Большая Советская энциклопедия

    (франц. acmēisme, от греч. akmē — высшая степень чего-либо, цветущая сила)

    течение в русской поэзии начала 20 в., сложившееся в условиях кризиса буржуазной культуры и выразившее декадентское умонастроение (см. Декадентство).

    А. возник как реакция на Символизм.Представители А., объединившиеся в группу «Цех поэтов» и выступавшие в журнале «Аполлон» (1909—17), возражали против ухода поэзии в «миры иные», в «непознаваемое», против многосмысленных и текучих поэтических образов. Декларируя предпочтение реальной, земной жизни и возвращение поэзии к стихии «естества», акмеисты, однако, воспринимали жизнь внесоциально и внеисторически. Человек выключался из сферы общественной практики. Акмеисты противопоставляли социальным конфликтам эстетское любование мелочами жизни, вещами (М. Кузмин), предметным миром, образами прошлой культуры и истории (О. Мандельштам, сборник «Камень», 1913), поэтизацию биологического начал бытия (М. Зенкевич, В. Нарбут). Апология «сильной личности» и «первобытных» чувств, присущая ранней поэзии Н. Гумилева, оставляла его в рамках антидемократического, индивидуалистического сознания.

    В послереволюционные годы «Цех поэтов» как литературная школа прекратил своё существование. Творчество наиболее известных поэтов, причисляемых к А., — А. Ахматовой (См. Ахматова), О. Мандельштама, Н. Гумилева, отчасти М. Кузмина — уже к середине 1910-х гг. вышло за рамки акмеистских деклараций и обрело индивидуальные судьбы.

    Лит.: Блок А., «Без божества, без вдохновенья». Собр. соч., т. 6, М.—Л., 1962; [Манифесты акмеистов], «Аполлон», 1913, № 1; Кузмин М., О прекрасной ясности, там же, 1910, №1; Михайловский Б., Русская литература 20 в., М., 1939; Волков А., Очерки русской литературы конца 19 и начала 20 вв., М., 1955; Орлов В., На рубеже двух эпох, «Вопросы литературы», 1966, № 10; Жирмунский В., О творчестве Анны Ахматовой, «Новый мир», 1969, № 6; История русской поэзии, т. 2, Л., 1969.

    И. С. Правдина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. акмеи́зм;
    2. акмеи́змы;
    3. акмеи́зма;
    4. акмеи́змов;
    5. акмеи́зму;
    6. акмеи́змам;
    7. акмеи́зм;
    8. акмеи́змы;
    9. акмеи́змом;
    10. акмеи́змами;
    11. акмеи́зме;
    12. акмеи́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    АКМЕИ́ЗМ, -а, муж. В русской литературе 20 в.: течение, провозгласившее освобождение от символизма.

    | прил. акмеистский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Течение в русской поэзии начала 20 в., выражавшее декадентские умонастроения и провозглашавшее в противовес символизму материальность, предметность тематики и художественной образности с позиций «искусства для искусства».

    [От греч. ’ακμή — вершина]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    АКМЕИ́ЗМ, акмеизма, мн. нет, муж. (от греч. akme - вершина) (лит.). Одно из направлений в русской поэзии в десятых годах 20-го в., противопоставлявшее себя символизму.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Модернистское течение в русской литературе начала XX в., представители которого, противопоставляя себя символистам, стремились к предметно-конкретному, детальному изображению мира, к возвращению слову его первоначального, не символического, значения.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень чего-либо - цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. "Земной" поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    АКМЕИЗМ (от греческого akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С.М. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам). Преодолевая пристрастие символистов к "сверхреальному", многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. "Земная" поэзия акмеизма склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека (отсюда второе название - адамисты).

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    acmeísmo m(corriente en la literatura rusa - principalmente en la poesía a comienzos del siglo XX)

  17. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    acmeismo

  19. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  20. Литературная энциклопедия

    акмеи́зм

    (от греч. akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. Акмеизм возник из литературной школы «Цех поэтов» (1911—14), которую возглавляли Н. С. Гумилёв и С. М. Городецкий, секретарём была А. А. Ахматова, в состав этой школы входили Г. В. Адамович, В. В. Гиппиус, М. А. Зенкевич, Г. В. Иванов, О. Э. Мандельштам, В. И. Нарбут и др. Акмеизм как новое литературное течение был провозглашён в 1913 г. в статьях – литературных манифестах Н. С. Гумилёва («Наследие символизма и акмеизм») и С. М. Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии»), опубл. в близком к «Цеху поэтов» журнале «Аполлон». Позднее принципы этого течения были сформулированы О. Э. Мандельштамом (прежде всего в статье «Утро акмеизма», 1919). Поэтами, заявившими о себе как об участниках нового течения, стали Н. С. Гумилёв, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут. Для литературных деклараций и творчества акмеистов характерно отталкивание от предшествующего литературного направления – символизма, от свойственных символизму многозначности слова и иносказания. Точность, предметность слова, установка на его прямое значение, отказ от мистики и приверженность ценностям земного бытия – отличительные черты акмеизма. В поэзии акмеистов различия преобладают над общими чертами, поэтому единство акмеизма имело во многом условный характер. «Ядро» этого течения составили Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам. Их поэзию сближает высокая роль цитатности, установка на диалог с мировой поэтической традицией.

    Как литературное течение акмеизм распался во второй пол. 1910-х гг., однако такие поэты, как А. А. Ахматова и О. Э. Мандельштам, и в дальнейшем высказывались о приверженности его принципам. Родственны акмеизму стихотворения и литературные взгляды ряда поэтов (прежде всего М. А. Кузмина), формального никогда не входящих в число акмеистов.

  21. Источник: Литературная энциклопедия



  22. Энциклопедический словарь

    АКМЕИ́ЗМ -а; м. [от греч. akmē - вершина]. В русской поэзии начала 20 в.:, модернистское течение, провозгласившее, в противовес символизму, изысканную материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций "искусства для искусства").

    * * *

    акмеи́зм

    (от греч. akmē — высшая точка, расцвет, зрелость), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам). Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека (отсюда второе название — адамисты).

    * * *

    АКМЕИЗМ

    АКМЕИ́ЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий(см. ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович), М. А. Кузмин(см. КУЗМИН Михаил Алексеевич), ранние Н. С. Гумилев(см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович), А. А. Ахматова(см. АХМАТОВА Анна Андреевна), О. Э. Мандельштам(см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич) ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Большой Энциклопедический словарь

  25. Источник: