«Оправдание»

Оправдание в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Оправдание»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  9. Русско-английский словарь математических терминов
  10. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  17. Новейший философский словарь
  18. Энциклопедический словарь
  19. Библейская энциклопедия Брокгауза
  20. Лермонтовская энциклопедия
  21. Словарь церковнославянского языка
  22. Словарь антонимов
  23. Тезаурус русской деловой лексики
  24. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    оправдательный приговор, признание судом подсудимого невиновным в предъявленном ему обвинении. Оправдательный приговор выносится в случаях, если не установлено событие преступления, в деянии подсудимого нет состава преступления (См. Состав преступления) или не доказано участие подсудимого в совершении преступления. Оправданный считается несудимым независимо от оснований О. При О. отменяются меры обеспечения конфискации имущества, а также Мера пресечения. Оправданный освобождается из-под стражи в зале суда немедленно после провозглашения приговора. Оправдательный приговор может быть отменён в кассационном порядке (см. Кассация) только по Протесту прокурора, по жалобе потерпевшего или оправданного (последний вправе обжаловать приговор в части мотивов и оснований О.). Оправдательные приговоры, вынесенные Верховным судом союзной республики и Верховным судом СССР, кассационному обжалованию и опротестованию не подлежат. Пересмотр оправдательного приговора в порядке Надзора допускается лишь в течение 1 года по вступлении его в силу.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. оправда́ние;
    2. оправда́ния;
    3. оправда́ния;
    4. оправда́ний;
    5. оправда́нию;
    6. оправда́ниям;
    7. оправда́ние;
    8. оправда́ния;
    9. оправда́нием;
    10. оправда́ниями;
    11. оправда́нии;
    12. оправда́ниях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ОПРАВДА́НИЕ, -я, ср.

    1. см. оправдать, -ся.

    2. Довод, к-рым можно оправдать, объяснить, извинить что-н. Найти о. Нет оправдания для кого-н.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Действие по знач. глаг. оправдать.

    2.

    Приговор суда, содержащий признание невиновности подсудимого.

    [Товарищ прокурора] откладывал дело о скопцах только потому, что это дело, слушаясь в суде, где состав присяжных был интеллигентный, могло кончиться оправданием. Л. Толстой, Воскресение.

    3.

    То, чем можно оправдать, извинить кого-, что-л.

    [Дон Жуан:] Вы правы. Для меня прощенья нет, — Нет никаких пред вами оправданий. А. К. Толстой, Дон Жуан.

    Но долго быть недовольным самим собой он не мог, он искал себе оправдания — и всегда находил. Караваева, Разбег.

    ||

    Объяснение, в котором приводятся обстоятельства, причины, позволяющие оправдать, извинить кого-, что-л.

    [Мисс Жаксон] насилу согласилась отпереть ей [Лизе] свою дверь и выслушать ее оправдания. Пушкин, Барышня-крестьянка.

    [Голядкин] попробовал было принести оправдание, пробормотал кое-что, улыбаясь, покраснел, сконфузился. Достоевский, Двойник.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ОПРАВДА́НИЕ, оправдания, ср.

    1. Действие по гл. оправдать-оправдывать. «Жалкий лепет оправданья.» Лермонтов. Систематическими опытами добиться оправдания научной гипотезы. По оправдании расходов.

    2. Приговор суда, содержащий признание подсудимого невиновным; признание подсудимого не заслуживающим наказания. «Не согласился признать виновным Картинкина только один старый артельщик, который на все вопросы отвечал в смысле оправдания.» Л.Толстой.

    3. Довод в пользу чего-нибудь, которым можно оправдать, извинить что-нибудь (см. оправдать в 3 знач.). «Ссылка на так называемые объективные условия не имеет оправдания.» Сталин. «Бабушка слегка извинилась, что не привезла своего долга и в оправдание сплела маленькую историю.» Пушкин.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ср.

    1.

    процесс действия по гл. оправдывать I, оправдать I

    2.

    Результат такого действия; признание кого-либо невиновным или поступившим непредосудительно.

    отт. Основание для такого признания.

    3.

    Признание подсудимого невиновным.

    отт. Приговор суда, отвергающий предъявленное подсудимому обвинение.

    4.

    Обоснование справедливости или целесообразности чего-либо.

    II

    ср. разг.

    1.

    процесс действия по гл. оправдывать II, оправдать II

    2.

    Результат такого действия; возмещение утрат или затрат чем-либо равноценным.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ОПРАВДАНИЕ - признание судом подсудимого невиновным.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.
    1) justification служить оправданием ≈ to constitute justification, to warrant, to excuse, to extenuate, to gloss over находить оправдания ≈ to cover for, to justify слабое оправдание ≈ lame excuse
    2) (извинение, объяснение) excuse
    3) юр. acquittal, dischargeоправда|ние - с.
    1. justification;

    2. юр. acquittal, discharge;
    ~ по уголовному делу acquittal of crime;
    окончательное ~ conclusive acquittal;

    3. (объяснение, извинение) excuse;
    что вы можете сказать в своё ~е? what have you to say for yourself?;
    ~тельный: ~тельный приговор verdict of non-guilty;
    ~тельный документ covering voucher.

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Русско-английский словарь математических терминов

    n.justification

  17. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    1)Rechtfertigung f; Entschuldigung f(извинение)

    привести в свое оправдание — als Entschuldigung vorbringen(непр.) vt

    2)(подсудимого) Freisprechung f; Freispruch m (умл.)(оправдательный приговор)

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    оправдание с 1. Rechtfertigung f c; Ent|schuldigung f c (извинение) привести в своё оправдание als Entschuldigung vorbringen* vt 2. (подсудимого) Freisprechung f c; Freispruch m 1a* (оправдательный приговор)

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    оправданиеRechtfertigung

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    оправданиеAlibi

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    1)justification f

    в свое оправдание — pour se justifier

    2)(подсудимого) acquittement m

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    1)(извинение) justificación f

    сла́бое оправда́ние — débil excusa

    в свое оправда́ние — para justificarse

    найти́ оправда́ние — encontrar una justificación

    2)(подсудимого) absolución f

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    1)см.оправдать,оправдаться; giustificazione f

    в свое / его / мое / твое / наше оправдание — a mia / sua / tua / nostra discolpa / scusante; per giustificarsi / scagionarsi

    2)(довод) giustificazione f, pezza d'appoggio, pezza giustificativa книжн.

    найти оправдание (для) кого-л. — trovare una scusante / giustificazione(per, di)

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Новейший философский словарь

    ОПРАВДАНИЕ - один из видов обоснования научного знания, опирающийся на использование аксиологических аргументов, оценочного анализа возникающих вопросов и возможных ответов на них. О. того или иного высказывания свидетельствует об оценочном отношении человека к нему с точки зрения мыслимого в нем содержания. Строится О. с помощью операторов нормативной модальности - «обязательно», «запрещено», «разрешено» и т.п. и операторов аксиологической модальности - «хорошо», «плохо», «равноценно», «безразлично» и т.п., т.е. к доводам такого рода относятся моральные и правовые нормы, оценки, соглашения, индивидуальные и групповые интересы, мотивы и т.п., которые в отличие от суждений об объективном положении дел, имеющих описательный характер, являются предписывающими по своей природе и функции. По отношению к тезису оправдательный довод может быть расценен как достойный и недостойный. Очевидно, что оправдательные доводы несут на себе налет субъективизма и, будучи принятыми в одной социокультурной среде, не принимаются в другой. Для современной науки характерно включение ценностных и нормативных компонентов в структуру научного поиска. Стремительное вхождение в аргументационную систему науки «человекоцентристских» ориентиров и аксиологических параметров, все более сильное звучание тезиса об этической ответственности ученых за применение результатов научных исследований, которое может пойти как на благо, так и во вред человечеству, отмечается уже во второй половине 40-х 20 ст. Служение знанию ради него самого становится недостаточным в реальной науке. Причастность современного человека к постижению таких сложных объектов, как атомная энергия, объекты экологии, генной инженерии, микроэлектроники и вычислительной техники, в которые включен сам человек, широкое внедрение роботов и компьютеров в производство и в самые различные сферы жизни человека, функционирование науки в качестве социально интегрированной технологической экспертизы в ряде областей, ставят под сомнение тезис об этической нейтральности науки и обусловливают потребность в привлечении такого вида обоснования, как О., через которое в ткань современной науки входят непривычные для традиционного естествознания категории долга, морали, ответственности за результаты и последствия научного исследования. Аргументы, используемые при постижении эволюционных уникальных систем, не могут быть этически безразличными. Аргументация, нацеленная лишь на получение нового истинного знания, является слишком узкой, а порой и опасной. Возникает необходимость в появлении аргументов, устанавливающих контроль за самим постижением научной истины. В иерархии высших ценностей, к которым несомненно относится научная истина, равнозначно с ней в постнеклассической науке выступают такие ценности, как благо человечества и человека в их единстве и взаимодействии, добро и мораль. Современная наука не может не учитывать место и роль человека в этом мире, его целей и ценностей, способа познания, т.е. возникает необходимость расширения предмета исследования каждой из областей до непременного включения в ее сферу человеческого компонента, задающего целостность, взаимообусловленность элементов исследуемых предметных сфер. Такая специфика современной науки связана с отказом от поэлементного рассмотрения сложных гетерогенных объектов, с поисками путей их целостной реконструкции, со становлением системного, или кибернетического стиля мышления, в основе которого лежат представления о системной природе изучаемых объектов, их целостности, иерархичности, внутренней активности, целенаправленности, сложной регулируемости и т.д. Поскольку для обоснования необходимости исследования на современном этапе многих комплексных развивающихся объектов и предсказания их поведения чаще всего предлагаются альтернативные, конкурирующую программы, возрастает роль убеждающего компонента в структуре современной науки, а также и социальная ответственность ученых или исследовательской группы в некоторых проблемных областях. Чтобы получить экономическую поддержку и социальную санкцию на проведение тех или иных исследований, ученые должны не только обосновать целесообразность таких исследований в соответствии с ценностью истины, но и убедить общественность в несомненной социальной значимости данного научного исследования. В этом случае необходим обстоятельный анализ используемых аргументов, критическая оценка как когнитивных (научно-логических), так и социокультурных факторов, синтез научных и гуманистических идеалов, а в ряде случаев квалифицированная технологическая и гуманитарно-философская экспертиза. Основным ценностным критерием обоснования научного знания становится установка на осознание социально значимых параметров теоретического поиска, связь последнего с гуманистическими ориентирами, своеобразное преодоление отчуждения человеческого мира, возникающего на уровне абстрактных теоретических построений. Именно осознание противоречий «человекоцен-тристского» мира, социальной опасности внеценностного знания выдвигает О. в разряд современных логических форы обоснования научного знания.

  33. Источник: Новейший философский словарь



  34. Энциклопедический словарь

    ОПРАВДА́НИЕ -я; ср.

    1. к Оправда́ть. О. чьего-л. поступка. О. виновного.

    2. Приговор суда, содержащий признание невиновности подсудимого. Дело кончилось оправданием. Суд вынес о.

    3. Признание кого-л. невиновным, поступившим непредосудительно; доводы, объяснения, позволяющие оправдать, извинить кого-, что-л. Искать, найти о. Для оправдания своего незнания жаловаться на отсутствие книг. Выслушать чьи-л. оправдания. Ты не прав, оправдания здесь не нужны. Сказать что-л. в своё о. Привести в своё о. ещё один аргумент.

    4. Обоснование целесообразности, закономерности, справедливости чего-л. Построенный дом - о. творческого поиска архитектора.

    5. Возмещение чем-л. равноценным (утраченного или затраченного). О. потерь. О. затраченных сумм на строительство железной дороги. О. дорогой покупки.

    * * *

    оправда́ние

    признание судом подсудимого невиновным.

    * * *

    ОПРАВДАНИЕ

    ОПРАВДА́НИЕ, признание судом подсудимого невиновным.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Библейская энциклопедия Брокгауза

    I.В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

    В основе этого понятия лежит представление о судебном разбират-ве, в результате к-рого обвиняемый получает О. "Оправдать" значит "установить правду", "признать кого-либо правым", "помочь ему добиться справедливости через судебное разбирательство", "признать за кем-либо его правоту или правду вообще". Именно это имеется в виду, когда говорится об О. как в обычном (Быт 44:16; Притч 17:15), так и в религ. смысле (Бог оправдывает человека: Ис 50:8; Исх 23:7; человек признает Бога правым: Пс 50:6 и др.):

    1) ОПРАВДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

    Нередко случалось, что простой человек не мог найти в суде правды, потому что над судьей довлел авторитет влият. противника или же он был им подкуплен (Исх 23:1 и след.; Ам 2:6 и след.). Если человек, уверенный в своей правоте, не мог добиться справедливости, ему оставалось лишь обратиться к Богу, "Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца" (Втор 10:17,18). Он мог испросить у Него помощи: "Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым" (Пс 42:1; ср. Пс 53:3 и др.). Он мог взывать к Нему, чтобы удовлетвориться Его О.: "Но я к Вседержителю хотел бы говорить, и желал бы состязаться с Богом" (Иов 13:3). Когда Рахиль, страдавшая из-за своей бездетности, попросила Бога оправдать ее перед людьми, Бог дал ей сына через Валлу. "И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан (т.е. (Бог есть) Тот, Кто оправдывает)" (Быт 30:6). Давид отказывается от намерения отомстить Саулу и вручает его судьбу праведному Божьему суду: "Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе... Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей" (1Цар 24:13,16). Бог откроет правоту Своих (ср. Пс 71:4; 102:6 и др.);

    2) ОПРАВДАНИЕ ПРЕД БОГОМ.

    Для верующего значит. важнее О. пред Богом, чем перед людьми; он хочет, чтобы его грехи были оправданы Богом. К О. ведут два пути:

    а) праведность пред Богом как залог О. человека. Заключая завет с народом Израиля, Бог обещал быть его Богом, хранить верность этому народу и руководить им, если и израильтяне, со своей стороны, не нарушат завета и будут жить в послушании Ему. Такова была норма будущих взаимоотношений между Богом и народом Израиля. Бог взял на Себя обязат-во сохранять верность Своим обетованиям, в то время как Израиль обязался повиноваться уставу завета (см. Закон) и хранить ему верность. Так праведность стала лейтмотивом всех Божьих деяний в отношении Израиля и в то же время должна была стать основой жизни богоизбранного народа. Праведность (см. Справедливость, праведность, I,A) - это жизнь в верности завету и уставу завета. Говоря о праведности Бога, народ Израиля безоговорочно признавал, что Бог исполняет Свои обязат-ва по отношению к нему. Если человек был праведен пред Богом, повиновался Божьей воле и соблюдал обязат-ва завета, он подтверждал тем самым свою правоту и сознавал себя правым перед Богом: "Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне" (Пс 7:9);

    б) Божья праведность как основа для О. Благочестивые люди восхваляют свою праведность пред Богом, безбоязненно ожидая Божьего суда. Однако есть и такие, к-рым собств. греховность и греховность каждого человека пред Богом настолько очевидны, что они оспари-вают возможность человеч. праведности вообще: "Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного" (Пс 13:1 и след.). У них остается только одна просьба к Богу: "не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается перед Тобой ни один из живущих" (Пс 142:2). Только Божья праведность в сочетании с Его милостью и милосердием может отвратить суд и стать единств. основанием для О. грешника перед Божьим престолом, самому же грешнику остается только верить в такое О.;

    3) ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОПРАВДАНИЯ.

    После того как народ Израиля во исполнение Божьего суда был уведен в плен, О. человека стали связывать с Божьим судом, к-рый должен состояться в конце времен. Выражение "в тот день" стало синонимом последних времен, когда Бог по Своему милосердию простит грехи Своего народа и снова обручит его Себе "в правде и суде, в благости и милосердии" (Ос 2:19; ср. 14:4 и след.). Тогда Господь заключит с Израилем новый завет: "но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер 31:31 и след.). Господь "возрастит" Изралию "Отрасль праведную", Которая "будет производить суд и правду на земле" (Иер 33:15). Праведность обновленного народа Израиля больше не ставится в зависимость от его собств. праведности перед Богом. Осознание того, что спасение даруется единственно по милости Божьей, становится столь явным, что всякая праведность грешника перед Богом приписывается исключит. доброте Бога. Выражение "Господь - оправдание наше!" станет именем Нового Иерусалима (Иер 33:16). Из всех ветхозаветных пророков Иеремия имел наиб. ясное представление о грядущем спасении, связывая его с последними временами. Однако после возвращения из плена израильтяне вновь стремятся достичь собств. праведности через строгое соблюдение Закона, и, исходя из этого, ожидают своего О. перед Богом.

    II.В НОВОМ ЗАВЕТЕ

    1) в НЗ понятие "О." встречается только в значении "оправдание человека пред Богом", а именно:

    а) признание правоты Бога (Мф 11:19; Лк 7:35; Рим 3:4; 1Тим 3:16);

    б) попытка оправдания пред Богом (Лк 10:29);

    в) получение оправдания Богом (Лк 18:14). Если в Лк 18:14 говорится об О., даруемом в настоящее время, то в Мф 12:37 имеется в виду О. на Последнем суде;

    2) О. в посланиях ап. Павла:

    а) для апостола основой О. людей является крестная смерть Иисуса Христа. Говоря о праведности человека пред Богом, Павел не подразумевает верность Закону Моисея. Для этого он слишком глубоко убежден в истинности сказанного в Пс 13:1 и след. Под О. человека Павел понимает О. Богом уверовавшего грешника. Этот грешник получает О. через искупит. Божье деяние - смерть Иисуса Христа на кресте. В распятии Христа Бог совершил суд над грехами мира; грехи всех людей были возложены на единств. Сына Божьего, Который понес наказание за все человечество. Но помилование получит лишь тот человек, к-рый уверовал в это чудодейств. Божье деяние. Павел утверждает, что О. доступно каждому, в т.ч. и самому закоренелому грешнику, если только тот верит в искупит. подвиг Иисуса. Грешник признается праведным, потому что за него умер и воскрес Христос и потому что через свою веру он становится причастным совершенному Христом спасению (Рим 1:17). Это положение отражено в формуле "оправдание верой": О. - это Божий приговор, к-рому человек может только подчиниться; своей верой он признает этот приговор;

    б) Павла в свое время упрекали за то, что его учение об О., в основе к-рого лежит вера в искупление, не содержит нравст. стимула, побуждающего человека быть верным Богу и подчиняться Ему (Рим 3:8). Этот упрек Павел отклонил, говоря о живущем в нас Христе: "Мы (вместе с Христом) умерли для греха: как же нам жить в нем?" (Рим 6:2 и след.). Как Христос умер для греха и теперь живет для Бога (ст. 10), так и "наш ветхий человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное" (ст. 6), именно поэтому мы не можем служить греху;

    в) спасение в земной жизни и О. на Последнем суде. Верой в искупит. смерть Христа грешник переживает свое искупление как событие наст. времени, к-рое придает ему силы для новой жизни в послушании Богу. Поэтому вопрос об искуплении на Последнем суде уже не стоит. О. - это вновь и вновь переживаемое в вере помилование, к-рое становится для верующего действительным уже здесь и сейчас, придавая ему силы и даруя радость. Хотя вопрос о жизни или смерти для верующего уже решен (Ин 5:24), ему все же предстоит явиться на см. Суд, где он получит похвалу или порицание за свой жизненный путь. Поэтому Павел настойчиво указывает на то, что жизнь христианина должна быть подчинена строгой дисциплине, и предупреждает о том, что прожившему жизнь недостойно придется испытать позор, когда все его дела сгорят в испытующем огне, поскольку они были не от Бога (1Кор 3:12 и след.). Но истинно верующего, какими бы ни были его грехи, этот суд не может осудить на погибель. Ничто не может вырвать нас из милостивых и любящих рук Христа (Рим 8:31 и след.). Только тогда, когда человек своим непослушанием отвергает веру и возвращается к неверию, Божий суд постигает грешника как уничтожающая кара (1Кор 10:1 и след.). Там, где кончается вера, прекращается и Божье О.;

    3) О. в Послании Иакова. Говоря об О., автор послания указывает на опасности, угрожающие духовной жизни верующих. Жажда мирских благ и боязнь страданий снижают уровень требований к поведению человека пред Богом, и Иаков предостерегает против этого. Жизнь, в к-рой нет дел веры и в к-рой не проявляются свидет-ва силы Божьей, не позволит оправдаться пред Богом. Иаков предостерегает тех, кто считает, что на Суде ему зачтется вера его даже при отсутствии дел. Такие люди будут осуждены: "Вера, если не имеет дел, мертва" (Иак 2:17). Такая вера пуста и лицемерна, в ней нет даруемой Богом силы. Подобная вера не приводит к О. (ст. 24). Но там, где дела обнаруживают и подтверждают истинную веру, происходит О. Богом.

  37. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  38. Лермонтовская энциклопедия

    «ОПРАВДАНИЕ» (1841, предположительно), стих., созданное в итоге переработки двух редакций юношеского замысла 1831: «Романса к И...» и стихов Владимира Арбенина из драмы «Странный человек» («Когда одни воспоминанья»): 1—4-я строки (с поправкой 2 стиха) восходят к соответств. строкам второго стих. Биографич. адресат неизв.; по неподтвержденному предположению П. А. Висковатого (с. 292), — это В. А. Лопухина; впрочем, тот факт, что юношеские стихи, из к-рых родилось «Оправдание», по-видимому, обращены к Н. Ф. Ивановой, не может служить опровержением этого мнения. Во всех трех стих. есть перекличка с одной из «ирландских мелодий» Т. Мура.По сравнению с «исходными» стихами 1831 в «Оправдании» усилен трагич. демонизм героя: его внутр. мир окрашен в тона «высокого зла», сознание разорвано безысходной борьбой между «враждой» и «любовью». Демонско-ангельская антитеза мятежных страстей, искупаемых «безгрешной любовью» и преданностью женщины умершему возлюбленному, связывает «Оправдание» с юношеским стих. «Послушай, быть может, когда мы покинем» и с миром замыслов «Демона». Но в «Оправдании» тема «женского мессианизма» (Дурылин С., Судьба Л., «Рус. мысль», 1914, кн. 10, отд. 2, с. 11) переведена из мистериального в земной и «светский» план, хотя мотив «оправдания в вечности» слышится в последней строфе. В тот же круг переживаний входит подспудно звучащая тема несостоявшегося избранничества — «славного названья», ранней гибели или казни, суда косного обществ. мнения (ср. «Не смейся над моей пророческой тоскою»). Стих. представляет собой восходящий к Дж. Байрону (и редкий у позднего Л.) образец «любовной лирики, переходящей в самохарактеристику «байронического героя»» [Гинзбург (1), с. 107], — с опорой на знакомые читателю условные знаки из отстоявшегося романтич. арсенала («заблуждения страстей», «лукавая толпа», «язвительный упрек», «прощать святое право»).В отличие от «Романса к И...» и «романса» Арбенина, «Оправдание» построено ораторски — как ямбич. защитит. речь, охватывающая единый интонационно-логич. период: риторич. напряжение нагнетается в придаточных 1—3-го четверостиший и со строгой симметрией разрешается в 4—5 катренах, каждый из к-рых содержит ответ на два «когда» 1-й половины стих. (ожидаемый отклик героини возлюбленному и отповедь ее «толпе»). В поздние годы Л. изредка обращался к подобному построению («Когда волнуется желтеющая нива»). Губительная для любимой страсть героя — это мотив, надолго закрепившийся на вершинах рус. сюжетной лирики («панаевский цикл» Н. А. Некрасова, «денисьевский» — Ф. И. Тютчева), но восполняющая его тема жертвенного женского заступничества перед «толпой» и «небесами» угасла с распадом романтич. метафизики любви.Стих. положили на музыку А. Л. Гурилев (наиболее популярная мелодия), В. М. Иванов-Корсунский и др.Автограф неизв. Впервые — «ОЗ», 1841, № 3, отд. III, с. 44. Датируется по времени публ.Лит.: Гинцбург, с. 194; Шувалов (3), с. 72—73; Вацуро (3), с. 191.

  39. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  40. Словарь церковнославянского языка

  41. Источник:



  42. Словарь антонимов

  43. Источник:



  44. Тезаурус русской деловой лексики

  45. Источник:



  46. Большой Энциклопедический словарь

  47. Источник: