Большая Советская энциклопедия

    (франц. avant-gar-disme, от Авангард)

    условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений. Термин «А.» возник в критике 20-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е гг. Однако он не приобрёл ещё чёткого научного определения и разными историками литературы и искусства в него вкладывается различное содержание.

    А. — широкое и сложное проявление кризиса буржуазной культуры 20 в., он вырос на почве анархического, субъективистского миропонимания. В годы наиболее интенсивного развития А. (1905—30) его черты выявились в ряде школ и течений Модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, литература «потока сознания», атональная музыка, додекафония и др. и в то же время проявились в творчестве некоторых крупных мастеров 20 в. в тот или иной период их художественой деятельности.

    В общем потоке А. порой оказывались противоречивые тенденции, разные мастера с непохожими творческими судьбами, различными идейно-эстетическими и общественными позициями. В противоречивости А. преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи. В нём отразились упадок буржуазной цивилизации, кризис искусства, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и революционных потрясений; вместе с тем наступившая эпоха пролетарских революций рождает у некоторых причастных к А. мастеров жажду обновления и порой наивные мечтания о будущем, будто бы способные в своём бунтарском порыве выразить революционную сущность эпохи. Одни авангардисты до болезненности чутки к порокам буржуазного общества, другие соскальзывают в хаос субъективистских переживаний; иногда они накапливают немалые потенции социальной критики, но часто бегут в анархический цинизм всеобщего ниспровергательства; они отражают нередко настроение тревоги, боли, протеста, либо отстраняются от жизни, доходя до нигилизма, ввергая искусство в лабиринт субъективистских блужданий и чистого формотворчества. Иногда эти разные тенденции переплетаются в одном и том же художественном течении или служат исходным пунктом для творческих размежеваний. Некоторые крупные художники поначалу в той или иной мере причастные к А. (П. Элюар — Франция, В. Незвал — Чехословакия, Б. Брехт, И. Бехер, Х. Эйслер — Германия, Д. Ривера — Мексика), преодолев модернистские блуждания, вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству. Многие представители А., неспособные преодолеть рамки буржуазного сознания, оставались на позициях эстетического субъективизма и, всё более проникаясь упадочническим умонастроением, оказались в числе столпов модернизма. Таковы — Дж. Джойс (Ирландия) и М. Пруст (Франция), П. Мондриан (Нидерланды) и С. Дали (Испания), П. Клее (Швейцария) и В. В. Кандинский. Причудливые зыбкие сочетания различных тенденций приводят к характерной для всего А. эстетической двойственности, противоречивости (например, поэзия Г. Аполлинера, искусство П. Пикассо — Франция) и зачастую к художественной эклектичности. При всём этом А. в целом пропитан буржуазным и мелкобуржуазным индивидуализмом.

    В СССР Октябрьская социалистическая революция определила творческий путь таких больших художников-новаторов, как В. В. Маяковский, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, в чьём творчестве в ранний период так или иначе выявлялись черты А. Решительно преодолев авангардистский индивидуализм и субъективизм, они стали ведущими мастерами социалистической художественной культуры.

    В начале 30-х гг. основная масса авангардистов на Западе теряет демонстративно-бунтарский характер своего творчества. Такие большие художники, как П. Пикассо, П. Неруда (Чили), сумели преодолеть узость социальных позиций А., стали на путь активной борьбы с фашизмом, связав свою деятельность с коммунистическим движением.

    После 2-й мировой войны 1939—45 на Западе происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда, «новый роман», «конкретная поэзия», поэзия итальянской «Группы 1963», алеаторика и др.). Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения находятся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят не буржуазным эстетическим концепциям, а лучшим демократическим и реалистическим традициям культуры, теории и практике искусства социалистического реализма. А. приобретает всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный характер, антисоциалистическую направленность, пронизанную духом реакционной идеологии империализма, и углубляется, как правило, в формальное экспериментирование.

    Лит.: Маца И., Проблемы художественной культуры XX века, М., 1969; Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия, М., 1968; Holthusen Н. Е., Avangardismus und die Zukunft der modernen Kunst, Munch., 1964.

    Г. А. Недошивин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. авангарди́зм;
    2. авангарди́змы;
    3. авангарди́зма;
    4. авангарди́змов;
    5. авангарди́зму;
    6. авангарди́змам;
    7. авангарди́зм;
    8. авангарди́змы;
    9. авангарди́змом;
    10. авангарди́змами;
    11. авангарди́зме;
    12. авангарди́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    АВАНГАРДИ́ЗМ, -а, муж.

    1. Стремление какой-н. общественной группы к главенствующей роли в чём-н.

    2. Общее название разных течений в искусстве 20 в., отходящих от реализма и ищущих новые формы художественного выражения.

    | прил. авангардистский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Стремление какой-л. общественной группы к главенствующей роли в чем-л.

    2.

    Общее название некоторых направлений в искусстве 20 в., для которых характерны разрыв с реализмом, поиски новых средств выражения и формы произведения.

    [франц. avant-gardisme]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., представители которого, порывая с устоявшимися принципами и традициями, в том числе с реализмом, устремлялись к поиску новых средств выражения, новых форм произведений; авангард II 1..

    II

    м. разг.

    Стремление какой-либо общественной группы к главенствующей роли в чём-либо.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    АВАНГАРДИЗМ (авангард) - совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изо-искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    АВАНГАРДИЗМ (французское avant-gardisme, от авангард), условное наименование художественных движений и объединяющего их умонастроения художников 20 в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с установившимися принципами и традициями, поиск новых, необычных средств выражения содержания и форм произведений, взаимоотношений художников с жизнью. Принципы авангардизма восприняли кубизм, футуризм, дадаизм, абстрактное искусство и многие другие художественные и литературные течения во Франции, Германии, Италии, России, США и др. странах.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. франц. avant-gardism;
    avant-garde tendencies/movementавангард|изм - м. avant-gardism;
    ~ист м. avant-gardist;
    ~истский avant-garde attr.

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    avant-gardisme m

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    vanguardismo m

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)avanguardismo

    2)(в искусстве) avanguardia f

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Литературная энциклопедия

    авангарди́зм

    (франц. avant – вперёд, garde – отряд), термин, утвердившийся в нач. 20 в., обозначающий новые, передовые течения в искусстве. В разные периоды авангардизмом назывались различные течения, провозглашавшие свою оппозиционность по отношению к традиционной культуре, отказывавшиеся от классических форм и приёмов. Для авангардизма характерно разрушение эстетики художественного произведения за счёт отказа от изобразительных средств (примитивизм), разрушения смысловой стороны (дадаизм), воздействия на подсознание (сюрреализм), разрушения структуры произведения (создание антидрам, антироманов, произведений абсурда), сочетания всего этого с активными социальными действиями (футуризм). Авангардистские течения начали развиваться в 1910–20-е гг. как оппозиция традиционному, ангажированному искусству, главной проблемой для них стало функционирование искусства в условиях кризиса буржуазного сознания.

  23. Источник: Литературная энциклопедия



  24. Энциклопедический словарь

    АВАНГАРДИ́ЗМ -а; м. [франц. avant-gardisme].

    1. В искусстве 20 в.: общее название модернистских течений, отрицающих традиционные формы, стили и принципы, развиваемые в реализме (к нему относятся дадаизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и др.). Для авангардизма характерна усложнённая техника письма.

    2. Разг. Стремление какой-л. общественной группы к главенствующей роли в чём-л.

    Авангарди́стский (см.).

    * * *

    авангарди́зм

    (франц. avant-gardisme), условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений. Принципы авангардизма восприняли такие литературно-художественные течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, а также литература «потока сознания», «новый роман», драма абсурда и др.

    * * *

    АВАНГАРДИЗМ

    АВАНГАРДИ́ЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм(см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)). Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом(см. ФОВИЗМ) и кубизмом(см. КУБИЗМ). Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом(см. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ) как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме(см. ПОСТМОДЕРНИЗМ).

    АВАНГА́РДИЗМ, авангард, совокупное название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно программное, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики) противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом.

    Цели и устремления

    Как и предварившие его направления модернизма(см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)), авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, — при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.

    Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники — из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.

    Спектр направлений

    Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма(см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма(см. ФОВИЗМ) и кубизма(см. КУБИЗМ). Футуризм(см. ФУТУРИЗМ) укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). В 1900—10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком географическом диапазоне — от России до Нового Света (с Москвой, Берлином, Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм(см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ), дадаизм(см. ДАДАИЗМ), сюрреализм(см. СЮРРЕАЛИЗМ) — с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике — обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме(см. КОНСТРУКТИВИЗМ) же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля.

    Однако оба начала постоянно сочетаются в сфере художественного эксперимента, захватившего также литературу (приемы «автоматического письма», «потока сознания»(см. ПОТОК СОЗНАНИЯ), зауми(см. ЗАУМЬ)), музыку (атональная музыка(см. АТОНАЛЬНОСТЬ), додекафония(см. ДОДЕКАФОНИЯ)), театр, дизайн и другие виды творчества.

    «Подполье» и кризис

    В период войн и революций 1910-х годов политический и художественный авангарды активно взаимодействуют. Левые силы в политике пытались использовать авангард в своих агитационно-пропагандистских целях, позднее тоталитарные режимы (прежде всего, в Германии и СССР) стремились подавить его строгой цензурой, загоняя авангард в подполье (как это случилось с «неофициальным искусством»(см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО) в СССР и других странах «социалистического лагеря»).

    В условиях же политического либерализма авангард с 1920-х годов утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном (ар деко(см. АР ДЕКО)), устанавливает контакт с массовой культурой(см. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА). Разочарованный в своих ранних утопических надеждах, он и здесь все чаще оказывается в состоянии «подполья», правда уже чисто духовного, а не социального (в таких его поздних проявлениях, как абстрактный экспрессионизм(см. АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ) или «новая фигурация»(см. НОВАЯ ФИГУРАЦИЯ), часто доминируют настроения одиночества, отчаяния, мистического транса).

    Кризис авангарда, к середине 20 века в значительной мере растратившего свою былую «революционную» энергию, явился стимулом для формирования постмодернизма(см. ПОСТМОДЕРНИЗМ) как основной ему альтернативы.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Музыкальная энциклопедия

    (франц. avant-gardisme, от avant-garde - передовой отряд) - условное наименование разл. течений совр. иск-ва, характеризующихся разрывом с традициями реалистич. иск-ва прошлого, поисками новых выразит. средств и форм, нередко превращающимися в самоцель. Термин "А." возник в критике 1920-х гг.и утвердился в искусствознании (в т. ч. и советском) после 2-й мировой войны 1939-45. Однако он не обладает достаточной определённостью и зачастую трактуется критиками по-разному.

    Корни совр. А. - в идейно-эстетич. установках декадентских, модернистских художеств. течений нач. 20 в. (футуризм, дадаизм, сюрреализм и др.). Широкое распространение течения А. получили после 2-й мировой войны во Франции, Зап. Германии, Италии, США, в скандинавских странах; А. оказал влияние и на иск-во нек-рых социалистич. стран. Течения A., как правило, преходящи, большинство из них подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технич. приёмов.

    А. порождён совр. бурж. обществом, мн. представители к-рого живут в атмосфере острого душевного разлада. А. глубоко противоречив, отражая противоречия самого буржуазного общества. Так, нигилистский дух иск-ва А. отчасти определяется настроениями социального протеста творческой молодежи, не желающей мириться с окружающей действительностью. Этот протест нередко переходит в анархич. бунт против моральных и политич. устоев обществ. жизни, а также против иск-ва, получившего обществ. признание. Нек-рые представители иск-ва, ощущающие революц. дух совр. эпохи, наивно полагают, что могут выразить его только с помощью совершенно новых художеств. средств. Поэтому среди деятелей А. оказываются и люди, примыкающие к прогрессивным течениям обществ. и политич. жизни. Среди наиболее видных представителей муз. А. - композиторы, очень различные по идейно-эстетич. направленности творчества: П. Булез, Л. Ноно, К. Штокхаузен, Л. Берио, Дж. Кейдж, С. Буссотти, П. Шеффер, Я. Ксенакис.

    В области музыки эксперименты приверженцев А. нередко приводят к разрушению эстетич. и технологич. основ муз. иск-ва. Под лозунгами А. выступают авторы и теоретики серийной и конкретной (см. Серийная музыка, Конкретная музыка), алеаторической (см. Алеаторика) и пуантилистической (см. Пуантилизм), сонористической (см. Соноризм) и электронной музыки. Важнейшими центрами муз. А. стали ежегодные семинары новой музыки в Кранихштейне (близ Дармштадта, ФРГ), концерты "Domaine musical" в Париже, междунар. фестивали в Донауэшингене (ФРГ), а также Загребе, Варшаве и др. В целях пропаганды муз. А. издаются многочисленные сборники статей, книги, брошюры, выпускаются серии грампластинок. Т. о. во многих западных странах искусственно поддерживается интерес к творчеству композиторов-авангардистов, хотя большинство слушателей отвергает этот род музыки.

    Литература: Бронфин Е., К спорам об "авангардизме"..., в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1903, с. 246-65; Hестьев И., О музыкальном авангардизме..., в сб.: Вопросы эстетики, вып. 7, М., 1965, с. 250-80; Давыдов Ю., Движение "новых левых" и музыкальный авангард, "СМ", 1970, No4; Шнеерсон Г., Авангард шестидесятых годов, там же, 1970, No 9; Шахназарова Н. Г., "Авангард" в современной западной музыке, в сб.: Современное западное искусство..., М., 1971.Г. М. Шнеерсон.

  27. Источник: Музыкальная энциклопедия



  28. Энциклопедия социологии

    - англ. vanguard-ism; нем. Avantgardismus. Культ, движения, порывающие с существующими нормами и традициями и претендующие на выработку новых форм самовыражения общества и индивида. см. МОДЕРНИЗМ.

  29. Источник: Энциклопедия социологии



  30. Толковый словарь по социологии

    - англ. vanguardism; нем. Avantgardismus. Культ, движения, порывающие с существующими нормами и традициями и претендующие на выработку новых форм самовыражения общества и индивида. См. МОДЕРНИЗМ.

  31. Источник: Толковый словарь по социологии



  32. Социология: Энциклопедия

    (фр. avant-garde - впереди идущий) - компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции. Исходно термин "А." был перенесен Т.Дюре из сферы политики в область художественной критики (1885). В широком своем смысле понятие "А." может быть апплицировано на соответствующую тенценцию любой культурной традиции (например, известная интерпретация позднеримской культуры в качестве А.); в строгом (узком) своем смысле относится к творческим поискам первой половины 20 в.

    Формирование А. связано с отказом от позитивизма в эстетике и реализма в искусстве, а также с доминированием в сфере политики коммунистических и анархистских теорий. Общекультурными предпосылками становления А. выступают: философские идеи Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Бергсона, Хайдеггера, Сартра; конституирование лингвистики в качестве дисциплины, имеющей выраженную философскую размерность, обращение психологии к фрейдизму; а также отход от европоцентризма и повышенное внимание к восточным культурам; возникновение в культуре такого феномена, как антропософия. В качестве непосредственных предтечей А. могут рассматриваться эстетика романтизма, разработавшая концепцию антиимитационной (так называемой "музыкальной") живописи и обозначившая вектор внимания художественного творчества к феноменам подсознания, а также импрессионизм, заложивший такие тенденции (оказавшиеся чрезвычайно важными для развития А.), как массовый внеиндивидуальный характер героя и весьма индивидуальная, остро личная точка зрения самого художника. По своему происхождению А. - это художественная программа искусства изменяющегося мира - мира ускорения индустриального прогресса на базе продвинутой технологии, урбанизации, омассовления стиля и образа жизни.

    Проблема соотношения А. с модернизмом имеет несколько измерений. С одной стороны, с точки зрения своих концептуальных оснований, А. тесно связан с модернизмом своим неприятием реалистической эстетики и практически представлен теми же школами, что и модернизм в художественном своем измерении, однако в функциональном отношении А. может быть специфицирован как значительно более отчетливо педалирующий тенденции социального протеста, нежели модернизм. Вместе с тем, модернизм как социокультурный феномен существенно шире А. как по своему содержанию, так и по социокультурной значимости. С концептуальной точки зрения, А. фундирован той презумпцией, что связь искусства с действительностью не имеет ни обязательного характера, ни стабильных форм своего осуществления, но, напротив, находится в постоянном трансформационном процессе, и что именно это позволяет искусству поддерживать подлинный контакт с действительностью, позволяет постоянно обновлять этот контакт (Ф.Т.Маринетти, М.Дюшан, Т.Тцара, Ф.Пикабиа, С.Дали). Применительно к началу 20 в. А. постулирует ситуацию компрометации "здравого смысла" и "банкротства" традиционных систем ценностей. Такие феномены, как закон, порядок, поступательное движение истории и культуры, подвергаются со стороны А. сокрушительной критике как идеалы, не выдержавшие проверку временем (в данном пункте своей концепции А. весьма близко подходит к моделированию концепции постистории).

    А. постулирует отказ "современного" (modern - ) общества от традиционной интенции культуры на поиски стабильной основы того, что феноменологически предстает в качестве хаоса социальной процессуальности, и провозглашает переориентацию на рассмотрение хаоса как такового в качестве основы социального движения. В соответствии с этими концептуальными основаниями, характерной особенностью А. является его программная эпатажность, имеющая своей целью активное (вплоть до скандального, шокирующего и агрессивного) воздействие на толпу ради пробуждения последней от сна здравого смысла. Сверхзадачей А. выступает разрушение традиционных нормативно-аксиологических шкал, сопряженное, соответственно, с ниспровержением традиционных авторитетов и распадом традиционных оппозиций: "синтез "да" и "нет" - путь к окончательному пониманию, где тезис - подтверждение, антитезис - отрицание, а их синтезом будет понимание" (Дж.Мак-Фарлайн). В этом отношении А. может быть оценен как обладающий мощным потенциалом культурной критики, находящей свое выражение также и в формальном негативизме: "охваченные горячкой вычитаний, художники отделяли от искусства и отбрасывали одну за другой составляющие его части. По мере того, как сокращалось искусство, возрастала свобода художника, а вместе с ней - и значимость жестов чисто формального бунта" (Р.Поджоли).

    С авангардной концепцией художественной и эстетической революции связана программа революции политической, претендующей на тотальное изменение мира. При этом большинство представителей А. не имели твердых политических убеждений, однако, как правило, декларировали оппозиционные взгляды в отношении к наличному социальному состоянию (вплоть до откровенно скандального фрондерства): в стремлении к "новизне" дадаизм был близок анархизму; многие представители русского А. приветствовали социалистическую революцию; итальянский футуризм активно принял идеи Муссолини; многие французские сюрреалисты были членами компартии Франции. Данная установка негативизма обнаруживает себя в отказе А. не только от традиций искусства, но и от самого термина "искусство", - целью А. становится "анти-творчество" в "рамках анти-искусства". Это находит свое проявление в стремлении А. конституировать так называемую "нефилософию", которая была бы близка их "неискусству", раскрывая творческие возможности человека в процессе плюрального видения мироздания. Решительно порывая с классическими традициями изобразительного искусства, А. ориентирован на то, чтобы посредством абстрактных композиций спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая ему радикально новый опыт видения мира (сходство позиций поп-арта, дадаизма, футуризма, сюрреализма, экспрессионизма в самооценке своей деятельности не в качестве художественного направления, но в качестве образа мышления). В этом контексте манифесты А. постоянно апеллируют к так называемому "чистому" сознанию, т.е. сознанию, не отягощенному культурными нормами в их конкретно-историческом (и, стало быть, изначально ущербном) варианте. В поисках такого сознания А. прокламирует абсолютную ценность непредвзятого взгляда на мир, присущего детскому мышлению, на основе чего формируется такой программный принцип А., как принцип инфантилизма (начиная от самых ранних версий экспрессионизма). Пафос А. фундирован, таким образом, идеей плюрализма различных (и при этом аксиологически равноправных, т.е. равновозможных) типов восприятия действительности - и если с точки зрения художественной техники произведения А. могут быть отнесены к абстракционистским, то основой данного абстракционизма выступает программное смешение опыта с импровизацией. В соответствии с этим, проблема собственной социальной легитимности не артикулируется для А. в качестве острой: "авангард ставит под сомнения смысл подражания античному образцу; вырабатывает, в противоположность норме абсолютной красоты, кажущейся независимой от времени, масштаб зависимой от времени, относительной красоты" (Хабермас - ). Вместе с тем, А. пытается утвердить себя в качестве нового слова в понимании человека, социума, искусства, творчества и морали (в этом плане А. апеллирует к Фрейду -, обратившему внимание на творческо-креативный потенциал бессознательного). Столь же противоречива и позиция А. в отношении оппозиции элитарного и массового искусства: с одной стороны, для А. характерны ориентации на предельно повседневное сознание (нашедшие программное выражение в позиции искусства поп-арт), с другой - А. тяготеет к интеллектуальной элитарности, ибо массовость предполагает отрицаемые А. унификацию и стандарт. В этом отношении А. не может быть отнесен к массовой культуре, хотя в нем присутствуют элементы массовости (китч, реклама и др.). Таким образом, действие двух сил определяет волны взлетов и падений всех течений А.: с одной стороны - А. поддерживает элитарная публика, с другой - стандартизирующая и тиражирующая новизну мода.

    Одним из мощным факторов собственной социальной адаптации А. считают моду, функция которой - непрерывная стандартизация, включения нового в сферу всеобщего потребления: "вследствие влияния моды, авангард обречен завоевать ту самую популярность, которую сам презирает, - и в этом начало его конца. Фактически это и есть неизбежная, неумолимая судьба каждого движения: восставать против уходящей моды старого авангарда и умирать, когда появляется другая мода" (Р. Поджоли).

    Е.П. Коротченко

  33. Источник: Социология: Энциклопедия



  34. Большой Энциклопедический словарь

  35. Источник: