Словарь Брокгауза и Ефрона

    (филос.), иначе — промысел или промышление (греч. πρόνοια) — целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности. В философии учение о П. появляется с Сократом, понимавшим божество как мировой разум, действующий по идее добра. В богах народной религии Сократ был склонен видеть особые орудия провиденциального действия, каковым был и его личный демон. В мировоззрении Сократа чисто теистические элементы смешиваются с пантеистическими. Последние получили решительный перевес у стоиков (см.), которые много рассуждали о П., понимая под этим необходимую зависимость всего совершающегося от универсального разума как внутреннего существа или природы мирового целого; понятие П. переходит, таким образом, в понятие судьба (см.). Идея П. занимает большое место в александрийской философии, которая, оспаривая эпикурейское учение о случайности, старается также устранить и стоический фатализм. Филон, оставивший особое сочинение о П., обуславливает возможность провиденциального отношения Бога к миру посредствующей силой Логоса, создавшего мир и ведущего его к благу с помощью других подчиненных ему разумных сил. Это посредствующее действие необходимо потому, что само верховное Божество, будучи абсолютно неизменным, вневременным и т. д., не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями во вселенной. После Филона особенно занимался вопросом о П. Плутарх; он восставал против фатализма стоиков, как уничтожающего понятие возможности (все признавая одинаково необходимым), свободу воли, нравственную ответственность и делающего Божество причиной зла. П. определяется у Плутарха как ″воля и мысль верховного Бога, заботящегося обо всем″. Эта высшая воля осуществляется трояким образом. Устроение целой вселенной зависит прямо от самого Божества, от которого, однако, различается его исполнительная сила под именем мировой души; возникновение и сохранение всех смертных существ есть дело ″видимых богов″ — светил небесных, — действующих по мировым законам; деяния и судьбы людей находятся под надзором и руководством ″демонов″ или гениев. Рок (ειμαρμένη) есть непреложный закон, в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или несовершение того или другого поступка разумным существом зависит не от рока, а от собственной нравственной воли данного существа. По учению Плотина, наш низший мир душевно-материального бытия обусловлен высшей областью Ума и абсолютного Добра, оттуда имея все свое положительное содержание, поэтому все, у нас бывающее, представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой низшей области, т. е. в меру ее удаления от абсолютного совершенства. Внутренняя зависимость всего, что существует или происходит в нашем чувственном мире, от мира сверхчувственного и есть то, что Плотин называет П.: все имеет разумный смысл, поскольку все причастно абсолютному Уму, все — добро, поскольку первое основание всего есть само абсолютное Добро. В воззрении Прокла на П. более резко выступает положение, что виной зла — не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ: ″смертное животное само есть для себя причина зол″. В средневековой философии — а также и новой — поскольку она сохранила теистический характер, — учение о П. большей частью зависит от схоластического догматизма с присущими ему антропопатизмами. Сюда принадлежат, например, нескончаемые рассуждения о том, распространяется ли П. Божие на частные и индивидуальные происшествия или же определяет только общий ход мировых событий. Самый вопрос держится, очевидно, на ребяческом представлении, что для Высшего Существа какие-нибудь частности существуют сами по себе, вне их истинной связи с целым, а целое — отвлеченно от своих частностей. Философское понимание П. затрудняется тремя существенными вопросами: 1) как согласовать вечность Божества с Его провиденциальным действием во временном мировом процессе? 2) Как согласовать непреложность провиденциального действия с нравственной ответственностью человека? 3) Как согласовать совершенное Добро — основание и цель провиденциального действия — с существованием зла и бедствий в мире? В исследовании и решении этих трех вопросов новая философия не показала значительных успехов сравнительно с древней (см. Свобода воли, Теодицея, Этика, Эсхатология).

    Вл. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. 1. прови́дение;
    2. прови́дения;
    3. прови́дения;
    4. прови́дений;
    5. прови́дению;
    6. прови́дениям;
    7. прови́дение;
    8. прови́дения;
    9. прови́дением;
    10. прови́дениями;
    11. прови́дении;
    12. прови́дениях.
    13. 2. провиде́ние;
    14. провиде́ния;
    15. провиде́ния;
    16. провиде́ний;
    17. провиде́нию;
    18. провиде́ниям;
    19. провиде́ние;
    20. провиде́ния;
    21. провиде́нием;
    22. провиде́ниями;
    23. провиде́нии;
    24. провиде́ниях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПРОВИ́ДЕНИЕ см. провидеть.

    II. ПРОВИДЕ́НИЕ, -я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПРОВИ́ДЕНИЕ см. провидеть.

    II. ПРОВИДЕ́НИЕ, -я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ПРОВИ́ДЕНИЕ см. провидеть.

    II. ПРОВИДЕ́НИЕ, -я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    1) прови́дение

    , ср. книжн.

    Мысленное представление себе будущего; предвидение.

    [Ленин] со страстью, с провидением утверждал, что история России — история великого народа и будущее ее велико и необъятно. А. Н. Толстой, Хлеб.

    2) провиде́ние

    , ср.

    По религиозным представлениям — высшая божественная сила, направляющая судьбы людей и всего мира к благу.

    [Пушкин:] Беспечен он [царевич], как глупое дитя; Хранит его, конечно, провиденье; И мы, друзья, не станем унывать. Пушкин, Борис Годунов.

    — Провидению, выражаясь высоким слогом, Алексей Николаевич, угодно было человека создать так, что ему нужны внезапные потрясения, восторги. Пермитин, Первая любовь.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    1.

    ПРОВИ́ДЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. провидеть. Дар провидения.

    2.

    ПРОВИДЕ́НИЕ, провидения, мн. нет, ср. (церк.). По представлениям религиозных людей - действие верховного существа в мире.

    || перен. Само это верховное существо.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    пров`идение

    ср.

    процесс действия по гл. провидеть

    II

    провид`ение

    ср.

    1.

    Действие высшей силы, верховного существа в мире.

    2.

    Высшая сила, Бог.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    I ср. foresight, foreknowledge II ср.;
    церк. Providence божественное провидение ≈ divine intentпровидени|е - с. prevision, foresight;
    дар ~я prophetic gift.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    Iпров`идение

    с.

    prévoyance f

    дар провидения — le don de la prévoyance

    IIпровид`ение

    с. рел.

    providence f

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    Iпров`идение

    с. книжн.

    previsión f, clarividencia f

    IIпровид`ение

    с. рел.

    providencia f

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    I с. книжн.

    см.предвидение

    II с.

    destino m, provvidenza f, fato m

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Новейший философский словарь

    ПРОВИДЕНИЕ - см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ.

  25. Источник: Новейший философский словарь



  26. Энциклопедический словарь

    I.

    ПРОВИДЕНИЕ -я; ср. Книжн. Мысленное представление себе будущего; предвидение. Гениальное п.

    II.

    ПРОВИДЕ́НИЕ,ПРОВИДЕ́НЬЕ, -я; ср. Книжн. Высшая божественная сила, направляющая судьбы людей и всего мира к благу; промысл Божий. Как провидению угодно. Храни вас п. Оказаться где-л. волею провидения.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    провид’ение (Рим.38:2; Рим.42:3 ) — промысел Божий, управление миром, предопределение, судьба.

  29. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  30. Энциклопедия кино

    «ПРОВИДЕНИЕ» (Providence) Франция-Великобритания-Швейцария, 1977, 104 мин.

    Философско-ироническая драма.

    Первая картина Алена Рене, снятая на английском языке по сценарию Девида Мeрсера (британского автора абсурдных и сюрреалистических пьес), вызвала восторженный прием. Она получила семь премий «Сезар», включая призы за фильм, режиссуру и сценарий. Критика писала о «новом старте» режиссера знаменитых лент «Хиросима, моя любовь» и «В прошлом году в Мариенбаде». Он не изменяет своему ассоциативному стилю с использованием кинематографических инверсий, приемов «флэшбэка» (в сценах воспоминаний) и прежде всего «флэшфорвардса» (мелькающие кадры опережающего действия), призванных выразить поток сознания, процесс работы памяти.

    Герой фильма — писатель Клайв Ленгем, который накануне семидесятивосьмилетия проводит бессонную ночь в муках, пытаясь забыть о боли при помощи алкоголя и литературной фантазии, сочиняет в воображении свой последний роман. В нем действуют родственники Ленгема: родной сын Клод, внебрачный — Кевин Вудворд, жена Клайва — Молли, покончившая жизнь самоубийством семь лет назад, жена Клода — Соня, а также бывшая возлюбленная Эллен. Писатель, не заботящийся о верности реальности, как бы исполняет роль Провидения, управляя вымышленными героями будто марионетками. Но воспоминания о прошлом врываются в отгороженный от реальности литературный мир. Бессознательное чувство вины за смерть Молли не дает Ленгему покоя — и он казнит себя видением собственного вскрытого трупа. «Я думаю, что у меня еще есть время», — говорит Клайв Ленгем в финале. Это — одна из ключевых фраз для многих героев Рене, ведущих мучительную борьбу «в поисках утраченного времени».

    В ролях: Джон Гилгуд (см. ГИЛГУД Джон), Дeрек Богард (см. БОГАРД Дирк), Эллен Бeрстин, Девид Уорнер, Элен Стритч.

    Режиссер Ален Рене (см. РЕНЕ Ален).

  31. Источник: Энциклопедия кино



  32. Энциклопедия социологии

    (от лат. providentia - провидение) - англ. providence; нем. Providenz. В религии - промысел Божий, предопределяющий управление миром, вселенной, людьми, всей природой; рок, судьба.

  33. Источник: Энциклопедия социологии



  34. Толковый словарь по социологии

    (от лат. providentia - провидение) - англ. providence; нем. Providenz. В религии - промысел Божий, предопределяющий управление миром, вселенной, людьми, всей природой; рок, судьба.

  35. Источник: Толковый словарь по социологии



  36. Словарь церковнославянского языка

  37. Источник: