Словарь Брокгауза и Ефрона

    искусство узнавать характер, темперамент, настроение человека по его почерку. В XVII в. о Г. писал итальянский ученый Камилло Бальдо (1622). Лафатер также признавал возможность графолог. искусства. В XIX в. Г. продолжала интересовать многих ученых. Литература по Г. довольно обширна. В последнее время французский аббат Мишон ("Système de Graphologie", 9 изд., 1891) и физиолог Прейер ("Zur Psychologie d. Schreibens", 1895) пытались научно обосновать графологич. методы наблюдений. Графологич. наблюдения предлагались также для исследования душевных болезней и преступности.

    Ср. Schwiedland, "Gesch., Theorie und Begründung d. Handschriftendeutung" (1883); Lombroso, "Handbuch d. Graphologie" (с итал.); Meyer, "Die wissenschaftl. Grundlagen d. Graphologie" (1901). В Париже и Мюнхене изд. специальные журн. по Г.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от Графо... и ...Логия)

    учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нём свойств и психических состояний пишущего. Почерк — разновидность выразительных движений (См. Выразительные движения),особенность которых состоит в том, что они являются «саморегистрирующимися» и поэтому всегда доступными изучению. Взгляд на почерк как определенное выражение человека восходит к античности (Теофраст и др.), первые опыты Г. — к эпохе Возрождения (сочинения итальянского учёного К. Бальди, 1622). В качестве специальной дисциплины Г. возникает во 2-й половине 19 в. во Франции [Ж. Мишон, введший самый термин «Г.» (1872), Крепьё-Жамен]; почерк рассматривался при этом как система устойчивых графических признаков, каждому из которых соответствует определенное свойство характера. С конца 19 в. складывается немецкая школа Г. (Г. Мейер, В. Прейер и особенно Л. Клагес); в противовес изолированному толкованию отдельных признаков развивается представление о двузначности и даже многозначности каждого отдельного графического знака, конкретное значение которого определяется лишь на уровне анализа почерка как «целостной формы» (Клагес). Данные Г. применяются для исследования индивидуальных особенностей человека в психологии, а также в медицине и криминалистике в качестве средства психологической и физиологической диагностики наряду с др. методами, например Тестами.

    Ю. Н. Попов.

    Г. в криминалистике. Итальянский учёный Ч. Ломброзо считал, что почерк является врождённой и неизменной функцией человека и способствует различению признаков, характеризующих врождённый «преступный тип» (см. Антропологическая школа уголовного права).

    Советские учёные-криминалисты, отвергая эти идеи о почерке как врождённой функции человеческого организма, изучают процесс формирования почерка, в основе которого лежит определенный навык (см. Графическая идентификация), а также различные корреляции между почерком и личностью пишущего (различие почерков мужчин и женщин, детей и стариков, профессиональные особенности ряда элементов письменной речи пишущего и т. д.). См. также Почерковедение судебное.

    А. И. Винберг.

    Лит.: Michon J.-H., Système de graphologie, P., 1875; KIages L., Handschrift und Charakter, 25Aufl., Bonn, 1965; Pulver М., Symbolik der Handschrift, 6 Aufl.i Z., 1955.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. графоло́гия;
    2. графоло́гии;
    3. графоло́гии;
    4. графоло́гий;
    5. графоло́гии;
    6. графоло́гиям;
    7. графоло́гию;
    8. графоло́гии;
    9. графоло́гией;
    10. графоло́гиею;
    11. графоло́гиями;
    12. графоло́гии;
    13. графоло́гиях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ГРАФОЛО́ГИЯ, -и, жен. Учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека.

    | прил. графологический, -ая, -ое. Г. анализ.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    Изучение почерка с целью определения психического склада и способностей человека.

    [От греч. γράφω — пишу и λόγος — учение]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ГРАФОЛО́ГИЯ, графологии, мн. нет, жен. (от греч. grapho - пишу и logos - учение) (спец.). Способ определять характер человека по его почерку.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Исследование почерка с точки зрения отражения в нём свойств характера, способностей и психических состояний пишущего.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ГРАФОЛОГИЯ (от графо... и ...логия) - учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    ГРАФОЛОГИЯ (от графо... и...логия), учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. graphologyж. graphology.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    graphologie f

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    grafología f

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    grafologia

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Медицинская энциклопедия

    (graphologia; Графо- + греч. logos учение, наука)

    изучение особенностей почерка здоровых людей и его нарушений у больных; имеет значение при диагностике некоторых нервных и психических болезней, а также в судебной экспертизе.

  27. Источник: Медицинская энциклопедия



  28. Энциклопедия Кольера

    изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее "подписью", как голос или выражение лица.

    История. Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807-1881). Мишон собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами. Знаменитый ученик Мишона Крепье-Жамен отказался от учения о "фиксированных знаках" с однозначными неизменными корреляциями в пользу более гибкой системы "преобладающих особенностей". В начале 20 в. центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, "почерк руки" оказался на самом деле "почерком мозга". К сходному заключению пришел Георг Мейер, психиатр, утверждавший, что "сила" почерка определяется психомоторной энергией. Другие графологи этого периода - швейцарский врач и писатель Макс Пулвер, связавший анализ почерка с символизмом бессознательного, и психолог и философ Людвиг Клагес, ставший ведущим авторитетом в этой области. На протяжении 20 в. графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов. В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 Гордон Олпорт и Филип Вернон в Гарвардской психологической клинике. Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 Теа Левинсон и Джозеф Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими "напряжением и расслаблением".

    Применение в психологии. Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки над i. Изучение этих характеристик - "чистая графология", вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены. Элементы, свойственные индивидуальному почерку, - пространственные, конструктивные, некоторые двигательные тенденции, - сильно разнятся. Их очертания определяются сознательным или бессознательным выбором пишущего. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка. Искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие тенденции и их взаимодействие. Например, если почерк крупный, это указывает на склонность пишущего к экспансивности, к тенденции "думать о главном". Другие отличительные особенности того же почерка, в частности наклон, помогают определить, обращена ли подобная сосредоточенность на "главное" вовне, на внешние события, внутрь, на самого пишущего, или же носит смешанный характер, и в какой степени. Применительно к социальной сфере ширина букв показывает, общителен пишущий или же застенчив. Торопливость или аккуратность письма говорит о том, спешит ли пишущий, импульсивен ли он, непредсказуем, эмоционален или же уравновешен, осмотрителен и сдержан. Оценки, содержащиеся в рабочей таблице графолога, преобразуются затем в отчет. Графологические методы имеют несомненные ограничения. Ни один специалист не способен с уверенностью определить пол или возраст пишущего. Такие характеристики интеллекта, как коэффициент умственного развития, по почерку определить трудно. Развитие почерка, подобно развитию языка, может быть приостановлено жизненными обстоятельствами. Основными областями применения графология являются подбор персонала, профессиональная ориентация, исторические изыскания. Графолог может быть назван "консультантом по почерку", но обозначение "эксперт по почерку" обычно относится к лицу, проводящему экспертизу по заданию суда для оценки сходства или различия почерка исследуемого документа с почерком определенного лица.

    ЛИТЕРАТУРА

    Маяцкий В. Графология. М., 1990 Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность (Способ определения характера по почерку). Киев, 1992

  29. Источник: Энциклопедия Кольера



  30. Философская энциклопедия

    ГРАФОЛОГИЯ

    ГРАФОЛОГИЯ (от греч. graphe – почерк и logos – учение) – почерковедение, наука о почерке как выражении характера, личности. Предназначенная сначала для чисто практических надобностей, судебных целей, (т. н. письменная экспертиза), графология была развита в науку. см. УЧЕНИЕ О ВЫРАЖЕНИИ.

  31. Источник: Философская энциклопедия



  32. Энциклопедический словарь

    ГРАФОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. graphō - пишу и logos - учение] Учение о почерке как отражении свойств характера и психологических состояний человека; исследование почерка для установления таких свойств и состояний.

    Графологи́ческий, -ая, -ое. Г. анализ. Г-ая экспертиза.

    * * *

    графоло́гия

    (от графо... и...логия), учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нём свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике.

    * * *

    ГРАФОЛОГИЯ

    ГРАФОЛО́ГИЯ (от графо...(см. ГРАФО... (часть сложных слов)) и logos — слово, учение), учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике.

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Орфографический словарь-справочник

  35. Источник:



  36. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  37. Источник:



  38. Большой Энциклопедический словарь

  39. Источник: