«Реквием»

Реквием в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Реквием»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (missa pro defunctis, Seelenmesse) — католическая обедня по умершим: музыкальное сочинение для солистов, хора, оркестра или органа. Делится на следующие части: 1) Requiem aeternam, 2) Dies irae, 3) Domine, 4) Sanctus, 5) Agnus Dei. Кроме того, бывают номера Benedictus, Lux aeterna Libera. Самые выдающиеся Р. принадлежат Гайдну, Моцарту, Керубини, Берлиозу.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от первого слова латинского текста: «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Покой вечный дай им, господи»)

    траурная заупокойная Месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей («Глориа», «Кредо»), вместо которых вводятся другие («Реквием» вначале, далее «Диес ире», «Туба мирум», «Лакримоза» и др.). Композиторы 15—16 вв. создавали Р. в виде циклических полифонического склада хоровых произведений А капелла, основанных на мелодиях григорианского хорала (См. Григорианский хорал). В 17—18 вв. Р. превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра, обычно не связанное с мелодиями григорианского хорала; полифонические средства выразительности стали сочетаться в нём с гомофонно-гармоническими. Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, исполняется в концертных залах. Всемирную известность получил Реквием Моцарта (1791), законченный его учеником Ф. Зюсмайром. В 19 в. к жанру Р. обращались Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак и др.; наиболее выдающиеся Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1874). Особое место занимает «Немецкий реквием» Брамса (1868), написанный на немецкий текст. Р. создают и современные композиторы. В их числе «Военный реквием» Бриттена, в котором литургический латинский текст сочетается со стихотворениями У. Оуэна. Лишены всякой связи с литургическим текстом Р. советских композиторов — «Симфония-реквием памяти В. И. Ленина» Кабалевского (1933), его же Р., посвященный памяти жертв фашизма (1963), и др.

    Лит.: Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. — Lpz., 1909.

    Б. В. Левик.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. ре́квием;
    2. ре́квиемы;
    3. ре́квиема;
    4. ре́квиемов;
    5. ре́квиему;
    6. ре́квиемам;
    7. ре́квием;
    8. ре́квиемы;
    9. ре́квиемом;
    10. ре́квиемами;
    11. ре́квиеме;
    12. ре́квиемах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    РЕ́КВИЕМ [рэ ], -а, муж.

    1. У католиков: богослужение по умершему. Служить р.

    2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. Р. Моцарта.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Заупокойное католическое богослужение.

    2.

    Музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера.

    Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза.

    [От первого слова латинского текста реквиема: requiem aeternam dona eis — покой вечный дай им]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    РЕ́КВИЕМ, реквиема, муж. В католической церкви - заупокойная служба по умершем.

    || Музыкальное произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза. (По первому слову лат. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой).

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Название музыкального произведения.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    РЕКВИЕМ (по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis - Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди); с 17 в. реквиемы создаются и на немецкие тексты из лютеранской Библии (Г. Щютц, И. Брамс), в 20 в. - на неканонические тексты (Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский).

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    РЕКВИЕМ (requiem, винительный падеж от латинского requies - покой, отдых; начальное слово текста "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), траурная заупокойная месса. В музыке 18 - 20 вв. близок оратории (реквиемы В.А. Моцарта, О.А. Козловского, Г. Берлиоза, Г. Форе, Дж. Верди, И.Ф. Стравинского, А.Г. Шнитке, "Немецкий реквием" И. Брамса, "Военный реквием" Б. Бриттена на неканонический текст).

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    церк.;
    муз. requiemм. requiem.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Requiem n, pl -s; рел. тж. Totenmesse f

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    реквием м Requi|em n 1, pl -s; рел. тж. Totenmesse f c

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    requiem m (pl invar)

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    réquiem m

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)рел. Messa di requiem

    2)муз. requiem тж. перен.

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Энциклопедический словарь

    РЕ́КВИЕМ -а; м. [от первого слова латинского текста: reguiem aeternam dona eis - покой вечный дай им]

    1. В католической церкви: заупокойное богослужение.

    2. Музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера.

    * * *

    ре́квием

    (по начальному слову латинского текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Вечный покой даруй им, Господи»), заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, О. А. Козловский, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди, Г. Форе, А. Г. Шнитке); с XVII в. реквиемы создаются и на немецкие тексты из лютеранской Библии (Г. Шютц, И. Брамс), в XX в. — на неканонические тексты (Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский).

    * * *

    РЕКВИЕМ

    РЕ́КВИЕМ (по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Вечный покой даруй им, Господи»), заупокойная месса(см. МЕССА). На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт(см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей), Г. Берлиоз(см. БЕРЛИОЗ Гектор), Ф. Лист(см. ЛИСТ Ференц), Дж. Верди(см. ВЕРДИ Джузеппе)); с 17 в. реквиемы создаются и на немецкие тексты из лютеранской Библии (Г. Шютц(см. ШЮТЦ Генрих), И. Брамс(см. БРАМС Иоганнес)), в 20 в. — на неканонические тексты (Б. Бриттен(см. БРИТТЕН Бенджамин), Д. Б. Кабалевский(см. КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович) ).

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Музыкальная энциклопедия

    (от первого слова лат. текста "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Покой вечный дай им, господи") - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католич. мессы отличается отсутствием нек-рых частей ("Gloria" - "Слава", "Credo" - "Верую"), вместо к-рых вводятся другие (вначале "Requiem", далее "Dies irae" - "День гнева", "Tuba mirum" - "Чудесная труба", "Lacrimosa" - "Слёзная", "Offertorio" - "Приношение даров", "Lux aeterna" - "Вечный свет" и др.) Само назначение и содержание Р. обусловливает его скорбно-трагич. характер.

    Как и месса, первоначально Р. складывался из мелодий григорианского хорала, исполнявшихся в унисон; при этом в выборе мелодий существовали разл. местные традиции. Уже в 15 в. стали появляться многогол. обработки этих мелодий.

    Первый такой Р., созданный композитором т.н. 1-й франко-фламандской школы Г. Дюфаи (1-я пол. 15 в.), не сохранился. Дошедший до нас Р. этого типа принадлежит композитору 2-й франко-фламандской школы Й. Окегему (2-я пол. 15 в.). Написанный для хора а cappella в традициях строгого полифонич. стиля, он ещё содержит "Credo" - часть, выпавшую в Р. последующих эпох. В жанре Р. работали мн. композиторы 16 в. во главе с О. Лассо и Палестриной. В 1570 рим. церковью был строго регламентирован состав Р.

    В 17-18 вв., в эпоху зарождения и развития оперы и утверждения гомофонно-гармонич. стиля, Р. превратился в крупное циклич. произв. для хора, солистов и оркестра. Канонизированные мелодии григорианского хорала перестали быть его интонац. основой, и вся его музыка стала сочиняться композитором. При господстве гомофонно-гармонич. склада полифония сохранила значение, но в новом качестве, вступив в органич. взаимосвязь с гармонич. функциональностью.

    Будучи по тексту связан с католич. церк. заупокойной службой, Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, звучит не в церквах, а в конц. залах. В 18 в. наиболее значит. произв. этого жанра написали итальянцы А. Лотти, Ф. Дуранте, Н. Йоммелли, А. Хассе (немец по происхождению), поляк М. Звешховский. Величайшим является Реквием Моцарта (1791) - последнее произв. композитора, законченное его учеником Ф. Зюсмайером. В Реквиеме Моцарта выражен глубокий мир человеческих переживаний с преобладанием скорбной лирики.

    К жанру Р. обращались мн. композиторы 19 в. Среди них - Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак, Ш. Гуно, К. Сен-Сане, Г. Форе. Наиболее выдающиеся, получившие широкое распространение Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1873). Грандиозный, насыщенный революц. пафосом Реквием Берлиоза посв. памяти жертв Июльской революции 1830. Отличающийся красотой и богатством мелодики Реквием Верди, посв. памяти итал. поэта А. Мандзони, близок по стилю к его операм ("Травиата", "Аида"). Особое место занимает "Немецкий реквием" Брамса (1868), написанный на нем. текст (вместо традиц. литургич. латинского). Не придерживаясь обычного состава реквиема, Брамс отобрал из Священного писания тексты, в к-рых ставится проблема жизни и смерти. Философская лирика, свойственная стилю Брамса, пронизывает и это его произведение.

    Мн. совр. композиторы отдали дань жанру Р., в ряде случаев отказываясь от традиц. литургич. текста. В "Военном реквиеме" Бриттена (1962) литургич. лат. текст сочетается со стихотворениями англ. поэта У. Оуэна, имеющими антивоенную направленность. Это одно из наиболее выдающихся произв. совр. ораториально-симф. музыки.

    Р. сов. композиторов не содержат к.-л. элементов традиц. текста; они тесно связаны с современностью, с революц. тематикой. В их числе: 3-я симфония - "Реквием" памяти В. И. Ленина (1933, сл. Н. И. Асеева) и Р., посвященный "тем, кто погиб в борьбе с фашизмом" (1963, сл. Р. И. Рождественского), Кабалевского; "Реквием памяти В. И. Ленина" Ходжа-Эйнатова (1934, сл. М. А. Светлова); "Реквием памяти С. М. Кирова" Юдина (1935, слова композитора) и др.

    Литература: Spitta Ph., Musikalische Seelemessen, в сб.: Zur Musik, В., 1892; Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. - Lpz., 1909; Fox Gh. W., The polyphonie requiem before about 1615, "Bulletin of the American Musicological society", 1943, v. 7.Б. В. Левик.

  35. Источник: Музыкальная энциклопедия



  36. Музыкальный словарь

    Реквием Моцарта. Реквием Верди. Немецкий реквием Брамса. Военный реквием Бриттена. Каждый, наверное, не раз слышал эти слова, но не задумывался над тем, что же они означают. По-латыни requiem aeternam -- вечный покой. Эти слова -- начало католической заупокойной молитвы. Когда-то композиторы писали на этот латинский канонический, то есть узаконенный, никогда не изменяющийся текст церковные песнопения для солистов, хора и органа или оркестра. Исполнялись эти песнопения в храмах, во время заупокойной службы. Со времени Моцарта реквием утрачивает культовый -- церковный -- характер, но сочиняли его все же на латинский текст. Он использован даже в Реквиеме Верди, который по музыке больше напоминает оперные сцены, чем церковную службу. «Немецкий реквием» Брамса называется так потому, что этот композитор впервые отказался от латинского текста, заменив его словами на родном -- немецком -- языке. В наше время понятие слова «реквием» очень расширилось. Замечательный английский композитор Б. Бриттен назвал так свое монументальное антивоенное сочинение, в котором, кроме латыни, звучат страстные стихи английского поэта Уилфрида Оуэна, погибшего во время первой мировой войны. Вслед за поэтом Робертом Рождественским Реквиемом назвал свое вокально-симфоническое сочинение, написанное на его стихи, Д. Б. Кабалевский. Разумеется, в нем нет никаких латинских текстов, и вообще ничего молитвенного, связанного с религией. Реквием Кабалевского посвящен тем, кто погиб в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Он проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей. Часто реквиемом называются отдельные небольшие вокально-симфонические или оркестровые произведения или эпизоды внутри крупных произведений -- оперы или симфонии, -- когда они посвящены памяти погибших героев и носят скорбно-возвышенный, сосредоточенный характер.

  37. Источник: Музыкальный словарь



  38. Энциклопедия кино

    «РЕКВИЕМ», СССР, Таллинфильм, 1984, цв., 73 мин. Психологическая драма.

    1944 год. Действие происходит в Эстонии накануне ее освобождения от фашистов. После гибели матери и жены органный мастер Яан Прий отстраняется от участия в общественной жизни оккупированного города. Однако события развиваются таким образом, что именно от него зависит жизнь двух советских летчиков, оказавшихся в его органной мастерской...

    В ролях: Аарне Юкскюла (см. ЮКСКЮЛА Аарне), Дорис Неуланд, Андрюс Ваарик, Свен Грюнберг (см. ГРЮНБЕРГ Свен), Регина Разума (см. РАЗУМА Регина), Иво Линна, Сулев Луйк (см. ЛУЙК Сулев), Айгарс Вахеметса.

    Режиссер: Олав Неуланд (см. НЕУЛАНД Олав). Авторы сценария: Теэт Каллас, Олав Неуланд (см. НЕУЛАНД Олав). Оператор: Юри Силларт (см. СИЛЛАРТ Юрий Александрович). Художник-постановщик: Тоомас Хырак (см. ХЫРАК Тоомас). Композитор: Свен Грюнберг (см. ГРЮНБЕРГ Свен). Звукорежиссер: Раймонд Шенберг.

  39. Источник: Энциклопедия кино



  40. Большой Энциклопедический словарь

    РЕКВИЕМ
    РЕКВИЕМ (по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis - Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди); с 17 в. реквиемы создаются и на немецкие тексты из лютеранской Библии (Г. Щютц, И. Брамс), в 20 в. - на неканонические тексты (Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  41. Источник: