[позднелат. jubilaeus, от др.-евр. йобель — юбилейный год (каждые 50 лет)], торжественно отмечаемая годовщина знаменательного события, жизни или деятельности какого-либо лица, существования учреждения, предприятия, организации и т. д.; празднество по этому поводу.
муж., лат. торжество, празднество, по поводу протекшего пятидесятилетия, столетия, тысячелетия, юбилейное торжество. Юбилей пятидесятилетия службы, докторства. Юбилей тысячелетия Руси.
ЮБИЛЕ́Й, -я, м.
-я, м.
Годовщина какого-л. события или жизни, деятельности какого-л. лица, существования учреждения, города (обычно исчисляемая десятилетиями, столетиями и т. п.).
Отмечать юбилей. Праздновать юбилей.
□
Подходила 25-я годовщина освобождения крестьян, и в литературных кругах этот юбилей возбуждал много оживленных толков. Короленко, Эпизод.
||
Торжество, празднество по этому случаю.
Его уже тянуло в рестораны, клубы, на званые обеды, юбилеи. Чехов, Дама с собачкой.
Вдруг вся затея наткнулась на непредвиденное препятствие — юбиляр категорически отказался приехать на свой юбилей. Виноградская, Юбиляр.
[От лат. jubilaeus (annus) — юбилейный (год)]
празднество по поводу протекшего числа лет существования чего-либо
Юбиляр.
Юбилейный год
Ср. Юбилей, господа, есть торжество, имеющее значение коммеморативное... "В воспоминание" творимое, — пояснил Воссияющий.
Салтыков. Сборник. Сон в летнюю ночь.
Ср. Сначала юбиляр был сконфужен, но наконец... произнес: — Господа! благодарю вас! но думаю, что если бы вы потрудились взглянуть в ревизские сказки любой деревни, то нашли бы множество людей, которые если не больше, то по крайней мере столько же, как и я, заслужили право быть чествуемыми. И следовательно все эти юбилеи — коли вы не цените истинных заслуг... не стоят (и) выеденного яйца...
Там же.
Ср. Вдруг курьер вошел, сияя,
Засиял и юбиляр.
Юбиляру, поздравляя,
Поднесли достойный дар.
Некрасов. Современники. 1. № 1.
Ср. Он затевает... юбилей там какой-нибудь в память того, что он даром век прожил, а ему давай денег взаймы!..
Гоголь. Мертвые души. 2, 3.
Ср. Alle Jubeljahr einmal.
Ср. Hebt mich das Glück, so bin ich froh
Und sing in dulci jubilo.
Göthe. Der Narr epilogirt. 13-14.
Ср. In dulci jubilo.
Начало песни рождественской, найденной в XIV в. в рукописи "о жизни мистика Suso".
Ср. Hoffmann v. Fallersleben. In dulci jubilo.
Ср. Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца... И освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей. И возвратитесь каждый во владение свое.
Левит. 25, 8-10.
Ср. Пятидесятый год да будет у вас юбилей.
Лев. 25, 11. Ср. Лев. 25, 13.
По-еврейски: труба — иобель, но 600 до Р.Х. этот праздник назван "annus Jubilaeus" (не Jobilaeus).
Ср. Arator. de actibus Apost. II. 677.
В катол. церкви впервые Бонифаций VIII в 1300 г. установил столетнее юбилейное празднество, а потом за 50, 30 л.; теперь оно повторяется через 25 лет. Подобные юбилеи были очень выгодны для папской казны.
См. не все коту масленица: о сатурналиях.
См. собачья комедия.
См. сто один выстрел.
См. выеденного яйца не стоит.
ЮБИЛЕ́Й, юбилея, муж. (от др.-евр. yobel). Празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности какого-нибудь лица или учреждения. 25-летний юбилей ученого. 185-летний юбилей Московского университета (в 1939 г.).
|| Торжественное заседание, банкет и т.п., посвященные такому празднованию. На юбилее было много народу.
м.
1.
Годовщина какого-либо знаменательного события, жизни или деятельности какого-либо лица (обычно исчисляемая в круглых и крупных числах).
2.
Празднество, торжество по такому поводу.
ЮБИЛЕЙ (позднелат. jubilaeus annus - юбилейный год - от др.-евр.), годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, годовщина какого-либо события; празднование такой годовщины.
Означает возврат к началу, изначальное состояние. После 7х7 лет, пятидесятый становится священным и начинается новая эпоха.
Означает возврат к началу, изначальное состояние. После 7х7 лет, пятидесятый становится священным и начинается новая эпоха.
юбиле́й род. п. -е́я, начиная с Петра I; см. Смирнов 351. Через нем. Jubiläum – то же из лат. iubilaeum, первонач. iubilaeus annus, которое восходит к др.-еврейск. jôbêl "бараний рог"; см. Литтман 29; Клюге-Гётце 269; Вальде – Гофм. I, 719 и сл.
муж. anniversary;
jubilee;
(празднование) anniversary, celebrations мн. праздновать/справлять юбилей ≈ to celebrate a jubilee двадцатилетний юбилей ≈ twentieth anniversary двадцатипятилетний юбилей ≈ twenty-fifth anniversary, silver jubilee столетний юбилей ≈ centenary семидесятипятилетний юбилей ≈ diamond anniversaryм. anniversary;
(празднование) celebration;
пятидесятилетний ~ jubilee, fiftieth anniversary;
столетний ~ centenary;
~ный: ~ная дата anniversary;
~ное издание anniversary/birthday edition;
jubilee edition;
~ная сессия anniversary session.
юбилей Jubilä|um n 1, -lä|en тридцатилетний юбилей das dreißigjährige Jubilä|um столетний юбилей Hundertjahrfeier f праздновать юбилей ein Jubilä|um feiern ( begehen*]
юбилейJubiläum
Jubiläum n, -läen
тридцатилетний юбилей — das dreißigjährige Jubiläum
столетний юбилей — Hundertjahrfeier f
праздновать юбилей — ein Jubiläum feiern ( begehen(непр.) )
м.
anniversaire m, commémoration f(годовщина); jubilé m, fête f jubilaire(преимущественно о 50-летнем юбилее)
столетний юбилей — centenaire m, fête séculaire
праздновать юбилей — célébrer l'anniversaire; célébrer le jubilé(преимущественно 50-летний)
м.
aniversario m; conmemoración f(годовщина)
столе́тний юбиле́й — centenario m
м.
anniversario(годовщина); ricorrenza f; уст. giubileo
пятидесятилетний / столетний юбилей — cinquantenario m; cinquantesimo anniversario / centenario m
отмечать / праздновать юбилей — festeggiare / celebrare l'anniversario
ЮБИЛЕ́Й -я; м. [от лат. jubilaeus (annus) - юбилейный (год)] Годовщина чьей-л. жизни, деятельности, существования кого-, чего-л. (обычно о круглой дате). Отмечать ю. Праздновать ю. В 2003 году трёхсотлетний ю. Петербурга. // Торжество, празднество по этому случаю. Пригласить на ю. На юбилее было много народу.
◁ Юбиле́йный, -ая, -ое. Ю-ая дата. Ю-ая выставка. Ю-ая медаль. Ю-ое издание. Ю-ая сессия. Ю-ые торжества.
* * *
юбиле́й(позднелат. jubilaeus annus — юбилейный год, от древнееврейского), годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, годовщина какого-либо события (обычно о круглой дате); празднование такой годовщины.
юбил’ей (Лев.25:10,11,13,28,30,31,33,40,50,52,54; Лев.27:17,18,21,23,24; Чис.36:4 ) — каждый пятидесятый год, следующий за седьмым субботним годом. Наступление юбилейного года возвещалось протяжным трубным звуком, по-еврейски «иобель», от которого и произошло его название. Это был год восстановления и возвращения. В этот год не позволялось ни сеять, ни жать, но самородным разрешалось пользоваться. Юбилейный год был прообразом истинного освобождения (Ис.61:2 ). Еврей мог быть вынужден продать все свое имущество и даже самого себя, но он знал, что придет год, когда ему все будет возвращено (в Иез.46:17 назван годом освобождения). (см. суббота)
(протяжный, трубный звук) (Лев.25:10,13, Чис.36:4 ) - у Евреев каждый пятидесятый год. Как каждый седьмой год назывался субботним, так после семи субботних следующий пятидесятый год назывался юбилеем. Повеление Господа о юбилее было следующее: "Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освяти пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь, в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей; не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным он да будет для вас; с поля ешьте произведения ее" (Лев.25:8,12). С большою подробностью далее изложены особенности субботнего и юбилейного года и требования от народа предъявляемые законом, которые заключаются в следующем:
1) не возделывать полей и право на самородные плоды распространить на всех без всяких ограничений, как сказано выше (Лев. ст. 11, 12);
2) прощать долги единоплеменным и отпускать единоплеменных рабов на свободу (Втор.15:2 );
3) возвращать наследственные земли и имения прежним их владельцам с некоторым вознаграждением лицу, пользовавшемуся ими пред началом юбилея и с соблюдением некоторых условий (ст. 30-34).
Как в субботний год так и в юбилей предписывалось всенародно читать Закон Божий. Субботний год начинался праздником Кущей, юбилей - празднованием дня очищения и трубным звуком, от которого и получил свое название.
Причины учреждения юбилея в основании своем были весьма мудрые, а именно:
1) Хозяйственные. Земля возделываемая нуждается в покое, без чего она истощалась бы и могла отказывать человеку в дарах своих. В субботний год на один год, а в юбилейный на два года прекращалось земледелие. Во все это время земля покоилась и возвращала истощенные свои силы и делалась способною к обильнейшему плодородию в следующие годы. "Если скажете, говорит бытописатель, что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я (Господь) пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое".
2) Гражданские. Прощение долгов и возвращение должникам их имущества по возможности уравнивало права и состояние граждан. Право собственности и личной свободы всегда и у всех народов считалось священным правом. Но по разным обстоятельствам, иногда не предвиденным, случается, что человек вынужден бывает продать или заложить свое имущество и даже самому отказаться от свободы и быть рабом, или удалиться из отечества. "Нищие всегда будут среди земли" (Втор.15:11 ). У Евреев с наступлением субботнего года и юбилея, возвращались человеку права его, его личная свобода, его имущество и он снова становился лицом самостоятельным, свободным гражданином отечества, и государство снова имело в нем своего члена, способного исполнять свои обязанности и нести гражданские повинности. "Берегись, говорится во Второзаконии, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения; и чтоб, от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему. Помни, что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой, потому Я сегодня и заповедую тебе сие" (Втор.15:9,15).
3) Нравственные. Постановления года субботнего и юбилея относительно бедных и должников время от времени возбуждали, питали и поддерживали чувство истинной любви, уважения и благожелания к ближнему. С другой стороны, эти постановления поддерживали и возбуждали в бедных успокоение в Боге и Его провидении. "Дай ему (и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно) и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое; ибо за то благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем что будет делаться твоими руками. Когда же будешь отпускать его (раба) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господь, Бог твой" (Втор.15:10,13). Наконец,
4) Таинственные. Постановления юбилейные сохраняли всегда в виду племя обетования до рождения Мессии, напоминали покой земли во время невинности человека, взывали всех к успокоению в Боге и Его провидении и прообразовали лето Господне приятное и возвращение небесного наследия.
Из Священного Писания известен один лишь случай по поводу постановления о юбилее. По смерти Израильтянина Салпаада не осталось наследников мужского пола. Пять дочерей незамужних просили Моисея утвердить за ними удел отца их. Просьба их была уважена. Но за тем, возник вопрос: когда владелицы отцовского удела выйдут замуж в другое колено и с собою внесут свое наследство, то чрез это сократится удел колена отца их? "И даже когда будет у сынов Израилевых юбилей, тогда удел их прибавится к уделу того колена, в котором они будут (женами), и от удела колена отцов наших отнимется удел их". В предупреждение сего и было такое постановление: наследницы удела после отца могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отцов своих и удел их не переходил бы в другое племя, а оставался в племени отца их. Вследствие чего дочери Салпаада все пять вышли в замужество за сыновей дядей своих (Чис.36:11 ).
• Юбилей — это когда много цветов, а ты еще жив!
• Юбилей — репетиция похорон.
• Из юбилейной статьи: «Сегодня ему исполнилось бы 500 лет...»
«ЮБИЛЕЙ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1944, ч/б, 40 мин.
Трагикомедия, водевиль-шутка.
По одноименному рассказу А.П.Чехова.
Председатель коммерческого банка Шипучин в результате переживаний, связанных с празднованием его юбилея, серьезно заболевает нервным расстройством. Из-за полной невменяемости юбиляра торжество откладывается.
В ролях: Виктор Станицын (см. СТАНИЦЫН Виктор Яковлевич), Ольга Андровская (см. АНДРОВСКАЯ Ольга Николаевна), Василий Топорков (см. ТОПОРКОВ Василий Осипович), Анастасия Зуева (см. ЗУЕВА Анастасия Платоновна), Сергей Ценин (см. ЦЕНИН Сергей Сергеевич), Владимир Грибков (см. ГРИБКОВ Владимир Васильевич), Сергей Блинников (см. БЛИННИКОВ Сергей Капитонович).
Режиссер: Владимир Петров (см. ПЕТРОВ Владимир Михайлович).
Автор сценария: Владимир Петров (см. ПЕТРОВ Владимир Михайлович).
Оператор: Владимир Яковлев (см. ЯКОВЛЕВ Владимир Тимофеевич).
Художник-постановщик: Владимир Егоров (см. ЕГОРОВ Владимир Евгеньевич).
Композитор: Николай Крюков (см. КРЮКОВ Николай Николаевич (композитор, звукорежиссер)).
Звукорежиссер: Валерий Попов (см. ПОПОВ Валерий (звукорежиссер)).
Монтаж: Людмила Печиева.
ШАРЛАТАН. У Державина в «Записках»: «вспотел и пошед домой простудился, от чего пришла сперва лихорадка, от которой лечился известным славным шарлатаном Ерофеичем, вылечившим графа Алексея Григорьевича Орлова от весьма опасной болезни» (Державин, 1871, 6, с. 458).
У А. Болотова в его жизнеописании (1779): «...Я не лекарь и не доктор и что сожалею, что Демид Демидович во мнение своем обо мне ошибается и по всему видимому счел меня каким-нибудь шарлатаном, хотевшим от него, как богатого человека, чем-нибудь поживиться...» (Русск. старина, 1889, июнь, с. 559; см.: Корш Ф. Е. Турецкие элементы в языке «Слова о полку Игореве» // Изв. ОРЯС, имп. АН, т. 8, кн. 4, 1903).
Сохранились две выписки на одном листке. О слове ерофеич, см. БАС: «Ерофеич, а и у, м. Водка, настоенная на разных пахучих травах. Часы бьют семь и Шомполов достаточно уж увлажил свои внутренности из графинчика, содержащего в себе настойку, известную под именем ерофеич. Салт. Невин. расск., III, 3. [Русаков:] А вот с дорожки-то ты бы, сват, велел подать рюмочку ерофеичу. А. Остр. Не в свои сани..., д. 1, явл. 3. !Ерофей, я, м. Устар. То же, что ерофеич. Прощайте, звонкие стаканы, И пунш и мощный ерофей! Полеж. Сашка.» Сл. 1847: ерофеич; Даль, Слов.: ерофей. — От отчества изобретателя, московского целовальника Василия Ерофеича (нач. XIX в.)» (БАС, 3, с. 1269). В этимологической справке ошибка: слово ерофеич, как видим, употреблялось уже Г. Р. Державиным. — М. Л.
Юбилей. В «Московском вестнике» 1830 года (№ 21—24) в отделе «Критика» напечатано «Письмо к редактору ”Московского вестника“ [Евдокима Лущенко. — Л. А. ], заключающее в себе разбор Латинской речи, произнесенной профессором Снегиревым на университетском юбилее... Критическое рассмотрение и начинается со слова jubilaeum. Указывается на неведение проф. Снегирева, что jubilaeus есть прилагательное, а не существительное и что, следовательно, форма рода его определяется «существительным выраженным или подразумеваемым. Если подразумевается annus (jubilaeus annus), то форма имен. множ. должна быть jubilaei, а не jubilaeum, как у Снегирева. Ведь «злые люди пожалуй скажут, что автор не умеет согласовать существительного с прилагательным, а добрые — что будут думать о его познании в латинском языке и о его лекциях? Что скажут, когда увидят, что г. профессор не умел без ошибки назвать того праздника, на коем он избран быть оратором?» (151—152).
Несмотря на тождество подписи Р с подписью позднее в № 32 за 1831 год (5 июня) напечатанной пушкинской статьи о сочинениях J. Delorme (S-te Beuve) и ранее в № 4 (16 января 1830 г.) — опубликованной статьи об «Истории русского народа» Н. Полевого (см. свидетельство Вяземского: «Русский Библиофил», 1914, апрель), статью в «Смеси» «Лит. газеты» № 18 (от 27 марта 1831 года, с. 148) нет решительно никаких оснований приписывать Пушкину. Содержание статьи — историко-этимологическое. Речь идет об этимологии слова юбилей (в связи с тем, что Снегирев в своем письме о латинской речи, напечатанном в ч. 6 «Московского вестника» на 1830 г. (с. 146) признал его прилагательным) и об его историческом применении в разные эпохи.
Автор заметки в «Литературной газете» заявляет: «jubilaeus есть имя существительное производное от еврейского слова. Между разными значениями, ему присвоенными, значит оно прощение (remissionis múnus). Употребляется оно и как прилагательное, например, jubilaeus annus, jubilaeum festum. Но юбилей, возобновленный папами в XIV столетии, праздновался не в продолжении года, а через 100 лет, потом через 50 лет; следственно, г. Снегирев не ошибся и нельзя не пожалеть, что журналист напечатал без примечания бранчивое письмо на почтенного профессора» (148).
Прежде всего следует отметить не встречающуюся в подлинных сочинениях Пушкина конструкцию: «бранчивое письмо на почтенного профессора». В языке Пушкина слово бранчивый употребляется абсолютивно, то есть независимо от управления падежами существительного и вне связи с предлогами. Например, «потешил дерзости бранчивую свербежь», «бранчивые и напыщенные выражения», «бранчивые критики» и т. п. (Словарь языка Пушкина. М., 1956, т. 1, с. 169—170). Конструкция — письмо на кого-нибудь — также несвойственна языку Пушкина (см.: Словарь языка Пушкина, М., 1959, т. 3, с. 350—351).
Но вместе с тем необходимо указать на то, что этимология слова юбилей, предлагаемая в рассматриваемой заметке, и в настоящее время в основном считается вполне приемлемой. В «Russisches etymologisches Wörterbuch» von Max Vasmer (В. 3) под словом «юбилей» читаем: «юбилей, е́ я `jubiläum', seit Peter d. Gr., s. Smirnov 351. Überund Jubiläum aus lat. iubilaeum, urspr. iubilaeus annus, das auf hebr. Jôbêl `Widderhorn' zurückgeht, s. Littmann 29, Kluge — Götze EW 269, Walde — Hofmann I 719ff» (S. 466). Таким образом, критическое замечание автора заметки «Литературной газеты» касается лишь первого слова речи Снегирева: «Не имея речи под руками, разбирать ее не могу и в знании критика оной не сомневаюсь; но первое слово речи критиковано им напрасно».
Едва ли Пушкин мог пуститься в полемику из-за этимологии первого слова латинской речи, из-за спора о том, является jubilaeus существительным или прилагательным (что с синтаксической точки зрения даже для латинского языка не так существенно; ср. употребление пето в функции существительного и прилагательного). Таким образом, нет решительно никакой «зацепки», кроме буквы «Р», для того, чтобы связать эту заметку с именем Пушкина. В № 20 «Литературной газеты» (апрель 6) за 1831 год отдел «Смеси» начинается такой заметкой: «Новая грамматическая поправка. В 18-м № ”Литературной газеты“ один почтенный наш Корреспондент отстоял грамматические права латинского речения: jubilaeus, права, на кои покушался некоторый критик...».
(Виноградов. Проблемы авторства, с. 381—383).
Большой Энциклопедический словарь. 2000.