Словарь Брокгауза и Ефрона

    стремление к оценке вещей, лиц и событий на основании их точного изучения, независимо от собственных пристрастий и предвзятых мнений, когда они не могут быть удовлетворительно оправданы разумом. В этом смысле О. обязателен для всякого ученого и критика, который должен быть, прежде всего, освобожден от баконовских "идолов" (см. Бакон). Но если под О. разуметь полное и безусловное отделение изучаемых предметов от душевной природы изучающего, то такой абсолютный О. должен быть признан невозможным. Независимо от общей гносеологической соотносительности между познаваемым и познающим (см. Познание), врожденные и в основе своей бессознательные свойства личной и национальной души не могут быть лишены своего естественного влияния через одно намерение быть объективным. Самый факт преобладающего стремления к О. в том или другом ученом или критике основан на его субъективных психологических свойствах — на холодности темперамента, на равнодушии к известным сторонам жизни и т. д. Эти свойства, соответствующие одним областям знания (например, математике, формальной логике), могут быть совсем неуместны для других (например, для истории или для богословия, где имеет силу изречение pectus facit theologum). Если чьи-нибудь личные чувства и мнения согласны с высшими идеальными требованиями, то нет причины от них отрешаться. Поскольку данная действительность находится в процессе изменения и совершенствования и, поскольку в этом процессе играют роль чувства, мысли и стремления человека, абсолютный О., если бы даже он был возможен, не был бы желателен, как равносильный остановке развития. Истинный, разумный О. требует, чтобы, кроме фактов действительности, принималось во внимание и её достоинство — а это связано с той или другой высотой субъективного мерила. Во всяком случае должно помнить, что самая противоположность между субъектом и объектом не есть что-нибудь безусловное и окончательное и что полная правда не может быть ни только объективной, ни исключительно субъективной.

    Вл. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    мировоззренческая позиция, в основе которой лежит ориентация познания на социально-политическую «нейтральность» и на воздержание от социально-критических оценок, суждений о ценностях и целях идеологически значимых проблем, а особенно от партийных выводов (см. Партийность). Хотя О. ратует за объективность знания, на деле он не только ограничивает и сужает его (описательство, Сциентизм), но и маскирует социальный и классовый Субъективизм. Даже тогда, когда удаётся изолировать истины действительно сами по себе нейтральные, О. ориентирует на служение, хотя бы и неявное, господствующей консервативной или реакционной силе социального «порядка вещей». О. выражает претензию на некую позицию, не затрагиваемую противоречиями исторического процесса, а на деле лишь придаёт внешнюю респектабельность беспринципному использованию знания в качестве средства для любых целей. О. означает примирение с ненаучной и антинаучной идеологией, с которой он делит сферы влияния, отдавая в её распоряжение все «субъективные» проблемы, проблемы оценок, ценностей, постановки целей и т.п. Для О. в науках об обществе характерен отказ от классового анализа (например, теория деидеологизации), от раскрытия деятельности и борьбы обществ, классов и групп, их ответственности за определённое решение общественных проблем. О. трактует субъектов истории как марионеток фатального хода вещей, направляемых безличными факторами. «Так называемая объективная историография заключалась именно в том, чтобы рассматривать исторические отношения в отрыве от деятельности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 39, прим.). В трактовке искусства О. проявляется в попытках изолировать художественное произведение от социальных противоречий, от нравственных проблем и лишить его активной гражданской роли; в частности, О. соответствует тенденция Натурализма.

    Понятие «О.» было разработано В. И. Лениным в связи с критикой им взглядов «легальных марксистов» П. В. Струве, М. И. Туган-Барановского и др. Ленин подчёркивал, что марксист «... последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость»: марксизм «...включает в себя... партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 418, 419). Марксист вскрывает противоречия любого общественного процесса, восходит к пониманию того, кто и в какой степени является его субъектом (см. там же, т. 22, с. 101—02). В современной буржуазной философии О. выражается в тенденции к сведению активных действий исторических субъектов к следствиям вещественно-технических факторов, а социальных противоречий — к недостаткам технической рационализации. Отвергая О., марксизм раскрывает одновременно его апологетическую социальную функцию.

    Лит. см. при ст. Партийность.

    Г. С. Батищев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. объективи́зм;
    2. объективи́змы;
    3. объективи́зма;
    4. объективи́змов;
    5. объективи́зму;
    6. объективи́змам;
    7. объективи́зм;
    8. объективи́змы;
    9. объективи́змом;
    10. объективи́змами;
    11. объективи́зме;
    12. объективи́змах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ОБЪЕКТИВИ́ЗМ, -а, муж. (книжн.).

    1. Концепция, согласно к-рой возможно объективное, независимое от классового подхода, познание законов развития общества.

    2. Непредвзятость, беспристрастность, объективный подход к чему-н.

    | прил. объективистский, -ая, -ое (к 1 знач.).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    То же, что объективность (во 2 знач.).

    2.

    Нейтральный подход к событиям, явлениям общественной жизни, для которого характерно воздержание от социально-критических оценок, а также от партийных выводов.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ОБЪЕКТИВИ́ЗМ, объективизма, муж. (от лат. objectivus - предметный).

    1. Противоположный субъективизму метод исследования, исходящий из анализа объекта, объективной действительности (филос.). - Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым определяет свою точку зрения. Объективист говорит о "непреодолимых исторических тенденциях"; материалист говорит о том классе, который "заведует" данным экономическим порядком, создавая такие-то формы противодействия других классов. «Таким образом, материалист, с одной стороны, последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм.» Ленин. В учениях буржуазных философов и социологов объективизм превращается в средство обоснования незыблемости капиталистического строя. Подлинный научный объективизм возможен лишь при подходе к объекту с точки зрения диалектического материализма.

    2. То же, что объективность во 2 знач. В споре было проявлено мало объективизма.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Подход к явлениям общественной жизни, ограничивающийся констатацией событий и фактов, без их оценки с каких-либо позиций (в философии).

    Ant:

    субъективизм

    II

    м.

    Объективный подход к чему-либо; непредвзятость, беспристрастность.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    "ОБЪЕКТИВИЗМ" - направление в американской поэзии 20 в., объединявшее Э. Паунда, У. К. Уильямса, Л. Зукофски, Ч. Резникова и др. поэтов, которые - в качестве реакции на субъективизм символистской лирики - предлагали сосредоточиться на предметах объективного мира, возможно более полно и непредвзято воссоздавая их средствами "обычного" языка.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. objectivismм. objectivism.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    objectivité f; objectivisme m

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    objetivismo m

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. филос.

    obiettivismo, oggettivismo

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Философская энциклопедия

    ОБЪЕКТИВИЗМ

    (от лат. objectivus — предметный) — направление в эпистемологии, считающее возможным постижение в процессе познания реальных предметов, их свойств и отношений; иногда — объективный идеализм (см. ИДЕАЛИЗМ ); в этике, эстетике — т.зр., что человеческий ум способен познавать объективные ценности и предписания; противоположность субъективизму, психологизму, индивидуализму и т.п.; ориентация познания на воздержание от социально-критических оценок, суждений о целях и ценностях.

  25. Источник: Философская энциклопедия



  26. Энциклопедический словарь

    ОБЪЕКТИВИ́ЗМ -а; м.

    1. Нейтральный подход к явлениям действительности как к явлениям исторически необходимым, не требующим критической оценки с классовых и партийных позиций и не поддающимся преобразованию. О. в науке. Узкий, ограниченный о. Преодолеть ошибки объективизма. Уйти от объективизма.

    2. Непредвзятость, беспристрастность. О. оценок. О. подхода к решению экономических проблем.

    Объективи́стский (см.). Объективисти́ческий, -ая, -ое. (1 зн.).

    * * *

    ОБЪЕКТИВИЗМ

    «ОБЪЕКТИВИ́ЗМ», направление в американской поэзии 20 в., объединявшее Э. Паунда(см. ПАУНД Эзра Лумис), У. К. Уильямса(см. УИЛЬЯМС Уильям Карлос), Л. Зукофски(см. ЗУКОФСКИ Луис), Ч. Резникова и др. поэтов, которые в качестве реакции на субъективизм символистской лирики предлагали сосредоточиться на предметах объективного мира, возможно более полно и непредвзято воссоздавая их средствами «обычного» языка.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Советская историческая энциклопедия

    в ист. науке - см. в ст. Методология истории.

  29. Источник: Советская историческая энциклопедия



  30. Энциклопедия социологии

    (от лат. objectivus - предметный) - англ. objectivism; нем. Objektivismus. 1. Ориентация на объективность знания, нейтральность, свободу от оценочных суждений. 2. Онтологическая и эпистемологическая установка, согласно к-рой предмет познания существует вне познающего субъекта и независимо от него, и может им адекватно познаваться. О. противопоставляется субъективизму. см. СЦИЕНТИЗМ. 3. Методолог, позиция, согласно к-рой науке следует воздерживаться от оценочных суждений и идеолог, выводов.

  31. Источник: Энциклопедия социологии



  32. Толковый словарь по социологии

    (от лат. objectivus - предметный) - англ. objectivism; нем. Objektivismus. 1. Ориентация на объективность знания, нейтральность, свободу от оценочных суждений. 2. Онтологическая и эпистемологическая установка, согласно к-рой предмет познания существует вне познающего субъекта и независимо от него, и может им адекватно познаваться. О. противопоставляется субъективизму. См. СЦИЕНТИЗМ. 3. Методолог. позиция, согласно к-рой науке следует воздерживаться от оценочных суждений и идеолог, выводов.

  33. Источник: Толковый словарь по социологии



  34. Большой Энциклопедический словарь

  35. Источник: