Большая Советская энциклопедия

    (япон. гейся)

    в Японии женщина, прошедшая длительную и разнообразную подготовку (обучение пению, танцам, музыке, умению вести остроумную светскую беседу и др.) и нанимаемая устроителями великосветских приёмов, банкетов и т.д. для выполнения роли гостеприимной хозяйки, развлечения гостей и создания непринуждённой атмосферы в мужской компании.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. ге́йша;
    2. ге́йши;
    3. ге́йши;
    4. ге́йш;
    5. ге́йше;
    6. ге́йшам;
    7. ге́йшу;
    8. ге́йш;
    9. ге́йшей;
    10. ге́йшею;
    11. ге́йшами;
    12. ге́йше;
    13. ге́йшах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ГЕ́ЙША, -и, жен. В Японии: профессиональная танцовщица и певица, приглашаемая для приёма и развлечения гостей [первонач. увеселявшая посетителей так наз. чайных домиков].

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    Профессиональная танцовщица и певица в Японии, приглашаемая для приема и развлечения гостей (первоначально увеселявшая посетителей в так наз. чайных домиках).

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ГЕ́ЙША, гейши, жен. (япон. geishi, букв. искусница).

    1. Японская танцовщица и певица в чайном домике.

    2. Род широкой женской одежды (устар.).

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Женщина, обученная музыке, танцам, умению вести светскую беседу и приглашаемая на роль гостеприимной хозяйки при приёме гостей (в Японии).

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ГЕЙША (япон. гейся) - в Японии профессиональная танцовщица, певица, музыкантша, развлекающая посетителей чайных домиков или гостей на приемах и прислуживающая им.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ГЕЙША (японское гэйся), в Японии профессиональная танцовщица, певица, музыкантша, развлекающая посетителей чайных домиков или гостей на приемах и прислуживающая им.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Сексологическая энциклопедия

    (япон. слово "гейся", образовано из 2 иероглифов: "гей" - искусство и "ся" - человек, т. е. "человек искусства"), в Японии женщина, прошедшая длительное обучение музыке, пению, танцам, умению вести остроумную светскую беседу и т. п. и развлекающая посетителей чайных домиков или гостей на приемах и прислуживающая им. В странах Древнего Востока гейшами называли женщин, как правило, красивых и высоко образованных, которых приглашали для украшения, развлечения, "услады" мужских компаний. Существовали особые школы по подготовке гейш, куда набирали красивых девушек, обучали их литературе, музыке, танцам, умению хорошо одеваться, вести светскую беседу. В Японии каждый состоятельный мужчина имел жену - для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей и гейшу - для физического и интеллектуального отдыха. Гейша была душой общества, умела развлечь любого гостя. Она носила особые кимоно, а лица украшали традиционными масками. В Японии гейши сохранились до настоящего времени. В отличие от проституток половые связи у них не являются основой во взаимоотношениях с мужчинами.

  17. Источник: Сексологическая энциклопедия



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. geishaж. Geisha.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    geisha f

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    geisha f

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    geisha

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Энциклопедический словарь

    ГЕ́ЙША -и; ж. В Японии: профессиональная танцовщица и певица, обученная умению вести светскую беседу и приглашаемая для развлечения гостей на приёмах, банкетах и т.п. (первоначально увеселявшая посетителей в так называемых чайных домиках).

    * * *

    ге́йша

    (япон. гейся), в Японии профессиональная танцовщица, певица, музыкантша, развлекающая посетителей чайных домиков или гостей на приёмах и прислуживающая им.

    * * *

    ГЕЙША

    ГЕ́ЙША (япон. гейся), в Японии профессиональная танцовщица, певица, музыкантша, развлекающая посетителей чайных домиков или гостей на приемах и прислуживающая им.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Вся Япония

    Слово "гейша" в русском языке появилось в результате неправильной транскрипции английского написания слова "гэйся". Гэйся можно перевести как "человек искусства" или "человек, обладающий мастерством". Так или иначе, но все говорит о творческом характере этой профессии. В этом легко убедиться, просто посмотрев на гейш вблизи. Весь их внешний вид, по сути, является маской, которая определена им традиционным положением в обществе. Нарядные, с высокими старинными прическами (сегодня это парики), они далеки от реальной действительности и напоминают скорее красавиц со знаменитых японских гравюр XVIII–XIX вв. Однако при более близком рассмотрении красавицами их назвать трудно - невероятно толстый слой пудры превращает даже молодые, хорошенькие лица в неестественно белые маски с вычерненными по старинной моде зубами. Мало того, нередко можно встретить гейш среднего и даже почтенного возраста. Хорошему вину время прибавляет крепости и аромата, гейшам - мастерства и умудренности. В Киото сохранился целый квартал - Гион, где гейши живут уже более двухсот лет. Традиционные двухэтажные дома с четкой геометрией наружных решеток сегодня, в отличие от прежних времен, выглядят загадочно скрытными. Раньше этот квартал наряду с гейшами населяло множество мастеров художественных ремесел, которые обслуживали их. Они создавали кимоно, украшения, обувь, различные аксессуары, музыкальные инструменты, веера, предметы быта. Потомки некоторых из них продолжают здесь жить и работать для гейш, усиливая тем самым атмосферу заповедности этого района. Гейши Киото - самые известные в стране. Они стали частью традиционной культуры, которая делает этот город столь привлекательным. Их можно увидеть на разных празднествах - они проводят чайные церемонии, дают небольшие представления и одним своим присутствием привносят аромат старины. Каждый год в мае со всей страны в Киото съезжаются желающие полюбоваться танцами майко - учениц гейш. Внешне они выглядят как взрослые гейши - в таких же замечательных кимоно, только концы парчовых поясов оби не завязаны, а распущены сзади. Это красивое зрелище стало одним из фестивалей национальных традиций. Только в Киото существует школа, где девочек с семи-восьми лет начинают обучать искусству гейш - умению петь, танцевать, гримироваться, надевать и носить кимоно, играть на сямисэне - трехструнном инструменте с длинным грифом, проводить чайную церемонию, различным развлекательным играм и, конечно, особому мастерству беседы с мужчинами. Считается, что одной из основных причин притягательности гейш для японских мужчин является их раскрепощенный разговор, естественное общение с ними и умение польстить мужскому самолюбию, что никогда не могли себе позволить женщины других социальных слоев, связанные традиционными условностями, которые сформировали, точнее, сковали женский национальный характер. В наше время, когда в Японии действует закон об обязательном девятилетнем образовании, майко может перейти в разряд гейш только после окончания второй ступени средней школы, т. е. не ранее 15–16 лет. Из Киото молодые гейши разъезжаются по всей стране. Сегодня профессия гейши является такой же, как и любая другая творческая деятельность, но времени она отнимает очень много. В 1995 году гейши Киото позволили себе коллективное возмущение своими условиями работы, которые почти не оставляют им личной свободы. Этот фактор вместе с конкуренцией со стороны хостес - девушек в европейских ресторанах и барах, в чьи обязанности также входит развлечение гостей, приводит к сокращению числа гейш. В конце 1920-х гг. их было около 80 тысяч, в конце 1980-х - уже около 10 тысяч, и эта цифра уменьшается. Нынешние гейши - своеобразный осколок старого феодального уклада жизни. Оказавшись в совершенно иной социальной и культурной среде, они как явление безусловно претерпели определенные изменения, но сохранили основное свое назначение - утонченно развлекать гостей. Известно, что сегодня вечер с гейшами стоит немалых денег, само их присутствие, даже весьма краткосрочное, означает высокий уровень банкета. Развлекая гостей, гейши создают для них особую атмосферу комфортности, игровой занимательности и по мере потребности интеллектуального общения. Последнее требует от гейш еще и образованности, особенно в области классической восточной литературы и поэзии. Но все-таки вряд ли стоит идеализировать мир гейш. В нем, как и в среде актеров, всегда существовали разные уровни - соответственно таланту и мастерству. Если гейши высокого ранга появляются на банкете ненадолго и мало общаются с гостями, демонстрируя главным образом свое искусство, то их "коллеги" попроще весь вечер могут провести, непринужденно общаясь с клиентами, иногда не отказываясь принять от гостя и чашечку сакэ. Сегодня высшую ступень в иерархии занимают таю-сан, своего рода гейши-аристократки. Они ангажированы почти исключительно на официальные правительственные и полуофициальные приемы в чайных домах, на которых японские государственные деятели и бизнесмены решают порой весьма важные политические и экономические вопросы. Гейши входили в систему увеселительных заведений. Заботясь о нравственности, правительство обособило "веселые кварталы", выведя их за черту городов. Так в 1617 г. появилась знаменитая Ёсивара в Эдо (Токио), а в 1640 г. - Симабара в Киото. Кварталы эти были весьма густонаселенными. Главные их обитательницы - "жрицы любви" дзёро - полностью зависели от своих хозяев, с которыми они заключали договоры на определенные сроки, а порой хозяева просто покупали девочек и молоденьких девушек у обнищавших родителей. Гейши, хотя и были тесно связаны с этими кварталами, в них не жили. Их приглашали лишь как исполнительниц и ведущих различных пирушек. Так что они зарабатывали себе на жизнь иным способом, чем дзёро, но с ними тоже можно было договориться о свидании. Дзёро и гейши очень близки между собой не только потому, что они обитали в общем пространстве "курува" ("огражденное место"), как стали называть "веселые кварталы" после изоляции, но и тем, что исторические линии их существования переплетены так, что до сих пор остается некоторая путаница: кто из них кто? Дзёро делились на ранги - от самых высокооплачиваемых таю и тэндзин до уличных, внеразрядных, проституток. К концу XVII - началу XVIII в. дзёро уже прочно заняли свою определенную нишу в городской жизни. С одной стороны, они были изгоями в обществе, а с другой - знаменитостями, законодательницами мод и губительницами мужских сердец. Их популярность способствовала расцвету нового жанра в живописи, а затем и в гравюре - бидзинга ("картины красавиц"). Многие прославленные мастера, среди которых особо выделяется "певец женской красоты" Китагава Утамаро (1754–1806), оставили замечательные изображения, пусть идеализированные, обобщенные, но передающие тонкую женственность, изящество, обаяние своих современниц. В "веселых кварталах" горожане-мужчины покупали не только временную любовь, здесь они могли хоть ненадолго сбросить панцирь условностей, социального давления и обрести безмятежность и блаженное удовольствие быть объектом внимания, восхищения, пусть и наигранных, но все равно служивших бальзамом для мужского самолюбия. Разумеется, многое зависело от платежеспособности клиента. Гейши до поры до времени находились в тени, наблюдая за эфемерным блеском жизни куртизанок. Когда же время дзёро прошло, гейши несколько изменили свой имидж и вышли на первый план, обогатив свой багаж, в частности, искусством оплетания мужчин тонкой лестью, но это вовсе не означает, что притворство стало их сутью. Известно немало историй о самопожертвовании гейш, об их верности своим любимым. И поныне у гейш существуют разные варианты взаимоотношений с мужчинами, среди которых у них могут быть и искренние привязанности, и постоянные покровители, в том числе очень влиятельные, но гейша сегодня может быть и абсолютно свободной, ибо ее заработки позволяют быть независимой. К тому же гейши часто подрабатывают как исполнительницы на радио и телевидении.

  29. Источник: Вся Япония



  30. Большой Энциклопедический словарь

  31. Источник: