нравственные, историч., филос., политич. стороны жизни «поколенья» в их психол. преломлении. Равнодушие к добру и злу, осмеяние высоких страстей, неспособность к жертве, иссушение ума наукой, малодушие перед опасностью, «угрюмость» и историч. никчемность, бесславие — все духовные муки и пороки поколения восходят к скепсису, неверию, «бремени познанья и сомненья». Тут Л., в отличие от мн. современников, напр. Белинского этих лет, не усматривает в сомнении и отрицании ни положит. ценности, ни пути к истине. «Говорят, — писал Белинский, — что сомнение подрывает истину: ложная и безбожная мысль!...Говорят: отрицание убивает верование. Нет, не убивает, а очищает его» (V, с. 119). Позиция Л. в «Думе» иная: сомнение и отрицание бессильны и бесплодны, как и лучшие порывы души, застывшие и не приводящие к к.-л. позитивным результатам («зарытый скупостью и бесполезный клад»), что и становится духовной бедой поколения, погруженного в рефлексию. Поэтому замкнутая в себе наука — ухищрения спекулятивного разума, и ее роль отрицательна. Именно в активной деятельности заключен выход из опустошающей рефлексии, преодоление конфликта в собств. сознании, хотя мысль эта выражена в «Думе» лишь косвенно, «от противного».Современники были потрясены тоном стихотворения, писали о лирич. «вопле», стоне души, об обличении в нем «черной стороны нашего века» и не могли не признать суровой и беспощадной, хотя и мрачной правды, заключенной в нем (Белинский, В. Н. Майков, Герцен).Несмотря на голоса критиков, отметивших в «Думе» неосновательность субъективной оценки всего поколения, стих. вызвало громкий обществ. резонанс, заставив «многих вздрогнуть». «Дума» создала особую жанровую традицию в рус. лирике — социальной элегии, проникнутой глубоким трагизмом и одновременно обвинит. инвективами, в к-рой поэт осуждает свое поколение при отождествлении себя с ним (А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, Н. А. Некрасов, С. Я. Надсон, А. А. Блок).Стих. иллюстрировали: Л. О. Пастернак, А. Г. Якимченко. Автограф неизв. Впервые — «ОЗ», 1839, т. 1, № 2, отд. III, с. 148—49 (с пропуском 11—12 строк). Датируется по «Стихотворениям» Л. (1840).Лит.: Белинский, т. 4, с. 255, 266, 521—22; т. 12, с. 29; Герцен, т. 7, с. 329—30; Анненков П. В., Лит. воспоминания, [М.], 1960, с. 178—81; Бродский (1); Розанов (1); Блок А., Собр. соч., т. 11, Л., 1934, с. 379; Кирпотин (1), с. 268—271; Максимов Д. Е., О лирике Л., «Лит. учеба», 1939, № 4, с. 14; Гинзбург (1), с. 115; Эйхенбаум (12), с. 90—98, 328; Лотман (2), с. 77—83; Григорьян (1), с. 228—34; Герштейн (8), с. 324; Пейсахович (1), с. 437—38, 480; Архипов, с. 304—49; Маймин Е. А., Стих. М. Ю. Л. «Дума» и «1 января», «Рус. речь», 1969, № 6, с. 13—19; Коровин В. И., «Дума», стих. М. Ю. Л., в кн.: Рус. классич. лит-ра, М., 1969, с. 142—55; Найдич Э., Ответы на вопросы читателей [О стих. Л. «Дума»]..., «Лит-ра в школе», 1973, № 1, с. 72—73; Фохт (2), с. 24—25.ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ. Разговорно-фамильярное выражение шиворот-навыворот должно быть отнесено к фразеологическим сращениям. Оно значит `наоборот, наизнанку, противоположно тому, как следует'. Оно подводится как целостная единица под категорию наречия. Синтаксические соотношения составных элементов этого выражения совершенно нейтрализованы и неощутимы. Значение этой фразеологической единицы непроизводно. Правда, «слово» шиворот встречается еще в сочетании с предлогом за в двух-трех фразеологических сочетаниях: схватить, взять за шиворот, вылить за шиворот. В этих случаях оно допускает замену словами ворот, воротник. Но и тут шиворот является несвободным и лишенным конкретного содержания компонентом. Соболевский А. И. писал в заметке «Шиворот на выворот»: «Мы часто пользуемся этой пословицей, но никто из нас, понимая ее общий смысл, не знает значения слова ши́ ворот.
Мы нередко говорим также: взять кого за ши́ ворот, придавая слову ши́ ворот несомненно ему не принадлежащее общее значение воротник. Рядом мы употребляем также выражение: взять кого за во́ рот, в тех же случаях.
Даль дает слову ш и́ворот значения: во́ рот, воротник, загривок, тыл шеи, но без доказательств.
Мы слышали, что в Рязанской губернии еще и теперь слово ш и́ворот употребляется как название армяка с большим расшитым воротником» (РФВ, 1908, № 3—4, 60, с. 364).
Можно сказать, что слова шиворот в современном общерусском языке нет. По предположению акад. А. И. Соболевского, слово шиворот некогда — в XVII в. и раньше — обозначало «расшитый воротник, один из тех, которые в Московской Руси были в большой моде в XVII в., а, вероятно, и ранее. (...) Состав слова в своем роде интересен; первоначальной его формой могло быть и шивъворотъ (срв. младъ ясенъ сокол и др. подобные архаизмы в песнях), и шивоворот (срв. в словаре Миклошича шиво-п ѣсн( ьн)икъ) для перевода греческого 〴αψωδός » (там же).
Заметка ранее не публиковалась. Публикуется по рукописи, сохранившейся на 3 листках.
К выражению шиворот-навыворот В. В. Виноградов обращается также в работе «Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины» (Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 126). — В. Л.
ДУМА. Еще ярче индивидуальное своеобразие восточнославянских языков и вместе с тем их тесное взаимодействие с южнославянскими и западнославянскими языками обнаруживается в истории лексического гнезда, связанного со словом дума. В русском языке: дума, думать; боярская дума, земская дума, государственная дума, городская дума; думный, думец (др.-русск. также думич); думский; задумать — задумывать, подумать, придумать, надумать; задуматься (с XVII в.), задумчивый (со второй половины XVIII в.), вдуматься, вдумчивый (середина XIX в.), надуманный и т. п. В украинском языке слово дума не позднее XV в. (а, может быть, уже в XVI в.) приобрело значение повествовательной исторической песни. Акад. Н. П. Дашкевич был склонен находить здесь связь украинской культуры и языка с югославянством. По его словам, быть может, уже с XIV — XV вв. «...ведет свое начало в южнорусской народной словесности обозначение повествовательной исторической песни словом дума, напоминающим в этом специальном значении Божественное болгарское слово (болгарск. дума — слово). При таком объяснении малорусское название дума значило бы не размышление, а песенное сказание, представляя аналогично германской саге и средневековому немецкому обороту Singen und Sangen. Но, конечно, могло войти в употребление название дума и в позднейший период южнорусской истории, когда, по одному польскому известию XVI в., думы были наигрываемы перед войском, и когда началось заметное проникновение югославян в южную Русь»2. Известно также, что К. Ф. Рылеев назвал цикл своих исторических стихотворений «Думы» под влиянием «Дум» польского писателя Немцевича. А отсюда слово дума получило новое значение, которое в словаре 1847 г. определялось так: `лирическое стихотворение, сходствующее несколько с балладою'.
Публикуется впервые по рукописи, сохранившейся в архиве на 1 листке. — Е. К.
Жены Рускія въсплакашась, аркучи: „Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати“. 20.
И учала въ велицѣй тоскѣ быти и думу думати. Пов. о Сол. Лож. и отр. кн., 68 (XVII в.). Утѣшилъ онъ (молодец) Горе-Злочастие; а самъ, идучи, думу думаетъ: Когда у меня нѣтъ ничево и тужить мнѣ не о чемъ! Г. Злоч., 7 (XVII в.).
Антиох же ... нача жрети по закону еллиньскому, и унужаше вся сродникы то творити, глаголя, яко иже жреть еллиньскы, неповиненъ есть, а иже не жреть, то обличенъ будеть, яко не чистъ есть от думы зажиганиа града. Флав. Полон. Иерус., 439 (XVI в. ← нач. XII в.). 1185: Половци же услышавше Русь, оже пришли на них, ради быша, надѣющеся на силу, рекоша се: Богъ вдалъ есть князи Русскиѣ и полкы ихъ в руцѣ наши. Устрѣмишася не бои, не вѣдуще глаголемаго, яко нѣсть мужьства, ни есть думы противу богови. Лавр. лет., 395 (1377 г.). Тако же бо и княз не сам впадает в думу, но думцы вводят. Сл. Дан. Зат., 43 (XVII в. ← XII в.). Иже к ратнымъ отбѣгающеи и наши думы сказывающе, на виселици повѣшены будуть. Кн. законн., 66 (XV в. ← XII—XIII вв.). Она жъ дѣва начат поведат отцу своему еже еи повеле Девгении. И рече стратиг: Ту думу думали мнози храбри и не збытся. Девг. Д. (Тихон.), 140 (XVII—XVIII вв. ← XII—XIII вв.).
1170: Посла же (Мстислава Изяславича) Чернигову къ Олговичемъ всимъ ... веля имъ быти всимъ у себе, бяху бо тогда Олговичи въ Мьстиславли воли. И всим угодна бысть дума его. Ипат. лет., 538 (XV в.). 1196: Оны же нынѣ воюеться с ними и волость свою зажеглъ тебе дѣля, а нынѣ безъ его думы хочемь миритися. А, брате, повѣдаю ти сего ти мира зде не улюбить, братъ мои Рюрикъ. Там же, 699. Соломон рече: Луче един мудръ десяти хоробруюших без ума... Данил рече: Храбра, княже, борзо добудеши, а умныи дорог есть, зане умных дума добра... Инѣх же полцы силни, а без думы, и на тѣх бывает побѣда. Посл. Дан. Заточ. (У), 57 (XVII в. ← XIII в.). 1337: Индикта 5 наважениемь дияволимь сташа простая чадь на архимандрита Есифа, а думои старого архимандрита Лаврентия, и створиша вѣче, и запроша Есифа въ церкви святого Николы. Новг. 1 лет., 100 (XIV в.). 1433: Тое же зимы Иванъ Дмитреевичь отъѣха съ Твери въ Галичь, къ князю Юрию Дмитреевичю, и начатъ подговаривати его на великое княжение; и князь Юрий по его думѣ посла по дѣти своя... на Москву. Воскрес. лет. VIII, 97 (XVI в.). И вамъ съ нимъ любви и докончанья не имати, ни пословъ своихъ къ нему не посылати без нашего вѣдома и безъ нашие думы. Грам. 1484 г. СГГД, 1, 294.
Тѣмь словом премудряше Тита (Иоанн) ... Титъ же тогда емъ вѣру рѣчи его, и вдасть имъ врѣмя на думу и отступи далече от града. Флав. Полон. Иерус., 326 (XVI в. ← нач. XII в.). И хотяще раздрушити Иоанана, замыслиша к Симону слати с молбою. ...И скончавше думу, послаша Матфея архиерея к нему. Там же, 352. 1096: Святополкъ и Володимеръ посласта к Олгови, глаголюща сице: Поиди Кыеву, ать рядъ учинимъ о Рускои земьлѣ... Олегъ ... не восхотѣ ити... Святополкъ же и Володимеръ рекоста к нему: Да се ты ни на поганыя идеши с нама, ни на думу, тоть и ты зло мыслиши на наю. Пов. врем. лет (Ипат. лет.), 220 (XV в. ← нач. XII в.).
1147: Кияне же ... рекоша: Княже не ходи с Ростиславом на стрыя своего... Изяславъ же рече имъ: Цѣловали ко мнѣ хрестъ, а думу есми с ними думалъ, а всяко сего пути не хочю отложити, а вы доспѣваите. Ипат. лет., 344 (XV в.).