«Путешествие»

Путешествие в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Путешествие»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Психологический словарь
  8. Словарь символов
  9. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  10. Англо-русский словарь технических терминов
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  15. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  16. Литературная энциклопедия
  17. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  18. Энциклопедический словарь
  19. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  20. Сводная энциклопедия афоризмов
  21. Русско-английский политехнический словарь
  22. Тезаурус русской деловой лексики

    Большая Советская энциклопедия

    1) передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и др. целями. До 18—19 вв. П. были одним из основных источников получения сведений о тех или иных странах (их природе, населении, истории, хозяйстве), общем характере и очертании поверхности Земли.

    От античного времени сохранились описания путешествий Геродота, учёных, сопровождавших Александра Македонского в его походах. Классический пример П. средневековья — странствования М. Поло и А. Никитина. Эпоха Великих географических открытий (См. Великие географические открытия) характерна многими П., в корне изменившими представление о планете. Позднее большое значение для расширения знаний о Земле имели путешествия Д. Ливингстона и Г.Стэнли,Н. М. Пржевальского (См. Пржевальский) и др.; однако уже Пржевальский называл свои П. научными рекогносцировками, т.к. они могли удовлетворить лишь запросы первичного и общего знакомства с особенностями той или иной территории. Поэтому в 18—19 вв. по мере углубления исследований, конкретизации и специализации научных целей и задач П. приобрели характер экспедиций научных (См. Экспедиции научные), а термин «П.» с середины 20 в. стал употребляться в основном применительно к Туризму.

    2) П. в литературе — заметки путешественника, содержащие путевые впечатления, описание дорожных происшествий, наблюдений и претендующие на сообщение новых сведений о малоизвестных читателю или новооткрытых странах; история вымышленного странствия, стилизованная под описание реального П. и подчинённая дополнительной идейно-художественной задаче: приключенческой, утопической, философской и т.д.

    Ранние П. тесно сосуществуют с легендами и преданиями и питаются ими. Описание П. времён античности, средневековья, Возрождения имеют как научно-познавательную, так и художественную ценность. Примеры: историко-географические сочинения Геродота, монументальная «География» Страбона, «Германия» Тацита; в средние века — повествования путешественников-купцов («Книга» Марко Поло, «Хождение за три моря» А. Никитина), отчёты о миссиях на Восток да Плано Карпини, 13 в., Виллема Рубрука, 13 в., описания паломников («Хождение Даниила русския земли игумена», 1106—08); в эпоху Великих географических открытий 15—16 вв. — множество путевых описаний: сочинения Б. де Лас Касаса, бортовой журнал Х. Колумба и письма Америго Веспуччи, дневник А. Пигафетты, спутника Магеллана; аналогичные сочинения в странах Древнего и средневекового Востока (соч. Чжан Цяня, 2 в. до н. э., Сулеймана из Басры, 9 в., соч. Ибн Маджида — лоцмана Васко да Гамы, 16 в.). В середине 16 в. записки путешественников начинают систематически публиковать венецианский издатель Рамузио (с 1550) и англичанин Р. Хэклейт (с 1582).

    В 17—18 вв. литературу о П. продолжили документы, записки, описания морских и сухопутных П., экспедиций (Р. Ла Саля, Дж. Кука, Л. А. де Бугенвиля, Ж. Ф. Лаперуза, В. И. Беринга и др.), пиратских плаваний и авантюр (записи голландца Эксквемелина, английского пирата У. Дампира). В 19 в. созданы как протокольно-документальные записки о реальных П. («Путешествие на корабле “Бигл”» Ч. Дарвина, сочинения Ф. Нансена, Н. Н. Миклухо-Маклая и др.), так и писательские «путевые очерки», где основные задачи повествования — изложение впечатлений и соображений автора. Сильное и длительное влияние на становление «путевых очерков» оказали «Сентиментальное путешествие...», 1768, Л. Стерна, «Итальянское путешествие», 1816—29, И. В. Гёте, а в России — «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Разработали жанр «путевых очерков» романтики Ф. Р. Шатобриан («Американское путешествие», 1791, изд. 1827), А. Ламартин, Г. Гейне, Т. Готье, П. Мериме. В 19 и особенно в 20 вв. этот жанр обрёл разнообразные формы (например: «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Письма об Испании» В. П. Боткина, «Фрегат “Паллада”» И. А. Гончарова, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Простаки за границей» М. Твена, «Ирландский дневник» Г. Белля, «Ледовая книга» Ю. Смуула, «Ветка сакуры» В. Овчинникова); «путевой очерк» становится одним из ведущих жанров публицистики (См. Публицистика). В 20 в. особый читательский интерес вызывают многочисленные документальные П. как научно-популярный жанр: «Аку-Аку» и «Путешествие на “Кон-Тики”» Т. Хейердала, «За бортом по своей воле» А. Бомбара, «Вокруг света за китами» Б. А. Зенковича, «Себя преодолеть» Ф. Чичестера.

    Народный эпос и художественная литература издавна питались отголосками «географических» описаний и рассказов, в том числе и легендарных, и фиктивных (Гомер, Вергилий, исландские и ирландские саги, популярные в средние века «Плавание святого Бриндана», или «Путешествие» Дж. Мандевиля, рыцарские романы, «Тысяча и одна ночь»). Популярность реальных П. 15—18 вв. расширила обращение художественной литературы к их содержанию и композиционным приёмам. Плавание Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л. Камоэнса «Лузиады». Путешествия и открытия служат сюжетной основой произведений Ф. Рабле и У. Шекспира. Философский и социально-утопический роман 16—17 вв. строится в виде путевых заметок, воспоминаний об удивительных странах (Т. Мор, Ф. Бэкон, С. де Бержерак). В 18 в. сложился просветительский роман-П., вобравший черты авантюрного, философского, психологического, нравоописательного романов и сделавший путевые приключения двигателем сюжета («Робинзон Крузо», 1719, Д. Дефо и «Путешествия...» Дж. Свифта, Т. Смоллетта, Л. Хольберга). В 19 в. художественные П. создали романтики («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Моби Дик» Г. Мелвилла) и неоромантики (Р. Стивенсон, Г. Р. Хаггард и др.). В 20 в. значительны художественные П., построенные на документальной основе (повести С. Цвейга, «Дерсу Узала» В. К. Арсеньева).

    Наиболее широкое применение формы и приёмы художественных П. нашли в научной фантастике (См. Научная фантастика) и приключенческой литературе (См. Приключенческая литература).

    Лит.: Хенниг Р., Неведомые земли, пер. с нем., т. 1—4, М., 1961—1963; Путешествия и географические открытия в XV—XIX вв., М. — Л., 1965; Роболи Т., Литература путешествий, в книге: Русская проза, Л., 1926; Котрелев Н. В., Восток в записках европейского путешественника, в книга: Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада, М., 1974; Atkinson G., Les relations des voyages du 18 siècle et révolution des idées, P., 1924; Rehm W., Der Reiseroman, B., 1928; Gove R. B., The imaginary voyage in prose fiction, L., 1961.

    В. С. Муравьев (лит. П.).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. путеше́ствие;
    2. путеше́ствия;
    3. путеше́ствия;
    4. путеше́ствий;
    5. путеше́ствию;
    6. путеше́ствиям;
    7. путеше́ствие;
    8. путеше́ствия;
    9. путеше́ствием;
    10. путеше́ствиями;
    11. путеше́ствии;
    12. путеше́ствиях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПУТЕШЕСТВИЕ, -я, ср. Поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Кругосветное п. П. по родной стране. Жанр путешествий (повествовательная литература о путешествиях, странствованиях).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    Поездка или передвижение пешком куда-л. далеко за пределы постоянного местожительства с научной, общеобразовательной, спортивной и другими целями.

    Кругосветное путешествие.

    [Варвара Павловна] скромно рассказывала о Париже, о своих путешествиях, о Бадене. Тургенев, Дворянское гнездо.

    Это путешествие по тайге, заваленной буреломом, с тяжелыми котомками за плечами было чрезвычайно утомительным. Арсеньев, Сквозь тайгу.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ПУТЕШЕ́СТВИЕ, путешествия, ср.

    1. Поездка (реже - передвижение пешком), обычно куда-нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания. Путешествие на Памир. Отправляться в путешествие для научных наблюдений. «Занялся материальной стороной приготовлений к путешествию.» Л.Толстой.

    2. Литературное произведение, посвященное описанию всего виденного и слышанного путешественником в чужом или неизвестном краю (лит.). Он читал только романы и путешествия. Литература путешествий 18 века.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Поездка или передвижение пешком, обычно далеко от своего постоянного местопребывания.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Психологический словарь

    Путешествие - метафора, служащая в антипсихиартии для описания психических нарушений. В соответствии с этими представлениями, больной, в частности шизофреник, находится в путешествии, из которого он должен вернуться самостоятельно. Врач должен о нем заботиться, но не лечить психоактивными средствами. Данная метафора, в которой связывается путешествие и погружение в собственную душу, часто используется и в философской, и художественной литературе (Августин, С. Колридж).

    Литература.

    Barnes M. Meine Reise durch den Wahnsinn. 1971.

  13. Источник: Психологический словарь



  14. Словарь символов

    Героические путешествия символизируют пересечение моря жизни, преодоление его трудностей и достижение совершенства. Они также являются символом трансформации, поисков потерянного рая, инициации. Герой, путешествуя, сталкивается с испытаниями и опасностями в поисках совершенства и реализации, проверяет и тренирует характер, переходит от тьмы к свету, от смерти к бессмертию, находя духовный центр. Это путешествия Геракла, аргонавтов, Одиссея, Тезея, Рыцарей Круглого Стола и т. д. Символизм путешествия связан также с символикой перекрестков и выбора правой или левой дороги.

  15. Источник: Словарь символов



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. journey, travel, tour;
    voyage, cruise (по морю);
    tripс. journey;
    (по морю) voyage;
    (экскурсия, поездка) trip;
    кругосветное ~ world tour.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Англо-русский словарь технических терминов

    tour

  19. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Reise f

    кругосветное путешествие — Weltreise f

    совершить путешествие — eine Reise machen

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    путешествие с Reise f c кругосветное путешествие Weltreise f c совершить путешествие eine Reise machen

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    voyage m

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    viaje m

    кругосве́тное путеше́ствие — vuelta al mundo

    беспла́тное путеше́ствие — viaje gratis

    бюро́ путеше́ствиий — agencia de viajes

    сва́дебное путеше́ствие — viaje de novios, luna de miel

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    (lungo) viaggio m

    кругосветное путешествие — giro del mondo

    отправиться в путешествие — intraprendere, un (lungo) viaggio

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Литературная энциклопедия

    Путешествие

    ПУТЕШЕСТВИЕ — наравне с хроникой (см.) — одна из форм изложения научной литературы (гл. обр. до сер. XIX в.), именно форма изложения географич. и этнографич. сведений. В этом понимании П. выходит за пределы изучения художественной литературы и привлекается к историко-литературному анализу лишь в той мере, в какой в известные эпохи (эпохи синкретизма прозаических жанров) оно является показательным для характеристики литературных стилей. Так, в этом плане подлежат изучению П. античных писателей или «паломничества» раннего средневековья. Однако П. как форма изложения оказывает огромное влияние на развитие художественной литературы, выступая в качестве одного из наиболее распространенных способов композиции в повествовательных и описательных жанрах.

    Уже в античной литературе засвидетельствованы две типичных формы художественного путешествия. Путешествие в качестве основного сюжетного стержня авантюрной эпопеи («Одиссея») и романа как авантюрного (поздне-греческие романы), так и нравоописательного, сатирического («Сатирикон» Петрония) стремится создать фикцию реальности изображаемого. Наряду с этим П. пародийное (Лукиан) построено именно на убеждении читателя в нереальности сообщения.

    Как сюжетный стержень П. проходит во всех видах авантюрной эпопеи и романа — от пилигримских саг средневековья (путешествие Брандана) через куртуазный роман (поиски св. Грааля) и роман галантно-рыцарский (путешествие Амадиса и других странствующих рыцарей, пародически — путешествие Дон-Кихота), через плутовской роман («скитания» Лазарильо, Жиль-Блаза и др.) и робинзонаду (путешествие Робинзона Крузо), через роман бытовой нравоописательный (П. как основной сюжетный стержень романов Филдинга, Смоллета, Диккенса, Теккерея, Гоголя) и приключенческий (П. в романах Марриэта, пародически — путешествия Мюнхгаузена) вплоть до романа научно-популярного (П. в романах Жюль Верна) и экзотического (П. в романах Стивенсона, Дж. Лондона, Конрада и др.). Разумеется, вместе с изменениями творческого метода, жанра и стиля меняются и все моменты изображения П. Меняется мотивация П. — паломничество, торговая поездка, поход дополняются П. исследовательским, образовательным, в поисках работы. Меняется с уточнением географических сведений маршрут П. — необычайные приключения переносятся из «Липкого моря» и «Вертящихся островов» средневековья на «белые пятна» карт Америки, Африки, Азии. Меняется характер изображения — в центре интереса стоит то необычайность, экзотика приключения (П. в романе авантюрном, приключенческом, экзотическом) то, напротив, обыденное, типическое среды (П. в романе нравоописательном и сатирическом). Разумеется, что в последнем случае мотив П. приобретает характер чисто внешнего скрепления, поскольку он дает автору возможность переносить действие из одной среды в другую; самое же П. не привлекает внимания ни автора ни читателя.

    Следует отметить, что свойственный творческому методу сентиментализма и романтизма, а отчасти и реализма (психологический роман) перенос внимания с внешней среды на переживания героя создает в XVIII—XX веках виды литературного П., не свойственные более ранним эпохам: сентиментальное П. (путешествия Стерна, Карамзина), перерастающее иногда в публицистическую форму («Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева), и лирическое П. (путешествие Чайльд-Гарольда Байрона).

    Близко к этим жанрам примыкает и путешествие как форма «воспитательного романа» («Вильгельм Мейстер» Гёте, «Гейнрих фон Офтердинген» Новалиса). Во всех этих видах романа впечатления путешествия интересуют автора не сами по себе, но лишь теми переживаниями, к-рые они пробуждают «в душе героя».

    Другая линия литературного использования путешествия — «вымышленное П.» (voyage imaginaire) — создает одну из распространеннейших форм романа утопического и сатирического, начиная от Сирано де Бержерака и Вольтера и кончая — в современной литературе — Г. Уэлльсом. И здесь общей является лишь внешняя схема П., конкретное же ее содержание бесконечно изменяется.

    Наряду с повествовательными жанрами путешествие широко используется в описательных жанрах — от излюбленных «прогулок» ложноклассической и сентиментальной поэзии (Брокес, Делиль, кладбищенская поэзия) до П. как скрепляющего стержня очерковой литературы («Путешествие в Эрзерум» Пушкина, «Фрегат Паллада» Гончарова). См. Описательная поэзия, Очерк, Роман.

  31. Источник: Литературная энциклопедия



  32. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    旅行

  33. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  34. Энциклопедический словарь

    ПУТЕШЕ́СТВИЕ -я; ср.

    1. Поездка или передвижение пешком куда-л. далеко за пределы постоянного местожительства с научной, общеобразовательной, спортивной и другими целями. Свадебное п. Кругосветное п. Морское п. П. на байдарках, на лошадях. П. в Крым, во Францию. П. на Урал, на Дальний Восток. П. вокруг света. П. по Европе, по Сибири. Совершить, предпринять, отложить п.

    2. Жанр художественной или научной литературы, содержащей географические и этнографические сведения, описания путевых впечатлений и размышлений автора; произведение такого жанра. "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева. "Сентиментальное путешествие" Л.Стерна.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    . В Библии упоминается о разных путешествиях, но редко о морских плаваниях (Пс.106:23, Пс.103:26 ). Сухопутные путешествия на Востоке гораздо затруднительнее, чем у нас, частью в следствие недостатка там необходимой защиты от нападений хищников и разбойников, частью от недостатка хороших дорог, гостиниц и постоялых дворов. Доселе путешественники по необходимости тянутся по дорогам большими и вооруженными караванами. Во время путешествия по пустыням пользовались проводником, знакомым со страною (Чис.10:31 ). Жители Востока мало заботились об улучшении дорог; только пред въездом царей, в знак особой почести, дороги выравнивались и исправлялись. "Глас вопиющего в пустыне, говорит пр. Исаия: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи, стези Богу нашему" (Ис.40:3 ). Об ужасах во время странствования по пустыням, в свящ. Писании содержится достаточно указаний, как например Втор.2:7, Втор.8:15, Пс.106:4. Евреи в своей земле по населенным местам путешествовали пешком, а иногда пользовались ездою верхом на ослах и верблюдах. Дорожный экипаж (колесница) упоминается в кн. Деяний Апостольских (Деян.8:28 ), по случаю возвращения одного вельможи Ефиопского в свою землю, приезжавшего в Иерусалим на поклонение. Путешествия Иудеев в Иерусалим из дальних мест на праздники происходили большими караванами (Мар.10:27,31,46, Лук.2:42,46). По причине господствовавшей вражды между Иудеями и Самарянами, Галилеяне должны были ходить в Иерусалим через Перею; но этот путь дальше, а потому иные рисковали ходить прямым путем через Самарию, но за то подвергались неприятностям и переносили различные оскорбления (Лук.17:11, Иоан.4:4 ).

  37. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  38. Сводная энциклопедия афоризмов

    Путешествие

    см. Туризм

  39. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  40. Русско-английский политехнический словарь

    tour

  41. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  42. Тезаурус русской деловой лексики

  43. Источник: