Большая Советская энциклопедия

    еретическое движение на Балканах. Возникло в начале 10 в., по-видимому, на территории Македонии под влиянием павликианства (см. Павликиане).Названо, по мнению большинства историков, по имени попа Богомила — предполагаемого основателя Б. Социальная программа Б.: осуждение богатства, отрицание феодальной эксплуатации и государственной власти. Б. отвергало господствующую восточно-христианскую церковь, иерархию, храмы, таинства и обряды, совершаемые священниками (заменив их более простыми молитвами, совместными ритуальными трапезами). Б. не признавало Ветхий завет, поклонение кресту, святым, мощам. В основе религиозно-философского учения Б. лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нём доброго и злого начал. Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданными дьяволом, небесный мир и душу человека — проявлением доброго начала. В богомильских общинах различались «совершенные», которые вели аскетический образ жизни, отрицали брак, и рядовые члены. Возглавляли богомильские общины «дедцы» — епископы. Упрочившись в Болгарии в 10 в., Б. распространяется в 11—12 вв. в Византии, в 12—13 вв. в Сербии и Боснии (в Боснии оно стало господствующей формой идеологии, превратившись в своеобразную церковь). Под влиянием Б. создались западноевропейские ереси (патарены, Катары, Альбигойцы). Церковь и феодальное государство боролись против Б. Известна обширная литература, критикующая Б. (пресвитера Козьмы, Евфимия Зигавена). Византийский император Алексей I Комнин насильственно обращал богомилов в «правую веру», их вождя Василия сжёг на костре. Его политику продолжал Мануил I, в Сербии — Стефан Неманя, в Болгарии — Борил (осуждение Б. последовательно проведено в Синодике Борила 1211). В период зависимости Болгарии от Византии (11—12 вв.) богомилы участвовали в восстаниях болгарского народа против византийского ига (1040, 1072), поддерживали борьбу болгарского государства против Византии в правление царя Калояна (1197—1207). Постепенно социальные тенденции в Б. ослабевали, и к 14 в. оно превратилось в религиозную секту, распространённую главным образом среди духовенства и городского населения. Богомилы сохранялись до 17 в. Уцелела обширная апокрифическая литература, созданная богомилами.

    Лит.: Ангелов Д., Богомилството в България, 2 изд., С., 1961; Obolensky D., The Bogomils. A study in Balkan neomanichaeism, Camb., 1948; Примов Б., Богомилският дуализъм, произход, същност и общественно-политическо значение, «Известия на Института за история», 1960, №8; Ангелов Д., Примов Б., Батаклиев Г., Богомилството в България, Византия и Западна Европа в извори, С., 1967; Šidak J., О nekim posljednjim prilozima В. Primova Problemu Bogumilstva, «Slovo», 1964, № 14.

    С. А. Никитин.

    Богомильское движение в Болгарии в 11—15 вв.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. богоми́льство;
    2. богоми́льства;
    3. богоми́льства;
    4. богоми́льств;
    5. богоми́льству;
    6. богоми́льствам;
    7. богоми́льство;
    8. богоми́льства;
    9. богоми́льством;
    10. богоми́льствами;
    11. богоми́льстве;
    12. богоми́льствах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Еретическое антифеодальное движение на Балканах в X - XVI вв., превратившееся в дальнейшем в секту, которая отвергала христианскую церковь с её таинствами, проповедовала дуализм, аскетизм и имущественное равенство.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    БОГОМИЛЬСТВО - еретическое движение на Балканах в 10-14 вв. (затем, до 17 в., секта). Религиозно-философское учение богомилов близко к павликианам и оказало влияние на катаров, альбигойцев.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Философская энциклопедия

    БОГОМИЛЬСТВО

    антифеодальное крест. движение, принявшее религ. форму ереси. Основателем Б. историч. традиция считает попа Богомила. Возникнув в 1-й пол. 10 в. в Болгарии, Б. получило широкое распространение и в сербско-хорватских землях. Богомилы призывали к отказу от несения феод. повинностей, к неповиновению гос. властям, осуждали церковь, выступали против христ. обрядности, активно участвовали в нар. восстаниях. Б. выражало протест против офиц. церк. учения о совершенстве мира, сотворенного богом. Богомилы учили, что мир, богатство, церковь, Ветхий завет и т.п. созданы отпавшим от бога его старшим сыном Сатанаилом, т. е. злым началом. С пришествием другого сына божьего – Христа – человечеству было дано духовное, благое начало. Отсюда, согласно Б., проистекал дуализм мироздания. Богомилы создали апокрифич. памятники (напр., "О прении господни с диаволом"), известные и на Руси. Общины богомилов распадались на совершенных, верующих и слушателей; первые должны были отказаться от личного имущества и проповедовать богомильское учение; верующие и слушатели, сохранив свою собственность, возделывали общинные земли. Начиная с 10 в. богомилы подвергались суровым репрессиям. В 12 в. Б. распалось на секты, многие из к-рых носили религ.-мистич. характер. Часть богомилов пошла на сотрудничество с господств. классом. Оформлению Б. способствовало влияние павликиан (см. Павликианство), в свою очередь, Б. в 13 в. оказало воздействие на формирование крест. и плебейских ересей Зап. Европы (см. Катары). Осн. источник сведений о Б. – полемич. соч. пресвитера Козьмы "Слово на еретики..." (изд. Попруженко, [б. м.], 1907).

    Лит.: Ангелов Д., Богомильство в Болгарии, пер. с болг., М., 1954; Πримов Б., Отношението на богомилите и на техните западни последователи към труда, частната собственост и държавата, "Исторически преглед". 1956, год 12, No 1; Obolensky D., Bogomils; a study in Balkan neo-Manichaeism, Camb., 1948; Werner E., Neue Lösungsversuche des Bogomilenproblems, "Wiss. Ζ. Karl-Marx-Univ.", Ges. und Sprachwis. Reihe, Lpz., 1954–55, 4 Jahrg., S. 369–73.

    A. Каждан. Москва.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    БОГОМИ́ЛЬСТВО -а; ср. Религиозная ересь, отвергавшая церковные таинства, не признававшая мистического смысла креста, икон и мощей при сохранении молитвы и проповедовавшая дуализм, аскетизм и имущественное равенство. Возникшее на Балканах в 10 в. еретическое движение получило своё название по имени священника Богомила, оказало серьёзное влияние на западноевропейские ереси; превратилось позднее в секту.

    * * *

    богоми́льство

    еретическое движение на Балканах в X—XIV вв. (затем, до XVII в., секта). Религиозно-философское учение богомилов близко к павликианам и оказало влияние на катаров, альбигойцев.

    * * *

    БОГОМИЛЬСТВО

    БОГОМИ́ЛЬСТВО, еретическое движение на Балканах в 10—14 вв. (затем, до 17 в., секта). Религиозно-философское учение богомилов близко к павликианам(см. ПАВЛИКИАНЕ) и оказало влияние на катаров(см. КАТАРЫ), альбигойцев(см. АЛЬБИГОЙЦЫ).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    антифеод. крест. движение 10-14 вв. в Болгарии и Сербии, принявшее форму религ. ереси. Существовало также в нек-рых др. странах Балканского п-ова, но характер Б. там был иным. Названо, по мнению большинства историков (Ф. Рачки, Д. Ангелов, Й. Иванов, Н. С. Державин и др.), по имени попа Богомила - предполагаемого основателя Б. Возникло, по-видимому, на терр. Македонии в условиях развития феод. отношений. Впервые упоминается в источниках 1-й пол. 10 в. (письмо константинопольского патриарха Феофилакта (936-956) болг. царю Петру (927-969) и др.). Преследования, к-рым подвергалось Б. со стороны офиц. церкви (церк. соборы против богомилов в 1140, 1143, 1156-57,1211 и др.) и властей (особенно в правление царей Петра и Борила в Болгарии и короля Стефана Немани в Сербии), привели к уничтожению большей части произв. и документов, написанных богомилами. Немногие сохранившиеся богомильские сочинения (т. н. "Тайная книга", "Катарский требник", нек-рые апокрифы; подробнее об этом у Й. Иванова "Богомилски книги и легенди", 1925) посвящены догматической и идеологической стороне Б. Для характеристики антифеодальной направленности социальных воззрений богомилов большое значение имеют произведения противников Б. (основные: "Синодик царя Борила", опубл. М. Г. Попруженко в "Български старини", 1928, кн. 8; "Беседа пресвитера Козьмы", опубл. в работе: Попруженко "Козма пресвитер, болгарский писатель X в." ("Български старини", 1936, кн. 12), трактат Евфимия Зигавена "Narratio de Bogomilis, seu Panopliae dogmaticae titulus XXVII. ed. Geissler, Göt., 1842" ("Против богомилов"; сокр. рус. пер., К., 1902)). По словам пресвитера Козьмы, богомилы "хулят богатых, ругают старейшин, укоряют бояр, считают противниками богу всякого, кто работает на царя, и предписывают всякому рабу не работать на своего господина". Для Б., как и для многих других ср.-век. еретических движений, характерно отрицат. отношение к богатству, осуждение феодальной, в частности церковной, собственности. Проповедники Б. - в большинстве своем выходцы из бедной крест. среды - признавали бедность условием совершенства и призывали последователей не иметь собственности. Идеалом богомилов было социальное и имуществ. равенство, существовавшее, как считали, в раннехрист. общинах. Этот утопич. идеал отвечал революц. стремлениям угнетенного крестьянства и был характерен также для др. плебейско-крест. ересей ср.-век. эпохи. Феод. порядки, тяжелые повинности крестьянства вызывали протест идеологов Б. Нек-рые из них, обличая пороки представителей господств. класса, вместе с тем отрицали насилие и призывали к терпению. Другие с оружием в руках участвовали в крест. восстаниях. Т. н. "совершенные богомилы", число к-рых было невелико, были приверженцами "примиренческой философии". Они были выходцами из низшего духовенства. Богомилы, к-рые боролись с оружием в руках, представляли большинство. Они были гл. обр. зависимыми крестьянами или гор. беднотой.

    Религ. учение Б., по мнению большинства историков, сложилось под воздействием дуалистич. сект павликиан, манихеев и мессалиан. В основе его лежало представление о двойственности мира и человека, в к-рых постоянно борются доброе и злое начала. Отличаясь от христианства космогонич. представлениями и дуализмом, Б. признавало лишь Евангелие и немногие др. новозаветные книги. Оно полностью отрицало обряды и таинства, почитание икон, креста; не признавало офиц. церк. иерархии, поклонения святым и мощам.

    В 11-12 вв. у богомилов существовали свои обряды и церк. орг-ция, наставники, действовавшие в отдельных общинах, составили иерархию, сходную с иерархией господств. церкви. В период зависимости Болгарии от Византии (11-12 вв.) богомилы активно участвовали в восстаниях болг. народа против визант. ига (1040 и 1072), положительно относились к борьбе болг. гос-ва против Византии в правление царя Калояна (1197-1207). Постепенно социальные тенденции в Б. ослабевали, и в 14 в. оно превратилось в религ. секту, распространенную среди духовенства и гор. населения. После завоевания турками Балканского п-ова сведения о Б. прекращаются.

    Большинство из имеющихся работ о Б. принадлежит бурж. историкам, которые рассматривают его гл. обр. как религ. учение, как ересь, принесенную в Болгарию и др. страны Балканского п-ова из М. Азии или др. владений Византии. Такие взгляды характерны, в частности, для работ В. Шаренкова (V. Scharenkoff, A study of mamchaeism m Bulgaria, 1927), E. Аничкова (Манихеjе и богумили, "Гласник српског научног друштва", 1929, No 5), С. Рансимена (S. Runciman, Bogomil and Jeremiah, сб. в памет на проф. П. Ников, 1940; его же, The medieval manichee; a study of the christian dualist heresy, 1947), А. Вайяна (Н. С. Puech et A. Vaillant, Le traité contre les bogomiles du prétre Cosmas, "Travaux pub), par l'Institut d'études slaves", 1946, (т.) 21), Д. Оболенского (D. Obolensky, The bogomils. A study in Balkan neomamchaeism, 1948) и др.

    Марксистская историография рассматривает Б. как широкое движение народных масс, прежде всего закрепощаемого крестьянства, против феод. эксплуатации, господствующей церкви и roc-ва (работа болг. историка Д. Ангелова "Богомильство в Болгарии" (рус. пер., 1954); его же, "Der Bogomilismus auf dem Gebiete des byzantinischen Reiches. Ursprung, Wesen und Geschichte", "Годишник на Соф ун-т", т. 44, 1947-48 (1949), глава "Богомилы и богомильство" в "Истории Болгарии" сов. историка Н. С. Державина (т 2, 1948), главы о богомилах в коллективном труде сов. историков "История Болгарии" (т. 1, 1954) и в вышедшей в 1954 в Софии "История на България" (т. 1), подготовленной болг. историками, статьи болг. историка Б. Примова "Българското народностно име в Западна Европа във връзка с богомилите" ("Известия на института за българска история", 1956, т. 6), "Отношението на богомилите и на техните западни последователи към труда, частната собственост и държавата" ("Исторически преглед", 1956, No 1), "Богомилският дуализъм" ("Известия на института за българска история", 1960, т. 8), работа нем. историка Э. Вернера "Богомилството и ранносредневековните ереси в латинския запад" (опубл. в болг. журнале "Исторически преглед", 1957, No 6) и др.).

    Однако по ряду частных вопросов истории Б. среди историков марксистов существуют различные точки зрения. Не все согласны, что на социально-религ. движения катаров и альбигойцев в Италии и Франции сильно повлияли взгляды богомилов. Отдельные историки считают, что эти движения возникли на местной почве, не испытывая влияния извне. Много споров среди историков (особенно югославских) вызывает вопрос о Б. в Боснии, где оно в 13-15 вв. являлось господствующей религией.

    Источн. (кроме назв. в ст.) Germani patriarchae Constantinopolitani epistola ad Constantinopolitanos contra Bogomilos, ed. G. Ficker, in die Phundagiagiten, Lpz., 1908, Euthymii Zigabem, Kata Bogomilon, в cep.: Pg, t. 130, Р., 1875.

    Лит. (кроме назв. в ст.): Левицкий В., Богомильство - болгарская ересь X-XIV в., "Христианское чтение", 1870, ч. 1, 3, 4, Радченко К. Ф., Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием, К., 1898, Racki F., Borba juznich sloven za dizavnu neodvisnost, Belgrade, 1931; Благоев Н. П., Правни и социални възгледи на богомилите, 2 изд., С., 1919; Sidak J., Pioblem "bosanske crkve" u nasoj historiografii od Petranovica do Glusca, "Rad Jugoslavenske Akademije Znanosti i Umjetnosti", 1937, kn. 259); его же, Crkva bosanska i problem bogomilstva u Bosni, Zagreb, 1940; Соловjев А., Jecy ли богомили поштовали крст?, "Glasnik zemaljskog muzeja u Sarajevu", nova serija, 1948, sv. 3.

    C. A. Никитин. Москва.

    —***—***—***—

    Богомильское движение в Болгарии в XI - XII вв.

    богомильство

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Орфографический словарь-справочник

  15. Источник:



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: