ПОУЧЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. поучать.
2. Наставление, назидательный совет. Родительские поучения.
-я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. поучать.
Если литература ставит себе целью поучение — она должна учить образами, фактами, вскрывать смысл жизни и противоречия ее. М. Горький, Письмо Репертуарной секции Большого Драматического театра [?], 1919—1920.
2.
Назидательный совет, наставление.
[Мамаев:] Хотел ему, знаете, в шутку поучение прочесть: «в гимназию-то, мол, тихо идешь, а из гимназии домой бегом, а надо, милый, наоборот». А. Островский, На всякого мудреца довольно простоты.
Поучения Лютикова не были назойливо-дидактическими, навязчивыми, они были плодом его труда и размышлений и именно так и воспринимались людьми. Фадеев, Молодая гвардия.
3. лит., церк.
Проповедь, сочинение, содержащие в себе наставления о жизни.
В старинные годы, рядом с благочестивыми поучениями и житиями святых, списывались у нас и ходили по рукам романические сказания. Добролюбов, О русском историческом романе.
Никон [патриарх] сам любил и был мастер произносить поучения собственного сочинения. Ключевский, Курс русской истории.
ПОУЧЕ́НИЕ, поучения, ср.
1. Назидательный совет, наставление (книжн. и разг. ирон.). «И твои останки людям милы, и укор, и поученье в них.» Некрасов. Надоели мне твои поучения.
2. Проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни (книжн. лит.). Поучение Владимира Мономаха.
ср.
1.
процесс действия по гл. поучать
2.
Назидательный совет, наставление.
3.
Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни.
отт. Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь.
ср. lesson, precept;
lecture, sermon;
homily склонность к поучению ≈ didacticismhomily
n.lesson, lecture; scholium
с
Belehrung f
поучение с Belehrung f c
с.
sermon m, leçon f
с.
lección f; sermón(нравоучение)
с.
1)(действие) ammaesrtramento m, indottrinamento m
2)(наставление) sermone m, morale f, predica f, monito m
ПОУЧЕНИЕ — в узком смысле церковная проповедь (см.), в широком же — вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от П. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства, и беседу как П., наоборот, безыскусственное, с привносными элементами диалогизма между автором и теми, к кому он обращается. Русская письменность очень рано получила ряд П., большей частью переводных с греческого (как напр. «Златоструй» — болгарский текст X в. сборника слов Иоанна Златоуста). Этот вид литературы оказал влияние на разного рода оригинальные композиции, в том числе на автобиографическое П. Владимира Мономаха детям и братии (начало XII в.), «Моление Даниила Заточника» (первая половина XIII в.), подбор советов «чадам», вошедший в сборник XIV в. «Златая цепь». Церковное проповедничество домонгольского, частью монгольского периода распадается на два главных течения, определившихся в основном социальным составом слушателей и степенью образованности самого автора: в то время как одни говорили и писали в торжественно-панегирическом стиле, употребляя ораторские приемы и прибегая к символу, другие не шли дальше элементарных предписаний, чуждых книжности, но вызывавшихся повседневною жизненной практикой. Из панегиристов и символизаторов известны Иларион («Слово о законе и благодати», ок. 1050), Кирилл Туровский — епископ XII—XIII вв., составитель «слов» на праздники и «притч», так же как «слов», насыщенных символикой, иногда иносказательно-полемических; как ученый истолкователь писания, присоединивший к своей экзегезе и светскую мудрость Гомера, Платона и Аристотеля, в XII в. славился митрополит Климент Смолятич. От представителей безыскусственной практической проповеди сохранились П. Луки Жидяты, Ильи (новгородских епископов XI и XII вв.) и киево-печерского игумена Феодосия (до 1073), дающие ценный бытовой материал вплоть до упоминаний об игре в бабки. В монгольский период к этой манере проповеди примыкают напр. П. с именем Моисея (вероятно тоже новгородского архиепископа XIV в.) «О ротах и о клятвах», «О безвременном пьянстве»; до некоторой степени слияние обеих манер поучения дает во второй половине XIII в. владимиро-суздальский епископ Серапион. Масса анонимных П. с течением времени (конец XIV и XV вв.) входит в сборники церковного и домашнего чтения: «Пролог», «Измарагд», «Златоустник» и др. Небольшая их часть может быть выделена по своему антииерархическому тону и содержанию. Таковы: переделки в проповедь «Епистолии о неделе» (XV—XVI вв.), «Слово о лживых учителях» (XIV в.), которое несомненно связано с движением псковско-новгородских сектантов «стригольников». В этом «Слове», позже использованном старообрядцами, оспаривается кастовый характер духовенства. Еще социальнее насыщен тот же протест в XVI в. в учении беглого холопа Феодосия Косого (ок. 1552), к-рый обвинял духовенство в том, что оно учит «земских властей бояться и дани даяти им» (т. е. платить налог).
Консервативное вообще, проповедничество поповской массы подавлено компиляцией и чтением по готовому, о чем для XVI в. упоминает в своем мемуаре Гейденштейн. Наиболее яркий автор эпохи — митрополит Даниил (1522—1539) с его бытовыми картинками московского позднефеодального общества, оригинальным, вульгаризующим стиль П. языком. Частичный сдвиг П. создан во второй половине XVII в. расколом. В «Беседах» начинателя нового просторечного стиля П., протопопа Аввакума, возобладал протест личности, не считающейся с традицией.Библиография:
Общей монографии о русском П. как жанре нет. Библиографию отдельных вопросов по авторам и эпохам см. в пособиях: Шляпкин И. А., История русской словесности (Программа университетского курса), изд. 2, П., 1915; Виноградов В., Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума, ст. в сб. «Русская речь», П., 1923, I.
训诫
ПОУЧЕ́НИЕ -я; ср.
1. к Поуча́ть. Рассказать о себе в п. другим.
2. Назидательный совет, наставление. Прочесть п. кому-л. Родительские поучения. Назойливые поучения старших. С насмешкой выслушал поучения педагогов.
3. Жанр древнерусской и средневековой литературы, содержащий в себе наставления о жизни; сочинение такого жанра.