Большая Советская энциклопедия

    I

    Ри́хтер

    Андрей Александрович [3(15).8.1871, с. Куровское, ныне Калужского района Калужской области, — 2.4.1947, Москва], советский физиолог растений, академик АН СССР (1932; член-корреспондент 1929) и ВАСХНИЛ (1935). Окончив Петербургский университет (1893), преподавал в нём. Профессор (1917) и ректор (с 1921) Пермского университета. Профессор Саратовского (1924) и Московского (1931) университетов. Директор Лаборатории биохимии и физиологии растений АН СССР (с 1932) и созданного на её базе Института физиологии растений им. К. А. Тимирязева АН СССР (1934—38). Директор Лаборатории фотосинтеза АН СССР (с 1939). Основные труды по спиртовому брожению, фотосинтезу (усовершенствовал методику исследований), устойчивости растений к неблагоприятным условиям среды (засуха, низкие температуры, засоление почвы), физиологии и биохимии технических культур, иммунитету и др. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

    Лит.:Памяти академика А. А. Рихтера. Сб. работ, М. — Л., 1949 (Труды ин-та физиологии растений им. К. А. Тимирязева, т. 6, в. 2).

    Д. В. Лебедев.

    А. А. Рихтер.

    II

    Ри́хтер (Richter)

    Бертон (р. 22.3.1931, Нью-Йорк), американский физик. Окончил Массачусетсский, технологический институт (1952), с 1956 работает в Станфордском университете (в лаборатории Станфордского линейного ускорителя), с 1967 профессор. Основные труды по физике элементарных частиц. В 1974 в опытах на встречных электрон-позитронных пучках открыл J/ψ -мезон — первую частицу нового семейства мезонов с четвёртым («очарованным») кварком (См. Кварки) (Нобелевская премия, 1976), а также обнаружил ψ’-мезон и мезонные резонансы с массами 2,8—3,6 Гэв.

    III

    Ри́хтер

    Виктор Юльевич [3(15).4.1841, Добеле, ныне Латвийская ССР, — 27.9(9.10).1891, Бреславль, ныне Вроцлав, ПНР], русский химик. Окончил (1862) университет в Дерпте (ныне Тарту), был ассистентом в Петербургском технологическом институте (1864—72), с 1873 профессор института сельского хозяйства и лесоводства в Новоалександрии (ныне Пулавы, ПНР). С 1875 работал в институте технологии сельского хозяйства в Бреславле (с 1879 профессор, с 1890 директор). В докторской диссертации «Исследование о строении бензоловых производных» (1872) Р. установил структурные формулы двузамещённых производных бензола, изучил их взаимные переходы и направляющее действие заместителей. Опубликовал на русском языке «Учебник органической химии, основанной на теории химического строения» (1870) и «Учебник неорганической химии по новейшим воззрениям» (1874; 13 изд. 1910). Оба учебника, в которых Р. последовательно проводил взгляды А. М. Бутлерова и Д. И. Менделеева, выдержали в конце 19 — начале 20 вв. много изданий и были переведены на английский, итальянский и немецкий языки.

    Лит.: Prausnitz G., Victor von Richter, «Berichte der Deutschen chemischen Gesellschaft», 1891, Bd 24, S. 1123—30.

    С. А. Погодин.

    IV

    Ри́хтер

    Дмитрий Иванович [25.10(6.11).1848, Москва, — 2.7.1919, г. Пушкин], русский статистик и экономист. Основные труды по экономическому и комплексному районированию Европейской России («Опыт разделения Европейской России на районы по естественным и экономическим признакам», 1898). В 1909 Р. приступил к составлению «Географического словаря России» (с 1909 по 1911 вышло 6 выпусков).

    V

    Ри́хтер (Richter)

    Иеремия Вениамин (10.3.1762, Хиршберг, Германия, — 4.5.1807, Берлин), немецкий химик. В 1789 окончил университет в Кёнигсберге (ныне Калининград); затем работал секретарём и пробирером горного управления в Бреславле (ныне Вроцлав); в 1798—1807 химик Берлинской фарфоровой фабрики. Изучал количественные соотношения при нейтрализации кислот основаниями, открыл закон эквивалентов, ввёл термин «стехиометрия». Свои выводы изложил в работах: «Основания стехиометрии или искусства измерения химических элементов» (т. 1—3, 1792—94) и «О новых направлениях в химии» (в. 1—11, 1791—1802). Работы Р. имели большое значение для обоснования атомной теории в химии. Член-корреспондент Петербургской АН (1800).

    Лит.:Фигуровский Н. А., Очерк общей истории химии..., М., 1969, с. 420—26; Partington J. R., A history of chemistry, v. 3, L., 1962, p. 674—88.

    VI

    Ри́хтер (Richter)

    Иоганн Пауль Фридрих (1763—1825), настоящее имя немецкого писателя, известного под псевдонимом Жан Поль.

    VII

    Ри́хтер (Richter)

    Людвиг (28.9.1803, Дрезден, — 19.6.1884, там же), немецкий живописец и график, представитель позднего романтизма. Учился в Дрезденской АХ, где преподавал в 1836—77. Ранние романтические пейзажи Р. мелочны и жестки по манере письма («Лесной источник близ Ариччи», 1831, Национальная галерея, Берлин); в дальнейшем создавал задушевные, но несколько сентиментальные произведения, в которых идеализировал патриархальный быт немецкой провинции и деревни («Свадебное шествие весной», 1847, Картинная галерея, Дрезден), рисунки на темы народной жизни, сказок, песен и др.

    Лит.:Кетре L., Ludwig Richter, [4 Aufl.], Dresden, 1956.

    VIII

    Ри́хтер

    Святослав Теофилович [р. 7(20).3.1915, Житомир], советский пианист, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1975). Начальное музыкальное образование получил под руководством отца, пианиста и органиста. В 1933—37 концертмейстер Одесского театра оперы и балета. В 1934 дал самостоятельный концерт (в Одессе). В 1937—47 учился (с перерывами) у Г. Г. Нейгауза в Московской консерватории. С 1940 концертирует в СССР, с середины 1950-х гг. — во многих странах. Р. — выдающийся пианист современности. Его исполнение, отмеченное чертами яркой художественной индивидуальности, глубоко содержательно, проникнуто исключительной образной силой и непреклонностью творческой воли, отличается блистательным мастерством техники и богатством звуковых красок. Репертуар Р. включает почти все стили — от сочинений И. С. Баха до К. Дебюсси, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Выступает и как ансамблист. 1-я премия на 3-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1945), Государственная премия СССР (1950), Ленинская премия (1961).

    Лит.: Мильштейн Я., Святослав Рихтер, «Советская музыка», 1948, № 10; Дельсон В., Святослав Рихтер, М., 1961; Нейгауз Г., Об искусстве фортепианной игры, 3 изд., М., 1967; Рабинович Д., Портреты пианистов, 2 изд., М., 1970.

    Я. И. Мильштейн.

    С. Т. Рихтер.

    IX

    Ри́хтер (Richter)

    Ханс Вернер (р. 12.11.1908, Банзин, остров Узедом), немецкий писатель (ФРГ). В 1940—43 солдат. В 1943—45 в плену в США. Один из организаторов объединения прогрессивных писателей ФРГ — «Группы 47». Переведённый на многие языки роман «Разбитые» (1949) — одна из первых значительных антивоенных книг в литературе ФРГ. В романе «Линус Флек, или Утраченное достоинство» (1959, рус. пер. 1965) сатирически изображена антигуманная моральная атмосфера в ФРГ в период так называемого «экономического чуда». Сборник рассказов «Слепая тревога. Банзинскне истории» (1970) связан с воспоминаниями детства и юности писателя.

    Соч.: Du sollst nicht töten. Roman, Fr./M. — В., 1962; Menschen in freundlicher Umgebung, B., 1965; Rache für den Ziegenbock, W. — Hdlb., 1973; в рус. пер. — Не убий, М., 1960.

    Лит.: Фрадкин И. М., Литература новой Германии, 2 изд., М., 1961; Рожновский С., «Группа 47», «Вопросы литературы», 1963, № 3; Млечина И., Утраченное достоинство, «В мире книг», 1966, № 3; Сучков Б., Политика и литература, «Литературная газета», 1971, 3 февр..

    X

    Ри́хтер (Richter)

    Ханс Тео (7.8.1902, Рохлиц, Саксония, — 14.9.1969, Дрезден), немецкий график. Учился в Академии художественного ремесла (1919—22) и в АХ (1926—31) в Дрездене у О. Дикса. Преподавал в Высшей школе изобразительного искусства в Дрездене (с 1947). Работал преимущественно в технике станковой литографии. Произведения Р. («После купания», 1954; «Мать с ребёнком», 1957) отличаются лаконизмом средств выражения, тонким психологизмом и лиричностью. Лауреат Нациоальной премии ГДР (1965).

    Лит.:Schmidt W., Hans Theo Richter. Das graphische Werk, Dresden, 1974.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Ч. Рихтер - американский сейсмолог, в 1935 г. предложивший десятибалльную шкалу классификации землетрясений (шкалу Рихтера), основанную на оценке энергии сейсмических волн, возникающих при землетрясениях.

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Большая биографическая энциклопедия

    авт. сочинения "Москва", напечатан. в СПб. 1801 г.

    {Половцов}

  7. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  8. Научно-технический энциклопедический словарь

    РИХТЕР (Richter) Бартон (р. 1931), американский физик. Работая с очень мощным УСКОРИТЕЛЕМ элементарных частиц, состоящим из пары колец-накопителей ЭЛЕКТРОНОВ, которые могли соединять частицы ВЕЩЕСТВА и антивещества с выделением большого количества энергии. В 1974 г. Рихтер открыл новую ЭЛЕМЕНТАРНУЮ ЧАСТИЦУ, разновидность МЕЗОНА, которую назвал пси-мезоном, с относительно долгим временем существования. Самюэль Тинг, который работал независимо от Рихтера, используя другой способ, одновременно с Рихтером открыл ту же частицу, которую назвал J-частицей. За эту работу Рихтер и Тинг совместно получили Нобелевскую премию по физике 1976 г.

  9. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  10. Философская энциклопедия

    РИХТЕР

    (Richter; псевдоним – Ж а н П о л ь, Jean Paul), Иоганн Пауль Фридрих (21.III.1763, Вунзидель, – 14.XI.1825, Байрёйт) – нем. писатель и философ, автор романов "Зибенкэз", "Титан" и др. Занимает значит. место в истории нем. эстетики и педагогики. Идеи и общее направление философии Р. восходят к Гердеру: эмпиризм, сенсуализм, интерес к проблемам человеч. личности (отсюда увлеченность раннего Рихтера Руссо), понимание действительности как "органич. целого", обусловившее, в частности, его взгляды на природу языка [см. "Ключи к Фихте"("Clavis Fichtiana", 1800) в приложении к роману "Титан"]. С этим сложно переплетаются идеи, заимствованные из др. источников (Р. был широко эрудирован, знаком с философией Платона, англ. и франц. деизмом, Лейбницем, нем. рационализмом, современными ему филос. системами).

    Р. не проводит четкой грани между философией и художеств. творчеством: для Р. философия – целостный отклик на действительность, сочетающийся с метафоричностью изложения, но не исключающий абстракции и отвлеченной терминологии. Акцентирование первичности интуиции в познании (и свободной фантазии в творчестве) сближает Р. с "истинной", по его выражению, философией Якоби. В духе всей эпохи Р. рассматривает явления в системе противостоящих категорий, занимая срединное или примирительное – между рационализмом и романтизмом – положение в решении многих конкретных проблем (жизнь – произв. иск-ва, идеал – действительность). Так, в "Подготовительной школе эстетики" ("Vorschule der Ästhetik", Hamb., 1804), "Леване, или Учении о воспитании" ("Levana oder Erziehungslehre", Braunschweig, 1807) P. выделяет (по степени внесения субъективного начала в реальную действительность) два полярных типа творчества – "поэтического материалиста" и "поэтического нигилиста", но видит идеал не в высшем типе, синтезирующем оба типа и преодолевающем их односторонность, а в их сочетании. Антитезы Р., т.о., оказываются непреодолимыми.

    Враждебность филос. систематике и незаинтересованность в абстрактных проблемах ("житейский реализм" Р.: он критикует идеализм с т. зр. эмпирич. наблюдателя действительности) приводит Р. к критике философии Канта, с к-рым его сближает этич. ригоризм, и к осуждению философии Фихте с т. зр. возможных моральных последствий ее: диалектику становления "Я" у Фихте Р. (для к-рого "Я" – исходная эмпирич. данность) не принимает всерьез.

    В эстетике Р. наиболее замечательным по методу является анализ комического, процесс восприятия к-рого Р. членит на три ступени: созерцающий субъект воспринимает нек-рую ситуацию ("чувственное отношение"), затем он отмечает "объективный контраст" между поведением комич. субъекта и условиями ситуации и, наконец, он бессознательно сообщает комич. субъекту свое знание ситуации, приписывая ему свои желания и план поведениями образует, т.о., внутр. "субъективный контраст" между поведением и желаниями комич. субъекта – эта интуитивная ложная подстановка и приводит к преобразованию объективной нелепости в субъективный эффект комического.

    Интерес к проблеме личности с тяготением к психологич. эмпиризму (поздний Р. высоко оценил за такой подход Гербарта) наиболее ясно выразился в "Леване" – соч., находящемся в русле послеруссоистской педагогики, но мало обязанном Руссо в деталях. Его пафосом является идея раскрытия в каждом индивиде его "идеального человека" (это и тема художеств. соч. Р.). Отстаивание права на свободное развитие каждой индивидуальности – наиболее сильная сторона обществ. убеждений Р.

    Соч.: Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe, Abt. 1–3, Bd 1–[33], Weimar–В., 1927–64; Werke. Auswahl, hrsg. von K. Freye, В. – [u. a.], [1908]; Werke, Bd 1–6, Münch., 1960–83; в рус. пер. – Зибенкэз, Л., 1937.

    Лит.: Сретенский Н. Н., Историч. введение в поэтику комического, ч. 1 – Учение Жана-Поля о комическом, Ростов-на-Дону, 1926; Адмони В., Жан-Поль Рихтер, в сб.: Ранний бурж. реализм, Л., 1936; Schneider F. J., Jean-Pauls Jugend und erstes Auftreten in der Literatur, В., 1905; Münch W., Jean Paul der Verfasser der Levana, В., 1907; Вerend Ed., Jean Pauls Ästhetik, В., 1909; его же, Jean-Paul Bibliographie, [2 Aufl.], Stuttg., [1963]; Κommerell M., Jean Pauls Verhältnis zu Rousseau, Marburg, 1924; его же, Jean Paul, 2 Aufl., Fr./M., [1957]; Markwardt В., Geschichte der deutschen Poetik, Bd 3, В., 1958.

    Ал. В. Михайлов. Москва.

  11. Источник: Философская энциклопедия