(итал. celesta, от celeste — небесный)
пластиночный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Получил название от исключительно нежного, колокольчикообразного, серебристо-певучего звука. Имеет форму небольшого пианино, механизм типа фортепьянного и набор металлический хроматически настроенных пластинок или трубок (диапазон: до 1-й октавы — до 5-й октавы), помещенных на специально настроенных коробчатых резонаторах, усиливающих звучание основного тона. Применяется в оркестре (для получения особых эффектов) многими, в том числе современными, композиторами.
-ы, ж.
Оркестровый ударно-клавишный музыкальный инструмент, издающий нежные звуки, похожие на звон колокольчиков.
[итал. celesta]
ЧЕЛЕ́СТА, челесты, жен. (итал. celesta, букв. небесная) (муз.). Ударный музыкальный инструмент, представляющий собой набор металлических пластинок, из которых извлекают звуки при помощи ударного молоточного механизма, снабженного клавиатурой.
ж.
Ударно-клавишный оркестровый музыкальный инструмент, издающий нежные звуки, напоминающие звон колокольчика.
ЧЕЛЕСТА (итал. celesta - от celeste - небесный), ударно-клавишный музыкальный инструмент, по форме похож на пианино. Используется в симфоническом оркестре. Отличается нежным звуком, напоминающим звучание колокольчиков.
ЧЕЛЕСТА (итальянское celesta, от celeste - небесный), клавишно-ударный музыкальный инструмент, по форме похож на пианино. Сконструирован французской фирмой "О. Мюстель" (1886). Звучит нежно, наподобие звона колокольчиков.
жен.;
муз. glockenspielcelesta
ж. муз.
celesta f
ж. муз.
celesta
небольшой клавишно-ударный инструмент, звучащий наподобие колокольчиков: звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами. Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укрепленным на деревянных резонаторах. Инструмент имеет диапазон в четыре октавы начиная от до первой октавы и был запатентован в 1886 французским мастером О. Мюстелем. Чайковский услышал челесту в Париже и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел этот инструмент в 1892 в балет Щелкунчик ("Танец феи Драже"). С тех пор челеста часто используется в симфоническом оркестре.
ЧЕЛЕ́СТА -ы; ж. [итал. celesta] Оркестровый ударно-клавишный музыкальный инструмент, издающий нежные звуки, похожие на звон колокольчиков. Звуки челесты.
* * *
челе́ста(итал. celesta, от celeste — небесный), ударно-клавишный музыкальный инструмент, внешне сходный с пианино. Отличается нежным звуком, напоминающим звучание колокольчиков.
* * *
ЧЕЛЕСТАЧЕЛЕ́СТА (итал. celesta, от celeste — небесный), ударно-клавишный музыкальный инструмент, по форме похож на пианино. Используется в симфоническом оркестре. Отличается нежным звуком, напоминающим звучание колокольчиков.
(итал. celesta, от celeste - небесный) - пластиночный ударно-клавишный муз. инструмент. Получил назв. от нежного, серебристо-певучего, "небесного" звука, похожего на звук колокольчика. Состоит из деревянного корпуса (сходного с корпусом пианино или фисгармонии), упрощённой фп. механики и набора металлич. пластинок или трубок, укреплённых в корпусе на резонаторах. Диапазон с1 - с5, нотируется на октаву ниже действит. звучания; звукоряд хроматический. Происходит от т. н. камертоновых клавиров, в к-рых источником звука служили наборы камертонов (изобретены лондонским мастером Ч. Клаггетом в 1788). Ч. была изготовлена парижской фирмой "О. Мюстель" (патент 1886) и вскоре введена (для особых эффектов) в симф. оркестр (баллада "Воевода", 1891, опера "Щелкунчик", 1892, Чайковского и др.). Встречается и в партитурах современных композиторов; нотируется между партиями ксилофона и арфы.
Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 4, М., 1956; Berlioz H., Grand traitй de l'instrumentation et orchestration modernes, P., 1844 (рус. пер.: Берлиоз Г., Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 2, М., 1972, с. 483).А. М. Мирек.К своей музыкальной сказке «Кикимора» композитор Лядов дал такое предисловие: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн -- говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной». В музыке воплощено все, о чем рассказывает предисловие: и сказки кота-баюна, и стук и гром, свист и шип Кикиморы... А хрустальную колыбельку композитор изобразил звучанием челесты. Звук ее -- действительно будто хрустальный: высокий, нежный и звенящий. Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная) похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Диапазон челесты четыре октавы, начиная от до первой. Челеста -- совсем молодой инструмент. Она появилась в 1788 году, а в оркестр пришла позднее. Одним из первых, в 1891 году, ее применил Чайковский: в балете «Щелкунчик» он поручил челесте сопровождать танец феи Драже.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.