«Обои»

Обои в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Обои»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Современная энциклопедия
  9. Строительный словарь
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Англо-русский словарь технических терминов
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Энциклопедический словарь
  19. Русско-английский политехнический словарь
  20. Dictionnaire technique russo-italien
  21. Русско-украинский политехнический словарь
  22. Русско-украинский политехнический словарь
  23. История слов
  24. История слов
  25. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    рулонный материал, преимущественно на бумажной основе, для внутренней отделки помещений. Бумажные О. — с давних пор традиционный отделочный материал в странах Восточной Азии (Япония, Китай). В Европе до 18 в. применялись исключительно тканевые О. (например, штофные); ими обивали (отсюда термин «О.») стены и потолки помещений. С развитием бумажного производства тканевые О. были вытеснены более дешёвыми бумажными (узорчатыми и без рисунка, однотонными и многоцветными). В современных условиях всё большее применение для изготовления О. находят полимерные материалы. Различают 3 основных вида О.: обычные, влагостойкие (моющиеся) и звукопоглощающие (ворсовые).

    Обычные О. могут быть: негрунтованные (рисунок печатается непосредственно на белой или цветной бумаге), грунтованные (рисунок наносится на предварительно окрашенную поверхность бумаги), фоновые (без рисунка, однотонной матовой окраски), тиснёные (с рельефно выступающим рисунком).

    Влагостойкие О. бывают: печатные, изготовляемые на красках с добавкой водостойких полимеров; печатные с защитной плёнкой на лицевой стороне, образованной полимерными эмульсиями и лаками; получаемые нанесением тонкой цветной полимерной плёнки на бумажную основу с последующим тиснением; в виде безосновной полимерной непрозрачной плёнки с печатным рисунком. Влагостойкие О. выдерживают многократное мытьё тёплой водой с мылом и отличаются повышенной стойкостью к истиранию.

    Звукопоглощающие О. изготовляют на бумажной основе с лицевой поверхностью, образованной ворсом различных волокнистых материалов (преимущественно отходов текстильного производства). Чистка поверхности звукопоглощающих О. производится пылесосом.

    О., кроме чисто декоративных целей, имеют также и гигиеническое значение, т.к. они закрывают мелкие поры и щели стен. Цвет О. оказывает влияние на освещённость помещения.

    К. Н. Попов.

    Обойное производство. Развитие обойного производства на промышленной основе (при ручном способе печати) началось в Великобритании в 18 в. Машинный способ печати О. появился в 20-х гг. 19 в. после изобретения бумагоделательной машины (См. Бумагоделательная машина), позволившей изготовлять бумагу-основу для О. произвольной длины.

    Обойное производство включает процессы: приготовление красочных составов; поверхностную окраску бумаги (грунтование); печатание обойного рисунка; отделку (тиснение, лощение, поверхностное покрытие, в некоторых случаях нанесение клеевого слоя на обратную сторону О.); раскатку (расфасовка на куски); сортировку и упаковку.

    Технология приготовления красочных составов, помимо подбора цветов красок, включает приготовление связующего, эмульсий и лаков и смешения компонентов красочного состава.

    Поверхностная окраска бумаги (грунтование) осуществляется на бумагокрасильных (грунтовальных) машинах. Грунтовальная машина состоит: из устройства по размотке рулона; красконаносного устройства; сушильной части; устройства по намотке загрунтованной бумаги. Грунтовальные машины различаются в зависимости от принципа работы красконаносного устройства, которые могут быть валиковыми, щёточными, с гибким или воздушным шабером и др.

    Печатание О. производится на обоепечатных машинах, принципиальная схема которых аналогична грунтовальным. Обоепечатные машины классифицируются по признаку применяемой печати и количеству печатных форм. Грунтовальные и обоепечатные машины дополнительно классифицируются по типу конструкции сушильной части. Наибольшее распространение получили конструкции фестонного и камерного типа. Применяются три способа печати: высокая, глубокая и трафаретная. Печатные формы (клише) для высокой печати (См. Высокая печать) представляют собой валы длиной, соответствующей ширине производимых обоев, и диаметром от 95 до 185 мм в зависимости от характера обойного рисунка. В качестве материала для печатных форм высокой печати используется круглая древесина твёрдых пород (груша, орех, клён и яблоня), спрессованные бумажные валы. Разновидностью высокой печати является флексопечать, при которой используются печатные формы из эластичного материала. Печатные формы для глубокой печати (См. Глубокая печать)имеют также форму вала, но изображение обойного рисунка вдавлено в глубь общей поверхности печатной формы. Форма для печати трафаретным способом представляет собой туго натянутое сито с нанесённым на него обойным рисунком. Площадь сита, находящаяся за контуром рисунка, покрывается лаком, с тем чтобы при продавливании через него красочной пасты с помощью шабера (ракеля) на основе оставался оттиск, соответствующий рисунку. Модификацией этого способа является ротационно-трафаретная печать, которая позволяет осуществлять процесс печати непрерывно. В качестве формы для печати здесь служит бесшовная гильза с тонкой перфорированной стенкой, на которую наносится обойный рисунок, как и при плоскотрафаретной печати. Внутри гильзы устанавливается шабер, который продавливает печатную пасту через свободные от лака ячейки на прижатое к трафарету полотно — основу для обоев.

    Требуемые свойства и художественный эффект О. придают, используя определённые исходные материалы (гидрофобные связующие, светопрочные красители, различные виды основы для О. и т.д.), а также различные приёмы при отделке обоев (тиснение, покрытие плёнками, рельефное нанесение красочных паст, пластизолей, волокон и нитей, покрытие клеем обратной стороны).

    Конечным этапом производства О. является их расфасовка на рулоны соответствующей длины, рассортировка по сортам и оттенкам, маркировка, упаковка и складирование. Расфасовка производится машинным способом на полуавтоматах и автоматах.

    В развитии обойного производства наметилась тенденция объединения производственных процессов, увеличения рабочей ширины (до 2—3 полотен стандартных обоев), а также внедрения автоматизированных систем управления процессами и контроля за качеством готовой продукции. Внедряются новые приёмы печати и достижения химии в получении исходных продуктов с необходимыми свойствами.

    Лит.: Воейкова И. Н., Обои за рубежом, М., 1961; Пробер П. В., Обойно-печатные машины, М., 1963.

    Ю. Ф. Барболин, М. Г. Гелис.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. обо́и;
    2. обо́ев;
    3. обо́ям;
    4. обо́и;
    5. обо́ями;
    6. обо́ях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ОБО́И, -ев. Материал (обычно бумажный, в старину также из ткани) в виде рулонов, широких полос для внутренней оклейки (обивки) стен. Бумажные о. Водостойкие (полимерные, моющиеся) о. Потолочные о. (для оклейки потолка). Штофные о.

    | прил. обойный, -ая, -ое. Обойная фабрика.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    1)

    -ев, мн.

    Широкие полосы бумаги с рисунком (в прошлом также ткань) для оклейки или обивки стен в помещениях.

    Кресла и диваны стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями. Пушкин, Пиковая дама.

    Комната была маленькая, очень чистая, оклеенная новыми обоями стального цвета. Гладков, Энергия.

    2)

    -их, числ. собир. устар. и обл.

    То же, что оба.

    С месяц назад был в Воронеже Федор Николаевич Глинка с женой. Обои два раза посетили мой дом. Кольцов, Письмо А. А. Краевскому, 27 ноября 1836.

    Вслед за тем сами они обои, и зять, и свекровь, переселились в вечность. Лесков, Старые годы в селе Плодомасове.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    1.

    ОБО́И1, обоев, ед. нет. Материал в виде широких полос, преим. бумаги с рисунком, иногда ткани, для обивки или оклейки стен в жилых помещениях. «В гостиной штофные обои.» Пушкин.

    2.

    ОБО́И2, обоих, мест. (прост.). неправ. вместо оба.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    мн.

    Материал в виде широких полос - узорчатой бумаги, ткани и т.п. - для оклейки или обивки стен в помещениях.

    II

    мн.

    Картинка, отображаемая на заднем плане в графической среде и служащая фоном под окнами программ или других изображений (в информатике).

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ОБОИ - рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои - традиционный отделочный материал в странах Вост. Азии (Япония, Китай); в Европе до 18 в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали стены и потолки помещений. В современном строительстве различают 3 основных вида обоев: обычные (преимущественно бумажные), влагостойкие (полимерные) и звукопоглощающие (ворсовые).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ОБОИ, рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои - традиционный отделочный материал в странах Восточной Азии (Япония, Китай); в Европе до 18 в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали (отсюда название "обои") стены и потолки помещений. Различают обычные (преимущественно бумажные), влагостойкие, или моющиеся (полимерные), звукопоглощающие (ворсовые) и фотообои.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Строительный словарь

    Обои - традиционный и широко известный отделочный материал. В современном определении обои - это рулонный материал, как правило, на бумажной основе, который крепится к поверхности стен с помощью клея.Источник: Словарь архитектурно-строительных терминов

  17. Источник: Строительный словарь



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    обо́и мн. От о- и бить; ср. польск. obicia ср. р. мн. "обивка; набивка", а также подбо́й "подкладка", подби́ть "подшить подкладку"; см. Преобр. I, 630; Шрадер–Неринг 2, 521. Следует отклонить этимологию от *об-вой: вить, вопреки Петру (ВВ 21, 217), Горяеву (ЭС 234).

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    только мн. wall(-) paper ед. штофные обоиобо|и - мн. wallpaper sg.;
    оклеить комнату ~ями paper the room.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Англо-русский словарь технических терминов

    wall paper, tapestry, wallpaper

  23. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мн. ч.

    Tapete f, Tapeten f pl

    оклеить обоями — (aus)tapezieren vt

    самоклеящиеся обои — selbstklebende Tapeten

    моющиеся обои — abwaschbare Tapeten

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    обои мн. Tapete f c, Tapeten f pl оклеить обоями (aus)tapezieren vt самоклеящиеся обои selbstklebende Tapeten моющиеся обои abwaschbare Tapeten

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    мн.

    papier m peint, tenture f, papier-tenture m, tapisserie f

    оклеить обоями — tapisser vt

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    мн.

    empapelado m, cortinaje de papel pintado, tapicería f

    окле́ить обо́ями — empapelar vt, tapizar vt

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    мн.

    carta da parati

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Энциклопедический словарь

    ОБО́И -ев; мн. Широкие полосы бумаги с рисунком (в прошлом - ткань, кожа) для оклейки (обивки) стен в помещениях. Рисунчатые о. Тиснёные о. Моющиеся о. О. с мелким, крупным, геометрическим, цветочным рисунком. Светлые, тёмные о. Оклеить комнату обоями. Клей для обоев. Рассчитать необходимое количество обоев. Использовать кромку обоев в качестве бордюра.

    Обо́йный (см.).

    * * *

    обо́и

    рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои — традиционный отделочный материал в странах Восточной Азии (Япония, Китай); в Европе до XVIII в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали стены и потолки помещений. В современном строительстве различают 3 основных вида обоев: обычные (преимущественно бумажные), влагостойкие (полимерные) и звукопоглощающие (ворсовые).

    * * *

    ОБОИ

    ОБО́И, рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои — традиционный отделочный материал в странах Вост. Азии (Япония, Китай); в Европе до 18 в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали стены и потолки помещений. В современном строительстве различают 3 основных вида обоев: обычные (преимущественно бумажные), влагостойкие (полимерные) и звукопоглощающие (ворсовые).

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Русско-английский политехнический словарь

    wall paper, tapestry, wallpaper

    * * *

    обо́и мн.

    wall-paper

    накле́ивать обо́и — hang wall-paper

    снима́ть (ста́рые) обо́и — unhang wall-paper

    мо́ющиеся обо́и — washable wall-paper

  37. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  38. Dictionnaire technique russo-italien

    мн. ч.

    carta f da parati [da tappezzeria]

    - влагостойкие обои

    - ворсовые обои

    - глянцевые обои

    - звукопоглощающие обои

    - моющиеся обои

    - печатные обои

    - рельефные обои

    - рисунчатые обои

    - светостойкие обои

    - тиснёные обои

    - широкорулонные обои

  39. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  40. Русско-украинский политехнический словарь

    техн., мн.

    шпале́ри, -ле́р

  41. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  42. Русско-украинский политехнический словарь

    техн., мн.

    шпале́ри, -ле́р

  43. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  44. История слов

    ИСКАНИЕ

    В значительном, едва ли даже не преобладающем количестве «славянизмов» старославянские или позднейшие церковно-книжно славянские значения переплетались и сплетались с народными разговорно-бытовыми русскими. Это семантическое взаимодействие и скрещение ярко связывалось в истории значений соответствующих слов.

    Слово искание в современном русском языке выходит за пределы значений глагола искать. Правда, основные общелитературные значения искать находят себе соответствие в этом отглагольном существительном. Так, искать значит: 1. кого-что. Стараться найти, обнаружить (скрытое, спрятанное или потерянное). Заниматься поисками кого-чего-нибудь. Искать удобную квартиру. Искать оторвавшуюся пуговицу. Искать себе попутчика. Рыба ищет где глубже, а человек где лучше (пословица). 2. чего. Добиваться, стараться получить. Искать работы, места. Искать случая. Искать защиты, покровительства. Искать средства к осуществлению своего намерения. Искать убежища.

    Оба эти основные значения глагола искать отражаются и в значениях производного имени существительного искание, которое в этом употреблении является книжным синонимом слова поиски. Например, искание квартиры, убежища, искание работы, искание правды, искание справедливого решения дела (ср.: сл. 1867—1868, 2, с. 278; Ушаков, 1, с. 1227; ср.: сл. Даля 1881, 2, с. 48—49). Но уже в древнерусском научном языке слово искание могло выражать и более абстрактное значение.

    В «Материалах» Срезневского отмечено: искание — вопрос, предмет обсуждения. Всѣм еомъ областъныимъ, въкоупь събирающемъсѧ, таковая искания испытати (Гιτυλτα), Ефр. крм., Ник. 5 (Срезневский, Дополнения, 3, с. 130).

    Сложившееся в служилом арго XVII — XVIII вв. значение искать `заискивать, льстиво и униженно добиваться милости, расположения кого-нибудь' также отразилось на семантике слова искание (ср. у Даля: искать в ком — `угождать на кого, с корыстной целью').

    Искание употреблялось как синоним слова искательство (ср. искательный `старающийся снискивать благосклонность людей знатных или богатых; `заискивающий, униженно и льстиво домогающийся какой-нибудь милости') (сл. 1867—1868, 2, с. 278). Например, у Грибоедова в «Горе от ума» (в речи Чацкого):

    ...из нас один,

    Из молодых людей, найдется: враг исканий,

    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин...

    Ср. в «Записках» П. А. Каратыгина: «Чуждый низкопоклонства и искательства, он был строгой, безукоризненной нравственности, и благородная гордость его души всегда возмущалась, видя несправедливость начальства или низость и двуличность его закулисных товарищей» (Каратыгин, 1, с. 40). В «Записках Н. С. Ильинского» (конец XVIII в.): «Ежели бы я не любил своей свободы, был не столько застенчив и имел склонность к подлым исканиям, мог бы в сие время получить много». Ср. тут же: «Те, кои искали в нем, лишь только льстили»; «Из сих опытов я поздно узнал, что ежели подчиненный хочет снискать что-нибудь, то прибегай с трудами, хотя не к умному и усердному, но более сильному человеку» (Русск. архив, 1879, т. 9, кн. 3, с. 406).

    В связи с этим значением находится в слове искание и оттенок: `попытка заслужить вообще чье-нибудь расположение, благоволение'. Например, у Ф. М. Достоевского в «Дядюшкином сне» (1859): «... мне кажется, он становится как-то уж слишком навязчивым с своими... исканиями.

    — Он говорит, что влюблен в меня, и навязчивость его извинительна».

    Только официально-деловые значения глагола искать:`требовать по суду взыскания с кого-нибудь денег или имущества, предъявив свои права или претензии', `доправлять по суду взыскание на ком-либо вознаграждения убытков' — имели для себя параллельный термин не в слове искание, а в слове иск (ср. истец). Например, «Учреждение искало с ответчика тысячу рублей. Суд постановил в иске отказать» (см.: сл. АР 1789; ср.: сл. 1867—1868, 2, с. 285).

    В 80—90-х годах в слове искание на основе его основных отвлеченных значений сложилось в критико-публицистическом стиле новое специальное значение `устремление к чему-нибудь новому, попытка найти новые пути' — в искусстве, а затем и в жизни и проч.

    У В. Г. Короленко в письме к Л. Л. Толстому (от 10 января 1901 г.): «”Неделание“ — невозможная фактически программа, вызванная страстным негодованием по поводу многого, что делается. Программа невозможна, но в вызвавшем ее негодовании — глубокая правда. А ”идите хоть в городовые“, это значит: плывите по течению, перестаньте искать и бороться. Это многие делают и без призывов, и идеальной правды, той, которая служит предметом ”исканий“, здесь нет ни капли» (Короленко, Избр. письма, 3, с. 140).

    К. И. Чуковский замечает: «У каждой эпохи свой стиль, и недопустимо, чтобы в повести, относящейся, скажем, к тридцатым годам прошлого века, встречались также типичные слова декадентских девяностых годов, как... ”искания“, ”сверхчеловек“»105. У К. С. Станиславского в книге «Моя жизнь в искусстве» (1933): «Стоит прикоснуться к такой роли, и она оживает без мук творчества, без исканий и почти без технической работы» (Станиславский, с. 168); «Наше молодое экспансивное чувство откликалось на все новое, хотя и временное, модное, чем увлекались тогда в искусстве. В этих исканиях не было системы, стройного порядка, достаточно обоснованных руководящих мотивов» (там же, с. 243); «Так шла и развивалась работа по многим направлениям и путям. Эти линии творческих исканий, точно шнуры в жгуте, расходились, снова сходились и переплетались между собой» (там же, с. 244); «Я же продолжал в это время свой путь, полный сомнений и беспокойных исканий» (там же, с. 347).

    Статья ранее не публиковалась. Сохранилась авторская рукопись (7 листков разного формата) и машинопись с авторской правкой. Печатается по машинописному тексту, сверенному с рукописью. — И. У.

    105 Чуковский К. Высокое искусство. М., 1941. С. 64.

  45. Источник:



  46. История слов

    ОБОИ. Слово обои уже значением своей материальной части показывает, что первоначально оно применялось к тканям или шкурам, которыми обивались изнутри стены жилища. Нашему применению этого слова больше бы соответствовало название оклеи. Костомаров писал о старинном быте русских в XVI — XVII вв.: «В домашнем устройстве заметен был у русских обычай укрывать и покрывать... Если стены были обиты, то и лавки обивались» (Костомаров, Очерк жизни влкр. народа, с. 52). В современном русском языке между словами обои и обивка нет семантической связи (ср. оклеить стену обоями и обивка для мебели, обить диван и т. п.).

    Заметка ранее не публиковалась. Печатается по рукописи.

    О слове обои В. В. Виноградов пишет также в предисловии к книге М. М. Покровского «Избранные работы по языкознанию»: «Так как изменение значения слов идет психологическим путем, и так как реальная жизнь во всякое время меняет функции предметов, придавая им новые отличительные признаки, мы часто наблюдаем, что первоначальное этимологическое значение слов забывается, особенно если исчез в языке корень, от которого данное слово происходило (ср. напр., обои — до XVIII в. кожаные, прибивающиеся особыми обойными гвоздями, ныне — бумажные, которые наклеиваются на стену» (Покровский М. М. Избранные работы по языкознанию. М., 1959, с. 11). — Е. X.

  47. Источник:



  48. Большой Энциклопедический словарь

  49. Источник: