«Воображение»

Воображение в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Воображение»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Современная энциклопедия
  9. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  10. Психологический словарь
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Русско-английский словарь математических терминов
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Медицинская энциклопедия
  19. Философская энциклопедия
  20. Энциклопедический словарь
  21. Начала современного естествознания
  22. Сводная энциклопедия афоризмов
  23. Русско-английский политехнический словарь
  24. Русско-украинский политехнический словарь
  25. Русско-украинский политехнический словарь
  26. Естествознание. Энциклопедический словарь
  27. Энциклопедия социологии
  28. Толковый словарь по социологии
  29. История слов
  30. История слов
  31. Словарь церковнославянского языка
  32. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас появляется воспоминание. То, что появляется в нашем воспоминании, называется образом. Термин образ в психологии употребляется не только для воспоминания зрительных впечатлений, но и для слуховых и др.; можно сказать: образ мелодии, осязательный образ известного осязательного впечатления. Образ есть копия впечатления, более или менее живая. Иногда он отличается крайней слабостью, бледностью в сравнении с действительным впечатлением, а иногда по живости приближается к реальному впечатлению. Способность воспроизведения впечатлений и есть то, что иные называют воображением воспроизводительным, в отличие от В. построительного (см. ниже). По исследованиям английского ученого Гальтона, способность воображения различна, смотря по расе. Возраст и пол также имеют значение: оно больше развито у детей, чем у взрослых, у женщин больше, чем у мужчин. Каждое чувство имеет соответствующие образы; есть, следовательно, зрительные, слуховые, осязательные, двигательные и проч. образы. В наших мыслительных процессах мы можем пользоваться или всеми видами образов, или прибегнуть к одному только виду. Существуют различные типы индивидуумов по отношению к их способности воображения. К индифферентному типу относятся лица, у которых ни один вид образов не развит больше других. Когда они стараются припомнить какое-нибудь лицо, в их уме возникают форма и цвет фигуры также ясно, как и звуки его голоса; воспроизведение зрительных образов у них одинаково с воспроизведением слуховых образов; к зрительному типу относятся лица, которые в своих размышлениях употребляют по преимуществу зрительные образы. У других типов преобладают слуховые и двигательные образы. Один образ вызывается в нашем сознании другим на основании ассоциации. Основных законов ассоциации три. Во-первых, закон ассоциации по смежности, который так формулируется: образы, которые постоянно возникали вместе, связываются так тесно, что, когда впоследствии один из них возникает, то другие также стремятся возникнуть вместе с ним. Во-вторых, ассоциация по сходству: один образ стремится вызвать другой с ним сходный (например, портрет вызывает образ оригинала). В-третьих, ассоциация по контрасту. Один образ стремится вызвать другой противоположный (богатство — бедность).

    В. называется построительным, когда мы не просто воспроизводим образы в таком порядке, как мы их встречали в действительности, а в новой комбинации. Обыкновенно думают, что построительная способность или творчество присущи только художникам, поэтам; в действительности же это не так. Процесс, составляющий сущность воображения, входит в очень многие душевные процессы, а следовательно, присущ всем людям. Процессы построения могут быть подразделены на три главных отдела: во-первых, построение, способствующее познанию окружающих предметов (интеллектуальное воображение); во-вторых, практическое построение или изобретательность; в-третьих, построение, удовлетворяющее известным чувствам — эстетическое или художественное воображение. Процесс построения может быть подразделен на две стадии; первая из этих стадий состоит в воспроизведении образов прошлых впечатлений согласно законам ассоциации; затем образы употребляются в качестве материала для построения. Этот процесс напоминает процесс создания нового строения из старого материала. Старое строение разбивается, все бесполезное отбрасывается, выбирается полезное и подходящее, складывается в систематическом порядке и созидается новое строение. Построительная деятельность воображения ограничена опытом; она может только комбинировать то, что дано опытом; не существует абсолютно нового построения; величайший построительный гений не был бы в состоянии создать совершенно новый цвет. Эстетическое или художественное воображение отличается от других форм воображения только тем, что оно служит удовлетворению какого-нибудь чувства. Если в душе художника рождается известный художественный образ, то он должен соответствовать известному чувству. Если такого соответствия не оказывается, то образ должен быть видоизменяем до тех пор, пока художник не почувствует такого соответствия. Художественное построение сходно с обыкновенным построением в области мысли, с той только разницей, что оно контролируется чувством. Следует делать различие между силой построительного воображения и живостью его. Первая является признаком гения, вторая указывает только на способность построений, не отвечающих действительности, присуща детям и дикарям; смелость их построения зависит от неведения того, что возможно и что невозможно.

    Ср. Селли, "Основные начала психологии", гл. XI; Бэн, "Психология" (СПб., 1887, стр. 184 и сл.); Спенсер, "Основания психологии" (т. IV, стр. 231 и сл.); Вундт, "Физическая психология" (М., 1880, стр. 868-874).

    E. Челпанов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. В. основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для В. отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

    В. является специфически человеческой формой психической деятельности, возникшей на основе практического преобразования действительности. Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и общественных отношений, В. становится одним из основных элементов сознания и деятельности человека. Главная функция В. в человеческом сознании состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально. Другая функция В. связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). В данном случае особенно трудно разграничить деятельность В. и мышления, но в реальном единстве всех психических функций субъекта В. сохраняет свою специфику: предвосхищение того, чего ещё не существует — либо в личном опыте данного человека, либо в действительности вообще. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без В. Поэтому В. является компонентом создания не только образно-насыщенных продуктов деятельности, но и абстрактно-понятийных. В. И. Ленин писал о фантазии: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 125). «Сотрудничество» логики и В. возможно потому, что их противоположность не абсолютна. В мышлении постоянно происходит перекодирование словесно-понятийных и наглядно-образных логических структур, причём последние нередко несут основную эвристическую нагрузку в решении мыслительной задачи. Именно это обстоятельство является одной из пока не преодолённых преград на пути формализации эвристических процессов и передачи их машине.

    Различают воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т.д.). Творческое В. состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса и наиболее выпукло проявляется в художественном творчестве, претворяясь в особую форму познания и одновременно показа, «объективации» жизненной реальности в её сущности. Особый вид творческого В. представляет собой мечта — создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта может играть активизирующую роль в жизни индивидуума и общества, если заключённая в ней идея ведёт к дальнейшим практическим преобразованиям.

    Чрезвычайно широкий диапазон проявлений В., всегда выступающих в единстве с другими сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему характеру и сложности умственные приёмы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде сводится к анализу и синтезу исходного «материала» В. В простых случаях имеет место комбинирование разнородных элементов («агглютинация» — склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого. В сложных случаях творческого В. требуются широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (показ типического через индивидуальное в художественном творчестве, открытие естественнонаучного закона посредством наблюдения конкретных явлений или создания их экспериментальной модели).

    Деятельность В. может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремлённых поисков изобретателя. К непроизвольной деятельности В. относят сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научных задач во сне.

    В. развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития В. является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником В. является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

    Лит.: Ананьев Б. Г., Проблема представления в советской психологической науке, «Философские записки», 1950, т. 5, с. 58—98; Беркинблит М., Петровский А., Фантазия и реальность, М., 1968; Вундт В., Фантазия, как основа искусства, [пер. с нем.], СПБ — М., 1914: Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1968; Рибо [Т.], Опыт исследования творческого воображения, пер. с франц., СПБ, 1901; Розов А. И., Фантазия и творчество, «Вопросы философии», 1966, № 9; Якобсон П. М., Процесс творческой работы изобретателя, М. — Л., 1934; Воirel R., L’invention, P., 1955; Chowdhury К., Vernon P., An experimental study of imagery and its relation to abilities and interests, «The British Journal of Psychology», 1964, v. 55, № 3; McKellar P., Imagination and thinking. A psychological analysis, L., 1.1957]; Osborn A. F., Applied imagination; principles and procedures of creative thinking, N. Y., [1957]; Ryle G., Imagination, в кн.: Essays in phylosophical psychology, ed. D. F. Gustafson, L. — Melb., 1967; Sartre J. P., L’imaginaire, P., 1960.

    Л. Л. Гурова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. воображе́ние;
    2. воображе́ния;
    3. воображе́ния;
    4. воображе́ний;
    5. воображе́нию;
    6. воображе́ниям;
    7. воображе́ние;
    8. воображе́ния;
    9. воображе́нием;
    10. воображе́ниями;
    11. воображе́нии;
    12. воображе́ниях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ВООБРАЖЕ́НИЕ, -я, ср.

    1. Способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление. Богатое в. Творческое в.

    2. Домысел, плод фантазии (разг.). Его доброта это только твое в.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ВООБРАЖЕ́НИЕ, воображения, мн. нет, ср.

    1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего-нибудь, фантазия. Живое и пылкое воображение. Расстроенное воображение.

    || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций виденных ранее или действительных. В композиции картины чувствуется недостаток воображения. У этого писателя большая сила воображения.

    2. Домысел, мнение или предложение, ни на чем не основанное (разг.). Это одно твое воображение: ничего ужасного не случилось.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    Способность воображать I 1., мыслить образами.

    2.

    разг.

    Нечто нереальное, призрачное; плод фантазии, домысел.

    3.

    Представление, понятие о чём-либо.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) - психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Психологический словарь

    Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий -. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс превнесения какого - либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра - дошкольников.

  19. Источник: Психологический словарь



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. imagination;
    fancy живое воображение ≈ lively imagination вызывать в воображении ≈ conjure, ideate в воображении ≈ in imagination, in fancy, in the mind's eye богатое воображение ≈ luxuriant imagination болезненное воображение ≈ morbid imaginationimagination

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Русско-английский словарь математических терминов

    n.imagination

  23. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    воображение с 1. Einbildungskraft f, Phantasie f 2. разг. (ошибочное предположение) Einbildung f c, Trugbild n 1b всё это одно воображение das ist alles nur Einbildung

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    1)Einbildungskraft f, Phantasie f

    2)разг.(ошибочное предположение) Einbildung f, Trugbild n

    все это одно воображение — das ist alles nur Einbildung

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    imagination f

    богатое воображение — imagination fertile

    живое воображение — imagination vive

    способность воображения — faculté imaginative

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    imaginación f; fantasía f

    живо́е воображе́ние — imaginación viva

    бога́тое воображе́ние — rica fantasía

    разгоряченное воображе́ние — imaginación exaltada

    дар воображе́ния — imaginativa f, don de imaginación

    спосо́бность воображе́ния — facultad imaginativa

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    immaginazione f, fantasia f

    творческое воображение — estro creativo

    пылкое воображение — fervida immaginazione

    волновать / тревожить воображение — stuzzicare la fantasia

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Медицинская энциклопедия

    психический процесс формирования новых образов и идей на основе данных прошлого опыта.

  35. Источник: Медицинская энциклопедия



  36. Философская энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ

    фантазия — способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями, создает «чистый» образ (Я. Кант). В этом плане В. является основой познавательной деятельности, ибо наука, философия, искусство имеют дело только с чистыми образами, предметами, законами, которых нет в природе — скорость, масса, человек вообще, идеальный герой. Любое новое знание есть продукт творческого В., поскольку новое не есть механическая сумма старых знаний, а синтез эмпирических данных, переплавленный В. мыслителя или художника. В. не только достояние искусства, хотя здесь его значимость выступает наиболее явственно, любая свободная человеческая деятельность опирается на В. Оно имеет место в любом акте восприятия, когда человек домысливает, воображает невидимые стороны воспринимаемого объекта. В каждом опыте действует В. (опыт «как если бы», мир «как если бы») — оно открывает в любой вещи или событии набор возможностей, оттенков, перспектив «иначе-видения», поэтому человеческое сознание не отражает мир, а творит его, воссоздает в идеальной целостности. В. отводится важнейшая роль в феноменологической теории интеллектуального созерцания, в теории Ж.П. Сартра о ирреализующем принципе работы сознания, в психоаналитических концепциях, исследующих связь В. с механизмами бессознательного.

  37. Источник: Философская энциклопедия



  38. Энциклопедический словарь

    ВООБРАЖЕ́НИЕ -я; ср.

    1. Способность воображать, мыслить образами; фантазия. Богатое в. Творческое в. Поразить чьё-л. в. У тебя нет воображения.

    2. Разг. Домысел, плод фантазии. Это только твоё в.

    * * *

    воображе́ние

    (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

    * * *

    ВООБРАЖЕНИЕ

    ВООБРАЖЕ́НИЕ (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Начала современного естествознания

    1) представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (то же, что фикция — выдумка, вымысел); равным образом деятельность, порождающая такое представление или предположение;

    2) воображение как признак собственной переоценки и высокомерия.

  41. Источник: Начала современного естествознания



  42. Сводная энциклопедия афоризмов

    ВООБРАЖЕНИЕ

    Воображение правит миром.

    Наполеон I

    Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения.

    Кароль Ижиковский

    Многие путают свое воображение со своей памятью.

    Генри Уилер Шоу

    Все мы — герои своих романов.

    Мэри Маккарти

    (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ)

    Воображение

    Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * ФантазияБлизкие темы: Мечта * ФантазияФантазия (Воображение) -

    Наше воображение переносится не от удовольствия к удовольствию, а от надежды к надежде. -


    • Джонсон Сэмюэл (Johnson)

    Воображение есть бурный океан, по которому человек плавает часто на авось. Следует ли удивляться частым его кораблекрушениям? - ***

    Люди без фантазии - сухи и скучны, они живут только наполовину. Человек с фантазией живет сто жизней сразу. Он умеет жить за себя и за других, в прошлом и будущем. -


    • Коллонтай А.М.

    Воображение важнее, чем знание. -


    • Эйнштейн Альберт (Einstein).

    Воображение строит свои воздушные замки тогда, когда нет не только хорошего дома, даже сносной избушки. -


    • Чернышевский Н.Г.

    Фантастическое составляет сущность действительности. -


    • Достоевский Ф.М.

    Воображение - кобылка резвая. Одно плохо: перед ней слишком много дорог. -


    • Лэм Чарлз (Lamb)

    Мы во всем и почти всегда бываем жертвами нашего воображения: оно торопится закрыть своим пестрым покрывалом малейший луч истины. -


    • Буаст

    Воображение - горячий конь, часто сбрасывающий с седла своего всадника. - Р. Соути

    Без фантазии нет искусства, как нет и науки. -


    • Лист Ференц (Liszt)

    Воображение есть талисман, с помощью которого производятся все чудеса магии. - ***

    Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией. -


    • Достоевский Ф.М.Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре. -


    • Гюго Виктор. Victor Hugo.

    Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. -


    • Жубер Жозеф (Joubert)

    Гнев разжигает фантазии, да так, что можно обжечься. -


    • Галифакс(Халифакс) Джордж (Halifax)

    Чтобы быть истинно добрым, человек должен обладать живым воображением, он должен уметь представить себя на месте другого. Воображение - лучшее орудие нравственного совершенствования. -


    • Шелли Перси (Shelley)

    Воображение - это глаза души. -


    • Жубер Жозеф (Joubert)

    Фантазия, лишенная разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес. -


    • Гойя Франсиско (Goya)

    Вокруг цепи правил всегда должна виться серебряная нить фантазии. -


    • Шуман Роберт (Schumann)

    Воображение - синоним способности к открытиям. -


    • Лорка Федерико Гарсиа (Garcia Lorca)

    Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности. -


    • Ленин. Владимир Ильич Ульянов.

  43. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  44. Русско-английский политехнический словарь

    fancy

  45. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  46. Русско-украинский политехнический словарь

    матем.

    уя́ва

  47. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  48. Русско-украинский политехнический словарь

    матем.

    уя́ва

  49. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  50. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (фантазия), психич. деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее В. и творческое В.

  51. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  52. Энциклопедия социологии

    - англ. imagination; нем. Vorstellung. Основанный на использовании и преобразовании имеющегося опыта психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов и мыслительных комбинаций.

  53. Источник: Энциклопедия социологии



  54. Толковый словарь по социологии

    - англ. imagination; нем. Vorstellung. Основанный на использовании и преобразовании имеющегося опыта психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов и мыслительных комбинаций. ВОПРОС - англ. question; нем. Frage. 1. Соц. проблема, требующая разрешения (соц. В., национальный В., женский В. и др.). 2. Предложение, требующее ответа, элемент структуры вопросника, анкеты.

  55. Источник: Толковый словарь по социологии



  56. История слов

    ПУШНИНА. Слово пушнина в значении `пушной товар, меха' не отражено ни одним словарем русского литературного языка до самого начала XIX в. В словаре 1847 г. находим лишь пушница (`плева от смолоченных зерен, мякина'), пушный (с значениями: 1) `покрытый пушью, меховой'. Пушный товар. 2) `смешанный с пушницею, мякинный'. Пушный хлеб); пушнярь (стар. `меховщик или скорняк, который выделывает, подбирает и шьет пушные меха'); пушь (1)'пух и все подобное пуху'. Козья пушь. 2) `мягкая рухлядь; меха'. Торгует пушью.) В словаре Даля у слова пушнина как синонима пушница отмечено лишь значение `невейка, полувейка, хлеб с мякиной, особ. смолотый так, мука'. И тут же: пушнина и пушница `мякина, пелева, полова'. Кроме того В. И. Даль, вслед за словарем 1847 г., указывает на употребление слова пушь в значении `пушной товар' и прибавляет: «сиб. пушное — `меха всех родов для одежды'».

    Лишь в описаниях сибирских говоров помещалось как облас тное сибирское выражение слово пушнина. Например, у А. Б. Карлова в «Сборнике слов, синонимов и выражений, употребляемых амурскими народами» (СПб., 1909, с. 12): «Пушнина — мех, но дорогой, например, лисы, соболя, хорька, выдры и т. п., изюбра же или сохатого будет уже шкура».

    Публикуется впервые по рукописи, сохранившейся в архиве на 1 листке. — Е. К.

  57. Источник:



  58. История слов

    См. ОБРАЗ

  59. Источник:



  60. Словарь церковнославянского языка

  61. Источник:



  62. Большой Энциклопедический словарь

  63. Источник: