Словарь Брокгауза и Ефрона

    итальянское семейство из Кремоны, занимавшееся изготовлением струнных смычковых инструментов, преимущественно скрипок, которые и в настоящее время ценятся весьма высоко. Особенным почетом у дилетантов пользуются скрипки Амати благодаря их приятному, чистому, нежному, хотя и не сильному, тону; скрипки эти небольшого размера, красиво отделаны, сверху и снизу значительно выгнуты, вследствие чего не имеют широкого и звучного тона. Основатель фабрики кремонских скрипок Андреа А. (наз. просто "Амати") происходил из древнего рода, жившего в Кремоне в XVI ст.; сыновья его Антонио и Жеронимо продолжали дело отца; в их мастерской изготовлена была знаменитая, и теперь еще существующая, скрипка, назначенная для Генриха IV; она помечена 1505 годом. — Николо, сын Жеронимо, довел до возможного совершенства форму и звук кремонских скрипок и, кроме того, составил себе почетное имя в истории искусства, как учитель известного Страдивари (см. это сл.). При сыне его Иерониме, не сумевшем поддержать репутацию отца, знаменитая фабрика должна была закрыться. Ср. Васильевский, "Die Violine und ihre Meister" (Лейпциг, 1869).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Amati)

    семья итальянских мастеров смычковых инструментов в г. Кремоне (Северная Италия). Андреа А. (р. около 1520 — умер около 1580), один из создателей классического типа скрипки. Его сыновья — Андреа Антонио А. (1540 — после 1630) и Джироламо (Иероним) А. (1561 — 2.11.1630). Сын последнего — Николо А. (3.12.1596 — 12.4.1684) — наиболее выдающийся представитель фамилии А., учитель А. Гварнерии А. Страдивари; его сын — Джироламо 2-й А. (26.2.1649 — 21.2.1740). Скрипки А. — камерного типа, отличаются изяществом формы, красотой, нежностью звука и высоко ценятся специалистами.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    нескл. ср.

    Название скрипки, отличающейся совершенством формы и красотой звука (по имени Николо Амати - самого знаменитого из данной семьи итальянских мастеров).

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    АМАТИ (Amati), семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, родоначальник кремонской школы Андреа (около 1520 - около 1580), создал скрипку современного типа. Наиболее высоко ценятся скрипки и виолончели его внука Николо (1596 - 1684), у которого учились А. Гварнери и А. Страдивари.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Энциклопедия Кольера

    (Amati), семья итальянских мастеров смычковых инструментов из Кремоны (ок. 1520-1740).

    Андреа (ок. 1520 - ок. 1580) - основатель династии. Его учителя неизвестны; современниками Андреа были два знаменитых мастера из Брешии, соперничающей с Кремоной: Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Эти трое мастеров считаются создателями первых скрипок современного типа. Однако было бы преувеличением видеть в них первых мастеров, изготовлявших смычковые инструменты высокого качества. Они унаследовали традицию изготовления виол (и лютен), представленную немногими сохранившимися инструментами. Есть документальные свидетельства существования скрипок, которыми пользовались лет за 30 (а может быть, и ранее) до появления первых известных нам инструментов Андреа Амати, датируемых 1564. С другой стороны, изобразительные материалы свидетельствуют о том, что при жизни Андреа в ходу была модель инструмента, отличавшаяся от той, которую утвердили в качестве стандарта Амати в Кремоне и его коллеги в Брешии. Этот последний тип инструмента существенно не изменил столетием позже великий Антонио Страдивари. Тип скрипок Амати оставался совершенно неизменным на протяжении последующих поколений; существовало два размера: больший, или grand Amati, имел в длину 35,5 см в длину, меньший - 35,2 см. Андреа изготовлял также альты и виолончели.

    Антонио (1550-1638), сын Андреа.

    Джироламо (Иеронимус) (1551-1635), брат и многолетний партнер Антонио. Оба выросли в отцовской мастерской и были, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени.

    Николо (1596-1684), сын Джироламо, родился 3 сентября 1596; он приобрел наибольшую известность - отчасти из-за огромного количества сделанных им инструментов, отчасти же благодаря своему прославленному имени. Среди его учеников был Страдивари. Умер 12 августа 1684.

    Джироламо II (1649-1740), сын Николо, родился 26 февраля 1649. Последний из представителей династии. Умер 27 февраля 1740.

    ЛИТЕРАТУРА

    Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. М., 1964

  11. Источник: Энциклопедия Кольера



  12. Энциклопедический словарь

    Ама́ти

    (Amati), семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник — Андреа (около 1520 — около 1580), создатель скрипки классического типа. Его сыновья: Андреа Антонио (около 1540 — после 1600) и Джироламо (1561—1630). Наиболее известен сын последнего — Николо (1596—1684), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649—1740), А. Гварнери, А. Страдивари.

    * * *

    АМАТИ

    АМА́ТИ (Amati), семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник — Андреа (ок. 1520 — ок. 1580), создатель скрипки классического типа. Его сыновья: Андреа Антонио (ок. 1540 — после 1600) и Джироламо (1561—1630). Наиболее известен сын последнего — Николо (1596—1684), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649—1740), А. Гварнери, А. Страдивари.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Музыкальная энциклопедия

    (Amati) - семья итал. мастеров смычковых инструментов. Андреа А. (ок. 1505 - до 1580) - родоначальник школы скрипичных мастеров в Кремоне. Принадлежал к одной из старинных фамилий города. Начал работать в детстве (сохранились инструменты с этикеткой 1546). В нек-рых ранних инструментах форма эфов и очертания модели несколько напоминают работы Г. да Сало, что дало основание исследователям считать А. его учеником. А. впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано). Делал скрипки преим. небольшие, с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клён (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда из груши и платана. Добился ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания. А. высоко поднял значение профессии скрипич. мастера. Созданный им классич. тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные др. мастерами, гл. обр. касались силы звука. В настоящее время инструменты А. встречаются редко.

    Сыновья А. Амати - Андреа Антонио А. (1555- 1640) и Джироламо А. (1561-2 XI 1630). Работали вместе (примерно 1577-1630). Их инструменты отличаются от инструментов отца более изящными, неск. орнаментальными очертаниями модели, элегантными длинными средними вырезами, длинными углами. Своды более выпуклые, с заметным углублением вдоль краёв дек. Эфы изогнутого рисунка. Звучание инструментов ясное, чистое и нежное.

    Николо А. (3 XII 1596 - 12 IV 1684) - сын и ученик Дж. Амати. Наиболее известный из семьи А. Он довёл тип скрипки, выработанный представителями семейства А., до совершенства. В нек-рых скрипках увеличенного формата (364-365 мм), т.н. Grand Amati, мастер усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак, как и у др. мастеров А., золотисто-жёлтый с лёгким коричневым оттенком, иногда встречается красный. Отличны и виолончели Николо А. Инструментов его работы немного, и они ценятся очень высоко. Ученики Николо А.: его сын Джироламо А. 2-й (1649-1740), А. Гварнери, Ф. Руджери и А. Страдивари.

    Литература: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. Доброхотова, М.-Л., 1952, М., 1964; Jаlоveс К., Italienische Geigenbauer, Prag., 1957; его же, Enzyklopдdie der Geigenbauer, (Praha), 1965.Б. В. Доброхотов.

  15. Источник: Музыкальная энциклопедия