«Десятина»

Десятина в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Десятина»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Словарь мер
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  15. Сельскохозяйственный словарь-справочник
  16. Энциклопедический словарь экономики и права
  17. Энциклопедический словарь
  18. Библейская энциклопедия Брокгауза
  19. Советская историческая энциклопедия
  20. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  21. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  22. Большой энциклопедический политехнический словарь
  23. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(на западе Европы) первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала Д. обязательной: турский собор 567 г. приглашал верных вносить Д., маконский собор 585 г. уже предписывал платить Д., под угрозой отлучения. Карл В. в 779 г. превратил ее в повинность, которая налагалась на всех в силу государствен. закона, под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни). Вместе с этим Карл В. предписал делить Д. на три части: 1) на построение и украшение церквей; 2) на бедных, странников и богомольцев и 3) на содержание духовенства. Духовенство все более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: Д. стали требовать со всех вообще прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII в., при папе Александре III). Вместе с тем церковь все более и более уклонялась от того, чтобы давать Д. надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища ее в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали Д. в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться Д. и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть Д. в свою пользу. Благодаря тому, что Д. представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжелым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, Д. служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, напр., вековая борьба из-за Д. в Польше между шляхтой и духовенством, о чем, между прочим, см. в книге проф. Любовича: "История реформации в Польше"). В эпоху реформации катол. церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной Д. В Англии Д., однако, сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII в., не увенчалась успехом, ибо в англ. церкви Д. шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось найти вместо нее другой источник дохода. В католических государствах Д. продолжала существовать по-прежнему, и напр. во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн. ливров Д., которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 г. начинается эпоха отмены Д., пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счет государства содержание духовенства (см. Гражданское устройство духовенства), вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии Д., как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство герм. государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

    В XIX в. Д. удержалась в Англии, где в 1836 г. по Tith Commutation Act'y в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских Д. (prediales) уплата натурой была заменена определенной суммой, назыв. tithe rent-charge. Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена Д. с рыбного промысла, с горного промысла и др.

    II (дополнение к статье)в смысле налога — существовала и в России, где для сбора ее при епископских кафедрах существовали особые должностные лица — десятильники (см.). Д. в древней России назывались также небольшие округа в епархиях, порученные ведению сначала десятильников, а потом поповских старост. Кроме десятильника, в десятинах после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали еще в XVIII веке.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (лат. decima)

    1) десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у ряда семитических народов, в частности у евреев, от которых перешла в западную христианскую церковь. Впервые христианская церковь, ссылаясь на Библию, потребовала Д. в 585. С 779 Д. стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Д., взимавшаяся в средние века католической церковью, бралась с урожая зерна и винограда (так называемая большая Д.), огородных и технических культур (малая Д.), скота и продуктов скотоводства (Д. крови). Канонически Д. распределялась: 1/3 на содержание церковного здания, 1/3 священнику, 1/3 на помощь беднякам прихода. Но с развитием феодальных отношений она фактически стала почти целиком взиматься в пользу высшего духовенства. Основной тяжестью Д. ложилась на крестьянство (высшие слои населения часто от неё освобождались). Отмена Д. (или её ограничение) была одним из требований крестьян во многих восстаниях. Во Франции была отменена в 1789—90, в других странах в течение 19 в. На Руси Д. была установлена в 10 в. (князем Владимиром Святославичем); позже церкви было предоставлено право взамен Д. собирать пошлину с дел, рассматривавшихся церковным судом, но в отдельных случаях продолжалось и взимание Д. различными церковными организациями (но не монастырями). Окончательно ликвидирована в конце 19 в.

    В исламе разновидностью Д. является Закат.

    2) Русская поземельная мера. Известна с конца 15 в. Первоначально Д. измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 1/10 версты (2500 квадратных саженей). Межевой инструкцией 1753 размер казённой Д. был определён в 2400 квадратных саженей (1,0925 га). В 18 — начале 20 вв. употреблялась также хозяйственная, или косая, Д. (80 Х 40 = 3200 квадратных саженей), хозяйственная круглая Д. (60 Х 60 = 3600 квадратных саженей), сотенная (100 X 100 = 10000 квадратных саженей), бахчевая (80 Х 10 = 800 квадратных саженей) и др. После Октябрьской революции, в связи с переходом к метрической системе мер, в соответствии с декретом СНК РСФСР от 14 сентября 1918, применение Д. было ограничено, а с 1 сентября 1927 запрещено.

    Лит.: Каменцова Е. И. и Устюгов Н. В., Русская метрология, М., 1965.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. десяти́на;
    2. десяти́ны;
    3. десяти́ны;
    4. десяти́н;
    5. десяти́не;
    6. десяти́нам;
    7. десяти́ну;
    8. десяти́ны;
    9. десяти́ной;
    10. десяти́ною;
    11. десяти́нами;
    12. десяти́не;
    13. десяти́нах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ДЕСЯТИ́НА, -ы, жен. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара.

    | прил. десятинный, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара, применявшаяся до введения метрической системы.

    2. ист.

    Налог на содержание церкви и духовенства в период феодализма в древней Руси и в Западной Европе в размере одной десятой части дохода.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ДЕСЯТИ́НА, десятины, жен.

    1. Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 саженей2, или 1,092 гектара.

    2. В католических странах - налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (первонач. одна десятая часть чего-нибудь)

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    Единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы.

    II

    ж.

    Налог в размере одной десятой части дохода, взимавшийся с населения на содержание церкви и духовенства (на Руси и в Западной Европе в период феодализма).

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ДЕСЯТИНА - основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. н. казенная). В 18 - нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га).

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Словарь мер

    Владельческая = 3200 кв. саженей = 1,45 га.Казенная = 2400 кв. саженей = 1,09 га.Старая русская мера = 1,092 га.

  17. Источник: Словарь мер



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    десяти́на 1. "земля площадью 2400 кв. саженей", 2. "десятая часть урожая", 3. "число церквей и монастырей под управлением десятинника". От де́сять. Первично 2-е знач., из которого развились остальные (Филин 62 и сл.).

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) уст. dessiatina ( = approx. 2 3/4 acres)
    2) только ед.;
    ист. (налог) tithe,

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    1)(мера земли) уст. déciatine f(mesure agraire équivalant à 1,0925 ha)

    2)(налог) ист. dîme f

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    1)(мера земли́) desiatina f(antigua medida rusa de superficie 1,09 ha)

    2)ист.(налог) diezmo m

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. ист.

    desjatina(antica misura di superficie russa pari a 1,09 ettari)

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Сельскохозяйственный словарь-справочник

    старинная русская земельная мера, употреблявшаяся до введения метрической системы. Д. равна 2 400 кв. саж. (обычно 80 x 30 или 60 х 40 саж.)= 12/11 (точно 1,093) га.

  29. Источник: Сельскохозяйственный словарь-справочник



  30. Энциклопедический словарь экономики и права

    - одна десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма.

  31. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  32. Энциклопедический словарь

    ДЕСЯТИ́НА -ы; ж. Ист.

    1. Русская мера земельной площади, равная 2400 квадратным саженям или 1,09 гектара (применялась до введения метрической системы).

    2. В период феодализма в Древней Руси и в Западной Европе: налог на содержание церкви и духовенства в размере одной десятой части дохода.

    Десяти́нный, -ая, -ое. (1 зн.). Д. надел земли.

    * * *

    десяти́на

    основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, так называемая казённая). В XVIII — начале XIX вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га).

    * * *

    ДЕСЯТИНА

    ДЕСЯТИ́НА, основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. н. казенная). В 18 — нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га).

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Библейская энциклопедия Брокгауза

    I.

    Д. - это одноразовое отчисление от воен. добычи (Быт 14:20)или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу святилища (Лев 27:30-33) или царя (1Цар 8:15,17; см. Подати, II,1). Эти подати составляли 1/10 часть от размера имущества или дохода. Д. была известна и за пределами Израиля, напр., у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян; еще Авраам отдал Мелхиседеку Д. от своей добычи (Быт 14:20; Евр 7:4), а Иаков обещал отдавать Господу Д. от всего своего состояния (Быт 28:22).

    II:

    1) Закон предписывал: Израиль должен давать Господу Д. "из семени земли и из плодов дерева" (Лев 27:30), а также от крупного скота и от овец (ст. 32; ср. 2Пар 31:6), и эти Д. должны быть посвящены Господу. В Чис 18:30 Д. от зерна и от плодов названа так: "получаемое с гумна и получаемое от точила"; согл. этому правилу, Д. отсчитывали от обмолоч. зерна, от получ. в точиле сока (см. Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино) и от добытого оливкового масла (ср. Втор 12:17). Эти подати натуральным продуктом могли быть заменены денежными отчислениями, т.е. выкуплены, но сумму надлежало увеличить на 1/5 часть стоимости продукта (Лев 27:31). Д. от скота определяли так: животных из стада пропускали по одному под посохом пастуха, и каждое десятое животное отделяли, причем (в отличие от требований, предъявляемых к жертвенным животным, Лев 22:19 и след.) было безразлично, имели волы, коровы, овцы и т.д. недостатки или нет (Лев 27:32 и след.). Замена этих животных была запрещена, а там, где это случалось, оба животных - предназнач. для отделения и отдел. вместо него - считались святыней Господу (ст. 33);

    2) после завоевания Ханаана см. Левиты получили города для проживания с пригородными участками для выпасов скота (Чис 35:2-5; Нав 21:2 и след.), но не получили земельных наделов. В качестве возмещения за это они получали Д. от прочих израильтян (Чис 18:21,24), от к-рых они, в свою очередь, должны были отделять десятую часть священникам на их содержание (ст. 26-30). В этой связи существуют ясные упоминания только в отношении Д. от зерна и плодов (ст. 27,30);

    3) во Второзаконии дан ряд расширяющих и дополняющих предписаний о Д. непосредств. перед завоеванием страны. Как и все жертвы, возношения, обеты, начатки урожая и первенцы скота, Д. также надлежало приносить в центральное святилище (Втор 12:4 и след.; 14:22 и след.), если же люди жили слишком далеко, разрешалось продавать их; получ. выручка от продажи затем служила опять-таки для приобретения продуктов питания в том месте, где находилось святилище (ст. 24-26). С уплатой Д. была связана радостная жертв. трапеза, в к-рой принимали участие и левиты (Втор 12:17 и след.; 14:26 и след.). В каждый третий год следовало приносить Д. не в святилище, а предоставлять их по месту жительства в распоряжение левитов и бедных (иноземцев, сирот и вдов) (Втор 14:28 и след.; 26:12). Исполнив эту заповедь, каждый глава семейства должен был свидет-вать "пред Господом", т.е., вероятно, в святилище, по устоявшейся формуле (ст. 13-15). Эти два года Д. (ст. 12) каждый раз приходилась на период между двумя субботними годами (см. Субботний год), когда урожай не собирали и, след., Д. не отчисляли;

    4) в истории народа Израиля эти предписания о Д. часто не соблюдались или соблюдались частично, хотя отчисление Д. продолжалось в Северном царстве и после его отделения от Иудеи и Иерусалимского храма (Ам 4:4), но в какой форме, неизвестно. Реформа Езекии восстановила отчисление Д. от скота и плодов земли; в храме были заново оборудованы помещения для запасов (2Пар 31:4-12). После вавил. плена пр. Малахия укорял израильтян за то, что Д. собираются лишь частично (Мал 3:8-10), а в обязат-ве соблюдать Закон, принятом при Неемии, отчетливо упоминаются и Д. (Неем 10:38). Д. от урожая зерновых и от плодов теперь вновь стали храниться в кладовых храма (Неем 12:44; 13:5,12); при этом ничего не сказано о Д. от скота, однако скот и не мог размещаться в храме. В новозаветную эпоху фарисеи распространили взимание Д. на все виды дохода (Лк 18:12), так что к собственности, с к-рой брали подать, стали относить даже травы, употреблявшиеся в качестве приправы к пище (Мф 23:23; Лк 11:42).

    III.

    В ветхозаветных апокрифах о Д. как таковой упоминается в 1Мак 3:49; о Д. от вина и масла говорится в Иудифь 11:13. В Тов 1:6-8 приводится перечень приношений Д. и "начатков". Иосиф Флавий различает Д., к-рую отдают левитам (Лев 18), вторую Д., или "Д. святыни" (Втор 12; 14:22-27), и Д. для бедных (Втор 14:28 и след.; 26), то же о трех Д. говорится в Талмуде и в другой позднеиуд. лит-ре, однако в этом перечне не упоминается Д. от скота. Первую Д. (зерно и плоды) отдавали; вторая Д. оставалась у ее владельца, и ее следовало употреблять во время праздничных посещений Иерусалима; третья Д., или "десятина для бедных", возм., замещала в каждом третьем году вторую Д., но полной уверенности в этом нет. Насколько эти предписания о двух или даже трех Д. выполнялись на практике, неизвестно.IV.

    Д., как и первородное, и первенцы, были святыней Господней (см. Святое святых) (Лев 27:30). Вручая ее Богу, израильтяне тем самым исповедовали, что земля, как и ее урожаи, принадлежит Господу (Исх 19:5; Лев 25:23; Пс 50:12), что все имущество народа не является приобрет. им самим см. Собственностью (Втор 8:17 и след.), но что люди получили это как дар от Бога (Втор 28:1-14; см. Суббота см. Субботний год см. Юбилейный год). Этими отчислениями у израильтян освящалось все их имущество и приобретения, в этом проявлялось их подчинение воле Божьей (ср. Рим 11:16).

  35. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  36. Советская историческая энциклопедия

    (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) - 1) Д. церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к-рых перешла в зап. христ. церковь. Впервые церковь, опираясь на Библию, потребовала Д. в 585 (Маконский собор). Пипин Короткий ввел Д. в качестве возмещения церкви при секуляризации. При Карле Великом с 779 (Геристальский капитулярий) Д. стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Бралась с урожая зерна и винограда (большая Д. - decima major), огородных и технич. культур (малая Д. - decima minor), скота и продуктов скотоводства ("Д. крови" - decima mixta). Канонически Д. распределялась:1/3 - на содержание церк. здания, 1/3 - священнику, 1/3 - на помощь бедным прихода, впоследствии - 1/4 - епископу. В действительности Д. пользовались высшее духовенство и светские феодалы (инфеодированная Д.). Высшие прослойки населения часто получали освобождение от Д., так что в осн. тяжесть Д. ложилась на крестьян. Д. была особенно обременит. побором, потому что всегда взималась натурой (не подлежала переводу на деньги) со всего количества урожая (часто - прямо на поле). Отмена Д. была одним из осн. требований крестьян, особенно во время крест. войн и ранних бурж. революций. Во Франции Д. отменена в 1789-1790, в др. зап.-европ. странах - в 19 в. В вост. церквах Д. в осн. не утвердилась.

    На Руси Д. была установлена кн. Владимиром Святославичем вскоре после крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церк. орг-циями (но не монастырями).

    2) Церк. округ, часть епархии в России до нач. 18 в. Во главе Д. стоял десятильник, функции к-рого с 1551 частично перешли к старостам поповским и десятским священникам.

    3) Рус. поземельная мера. Известна с кон. 15 в. Первоначально Д. измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 1/10 версты (2500 кв. саженей). Межевой инструкцией 1753 размер казенной Д. был определен в 2400 кв. саженей (1,0925 га). В 18 - нач. 20 вв. употреблялась также хоз., или косая, Д. (80Ч40=3200 кв. саженей), хозяйственная круглая Д. (60Ч60=3600 кв. саженей), сотенная (100Ч100=10000 кв. саженей), бахчевая (80Ч10=800 кв. саженей) и др. Была отменена после Окт. революции в связи с переходом к метрич. системе мер в 1918.

    Лит.: Добиаш-Рождественская О. A., Церк. общество Франции в XIII в., ч. 1, П., 1914; Черепнин Л. В., Рус. метрология, М., 1944; Feine H., Kirchliche Rechtsgeschichte, Weimar, 1954.

  37. Источник: Советская историческая энциклопедия



  38. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    или десятая часть (Быт.14:20 ) - род дара, известный Евреям еще задолго до времен Моисея. Это приношение, составлявшее дар Богу, состояло из десятой части произведений земли, стад и т.п. и шло в пользу левитов, не имевших земельных уделов и потому нуждавшихся в средствах своего существования. Десятина, в означенном случае, составляла нечто в роде ренты, платимой им взамен земли. Одну десятую часть своей десятины левиты в свою очередь вносили на содержание первосвященника (Чис.18:21,32). Остающиеся девять частей снова делились на десятины, и из второй десятины уготовлялось празднество во дворе святилища, или в каком-либо смежном с ним святилище. Впрочем, если Иудей находил неудобным для себя внести свою десятину в натуре, то ему дозволялось продать ее и внести деньги с прибавкою одной шестой части вырученной суммы; на эти деньги он покупал все потребное для празднества и затем уже шел во святилище (Втор.14:22,27). На сем празднестве они угощали свои семейства, друзей и левитов. На основании слов Второзакония (Втор.14:28,29) можно думать, что в каждый третий год требовалась от Евреев еще третья десятина, съедаемая в обществе бедных и левитов, престарелых и немощных, хотя некоторые западные толкователи, как например Маймонид, Михелис и др. отрицают существование оной. Скот приносили как десятину следующим образом: его выпускали из хлевов под жезлом, находящимся в чьих-либо руках, который касался каждого десятого по счету животного, после чего оно делалось собственностью левитов, несмотря на то, хорошо ли оно было или худо, и заменять его уже не позволялось (Лев.27:32,33). Не видно, требовалась ли десятина от растений и трав. Известно только, что фарисеи давали десятину с мяты, анису и тмину (Мат.23:23 ).

  39. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  40. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    десят’ина — добровольный дар Богу, известный евреям еще со времен Авраама (Быт.14:20 ) и Иакова (Быт.28:22 ). Закон требовал давать десятину со всех произведений поля (Лев.27:30; Втор.14:22 ) и от стада (Лев.27:32 ), которая шла на содержание левитов, не имевших своего удела (Чис.18:21 ). Левиты из своих десятин отделяли десятину священникам (Чис.18:26 -28). Каждый третий год, называвшийся годом десятин (Втор.26:12 ), израильтянин употреблял десятину в том месте, где он жил, для пропитания бедных, сирот, пришельцев и левитов (Втор.14:28 -29). Все это делалось, чтобы научиться бояться Господа (Втор.14:23 ), при этом нужно было подтверждать правильность отделения десятины (Втор.26:13 -14). (см. жертвоприношение)

  41. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  42. Большой энциклопедический политехнический словарь

    рус. ед. земельной площади, применявшаяся до введения метрической системы мер. 1 Д.= 2400 кв. саженей =10 925,4 м2 = 1,09254 га.

  43. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  44. Большой Энциклопедический словарь

  45. Источник: