Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Guarneri) — фамилия знаменитых изготовителей смычковых инструментов. Старейший из них, Андрей, был учеником известного мастера Амати, жил в XVII в. в Кремоне. Наибольшую славу приобрел Иосиф Г., племянник Андрея. Инструменты Иосифа Г. ценятся весьма высоко и уступают разве только инструментам Страдивариуса.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Guarneri)

    семья итальянских скрипичных мастеров. Андреа Г. (1622 или 1626, Кремона, — 7.12.1698, там же), старейший представитель этой семьи.Учился у Н. Амати. Первые инструменты выполнены в стиле Амати, в дальнейшем Г. изменил модель (эфы имеют неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие и др.). Инструменты работы Андреа Г. отличаются нежным, не очень сильным звуком. Пьетро Г. (18.2.1655, Кремона, — 26.3.1720, Мантуя), старший сын Андреа Г. Работал в Кремоне, затем в Мантуе. Изготовлял инструменты по собственной модели (широкая «грудь», выпуклые своды, эфы округлённой формы, довольно широкий завиток). Звук инструментов красив по тембру, но лишён блеска. Джузеппе Г. (21.8.1698, Кремона, — 17.10.1744, там же), внук Андреа Г., прозванный дель Джезу. Наряду с А. Страдивари Г. дель Джезу — крупнейший итальянский скрипичный мастер. Создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются силой и полнотой тона, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Г. дель Джезу, был Н. Паганини.

    Крупными мастерами были также сын и внук Андреа Г. — Джузеппе Г. (25.11.1666, Кремона, — 1739, там же) и Пьетро Г. (14.4.1695, Кремона, — 7.4.1762, Венеция).

    Лит.: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, 2 изд., М., 1964: Jalovec К., Italienische Geigenbauer, [Prag, 1957].

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    нескл. ср.

    Название скрипки, отличающейся совершенством формы и красотой звука (по имени Джузеппе Гварнери - знаменитого итальянского мастера конца XVII - начала XVIII в., на скрипках которого играли Н. Паганини и Ф. Крейслер).

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ГВАРНЕРИ (Guarneri), семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626 - 98), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Наиболее высоко ценятся скрипки и альты его внука Джузеппе, прозванного Гварнери дель Джезу (1698 - 1744).

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Энциклопедия Кольера

    (Guarnieri, Guarneri или Guarnerius), знаменитая семья итальянских мастеров смычковых инструментов 17-18 вв. Старейшим из мастеров был Андреа Гварнери (р. ок. 1626 - ум. 7 декабря 1698), который, как и А.Страдивари, учился своему ремеслу в мастерской Н.Амати. Старший сын Андреа - Пьетро Джованни (родился в Кремоне 18 февраля 1655, умер в Мантуе 26 марта 1720) - известен как Пьетро из Мантуи. Некоторые инструменты сделаны им по собственной оригинальной модели. Младший брат Пьетро - Джузеппе Джованни (р. 25 ноября 1666 - ум. ок. 1740) известен как Джузеппе, сын Андреа, в его поздних работах чувствуется влияние его сына Джузеппе, прозванного Джузеппе дель Джезу (родился в Кремоне 21 августа 1698, умер в Кремоне 17 октября 1744), самого знаменитого члена семьи. Лучшие скрипки, изготовленные Джузеппе дель Джезу, не уступают лучшим инструментам Страдивари и даже превосходят их. Не столь блестящие по звучанию, как скрипки Страдивари, эти инструменты обладают поразительной теплотой и звучностью тона. Прославленный скрипач Н. Паганини играл на одном из инструментов Джузеппе дель Джезу. Последним из мастеров семьи Гварнери был Пьетро Гварнери, известный как Пьетро из Венеции (р. 14 апреля 1695 - ум. 7 апреля 1762), сын Джузеппе, сына Андреа и племянник Пьетро из Мантуи.

    ЛИТЕРАТУРА

    Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления скрипичных инструментов. М., 1964

  11. Источник: Энциклопедия Кольера



  12. Энциклопедический словарь

    Гварне́ри

    (Guarneri), семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник — Андреа (1626—1698). Его сыновья: Пьетро (1655—1720) и Джузеппе (1666—1739). Сыновья последнего: Пьетро 2-й (1695—1762) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698—1744), на инструментах которого играли Н. Паганини, А. Вьётан, Э. Изаи, Ф. Крейслер.

    * * *

    ГВАРНЕРИ

    ГВАРНЕ́РИ (Guarneri), семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник — Андреа (1626—98). Его сыновья: Пьетро (1655—1720) и Джузеппе (1666—1739). Сыновья последнего: Пьетро 2-й (1695—1762) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698—1744), на инструментах которого играли Н. Паганини, Ф. Крейслер и др.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Музыкальная энциклопедия

    (Guarneri) - семья итал. мастеров смычковых инструментов. Андрреа Г. (1626, Кремона - 7 XII 1698, там же) - родоначальник семьи. Учился у Н. Амати. Вначале следовал стилю инструментов Амати, затем изменил модель. Эфы инструментов Андреа Г. не очень правильных очертаний, располагаются прямее, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Размер скрипок средний, виолончели часто очень велики (их деки нередко состоят из 4 кусков). Работа грубоватая, но артистичная, модель ассиметричная, лак напоминает лак Амати, но положен толстым слоем и имеет красноватый оттенок. Звук инструментов нежный, не очень сильный. Pьетрo G. (18 II 1655, Кремона - 27 III 1720, Мантуя). Старший сын Андреа Г. Возможно также учился у Н. Амати. Работал в Кремоне, затем в Мантуе. Изготавливал инструменты по собств. оригинальной модели - широкая "грудь", выпуклые своды, эфы округлённой формы, поставлены почти прямо, завиток довольно широк, лак оранжево-красного цвета, высокого качества. Звук инструментов красив по тембру, но лишён блеска. Джузеппе Г. (22 XI 1666, Кремона - ок. 1739, там же). Второй сын Андреа Г. Вначале свободно комбинировал форму моделей отца и Н. Амати, в дальнейшем подражал работам своего сына Джузеппе Г. дель Джезу. Звук инструментов Джузеппе Г. напоминает звучание инструментов работы Г. дель Джезу. Пользовался жёлтым лаком с коричневым оттенком, иногда рубиново-красным. Pьетро Г. 2-й (14 IV 1695, Кремона - 7 IV 1762, Венеция). Старший сын Джузеппе Г. Вначале работал в Кремоне, затем в Венеции. По стилю работы примыкает к отцу. Джузеппе (Иосиф) Г. (21 VIII 1698, Кремона - 17 X 1744, там же). Младший сын Джузеппе Г. Прозван Г. дель Джезу. Наряду с А. Страдивари один из выдающихся мастеров смычковых инструментов. Нек-рые исследователи считают его учеником Джизальберти, примыкавшего к брешианской школе. В творчестве Г. дель Джезу - три периода. Работы, выполненные до 1730, носят экспериментальный характер. Для инструментов 1730-42 характерна тщательная отделка. В 1742-44 инструменты изготовлены более небрежно, но своеобразный тип их звучания выявлен очень ярко. Сохранилось всего 50 скрипок и 10 альтов работы Г. дель Джезу. Инструменты работы Г. дель Джезу получили популярность лишь в 19 в. На изготовленных им скрипках играли Н. Паганини, А. Вьётан, Э. К. Сивори, Э. Изаи, Ф. Крейслер. Предпочитаются они и большинством совр. скрипачей.

    Литература: Витачек Е. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Письма зарубежных музыкантов. Из архивов, М.-Л., 1967, с. 92-95, 276-78, 282; Jаlоvес К., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957.Б. В. Доброхотов.

  15. Источник: Музыкальная энциклопедия