Словарь Брокгауза и Ефрона

    племя, составляющее ныне значительную часть населения Якутской области. Принадлежат к числу тюрко-татарских племен. Численность их определяется приблизительно в 200—250 тыс. душ обоего пола. Территория, на пространстве которой они кочуют, обнимает большую часть среднего и значительную часть нижнего бассейна реки Лены с примыкающим к ее устью прибрежьем Арктического океана, а также берега р. Яны, Индигирки и Колымы, т. е. вдвое превышает Францию. Сверх того Я. живут мелкими группами среди других инородцев Сибири вдали от Якутской области — в Туруханском округе на реке Енисее, в бассейне Амура и т. п. Я. — выселенцы с юга, но до сих пор не удалось точно установить ни времени поселения их в стране, где они являются теперь преобладающей расой, ни местопребывания их до переселения. По мнению различных исследователей, они жили прежде либо в верховьях Лены или Енисея, или же в Прибайкалье или Забайкалье (некоторые исследователи указывают даже на Амур, и — другие — на Джунгарию). Относительно причин передвижения Я. на С преобладает мнение, что во время великого передвижения народов в Средней Сибири, потесненные ими буряты, в свою очередь оттеснили Я., двинувшихся на С. Их долго сдерживали тунгусы; но появление русских, которые оттиснули тунгусов, способствовало более свободному расселению Я. Во время переселения якутам пришлось приспособиться к условиям новой физической среды и до известной степени сжиться с другими народностями — в особенности с тунгусами, а затем и с русскими, — отчасти потеряв свои расовые особенности. Исследователь якутов В. Стрижевский подразделяет встречающиеся многочисленные разновидности Я. на три главные: 1) группа с явными следами примеси русской крови; 2) группа монголовидная, ближе всего стоящая к тунгусам, и 3) собственно тюркская, якутская группа, сходство которой с индейцами северной Америки уже в свое время отметил Миддендорф. Смешения с иноплеменниками являются прежде всего следствием обычая Я. выбирать себе жен вне своего рода, или клана. Якут чистой расы имеет овальный облик лица, не высокий, но широкий и гладкий лоб с черными довольно большими глазами и чуть скошенными веками. Нос прямой, нередко с горбинкой; рот большой, зубы желтые, крупные; скулы умеренные; цвет лица смуглый, изжелта-серый или бронзовый. Волосы черные, прямые, жесткие; на лице и на других частях тела, где они вообще бывают у взрослых людей, растительности нет. Характернейшей чертой якутского лица является непропорциональное развитие средней лицевой части в ущерб лбу и подбородку. По внешности якут более похож на киргиза, чем на монгола. По росту (63" — 64") он занимает среднее между тунгусом и местным русским (67"). Руки длинные и тонкие, ноги короткие, кривые. Мышечной силой Я. не отличаются, в движениях медленны и тяжеловаты. Из органов чувств всего лучше развит орган слуха. Я. совсем не различают один от другого некоторые цвета (фиолетовый, зеленый, голубой, синий), для которых в их языке нет даже особых обозначений. Идеал Я. заключается в том, чтобы, ничего не делая, много есть и разжиреть, но при необходимости он работает с замечательным усердием и вообще отличается трудолюбием, а также умеренными потребностями и способностью приспособляться к новым условиям жизни, переносить голод и прочие невзгоды. Их коммерческие наклонности облегчают им эксплуатацию легкомысленных и беспечных соседних инородческих племен, а нередко даже и русских. Как ремесленники, Я. быстро успевают во всех мастерствах, обнаруживая значительную ловкость в ручных работах, производимых нередко самыми примитивными орудиями. Главное занятие большинства Я. — скотоводство. Количество рогатого скота все увеличивается параллельно с уменьшением количества лошадей, которые при полевых работах заменяются быками. Прежняя главная пища Я. — кумыс и кобылье мясо — начинает составлять привилегию богачей. Параллельно с увеличением рогатого скота и уменьшением числа лошадей происходит у Я. переход от исключительно кочевого быта к оседлому. Рогатый скот требует меньшей площади выпаса, держится ближе к дому и требует постройки обширных хлевов и заготовления запасов на зиму, что удерживает от перекочевок. Земледелие по размерам уступает рыболовству, но значение его быстро растет, безвозвратно подтачивая кочевые устои древнего быта Я. В северной части якутской территории большая часть населения занимается рыболовством. Охота представляется только подспорьем к другим занятиям. На севере она имеет большее значение, чем на юге. Часть Я., главным образом живущих на севере, держит небольшие стада оленей, употребляемых преимущественно для езды и возки тяжестей. Я. неохотно идут в работники и при малейшей возможности, хотя бы и с риском некоторой голодовки, устраиваются самостоятельно, хотя положение наемного работника в якутской семье, в общем, весьма сносное. Богатые семьи составляют в среде Я. совершенно исключительное явление. У Я. сохранились остатки прежнего родового быта. Сюда относится обычай снабжать всех соседей частями мяса свежеубитой скотины, делиться с ними уловом рыбы, делиться лакомствами со всеми присутствующими, допускать к столу неспособных к труду нищих наравне с членами семьи. По якутским понятиям, каждый приезжий имеет право войти в любой дом во всякое время дня и ночи и расположиться там пить чай, варить пищу или ночевать. Грабежей и воровства внутри рода не существовало вследствие общности имущества. Убийство было явлением исключительным; за убийство вне рода виновные терпели родовую месть или платили виру. Родовая вражда, прежде возбуждавшая родовые войны, теперь выражается в интригах, доносах, сплетнях, судбищах. Многие, даже уголовные дела до последнего времени решались (организованными правительством) родовыми правлениями, не имевшими на это законного права. Когда русские встретились с якутами, якутский родовой строй достиг значительной степени развития. Ослабление его началось, по-видимому, с введением рогатого скота, который, не в пример табунам лошадей, можно было держать самостоятельно и в небольшом количестве. Ныне рядом с сохранившимся термином "джон" (род) Я. делятся еще на улусы и наслеги. Деление это принято официально и является искусственным, наносным; даже слова улус и наслег — не якутского происхождения. Несомненно, однако, что многие улусы и наслеги имеют в своей основе былые родовые союзы. Землеустройство якутов произведено в шестидесятых годах XVIII-го столетия особой комиссией, причем в его основу была положена русская община. В настоящее время улусы, наслеги, роды — собственно земельные общины; каждая низшая степень является неразложимым элементом высшей. Характерной чертой якутской общины являются переделы и частичные поравнения земель; переделам этим подвергаются даже территории улусов. Дележу подвергаются главным образом сенокосные земли. Право владельца земли на дальнейшее владение разработанным им участком устанавливается в зависимости от того, успел ли он покрыть потраченные на него труд и расходы. Средний якутский поселок состоит из 4 — 5 юрт, с 20 — 30 душами населения; число обособленных урочищ с 1 — 2 юртами незначительно; урочища с 40 — 50 юртами, т. е. несколькими стами душ жителей, тоже очень редкое явление. Замечается большая разница в расселении зимой и летом: зимние юрты обыкновенно стоят одиноко, летние жилища стоят более тесно, но беспорядочно, вразброс. Живут Я. обыкновенно в бревенчатых юртах, имеющих форму усеченных пирамид. Снаружи юрты обыкновенно обмазываются глиной и навозом, а крыши покрываются землей; внутри юрты ставится глиняный камелек с трубой для выхода дыма; кругом стен идут неподвижные нары. Юрты вообще тесны и низки. Окна в них обыкновенно едва достигают четверти в квадрате и обтягиваются бычачьим пузырем, бумагой, волосяной сеткой, сшитой слюдой; зимою к ним примораживают прямо куски льда. Вследствие всего этого в якутские юрты проникает ничтожное количество света. Пол у большинства юрт земляной; единственные входные двери настолько низки, что позволяют войти в юрту лишь сильно согнувшись. Воздух в них не освежается, юрты содержатся очень неопрятно. — Как на родовых сходах главное значение принадлежит старейшим, так и в семье первая роль принадлежит старшему: "кто старше, тот глава, а самый главный — отец". Одряхление родителей ведет, однако, к переходу власти в семью к старшему из остальных, и тогда положение родителей становится крайне тяжелым. Экзогамия и прочный брак окончательно уничтожили независимость якутской женщины, исключив ее из членов рода. Вне семьи для нее не стало места, а во главе новой семьи очутился ее властелин — муж, обращение которого отличается нередко суровостью; жена — только бесправная работница. Положение девушки после смерти родителей также тяжелое: она обречена на вечное подчинение и попреки всей своей родни. Осиротевшая дочь или молодая бездетная вдова принуждены скитаться от одного опекуна к другому или жить у кого-нибудь из них в качестве бессловесной работницы. За жену обыкновенно платится калым. Родители женят детей иногда в весьма раннем возрасте. Участие невесты в сговоре очень слабое; редко когда спросят о ее согласии, да и это уже нововведение последнего времени. Нарушение супружеской верности женою порицается обыкновенно только на словах, но в сущности, кроме мужа, все смотрят на это снисходительно. Я. вообще не видят в незаконной любви ничего безнравственного, если только никто не терпит от нее материального ущерба. Рождение девушкой незаконного ребенка позором не считается; родители упрекают ее лишь потому, что при сватовстве за нее может уменьшиться размер калыма. Чувство любви, однако, знакомо Я.; они умеют ценить его, в чем можно убедиться на якутских песнях и былинах, где описание любовных сцен отличается ярким страстным колоритом. Ввод невесты в дом жениха сопровождается нередко обрядами, симулирующими похищение невесты. Все это, очевидно, пережитки былого, когда невесты брались из чужого рода уводом. Детям Я. рады, потому что возлагают на них надежду как на будущих кормильцев и поддержку в старости. Обилие детей считается за благословение Божие и якутские браки вообще довольно плодовиты. Ухода за детьми почти нет: летом они совершенно предоставляются самим себе. Работать приучают Я. детей исподволь, с самого раннего детства; с 10 лет якутский ребенок начинает считаться как бы полувзрослым. К наукам якутские дети прилежны и понятливы; в якутской гимназии, особенно в низших классах, они идут впереди русских. Все болезни, по мнению Я., происходят от злых духов (ёр); лечение их должно состоять в изгнании духов из тела или же задабривания этих непрошеных гостей (при посредстве огня или различных шаманских обрядов). Хотя в настоящее время Я. — христиане, но догматы христианской церкви до сих пор совершенно чужды и непонятны большинству Я. Они усердно придерживаются шаманских обрядов, верят в злых и добрых духов природы (см. шаманство); шаманы и шаманки играют немалую роль в их жизни. К массе старых божков прибавили только русских святых, в особенности Николая Угодника ("Богов много, а главный Никола"), а к своим шайтанам — русских чертей, водяных и леших. Они говорят о Боге — всеобщем отце, но он пребывает слишком далеко и слишком высоко от них, чтобы можно было надеяться войти с ним в общение и чтобы поклонение ему могло сложиться в определенный культ. Этот-то высочайший бог и сотворил землю, в первое время маленькую и ровную; но злой дух стал рыть почву и раскапывать ее как собака, отчего и образовались долины и проч. Каждый предмет обладает, по мнению Я., душою. Выше всех душ стоит Аи-тоён с сонмом богов и душами высшего порядка. Аи-тоён — это воплощение силы верховной, неумолимой и самодавлеющей. Понятие Аи-тоёна слилось и отождествилось с понятием христианского Бога. Его часто зовут: Никола, иногда Святым стариком иногда Богом. Язык Я., также как тип их и одежда, свидетельствует о сходстве якутов с народами тюрко-татарского племени. Татарам и башкирам, сосланным в Якутскую область, достаточно шести месяцев, чтобы выучиться плавно и бойко говорить по-якутски, а для русского на это нужны годы. Главным затруднением является совершенно отличная от арийской якутская фонетика. Есть звуки, которые только после долгого навыка научается отличить ухо европейца и никогда не в состоянии вполне правильно воспроизвести европейская гортань (напр., звук нг). Затрудняется изучение языка большим числом синонимных выражений и неопределенностью якутск. грамматических форм: напр., для существительных нет родов и прилагательные не согласуются с ними. Чтобы ознакомиться вполне с якутским языком, со всем богатством его оборотов и форм, необходимо знать быт Я.: только в нем можно найти пояснение, как надо понимать ту или другую фразу. Несмотря на все это, многие русские и тунгусы, постоянно живущие в общении с Я., чаще и охотнее употребляют якутский язык, чем свой природный; даже в г. Якутске, якутский язык был еще несколько десятков лет назад языком светской беседы в гостиных многих русских. Правда, что в якутский язык вошло немало слов русских, тунгусских, даже бурятских, но заимствования, сделанные в этом отношении местными русскими у Я., были еще значительнее. Торговля, земледелие, природная сметливость и предприимчивость Я. поставили якутский язык в Восточной Сибири приблизительно на ту степень, на которой стоит французский в Европе и арабский в Африке. Знание якутского языка дает в известной мере возможность общения с местными племенами на пространстве от Туруханска до Сахалина. Разговорный якутский язык меток, звучен и живописен. Я. любят остроумные обороты, каламбуры, красные словца, прибаутки и сравнения. Красноречие у них в большом почтении. Язык сказок, песен, былин, украшенный аллитерциями, вставками, повторениями, словами, утерявшими уже смысл, но обязательно повторяемыми сказочниками, очень труден для перевода. Наибольшей причудливостью отличается язык песен. Музыка Я. беднее, хотя они любят пение. Якутский эпос отличается богатством образов и описаний. Одним из любимых занятий якутской молодежи является отгадывание загадок, из которых многие поражают своей своеобразностью; сказочные герои тоже нередко говорят загадками; вообще загадка играет довольно видное место в якутском народном творчестве. Ту же роль играют поговорки, щедрой рукою рассыпанные в каждом якутском повествовании.

    Литература: В. Л. Серошевский, "Якуты, опыт этнографического исследования" (т. I, изд. Рус. Геогр. Общ.); Von Middendorff, "Sibirische Reise"; F. von Vrangel, "Siberia and the Polar Sea"; Vamberi, "Das Türkenvolk. Die primitive Cultur des Türko-tatarischen Volkes"; Castren, "Versuch einer Ienissei-Ostjakischen und Rottischen Sprachlehre"; Миллер, "Описание Сибирского царства"; Щукин, "Поездка в Якутск" (1844); Фишер, "Сибирская история"; Георги, "Описание обитающих в Российском государстве народов" (1776); Маак, "Вилюйский округ"; Риттер, "Землеведение Азии"; Самоквасов, "Сборник обычного права сибирских инородцев"; Эрман, "Путешествие в Сибирь"; Венюков, "Этнографическая карта Азиатской России"; Гмелин, "Reise"; Нейман, "Несколько слов о торговле и промышленности в сев. округе Якутской области"; В. Приклонский, "Материалы по этнографии Якутской области" ("Известия Восточно-сиб. отд. Имп. Русск. Геогр. Общ."); Крапоткин, "Олекминско-Витимская экспедиция"; Худяков, "Верхоянский сборник".

    Л. Личков.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (самоназвание — саха)

    нация, коренное население Якутской АССР. Живут также на С. Красноярского края, в Магаданской, Сахалинской и Амурской области РСФСР. Общая численность 296,2 тыс. человек, в том числе в Якутской АССР — 285,7 тыс. человек (1970, перепись). Говорят на якутском языке (См. Якутский язык). Подразделяются на ряд локальных групп. По археологическим и этнографическим данным, Я. сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами (вероятно, из Прибайкалья) местных племён. В традиционном хозяйстве и материальной культуре Я. много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии, но имеются и северные таёжные элементы. Предполагают, что последняя волна южных предков Я. проникла на среднюю Лену в 14—15 вв. Некоторые группы Я., например оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков (См. Эвенки) с Я. — выходцами из центральных районов. Включение Я. в состав Русского государства (20—30-е гг. 17 в.) ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В то же время Я. стали подвергаться жестокому ясачному гнёту (см. Ясак) и притеснениям со стороны царских служилых людей, чиновников и купцов. В 17—19 вв. главным занятием Я. было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со 2-й половины 19 в. значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища Я. был бревенчатый балаган (юрта), летним — разборная Ураса. Одежду Я. шили из шкур и меха. Во 2-й половине 18 в. большая часть Я. была обращена в христианство, однако сохранялось и Шаманство.

    После Октябрьской революции 1917 в жизни Я. произошли глубокие социально-экономические и культурные изменения. Ушли в прошлое архаические черты материальной культуры. Возникли благоустроенные колхозные и совхозные посёлки. Большинство Я. занято в сельском хозяйстве, многие работают в различных отраслях промышленности. Выросла якутская интеллигенция. Развиваются национальная литература, изобразительное искусство, музыка, традиционные ремёсла, возник якутский национальный театр. В ходе социалистического строительства Я. сложились в социалистическую нацию. Об истории, хозяйстве и культуре Я. см. в ст. Якутская АССР (См. Якутская автономная Советская социалистическая республика).

    Лит.: Народы Сибири, М. — Л., 1956 (лит.); История Якутской АССР, т. 1—3, М. — Л., 1955—63.

    И. С. Гурвич.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    ЯКУ́ТЫ, -ов, ед. якут, -а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Якутии (республики Саха).

    | жен. якутка, -и.

    | прил. якутский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -ов. мн. (ед. яку́т, , м.; яку́тка, , мн. яку́тки, -ток, -ткам, ж.).

    Нация, коренное население Якутской АССР, а также лица, относящиеся к этой нации.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ЯКУ́ТЫ, якутов, ед. якут, якута, муж. Народ тюркской языковой группы, составляющий основное население Якутской АССР.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    1.

    Народ тюркской группы, составляющий коренное население Якутии.

    2.

    Представители этого народа.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ЯКУТЫ (самоназвание - саха) - нация, коренное население Якутии (365 тыс. человек), общая численность 382 тыс. человек (1992). Язык якутский. Верующие - православные.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ЯКУТЫ (самоназвание саха) - народ общей численностью 382 тыс. чел., проживающий на территории Российской Федерации (380 тыс. чел.), в т.ч. в Якутия - 365 тыс. чел. Язык - якутский. Религиозная принадлежность верующих: православные.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    яку́ты мн. (см. Патканов 5), обычно толкуют как "окраинные жители". Из тюрк. jaka "край, ворот, граница, берег", ср. уйг., чагат., тур. jаkа, крым.-тат. jаɣа, якут. sаɣа. Сами якуты называют себя sаχа "человек, якут". Окончание -ут, возм., содержит монг. суф. мн. числа, ср. бурятск. jаχаd "якуты" (письменное сообщение М. Рясянена).

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Энциклопедический словарь

    ЯКУ́ТЫ -ов; мн. Нация, коренное население Якутии; представители этой нации.

    Яку́т, -а; м. Яку́тка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Яку́тский, -ая, -ое. Я. язык. Я-ие обычаи. Я-ая территория. По-яку́тски, нареч. Одеться по-якутски. По-якутски спросить.

    * * *

    яку́ты

    (самоназвание — саха), народ, коренное население Якутии (365 тыс. человек). Общая численность 382 тыс. человек (1995). Язык якутский. Верующие — православные.Якуты.

    * * *

    ЯКУТЫ

    ЯКУ́ТЫ (самоназвание — саха), народ в Российской Федерации, коренное население Якутии (365 тыс. человек), живут также на севере Красноярского края, в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях. Подразделяются на ряд локальных групп. Общая численность в Российской Федерации 382 тыс. человек (1992). Якутский язык относится к северо-восточной ветви тюркской группы алтайских языков. Верующие — православные.

    По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами (вероятно, из Прибайкалья) местных племен среднего течения Лены. В расовом отношении якуты являются представителями центральноазиатского антропологического типа североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

    В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в 14—15 веках. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири.

    Некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабары, Оленека, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

    Включение якутов в состав Русского государства (1620—30-е гг.) ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В 17—19 веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины 19 века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган (юрта), летним — разборная ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине 18 века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялось и шаманство.

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Советская историческая энциклопедия

    (самоназвание - саха) - нация, коренное население Якут. АССР. Живут также отд. группами в сев. р-нах Красноярского края, в Магаданской, Сахалинской и Амурской обл. РСФСР. Общая числ. 296 тыс. чел., в т. ч. в Якут. АССР - 286 тыс. чел. (1970, перепись). Якут. яз. относится к сев.-вост. ветви тюркских яз. По культурно-бытовым особенностям Я. подразделяются на ряд локальных групп - амгиноленских, вилюйских, олекминских, верхоянских, северных. По данным археологии и этнографии, Я. сформировались в результате поглощения юж. тюркоязычными переселенцами, вероятно из Прибайкалья, местных племен. В традиционном х-ве и материальной культуре Я. наблюдаются мн. черты, сходные с культурой скотоводов Центр. Азии, хотя имеются и сев. таежные элементы. Существует предположение, что последняя волна юж. предков Я. проникла на среднюю Лену в 14-15 вв. Нек-рые локальные группы Я., напр. оленеводы сев.-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отд. групп эвенков с Я. - выходцами из центр. р-нов. Включение Я. в состав Рус. гос-ва (20-30-е гг. 17 в.) ускорило их социально-экономич. и культурное развитие, способствовало сближению отд. якут. племен (кангаласцев, борогонцев, бетюнцев, хоринцев и др.). В то же время Я. стали подвергаться жестокому ясачному гнету и притеснениям со стороны царских служилых людей, чиновников и купцов. В 17-19 вв. главным занятием Я. было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей). Со 2-й пол. 19 в. значит. часть Я. стала заниматься земледелием. Охота и рыболовство играли подсобную роль. Из ремесел нек-рое развитие имело кузнечество. Основным типом жилища Я. был четырехугольный балаган (юрта) из стоячих бревен с плоской крышей. Под одной крышей с ним находился и хлев для скота. Летним жилищем до сер. 19 в. служила ураса - конусообразное разборное строение, крытое берестой. Одежду Я. шили из шкур и меха. Во 2-й пол. 18 в. большая часть Я. была обращена в христианство, однако длит. время сохранялись и шаманские верования.

    После Окт. социалистич. революции в жизни Я. произошли глубокие социально-экономич. и культурные изменения. Ушли в прошлое архаич. черты материальной культуры. Большинство Я. занято в с. х-ве. В центр. р-нах республики развито хлебопашество, скотоводство, огородничество, пушное х-во, в сев. р-нах - оленеводство, рыболовство, охота. Многие Я. работают в различных отраслях пром-сти (рабочие и инженерно-технич. персонал). Возникли благоустроенные колх. и совхозные поселки. Развиваются нац. лит-ра, изобразит, иск-во, музыка, традиц. ремесла, возник якут. нац. театр. Выросла якут. интеллигенция. В ходе социалистич. строительства Я. сложились в социалистич. нацию. (Об истории, х-ве и культуре Я. см. также в ст. Якутская АССР.)

    Лит.: Токарев С. A., Очерк истории якутского народа, М., 1940; История Якутской АССР, т. 1-3, М. - Л., 1955-63; Народы Сибири, М. - Л., 1956 (библ.); Серошевский В., Якуты, т. 1, СПБ, 1896.

    И. С. Гурвич. Москва.

  21. Источник: Советская историческая энциклопедия



  22. Большой Энциклопедический словарь

    ЯКУТЫ
    ЯКУТЫ (самоназвание - саха) - нация, коренное население Якутии (365 тыс. человек), общая численность 382 тыс. человек (1992). Язык якутский. Верующие - православные.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  23. Источник: