(в философии истории) — так называется историко-философское направление, стремящееся объяснить исторические события с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения. Основная тема этого взгляда была дана еще блаженным Августином в ″De civitate Dei″. Под его влиянием Орозий написал свою книгу ″Adversus paganos historiarum libri septem″. С провиденциалистической точки зрения всемирная история рассматривается, как выполнение божественного плана, ведущего человечество к окончательному торжеству добра, причем каждый по-своему понимает эту конечную цель истории и по-своему же оценивает отдельные события по отношению к этой цели. Наиболее видными провиденциалистами могут быть названы: Боссюет (″Discours sur l'histoire universelle″) как представитель П. католического, Гегель (″Philosophie der Geschichte″) как представитель П. пантеистического, и Лоран (″Etudes sur l'histoire de l'humanité″ и в частности XVIII том этого труда, озаглавленный ″La philosophie de l'histoire″) как представитель П. деистического. Как историко-философская концепция, П. отличается большим оптимизмом; каждая философия истории, написанная с такой точки зрения, является своего рода теодицеей. Гегель своей ″Философией истории″ даже прямо ставил цели теодицеи. См. Философия истории.
Н. К.
(от лат. providentia — провидение)
религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. П. присущ всем теистическим (см. Теизм)религиям — Иудаизму, христианству (См. Христианство),Исламу. Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому «царству божию» легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии. В 17 в. идеи П. развивал Ж. Б. Боссюэ (Франция). Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в противовес П. развивается рационалистический взгляд на историю как имманентный процесс — осуществление «естественного закона», разума и т.п. (см. Философия истории).Однако в 19—20 вв. П. продолжал оставаться философской основой многих идеалистических течений и направлений (в начале 19 века — Ж. М. де Местр,Ф. Шлегель; Л. Ранке и его школа в историографии; философия истории Неотомизма и др.).
-а, м.
Религиозно-идеалистическое воззрение, пытающееся объяснить ход исторических событий не их внутренней закономерностью, а волей провиде́ния, божественной силой.
ПРОВИДЕНЦИАЛИ́ЗМ [дэ], провиденциализма, мн. нет, муж. (книжн.).
1. отвлеч. сущ. к провиденщиальный.
2. Направление в идеалистической философии, стремящееся объяснить исторические события непосредственным проявлением в них воли провидения.
м.
1.
Предопределенность.
2.
Направление в философии, объясняющее исторические события проявлением воли провидения.
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia - провидение) - истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии (Августин и др.).
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от латинского providentia - провидение), теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присуще теизму, характерно для средневековой историографии (Августин и др.).
(от лат. providentia — провидение) — истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога. П. характерен для всех теистических религий — иудаизма, христианства, ислама, понимающих историю как осуществление предустановленного божественного плана «спасения» человека. Разработанный Августином провиденциалистский путь к «царству Божию» лег в основу всей средневековой христианской историографии.
П. предполагает завершение истории, наличие конца истории. В Средние века Царство небесное вводилось в историю как ее предел, как реализация абсолютного блаженства, достижение идеального состояния, требующего в качестве своего условия предварительного уничтожения всего сущего и его воссоздания на новых основаниях.
В 17 в. идеи П. отстаивал Ж.Б. Боссюэ. Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения постепенно складывается подход к истории, опирающийся на «естественный закон», разум и т.п. и не требующий привлечения провидения. Однако параллельно продолжает существовать и П. (Ж.П. де Местр, Ф. Шлегель, Л. Ранке и др.). Г.В.Ф. Гегель утверждал, хотя и не без оговорок, что мировыми событиями управляет божественное провидение. Сходных представлений придерживались томизм, славянофильство и др., в настоящее время — неотомизм. В пер. пол. 20 в. национал-социализм отстаивал идею провидения, благоволящего к избранному народу и его вождю, способствующего установлению господства избранного народа над всеми иными народами и созданию совершенного государства, способного существовать века («тысячелетний рейх»).
Часто термин «П.» употребляется в широком смысле, когда любые изменения, а не только общий ход истории, истолковываются как заранее предустановленные и определенные волей провидения или неким «замыслом».
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentio - предвижу) - специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества (см. ТЕИЗМ). Может быть рассмотрен как результат апплицирования на социальную сферу парадигмальной интерпретационной матрицы теургии (см. ТЕУРГИЯ). Концептуальные основы П. заложены в трактате Августина «О Граде Божием» и связаны с эсхатологической идеей о втором пришествии. П. фундирован презумпцией непостижимости Божьего промысла: от исходной максимы «неисповедимы пути Господни» - до концепции «иронии истории» в современных версиях протестантизма, что задает концептуальный контекст, в рамках которого проблема свободы воли оказывается принципиально неартикулируемой: трактовка провидения как предопределения связывает индивидуальные проекции феномена благодати и перспектив спасения с изначальным определением Богом того или иного субъекта к спасению в соответствии с высшим и недоступным человеческому пониманию целевым планом (наиболее ярко - в кальвинизме). Однако, если исходная парадигма П. (»Бог работает через человека») делала акцент на Божественном провидении и семантически исключала индивидуальное целеполагание из эволюционного разворачивания исторического процесса, то в современных версиях протестантской этики акцент смещен к человеческому полюсу приведенной формулы: «человек реализует волю Божью» (теология «смерти Бога» (см. СМЕРТЬ СУБЪЕКТА) и программа «евангельского христианского атеизма» - У. Гамильтон, Д. Бонхеффер, Т. Альтицер и др.). П. выступает концептуальной основой христианской историографии - начиная с предложенной Августином трактовки истории как эсхатологического пути к «Царствию Божиему» и вплоть до историографической концепции Л. Ранке и Ф. Шлегеля и ее современных интерпретаций в неотомизме; аналогично - в протестантизме, как в ортодоксальных его версиях (социальные модели У. Фитча, М. Минкса, М. Марти), так и в модернистских (от диалектической теологии до «теологии надежды»: Тиллих, Р. Нибур, М. Мольтман, Г. Ваханян и др.).
ПРОВИДЕНЦИАЛИ́ЗМ -а; м. Теологическая концепция, согласно которой ход истории объясняется волей провидения, божественной силой. Сторонники и противники провиденциализма.
* * *
провиденциали́зм(от лат. providentia — провидение), истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии (Августин и др.).
* * *
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМПРОВИДЕНЦИАЛИ́ЗМ (от лат. providentia — провидение), истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии (Августин(см. АВГУСТИН Блаженный) и др.).
(от лат. provideo - заранее предвижу, предусматриваю) - представление, согласно к-рому весь ход истории определяется богом, является осуществлением заранее предусмотренного "божественного плана". П., идущий от богословско-ист. концепции Августина, являлся характерной чертой ср.-век. христианской феод.-церковной историографии. В осн. преодоленный передовой ист. мыслью к концу средневековья, П. продолжал, однако, оставаться филос. основой мн. реакц. направлений в историографии в новое и новейшее время (напр., Л. Ранке и его школа, философия истории неотомизма).
Лит.: Вайнштейн О. Л., Зап.-европ. средневековая историография, М.-Л., 1964 (особенно с. 46, 49, 69).
- англ. providentialism; нем. Providentialis-mus. 1. Объяснение истор. или соц. событий волей провидения или Бога. 2. Религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
- англ. providentialism; нем. Providentialis-mus. 1. Объяснение истор. или соц. событий волей провидения или Бога. 2. Религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.