Словарь Брокгауза и Ефрона

    или медно-котельный мастер — ремесленник, изготовляющий из листов красной меди разные предметы посредством ковки и спаивания тугоплавким ("крепким") припоем. Этот последний прием и составляет главное отличие работы М. от приемов жестяника и котельного производства (см.). Материал для своей работы М. получают в виде прямоугольных листов, прокатанных на заводах; иногда, для очень больших котлов и аппаратов прямо заказываются плоские круги или даже выкованные в виде чаши. Медь настолько ковка, что ее обыкновенно обрабатывают молотками без нагрева, только очень толстые предметы куют горячими, как железо; однако, от холодной ковки медь становится твердой и не тянется дальше без трещин, поэтому работу часто приходится "отжигать" при темно-красном калении, в кузнечном горне или, для очень больших предметов, на особой жаровне. Инструментами для М. служат разной формы молотки и наковальни, укрепляемые на обрубке дерева, "стуле", или "клеце". Для распрямления, или "шпанования", частей, вырезанных ножницами из листа, служит наковальня с большой плоской поверхностью, а для цельных листов — чугунная плоская плита. Для сгибания вырезанных частей служат "шпераки", наковальни в виде буквы Т, с рогами различной формы. Дно сосудов обрабатывают и вообще вогнутые части "наводят" на "стойне", наковальне, состоящей из вертикального стержня с соответственной формы расширением на верхнем конце. Стойно для загибания краев называется "скребок". Приходится обрабатывать молотком и боковые поверхности сосудов, для этого служат "кобылины", горизонтальные толстые стержни с утолщениями соответственной формы на обоих концах. Их закрепляют на "стуле" посредине, и утолщение на другом конце служит противовесом. Сами приемы обработки листового металла уже описаны в ст. Давильное и Жестяное мастерство. М., придав сосуду окончательную форму, отжигают его и погружают горячим в воду, отчего отпадает окалина и поверхность принимает матовый розовый цвет: в этом виде предмет тщательно проковывается равномерными и последовательными ударами полированного молотка. От этого поверхность получает полировку, а металл — упругость. Из целого куска медного листа трудно "навести" сосуд глубокий, как обыкновенная кастрюлька; для ускорения работы из листа свертывают цилиндр на несколько см выше, чем нужно, и так, чтобы края заходили один на другой. Обыкновенно эти края надрезывают в виде прямоугольных зубцов и надвигают один на другой, так, чтобы зубцы приходились попеременно снизу и сверху. В таком виде их плотно сплющивают на "кобылине", посыпают бурой с кусочками латуни или зернами особо приготовленного "припоя" (см.) и накаливают стык в горне, пока припой расплавится и потечет; тогда предмет погружают в воду, чтобы отпала окалина и металл стал мягче. Условие успеха: чистота и плотная пригонка спаиваемых поверхностей. Расплавленный металл пристает только к чистой поверхности другого металла, бура, расплавясь, всасывается в капиллярные щели между спаиваемыми поверхностями и растворяет всю окись. Когда же температура еще повысится, плавится и припой, расплывается по всей поверхности, очищенной и предохраняемой от окисления расплавленной бурой, и заполняет вполне только узкие щели. Спаянное место проковывают, загибают нижний край внутрь и подобным же способом впаивают дно. О лужении медной посуды см. соотв. статью; заметим, что вместо нашатыря, дающего едкие аммиачные испарения, употребляют хлористый цинк (соляную кислоту, "отравленную" обрезками цинка) или, лучше, двойную соль хлористого цинка и аммония. Можно пользоваться также стеариновой кислотой (куском свечки). М. имеют обычай при перелужении старой посуды оценивать свой труд с веса взятой меди и прибавлять более законных 10% свинца. Эту вредную примесь можно отличить на глаз по синеватому оттенку вычищенной полуды; когда же свинца прибавлено больше, чем олова, поверхность полуды становится уже матовой. Медь луженую нельзя больше спаивать крепким припоем: олово образует с медью сплав более легкоплавкий и сам предмет плавится местами раньше припоя.

    В. Лермантов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. ме́дник;
    2. ме́дники;
    3. ме́дника;
    4. ме́дников;
    5. ме́днику;
    6. ме́дникам;
    7. ме́дника;
    8. ме́дников;
    9. ме́дником;
    10. ме́дниками;
    11. ме́днике;
    12. ме́дниках.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , м.

    Ремесленник или рабочий, занимающийся изготовлением или починкой медных вещей.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    МЕ́ДНИК, медника, муж. Ремесленник или рабочий, занимающийся выработкой или починкой медных вещей, преим. посуды, лудильщик.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Мастер, занимающийся изготовлением или починкой медных изделий, посуды.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. brazier, copper-smith, tinkertinker;
    coppersmith

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    chaudronnier m

  13. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    calderero m

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Энциклопедический словарь

    МЕ́ДНИК -а; м. Работник, занимающийся изготовлением или починкой медных вещей.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Русско-английский политехнический словарь

    brazier

  19. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  20. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    ramaio m

  21. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  22. Тезаурус русской деловой лексики

  23. Источник: