«Стыд»

Стыд в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Стыд»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Психологический словарь
  10. Сексологическая энциклопедия
  11. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Философская энциклопедия
  19. Энциклопедический словарь
  20. Сводная энциклопедия афоризмов
  21. Энциклопедия кино
  22. Социологический словарь
  23. Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  24. Словарь антонимов
  25. Тезаурус русской деловой лексики
  26. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    1). Описательная психология в анализе С. не пошла далее определения слова. Едва ли не самое точное определение принадлежит Спинозе, который в III-й части своей этики (опред. 31) говорит: "С. есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Объяснение.. ... должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью. С. есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу". 2) Больший интерес по отношению к исследованию С. представляет эволюционная, генетическая психология, получившая значительный толчок в исследованиях Ч. Дарвина. Дарвин стал рассматривать вопрос о том, как выражается С. в организме человека (ср. Ч. Дарвин, "О выражении ощущений", СПб., 1872, гл. XIII, стр. 261—294). Далее, Дарвин ясно поставил вопросы: а) о происхождении чувства С. и b) о его постепенном развитии (ср. Дарвин, "Происхождение человека"). Интерес представляет не столько самое решение вопроса, сколько его постановка. Следует ли чувство С. считать прирожденным, или же оно образовалось путем воспитания и унаследованных приобретенных привычек? Некоторые последователи Дарвина решают этот вопрос в последнем смысле, но они упускают из виду тот факт, что С. вовсе не служит общественной пользе (а Дарвин нравственности человека приписывает общественный характер). "Когда является С., еще не может быть речи о злоупотреблениях, а когда является злоупотребление, тогда уже нечего говорить о С.". Если чувство С. считать прирожденным, то в нем можно видеть один из признаков человека, отличающих его от животного. Писатели, утверждающие приобретенный характер С., естественно ищут аналогии С. в царстве животных. Если этого не делал Дарвин, то менее осторожные его последователи утверждали, что чувство С. можно встретить у некоторых животных (ср. Alix, "L'esprit de nos bêtes", П., 1890, стр. 399 и сл.; Роменс, "Ум животных", СПб., 1888; Менье, "Животные, способные к усовершенствованию", СПб., 1887; Houzeau, "Etudes sur les facultés mentales des animaux", т. I, Монс, 1872, стр. 286 и сл.), напр., орангутангов, собак, слонов и т. д. До сих пор, однако, от психологии животных нельзя ожидать больших результатов, ибо приводимые факты неточны, а толкование их настолько произвольно, что напоминает рассказы о собаках Джерома Джерома в его этюдах о романе. 3) Еще, может быть, важнее исследования в области истории развития С. у человека, нормального и ненормального, в различные возрасты (ср. работы Прейера и Перре о душе ребенка) и в зависимости от пола. В психологической литературе можно найти дельные замечания по этому предмету, но наиболее богатый материал по этому вопросу доставляет психиатрия, трактующая о нравственном помешательстве (moral insanity); в особенности важна та область психиатрической литературы, которая касается эротомании и извращений полового чувства (ср. Тарновский, "Извращение полового чувства"; Moreau, "Des aberrations du sens génesiane"; Kraft-Ebing, "Psychopathia sexualis", Штуттгарт, 1890), ввиду близкой связи, в которой находится чувство С. с половой сферой. 4) Ежели история индивидуального развития С. в человеке может служить любопытной темой исследования, то в еще большей степени интересны те изменения, которым подвергались представления о С. в различные времена у различных народов. В общем, по-видимому, можно считать доказанным факт постепенного совершенствования идеи С. и постепенного углубления самой стыдливости. Факты поразительного бесстыдства диких народов и народов, стоящих на низкой ступени развития, передаются как антропологами, так и многими путешественниками, хотя и здесь встречаются исключения, подобно тому, как и у народов, стоящих на высокой степени развития, бывают эпохи глубокого нравственного упадка (ср. Friedländer, "Sittengeschichte Roms"; Wiedemeister, "Der Caesarenwahnsinn"; Светоний; Lecky, "History of European morals"; Jacoby, "Etudes sur la sélection"). По отношению к чувству стыдливости историкам литературы следовало бы сделать то же, что Лапрад и Бизе сделали по отношению к чувству природы: материал чрезвычайно богатый, и нет недостатка в подготовительных работах в так наз. народной психологии, Völkerpsychologie (ср. L. Schmid, "Die Ethik der Alten Griechen"; Lazarus, "Die Ethik des Judenthums; Fouillée, "La psychologie du peuple français" и т. д.). Как поразительны, напр., рассуждения Аристотеля о С. в его "Этике" (к Никомаху), и как они отличны от воззрений христианства, несомненно способствовавшего углублению понятия С. (ср. Josef Müller, "Die Keuschheitsideen in ihrer geschichtlichen Entwicklung und practischen Bedeutung", Майнц, 1897 — неудовлетворительная книга; Сутерланд, "Происхождение и развитие нравственного инстинкта", СПб., 1900). 5) Большое значение имеет чувство С. и в исследованиях социологического характера. С точки зрения общественной привлекают внимание главным образом два явления — брак с его различными формами (моногамии, полигамии, полиандрии и др.) и результатами и преступление. Подобно тому, как в области психической уклонения от нормы доставляют наиболее богатый материал исследования, так и в области общественной исследование преступлений и преступников, в которых притуплено чувство С., может быть для социолога интересно не только в теоретическом отношении. За школою Ломброзо нужно в этой области признать несомненную заслугу, несмотря на ее скороспелые теории и увлечения (ср. Лино Ферриани, "Письма преступников"; Corre, "Les criminels", П., 1889; Havelock Ellis, "The criminal", Л., 1890). К этой же области социологических исследований следует отнести и те указания по отношению к чувству С., которые могут дать педагоги, имея в виду, с одной стороны, влияние школы (в большинстве случаев дурное), с другой — практическое указание средств к сохранению и развитию стыдливости во время школьного возраста. Наконец, серьезного внимания заслуживает отношение государства к проституции (ср. Проституция, а также А. Oettingen, "Moralstatistik", Эрланген, 1882) и к домам терпимости как учреждению, в котором христианское государство официально признает искорененным чувство С. у одних существ ради поддержания бесстыдства в других. Затруднительность положения современного государства по отношению к проявлениям бесстыдства заметна и в других вопросах (припомним, напр., бурю, поднятую в Германии по поводу закона Гейнце). 6) Чувство С. может быть предметом исследования и в области этики; в этом отношении Влад. Соловьев впервые указал ("Оправдание добра", гл. I) на то, что чувство С. не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только природное существо, а нечто высшее. Чувством С. определяется этическое отношение к материальной природе. Человек стыдится ее в себе или, точнее, стыдится своего подчинения ей и тем самым признает относительно ее свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею. 7) Наконец, чувство С. может быть предметом исследования с точки зрения эстетической. Литература по отношению к рассматриваемому вопросу может служить показателем не только историческим, но и эстетическим, т. е. можно исследовать вопрос о том, как и в каких типических фигурах воплотили великие мастера слова чувство С. И не только литература, но и другие искусства (напр. живопись и скульптура) могут быть введены в круг исследования (ср. напр. I. В. Delestre, "Études des passions appliquées aux beaux arts...", Пар., 1853).

    Э. Радлов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности. Содержание поступков, вызывающих чувство С., имеет общественно-исторический характер, зависит от эволюции норм морали. С. испытывается как тягостное беспокойство, неудовлетворённость собой, осуждение своего поведения, сожаление о совершенном поступке. С. может переживаться при недостойном поведении др. людей, в особенности близких. Чувство С. возникает и при воспоминании об унизительном поступке, совершенном в прошлом. Переживание С. может иметь отчётливые телесные симптомы — покраснение лица, опускание глаз и т. п.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. сты́д;
    2. стыды́;
    3. стыда́;
    4. стыдо́в;
    5. стыду́;
    6. стыда́м;
    7. сты́д;
    8. стыды́;
    9. стыдо́м;
    10. стыда́ми;
    11. стыде́;
    12. стыда́х.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    СТЫД, стыдить и пр. см. студ.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    СТЫД, -а, муж.

    1. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины. Испытывать с. Гореть (сгорать) от стыда (испытывать сильный стыд; разг.). Ни стыда, ни совести нет у кого-н. (совершенно бессовестен; разг.). К стыду своему (признаваясь в своей неправоте).

    2. Позор, бесчестье. С. и срам так поступать!

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    -а́, м.

    1.

    Чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка, поведения.

    Я понял все неприличие, всю низость своего поведения и, задыхаясь от стыда и раскаяния, стоял, как опозоренный. Тургенев, Яков Пасынков.

    Митя сгорел со стыда, вспомнив, как он, бесчувственно пьяный, валялся на тахте. Крон, Дом и корабль.

    ||

    Чувство моральной ответственности за свое поведение, поступки и т. п.

    — Все это хорошо, что ты и ошибки свои признаешь, и стыд, как видно, еще не совсем потерял. Шолохов, Поднятая целина.

    — Ну и балаболка, ну и жулик! Ни стыда, ни совести… Гладков, Вольница.

    2. разг.

    Позор, бесчестье.

    [Полина:] По твоей милости все смеются надо мной. Что я стыда натерпелась! А. Островский, Доходное место.

    — А вдруг отвергнут меня как недостойного, — думалось мне. — Какой будет стыд и огорчение! Морозов, Повести моей жизни.

    3. прост.

    Стыдливость.

    [Анисья:] Уж и точно девичий стыд до порога, а переступила — и забыла. Л. Толстой, Власть тьмы.

    к стыду своему {(}моему {и т. д.) }

    в знач. вводн. сл.

    употребляется для выражения недовольства своим (или чьим-л.) предосудительным в каком-л. отношении поведением, поступками и т. п.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    СТЫД, стыда, мн. нет, муж.

    1. Чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка. «Он проснется с содроганьем, полон страха и стыда.» Пушкин. «Слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.» Л.Толстой. «Я просто сгорел со стыда, когда он стал расписывать Бегушеву наше дурацкое дело.» Писемский. Ни стыда, ни совести. Ложный стыд.

    2. Позор, бесчестье. «Стыд пал на седую голову мою.» Даль. Стыд и срам.

    3. То же, что срам во 2 знач. (прост.). Стыд прикрыть.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Чувство сильного смущения, неловкости от сознания неблаговидности своего поступка, поведения и т.п.

    2.

    разг.

    Позор, бесчестье.

    3.

    разг.

    то же, что срам I 2.

    II

    предик.

    Об ощущении позора, о чувстве стыда, испытываемом кем-либо.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Психологический словарь

    Стыд - негативная эмоция, свидетельствующая о возможности потери самоуважения. При его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения неудач индивида.

  17. Источник: Психологический словарь



  18. Сексологическая энциклопедия

    1) мучительное душевное переживание, связанное с осознанием аморальности тех или иных действий, поступков, образа мыслей;

  19. Источник: Сексологическая энциклопедия



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    сты́д род. п. -а́, укр. стид, блр. стыд, ст.-слав. стыдъкъ αἰσχρός, ἀναιδής (Супр.), сербохорв. сти̑д "стыд", сти́дак "последний кусок на тарелке, который каждый стесняется брать", чеш. styděti sе "стыдиться", stydký "постыдный", слвц. stуdiеt᾽ sа, польск. wstyd "стыд". Связано чередованием гласных со сту́да. Знач. "стесняться, стыдиться" и "стынуть" являются родственными (Уленбек, РВВ 26, 309; см также выше, сты́гнуть).

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. shame к нашему стыду сгореть со стыда ≈ to burn with shame стыд и срам! ≈ a sin and a shame!, for shame! ни стыда ни совести нет ≈ разг. to have no conscience at allм. shame;
    ~ и позор! it`s a disgrace!;
    ~ и позор ему! shame on him!;
    ~ и срам! for shame!;
    к великому моему ~у должен признаться... I have to confess to my shame..., to my shame be it said...;
    не иметь ни ~а ни совести be* dead to shame;
    потерять всякий ~ lose* all sense of shame.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Scham f; Schande f(позор)

    стыд и срам — Schmach und Schande

    какой стыд! — welche Schande!

    со стыда — vor Scham

    чувство стыда — Schamgefühl n

    к моему стыду — zu meiner Schande

    у него нет ни стыда, ни совести разг. — er ist unverschämt

    краснеть от стыда — schamrot werden

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    стыд м Scham f; Schande f (позор) стыд и срам Schmach und Schande какой стыд! welche Schande! со стыда vor Scham чувство стыда Schamgefühl n 1 к моему стыду zu meiner Schande у него нет ни стыда, ни совести разг. er ist unverschämt краснеть от стыда schamrot werden

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    honte(придых.) f; pudeur f(стыдливость)

    ложный стыд — fausse honte, mauvaise honte

    отбросить стыд — avoir toute honte bue

    сгореть со стыда — mourir(ê.) de honte

    к моему стыду — à ma honte, à ma confusion

    не иметь ни стыда ни совести — n'avoir ni foi ni loi

    без стыда — sans vergogne

    стыд и срам! — c'est honteux(придых.)!

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    vergüenza f; pudor m(стыдливость)

    к моему́ стыду́ — para mi vergüenza

    потеря́ть, отбро́сить стыд — perder, desechar la vergüenza

    сгора́ть от стыда́ — caérsele la cara de vergüenza, morirse de vergüenza

    не име́ть ни стыда́ ни со́вести — no tener temor ni vergüenza

    без стыда́ — con descaro, desvergonzadamente

    натерпе́ться стыда — llenarse de vergüenza

    стыд и срам! — ¡es una vergüenza!

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)vergogna f

    к моему стыду — con

    краснеть от стыда — arrossire per vergogna

    не иметь стыда — non aver vergogna; essere sfacciato / svergognato

    отбросить стыд — lasciar da parte ogni vergogna

    стыд и срам! — <è una / che> vergogna!

    ни стыда ни совести — è una faccia tosta

    2)разг.(стыдливость) pudore m

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Философская энциклопедия

    СТЫД

    в философии Ясперса основанная на чувствах уверенность в том, что нельзя философствование, раскрывающее экзистенцию, выдавать за само существование, нельзя удовлетвориться результатами такого философствования. Сартр говорит: «В чувстве стыда я признаю, что я есть я, каким другие видят меня».

  35. Источник: Философская энциклопедия



  36. Энциклопедический словарь

    СТЫД -а́; м.

    1. Чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка, поведения. Испытывать с. Гореть со стыда (испытывать сильный стыд).

    2. Чувство моральной ответственности за своё поведение, поступки и т.п. Совсем с. забыл кто-л. У него ещё есть с. Ни стыда ни совести у кого-л. (разг.; о ком-л. бессовестном или совершившем непорядочный, бессовестный поступок). Нет (в глазах) стыда у кого-л. (разг.; о ком-л. бессовестном, наглом, игнорирующем нравственные правила).

    3. Разг. Позор, бесчестье. Натерпеться стыда. Стыда не оберёшься.

    4. Разг. Стыдливость. Девичий с. Юношеский с.

    Стыд, неизм.; в функц. сказ. Стыдно, позорно. С. тебе так говорить! Просто с. и срам так думать. С. не уважать родителей. К стыду своему (моему и т.п.), в зн. вводн. словосоч. Выражение недовольства своим или чьим-л. поведением, поступками, предосудительными для кого-л. или в каком-л. отношении. К стыду своему, я проспал.

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Сводная энциклопедия афоризмов

    СТЫД

    Стыд — страх перед ожидаемым бесчестием.

    Платон

    Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.

    Карл Маркс

    Стыд определяет сознание.

    Станислав Ежи Лец

    Честный всегда найдет еще более честного, который его пристыдит.

    «Пшекруй»

    Чем больше у человека того, чего он стыдится, тем он почтеннее.

    Джордж Бернард Шоу

    Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать.

    Франсуа Ларошфуко

    Сегодня люди стыдятся того, что все еще стыдятся того, чего стыдились раньше.

    Жак Тати

    Стыдливость: свойство, которое мужчины приписывают женщинам.

    Поль Жеральди

    Способность краснеть — самое характерное и самое человечное из всех человеческих свойств.

    Чарлз Дарвин

    Человек — единственное животное, которое может краснеть и имеет для этого поводы.

    Марк Твен

    Прежде девушки краснели, когда их стыдили; а нынче стыдятся, когда краснеют.

    Морис Шевалье

    Если я иногда краснею, то только от удовольствия.

    Натали Клиффорд Барни

    Ночью никто не краснеет.

    Бенджамин Уичкот

    Любовь — это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда.

    Зигмунд Фрейд

    (см. РАСКАЯНИЕ, ПОКАЯНИЕ)

  39. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  40. Энциклопедия кино

    «СТЫД» (Skammen) Швеция, 1968, 103 мин.

    Экзистенциальная драма-антиутопия.

    Этот фильм может показаться неожиданным для тех зрителей, которые знают и любят Ингмара Бергмана как исповедального поэта и в то же время хирурга интимного мира человеческих отношений, упорного исследователя замкнутой вселенной индивидуума, который утратил способность к контактам с другими людьми, а в себе обнаружил разверзнувшуюся пропасть. Политическая, антивоенная притча «Стыд» снята в резкой, почти хроникальной манере, с внешней экспрессией. Камерное пространство типичных бергмановских драм оказывается открытым всем ветрам сумасшедшего времени начавшейся где-то войны (гражданской? третьей мировой?). В малонаселенный, обособленный мир острова врываются, как завоеватели, какие-то посторонние люди — солдаты, телерепортеры, представители власти. Но главные ужасы происходят где-то вдали: лишь трупы людей в море свидетельствуют — и это намного страшнее — о творящейся бойне, чуме истребления, поразившей человечество.

    «Стыд» явно перекликается с «Седьмой печатью», хотя символизм и библейские мотивы теперь спрятаны в самом повествовании. Бергман словно реализует предсказание из Апокалипсиса (с того момента, когда ангел снимает седьмую печать), но делает это в максимально адекватной реальности форме. Страшный Суд, имеющий обличье обыкновенного земного кошмара, производит более сильное впечатление, чем живописание фантастических событий. Пророчество и предостережение выдающегося режиссера точнее и глубже многих пугающих антиутопий о будущем. Апокалипсис, по Ингмару Бергману, наступает просто и быстро — но неотвратимо и неисповедимо. Только чувство стыда — всеобщее и каждого человека в отдельности — может спасти человечество от неминуемой гибели. Да избавится устыдившийся — таков философски горький финал послания (иначе не скажешь) шведского мастера людям. Внимательный зритель обнаружит родственную связь этой картины с «Жертвоприношением» — последней лентой-завещанием Андрея Тарковского, по закономерному совпадению тоже снятой на шведской земле.

    Сергей Кудрявцев

    В ролях: Лив Ульман (см. УЛЬМАН Лив), Макс фон Сюдов (см. СЮДОВ Макс фон), Гуннар Бьeрнстранд (см. БЬЕРНСТРАНД Гуннар), Сигге Фурст, Вильгот Шеман (см. ШЕМАН Вильгот).

    Режиссер Ингмар Бергман (см. БЕРГМАН Ингмар).

  41. Источник: Энциклопедия кино



  42. Социологический словарь

    (SHAME) В антропологии проводится различие между культурами вины, в которых социальный контроль осуществляется посредством внутренних санкций, и культурами стыда, в которых индивиды контролируются посредством публичной угрозы их личной репутации и чести. Публичный стыд отражается не только на самом индивиде, но также на его семье и родственниках, вследствие этого, отклонение от принятых в данном сообществе норм влечет за собой строгие семейные санкции. Стыд как механизм социального контроля эффективен только в малых группах, то есть в условиях непосредственной близости людей и наблюдаемости их поведения, и поэтому является характерной чертой скорее сельской, нежели городской жизни. См. также: Санкция.

  43. Источник: Социологический словарь



  44. Русско-английский словарь пословиц и поговорок

  45. Источник:



  46. Словарь антонимов

  47. Источник:



  48. Тезаурус русской деловой лексики

  49. Источник:



  50. Толковый словарь Даля

  51. Источник: