(франц. fidéisme, от лат. fides – вера)
утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение. Ограничивая сферу действия науки, Ф. отрицает мировоззренческое значение научного познания, отводя решающую роль в понимании мира религиозной вере. Ф. присущ многим направлениям идеалистической философии; по характеристике В. И. Ленина, идеализм – это только «... утонченная, рафинированная форма фидеизма...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 380). См. Религия, Теология.
ФИДЕИ́ЗМ [дэ ], -а, муж. Религиозное учение, ставящее веру над разумом.
| прил. фидеистический, -ая, -ое. Фидеистические взгляды.
-а, м.
Религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом, характерное для теистических религий.
[франц. fidéisme от лат. fides — вера]
ФИДЕИ́ЗМ [дэ], фидеизма, мн. нет, муж. (от лат. fides - вера) (филос.). Идеалистическое реакционное философское учение, ставящее веру на место знания. «Энгельс показал Дюрингу, что отрицание объективной реальности времени и пространства теоретически есть философская путаница, практически есть капитуляция или беспомощность перед фидеизмом.» Ленин
("Материализм и эмпириокритицизм").м.
Мировоззрение, основанное на убеждении в превосходстве веры над разумом.
ФИДЕИЗМ (от лат. fides - вера) - религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Характерен для теистических религий.
ФИДЕИЗМ (от латинского fides - вера), религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Характерен для теистических религий (смотри Теизм).
муж.;
филос. fideism
филос.
fideísmo m
м. филос.
fideismo
(фр. fideisme от лат. fides — вера) — теологическая концепция, утверждающая абсолютный примат религиозной веры над разумом: разум не способен доказать истины религии, а поэтому верующие должны опираться только на веру, которая возникает в религиозном опыте. Догматы же, как и любые доктри-нальные установки, являются лишь символическим выражением первичных религиозных переживаний.
Различные конфессии неодинаково толкуют роль веры и разума в процессе богопознания. Поэтому давно возникли различные версии Ф., полемизирующие между собой. В широком смысле Ф. характерен для любого вида теизма, декларирующего приоритет Откровения над человеческим разумом. Ф. в узком (собственном) значении исходит из того, что всеобъемлющая истина, охватывающая и физический, и духовный мир, целиком дана в Откровении, и любые суждения науки и философии должны лишь подтверждать ее. Столь прямолинейное противопоставление веры и знания очевидно противоречило реальной истории христианской культуры и оспаривалось поколениями выдающихся богословов.
Примером может служить католическая «естественная теология», окончательно разработанная Фомой Аквинским (13 в.). Он соглашается с тем, что человеческому разуму недоступно высшее знание — догматы троичности Творца, воскресения Христа и т.д.: оно может основываться лишь на богооткровенных, сверхразумных «истинах веры». Однако, изучая природу как творение Бога, человек способен (по принципу аналогии бытия) получать знание об атрибутах Создателя, напр., о его беспредельном могуществе, высшей мудрости и благости, равно как и сформулировать доказательства его существования. Т.о., отвергая Ф. в его крайней форме, томизм (а сегодня — неотомизм) утверждает служебную роль разума по отношению к религиозной вере, основанной на Откровении.
Протестантизм (17 в.) покончил с двусмысленностью «естественной теологии», жестко разграничив роль разума в познании Бога, с одной стороны, и мира земного — с др. Разум, подчеркивает М. Лютер, — эффективный и достаточный инструмент решения практических проблем физического существования и организации жизни общества. Однако он в принципе неспособен проникнуть в тайну божественной милости, которая может быть познана лишь верой; религия человеческого разума заведомо порочна и неизбежно ведет к идолопоклонству. Лишь вера рождает «просвещенный разум» — способность человека упорядоченно рассуждать над материалом, который дан в Писании. Тем самым классический протестантизм реанимировал Ф. в его наиболее решительном виде. Что же касается православия, то в нем изначально главными средствами богопознания («единения с Богом») признавались молитвенное созерцание, аскетический подвиг, мистическое озарение. В сер. 14 в. официальным учением православной церкви была признана мистическая концепция Григория Паламы, отвергающая теологический рационализм.
В Новейшее время судьбы Ф. были достаточно противоречивы. Так, I Ватиканским собором (1869— 1870) за недооценку человеческого разума был осужден католический традиционализм, хотя он развивался в русле ортодоксального католицизма. Если к кон. 19 в. в протестантизме доминировала либеральная теология, апеллирующая к авторитету разума и науки, то спустя полвека диалектическая теология, или неоортодоксия настаивает на возвращении к ортодоксальному протестантизму. Активное участие в этих дискуссиях принимают и авторы новейших протестантских версий (теология процесса, теология родительного падежа и т.д.). Православное богословие сохраняет свой традиционный консерватизм. Наиболее компетентно и бескомпромиссно позиция православного Ф. была выражена П.А. Флоренским. Его взгляды, однако, энергично оспаривались многими выдающимися православными мыслителями (напр., Н.А. Бердяевым).
Противоречивая обстановка сохраняется и сегодня. Растет авторитет научного знания, а следовательно, и влияние модернистских тенденций, отвергающих крайний Ф. Одновременно углубляется критика сциентизма, активизируются различные мистические и иррационалистические доктрины, повсеместно возникают фундаменталистские группы, культивирующие слепую фанатичную веру (см. НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ ). Вместе с тем все громче раздаются призывы к модернизации православной догматики и богослужебной практики. В целом, однако, Ф. ныне фигурирует скорее как уничижительный термин для обозначения субъективизма, недооценивающего роль разума в теологии.
ФИДЕИ́ЗМ -а; м. [франц. fidéisme от лат. fides - вера] Религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом.
◁ Фидеисти́ческий (см.).
* * *
фидеи́зм(от лат. fides — вера), религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Характерен для теистических религий.
* * *
ФИДЕИЗМФИДЕИ́ЗМ (от лат. fides — вера), религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Характерен для теистических религий.
(от лат.fides — вера) — мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом и основывающееся на убеждении в истинах откровения; фактически сводится к отказу от пользования разумом.
(от лат. fides - вера) - англ. fideism; нем. Fideismus. Утверждение приоритета веры над разумом, "божественного откровения" над рациональными способами освоения действительности.
(от лат. fides -вера) - англ. fideism; нем. Fideismus. Утверждение приоритета веры над разумом, "божественного откровения" над рациональными способами освоения действительности.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.