Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Наиболее значительное ответвление культа бога Вишну в вишнуитской мифологии и религиозной системе индуизма; кришнаитство.

  1. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  2. Энциклопедический словарь

    КРИШНАИ́ЗМ -а; м. Поклонение индуистскому богу Кришне.

    * * *

    КРИШНАИЗМ

    КРИШНАИ́ЗМ, ветвь вишнуизма(см. ВИШНУИЗМ), которая, не порывая с ним связи, приобрела самостоятельное религиозное значение. В основе кришнаизма — культ Кришны.

    Формирование

    Образ Кришны, который является аватарой(см. АВАТАРА) Вишну(см. ВИШНУ), имеет древние истоки и складывался в течение длительного времени. Имя Кришна («Черный») встречается в «Ригведе»(см. РИГВЕДА) и в «Чхандогья упанишаде», но образ Кришны, ставшего богом, впервые встречается в «Махабхарате»(см. МАХАБХАРАТА). Кришна здесь — царь пастушеского племени ядавов, сын Дэваки и Васудэвы(см. ВАСУДЕВА), друг и наставник Пандавов. Вместе с тем он вполне определенно называется воплощением Вишну, а в «Бхагавадгите»(см. БХАГАВАДГИТА) выступает как высший бог, олицетворение Атмана(см. АТМАН). В этом тексте содержится вложенная в уста Кришны первая развернутая проповедь бхакти(см. БХАКТИ), безраздельной любви к личному богу, то есть к самому Кришне.

    Рождение Кришны от царя кшатрийского клана вришниев Васудэвы — относительно поздний момент развития его мифологии, на более раннем этапе Васудэва отождествлялся с Кришной, а еще ранее почитался как верховный бог вришниев и в этом качестве именовался Бхагаватом(см. БХАГАВАТ) и Нараяной(см. НАРАЯНА). Его культ вырос из культа пяти братьев-героев, одним из которых был Васудэва. Среди братьев примечательна фигура Баладэвы (Баларамы(см. БАЛАРАМА)), ставшего впоследствии братом Кришны. Он был воплощением древнего божества плодородия со змеиной сущностью — Санкаршаны. Другая линия развития кришнаизма, также восходящая к весьма архаическим культам, связана с самим Кришной. Его чернота (точнее, темно-синяя или темно-зеленая окраска тела) указывает на аборигенные истоки культа и, возможно, на демоническую природу бога, которая в развитом кришнаизме преодолевается, но все же порой проступает в деталях (например, в родстве Кришны с асурой(см. АСУРЫ) Кансой). В древности Кришна почитался среди пастушеских племен как якша (полудемоническое существо), дух гор, камней, растений. Довольно отчетливы и календарные ассоциации его образа, выявляемые в его связи с «темным» сезоном дождей. Наконец, исключительно важны в кришнаизме темы бога-младенца и бога-юноши, восходящие к древним неарийским, в частности, дравидским культам. Эти темы, однако, формируются в кришнаитском мифе довольно поздно, в вишнуитских пуранах(см. ПУРАНЫ), созданных после «Махабхараты».

    Мифология

    Различные эпизоды жизни Кришны, имея разное происхождение, в конце концов собираются вместе, образуя его жизнеописание, имеющее значение кришнаитского мифологического канона. В полном виде оно содержится в 10-й главе «Бхагаватапураны» (9—10 вв. н. э.), которая, наряду с «Бхагавадгитой», считается основным священным текстом кришнаизма.

    История Кришны начинается с того, что царю племени ядавов Кансе в Матхуре была предсказана гибель от восьмого сына его двоюродной сестры Дэваки. Он убивает шестерых ее детей, но следующих, Балараму и Кришну, удается спасти. Васудэва, отец Кришны, тайком переправляет их в Гокуль, пастушеское селение в Брадже, где они становятся приемными детьми местного царя Нанды и его жены Яшоды. С младенческих лет Кришна проявляет чудесную силу и постоянно спасает пастухов от различных бед, в том числе от демонов. Повседневная жизнь Кришны наполнена шалостями и развлечениями, а когда он повзрослел, любовными забавами с пастушками (гопи). Он играет для них на флейте, танцует, водит хороводы. Одна из пастушек, получившая в процессе развития мифа имя Радха(см. РАДХА), особенно любима им, но женой его становится Рукмини(см. РУКМИНИ), дочь царя Видарбхи. Происходит это уже после того, как Кришна побеждает Кансу и садится на трон в Матхуре. В дальнейшем он обосновывается в Двараке(см. ДВАРАКА), новой столице племени ядавов, и принимает участие в событиях, описанных в «Махабхарате». После победы Пандавов в царстве ядавов начинаются распри, и оно погибает. Самого Кришну случайно убивает охотник, приняв его за оленя.

    Культ

    Мифы, связанные с детством и юношеством Кришны, исключительно популярны в Индии. Они наилучшим образом соотносятся с течением бхакти и представляют адептам(см. АДЕПТ) хорошую возможность проявления любви к богу. Идентифицируя себя с другими героями мифа, они любят Кришну как шаловливого мальчишку, сына, брата, друга и, наконец, любовника. Взаимотношения Кришны и Радхи составляют одну из самых распространенных тем поэзии, музыки, живописи, скульптуры. На основе эпизода игр Кришны с пастушками развивается Кришналила (или раслила), мистериальная народная драма Северной Индии. Любовная тема кришнаитского мифа находит и религиозно-философское толкование: тяга пастушек к Кришне символизирует влечение индивидуальной души к богу.

    Поскольку проповедь любви к Кришне, содержащаяся в «Бхагавадгите», носила умозрительный характер и была адресована ограниченному кругу адептов, статус массового религиозного течения кришнаизм обрел лишь когда идея бхакти воплотилась в популярные культовые формы — гимны, песни, танцы. В немалой степени этому способствовало творчество религиозных поэтов, таких, как тамильские альвары, Джаядэва, Мира Баи, Сурдас(см. СУРДАС), Чондидаш и др. Их стихи и песни до сих пор используются во время храмовых служб и праздников. В средние века возникают многочисленные вишнуитские и кришнаитские общины, во главе которых стояли выдающиеся проповедники: Валлабхачарья (1478—1530), основатель общины «пушти-марг», Чайтанья (1486—1533), с которым связано возникновение течения «Гаудия вишнуизм» и др. Чайтанья проповедовал экстатический характер почитания Кришны и единственным ритуалом считал санкиртон — массовые песнопения и танцевальные процессии. Деятельность Валлабхачарьи и Чайтаньи привели к бурному расцвету кришнаитского бхакти, к религиозному возрождению Браджа, Матхуры(см. МАТХУРА), Вриндавана — региона, где прошли детство и юность Кришны. Чайтанья — одна из главных культовых фигур современных кришнаитов, объединенных в «Международное общество сознания Кришны», основная деятельность которого проходит в странах Запада.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Словарь индуизма

    одно из са мых значит, самостоятельных направлений в вишнуизме. В его основе лежит почитание Кришны — аватары Вишну. Оно восходит к древним неарийским культам плодородия и в своих истоках связано с поклонением божествам древних пастушеских племен и культом коровы. Возникновение его часто связывается с кшатрийским кланом вришниев. В процессе ассимиляции местных верований брахманизмом и становления бхагаватизма мифо-ритуальная традиция Кришны совместилась с вишнуитским культовым циклом, а Кришна стал почитаться как одна из самых популярных аватар Вишну. Его переосмысление и мифизация отразились в эпосе и вишнуитских пуранах, особенно в "Бхагавата-пуране". Большинство мифологич. сюжетов, связанных с Кришной, посвящено его детству, прошедшему среди пастухов, его проказам и любовным играм с пастушками-голм. Именно они стали центральными в обрядовой практике кришнаизма. На первый план в культе выдвинулись эротич. эмоции адептов, трактуемые в религиозно-аллегорич. ключе. В основе почитания Кришны лежат сугубо земные чувства — родительской любви к ребенку, нежности женщины к возлюбленному, сыновней почтительности, преданности слуги господину. В кришнаитской культовой практике внешние обряды противопоставляются внутренним, медитативным, к-рые требуют от адепта напряжения всех психич. сил. Большое зачение в кришнаитском культе получила джапа — многократное повторение имени бога как молитвы-заклинания. Имя бога надлежит рецитировать не только во время пуджи, но и в любое другое время дня. Наиболее популярная форма почитания Кришны — распевание бхаджан (прославляющих гимнов) и киртан (распевание имени), причем наиб, действенным считается их групповое исполнение. Группы адептов собираются на основе родственной или кастовой близости и поют киртаны ночи напролет, стараясь вызвать у себя ощущения слияния с божеством. Пуджу обычно проводят перед алтарем с изображением Кришны, при воскурении благовоний. Ее составной частью является совместная трапеза и раздача прасада — освященной пищи. Дни недели, посвященные Кришне, — среда и четверг. Во дворах своих домов кришнаиты обычно сажают священное деревцо туласи. Под ним ставят изображение Кришны, обращают к нему бхаджаны и молитвы и совершают ритуальные возлияния воды. Листья дерева воспринимаются как воплощение пастушки Радхи — возлюбленной Кришны. Значит, внимание кришнаиты уделяют обетам (врата). Самая частая и обязательная форма их — пост, иногда доходящий до полного голодания. Ему придается большое магич. значение. Храмовые кришнаитские ритуалы отличаются большим разнообразием. В общем виде они сводятся к совершению ежедневной пуджи, поддерживанию священного огня, омовению и украшению изображения Кришны, возжиганию светильников и воскурению благовоний, чтению мантр и повторению имен бога. Праздничные торжественные ритуалы проводятся в день рождения Кришны — Кришна Джанмаштами, к-рый отмечается в 8-й день темной половины месяца бхадра (авг.—сент.). Они напоминают театрализованные мистерии (см. КРИШНАЛИЛА). Важная часть храмового кришнаитского ритуала — раскачивание изображений Кришны и Радхи на качелях, а также паломничества, распевание гимнов и т. п. С именем Кришны связаны также игровые мистерии и весенний праздник красок холи. Кришне посвящено множество храмов, где его почитают в виде ребенка-ползунка, юноши-пастушка с флейтой, водящего хороводы с пастушками, и в виде героя, борющегося с демонами. В храмовой скульптуре, живописи, в танцах и пантомиме отразились сюжеты "Махабхараты", "Вишну-пураны" и "Бхагавата-пураны", связанные с Кришной. Гл. центр кришнаизма — город Матхура — легендарная родина пастуха Кришны по "Бхагавата-пуране". В последнее время кришнаизм распространился на западе (см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ).

    М. Альбедиль

  5. Источник: Словарь индуизма