Большая Советская энциклопедия

    (от араб. ши’а — секта, партия, группа приверженцев)

    одно из двух, наряду с Суннизмом, основных направлений в исламе. Зародился в 7 в. в Арабском халифате как группировка, выступавшая в защиту прав Али и его потомков от Фатимы (См. Фатима) (дочери Мухаммеда) на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за верховную политическую власть, Ш. к середине 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общими догматами Ш., в отличие от суннизма, стали признание исключительного права Али и его потомков — Алидов (См. Алиды) на духовное и светское руководство в мусульманском мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых халифов — Абу Бекра, Омара I (См. Омар I),Османа, Омейядских и Аббасидских халифов; идея о том, что заместитель пророка — халиф не должен быть избираем людьми.

    На почве споров о числе Имамов Ш. в 7—9 вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов (См. Зейдиты), имамитов, исмаилитов (См. Исмаилиты). Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Секта зейдитов является наиболее умеренной. Приверженцы одной из ведущих сект — имамиты признают 12 имамов, последнего из которых (Мухаммеда аль-Махди, т. н. «скрытого имама», по преданию, ребёнком исчезнувшего бесследно) считают мессией, Махди, призванным вернуться на землю и установить царство справедливости. До своего возвращения он направляет всю жизнь мусульман-шиитов через посредство высшего духовенства — Муджтахидов (авторитет которого и обеспечивается мистической связью со «скрытым имамом»). Учение имамитов в сочетании с Суфизмом было идеологической оболочкой некоторых народных движений в Иране и Средней Азии в средние века (Сербедаров восстания,Сеидов движение и др.). Исмаилиты отделились в середине 8 в. от имамитов. Наиболее благоприятной почвой для распространения Ш. стал Иран (где на него существенное влияние оказали Зороастризм и Несторианство). Ш. имеет и много общего с суннизмом. Шииты признают сунну (См. Сунна) (с некоторыми изменениями; отрицаются те Хадисы, которые восходят к противникам Али), Коран (хотя и не считают его официальную суннитскую редакцию безупречной). Вместе с тем шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание. В Ш. большую, чем в суннизме, роль играет культ «святых мучеников». Ш. воспринял учение мутазилитов (См. Мутазилиты) об отсутствии божественного предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают «наследственную непогрешимость» имамов; в отличие от суннитов, совершают паломничества, кроме Мекки и Медины, в Кербелу, Неджеф, Казимейн, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей).

    Ш. исповедуют (в различных формах) в Иране, Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке, некоторых районах СССР (главным образом в Азербайджане).

    Лит.: Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 1—3, М., 1909—17; Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII — XV вв., Л., 1966 (лит.); Дорошенко Е. А., Шиитское духовенство в современном Иране, М., 1975; Corbin Н., Histoire de la philosophie islamique, [P.], 1964; «Мактебеташайо», ч. 1—4, Кум, 1959—61; Löschner H., Die dogmatischen Grundlagen des slitischen Rechts, Köln, u. a., 1971. См. также лит. при ст. Ислам.

    И. П. Петрушевский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. шии́зм;
    2. шии́змы;
    3. шии́зма;
    4. шии́змов;
    5. шии́зму;
    6. шии́змам;
    7. шии́зм;
    8. шии́змы;
    9. шии́змом;
    10. шии́змами;
    11. шии́зме;
    12. шии́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , м.

    Направление в исламе, признающее коран, но отвергающее большинство положений сунны.

    [От араб. šī`a — приверженцы, партия]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Одно из двух основных (второе после суннитов) направлений в исламе, признающее только Коран и отвергающее большинство положений Сунны.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    ШИИЗМ (от араб. ши а - группа приверженцев) - одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов и личности последнего из них. Шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов - Алидов. Шиизм - государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне и др.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Современная энциклопедия

    ШИИЗМ (от арабского ши'а - группа приверженцев), одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов - Алидов. Шиизм - государственная религия в Иране, распространен на севере Йемена и на юге Ирака, в Ливане, Бахрейне, Азербайджане.

  11. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  12. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    什叶派

  13. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  14. Философская энциклопедия

    ШИИЗМ

    (от араб, шиа – группа приверженцев, партия) – общее обозначение различных ответвлений ислама, признающих особую роль Али, зятя Мухаммеда как его духовного преемника и толкователя его учения (в наст. время около 90 млн. последователей, считая исмаилитов и членов сект, из общего числа приблизительно 400 млн. мусульман; гос. религия в Иране, где Ш. исповедует ок. 80% населения, более 50% – в Ираке и Йемене, отд. группы – в Пакистане, Индии, Афганистане, Сирии, Египте и нек-рых странах Африки). После раскола на суннитов и шиитов (см. Суннизм) шииты считали, что заместитель пророка, ведущий мусульман после его смерти, не может быть избран людьми (как полагали сунниты), а может быть указан только велением бога через посредство Мухаммеда (в связи с этим они в дальнейшем считали первых трех халифов Абу Бекра, Омара, Османа узурпаторами, отнявшими власть у Али и нарушившими божеств. веление об имамате). Мухаммед, пророк, принес божеств. закон (Коран), в рамках к-рого осуществляется спасение, движение к раю, а Али и его преемники из "дома пророка" – имамы, потомки Али и Фатимы, несут людям валайат (букв. – покровительство) – внутреннюю живую силу, к-рая делает возможным такое движение, и особое знание сокровенного смысла формул Корана. В первые века ислама догматика Ш. быстро развивалась и видоизменялась, в Ш. появились новые течения: с сер. 8 в. – зейдиты (с 901 по 1963 зейдитские имамы правили в Йемене), несколько позднее – исмаилиты, со 2-й пол. 9 в. – т.н. исна‘ашарийа (букв. – сторонники 12 имамов; в наст. время гос. религия Ирана) с новым важным для Ш. догматом о "скрытом имаме", основанием для к-рого послужило таинств. исчезновение двенадцатого имама Мухаммеда (вероятно, он был убит). Поскольку, согласно Ш., мусульм. община не может существовать без "покровительства" (валайат), носителем к-рого является имам, двенадцатый имам считается "живым и сокрытым", направляющим жизнь общины до дня страшного суда, дня его возвращения. Орудиями скрытого имама на земле являются муджтахиды, использующие иджтихад (критич. рассуждение) по мистич. научению имама. Основы религ.-правовых норм этого толка заложил шестой имам Джафар (ум. 765). Из догмата о скрытом имаме, придающего своеобразную форму эсхатологии и мессианизму Ш., вытекает, что шиитское духовенство не признает согласного мнения общины, пользуется непререкаемым авторитетом, освященным мистич. связью с имамом, и занимает особое, часто весьма независимое положение по отношению к светской власти. В русле Ш. на протяжении веков развивались мессианские теории, давшие начало различным формам махдизма, суфийским орденам (см. Суфизм), впоследствии бабизму, выросшему из школы шейхитов, и бехаизму. Наряду с богословием Ш. развил и своеобразную религ. философию, "духовный ислам", с космогонией, теогонией и метафизикой, весьма схожими у исмаилитов и шиитов "двенадцати имамов". Характерно использование в обоих течениях книг по фикху исмаилита Казн Ну‘мана (ум. 974), богословских трактатов выдающегося астронома и математика Насир ад-Дина Туей (ум. 1273), также связанного с исмаилитами. Религ. философия Ш., проникнутая крайним спиритуализмом и мистикой, до недавнего времени была мало известна на Западе. В наст. время она усиленно изучается во Франции, США, а также Иране и др. странах. Выделена исфаганская филос. школа 17 в (наиболее видные представители – Мир Дамад и Мулла Садра), к-рую связывают с совр. экзистенциализмом.

    Лит.: Беляев Ε А, Мусульманское сектантство, Μ., 1957, Mассэ А., Ислам, пер. с франц., Μ., 1961; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7–15 в., Л., 1966; Cоrbin Η., Histoire de la philosophie islamique, Ρ., 1964, Мактабе ташаййо, т. 2, Кум, 1339 с. г. х. (1960), Xикмет Али Асгар, Нох гофтар дар тарихе адйан, т. 1–2, Шираз, 1339–40 с. г. х. (1960–61)

    А. Бертельс. Москва.

  15. Источник: Философская энциклопедия



  16. Энциклопедический словарь

    ШИИ́ЗМ -а; м. [от араб. ši'a - приверженцы, партия] Одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений ислама, признающее Коран источником веры, но отвергающее большинство положений сунны.

    Шии́тский (см.).

    * * *

    шии́зм

    (от араб. ши’а — группа приверженцев), одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в VII в. На почве споров о числе имамов и личности последнего из них шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов — Алидов. Шиизм — государственная религия в Иране, распространён в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне, Азербайджане и др.

    * * *

    ШИИЗМ

    ШИИ́ЗМ (от араб. ши"а — группа приверженцев), одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов(см. ИМАМ) и личности последнего из них. Шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов — Алидов. Шиизм — государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне и др.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    (от араб. ши'а - группа приверженцев, партия) - одна из двух гл. ветвей в исламе (вторая - суннизм). Зародился в 7 в. в Халифате при халифе Османе (644-656) в обстановке острой политич. борьбы. Сначала Ш. был только политич. партией, к-рая выступала в защиту прав Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда) и его потомков от Фатимы, дочери пророка, на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за политич. власть, Ш. к сер. 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общим догматом Ш. было признание исключит. права Али и его потомков (Алидов) на духовное и светское руководство в мусульм. мире и непризнание Абу Бекра, Омара I, Османа, Омейядских и Аббасидских халифов (см. Омейяды, Аббасиды). На почве споров о числе имамов и личности последнего из них Ш. в 7-9 вв. раскололся на неск. сект: кайсанитов, зейдитов, имамитов, исмаилитов; позднее из них возникли более мелкие секты и подсекты.

    Кайсаниты, вероятно, произошли от Кайсана Абу Амра или другого Кайсана - активных участников восстания в Куфе в 685-687 против омейядского халифа Абд-аль-Малика (685-705), считали четвертым имамом брата Хусейна - Мухаммеда ибн аль-Хана-фийю (сына Али от рабыни). Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Зейдиты (по имени внука Али - Зейда, к-рого они считают пятым имамом) выступали сторонниками создания теократич. гос-ва во главе с имамом, избранным из Алидов. Восстания зейдитов (в Ираке - 739/740 и 814/815, в Хиджазе - 762/763 и 786) поддерживались нар. массами. Гос-ва зейдитов были в Марокко (Идрисиды), в Йемене (10 в.- 1962), в Гиляне и Табаристане (864-928). Имамиты (иначе - иснаашариты, букв, "дюжинники", или "двенадцатиричники") признавали 12 имамов: Али, Хасана, Хусейна, Зейн аль-Абидина Али, Мухаммеда аль-Ба-кира, Джафара ас-Садика, Мусу аль-Казима, Али ар-Ризу, Мухаммеда Джавада ат-Таки, Али ан-Наки, Хасана аль-Аскари и Мухаммеда аль-Махди, к-рый, по преданию, будучи ребенком, исчез без вести между 874 и 878 (существование этого мальчика-имама вызывает сомнение) и к-рого имамиты считают "скрытым имамом". Имамиты верят в возвращение этого двенадцатого имама, к-рый должен якобы установить на земле царство справедливости. В ср. века эта часть учения имамитов находила горячий отклик среди угнетенного крестьянства Ирана, Сирии, М. Азии, Йемена. Учение имамитов в сочетании с суфизмом было идеологич. оболочкой нек-рых нар. движений в 13 -15 вв. (сербедары, сеидов движение и др.). В сер. 8 в. от имамитов отделились исмаилиты. Нек-рые шиитские секты именовали их "крайними" (гулат, от араб. гали - выходить из пределов, преувеличивать) за отход не только от ортодоксального ислама, но и от умеренного III. Исмаилитам свойственны учение о воплощении божества в пророках и имамах, культ обожествленного имама Али, вера в переселение душ, разделение верующих на посвященных и непосвященных, своя обрядность. Нек-рые гулат участвовали в антифеод, движениях 14-15 вв. (хуруфиты, последователи Мушаша).

    В обрядовой практике и в праве Ш., за исключением исмаилизма и близких ему течений, немногим отличается от суннизма. Шииты признают сунну с нек-рыми изменениями (они отрицают те хадисы, к-рые восходят к противникам первого имама Али). В то же время шииты признают право Алидов на часть милостыни. Кроме Мекки и Медины они, в отличие от суннитов, совершают паломничество и в Кербелу, Неджеф, Казимейн, а имамиты также в Самарру, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей). Шииты не считают офиц. редакцию Корана безупречной, в отличие от суннитских хадисов они имеют свои предания - ахбар; они восприняли учение мутазилитов об отсутствии божеств, предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают непогрешимость имамов, передаваемую от одного имама к другому; большинство шиитов допускает необходимость иджтихада - личного мнения, складывающегося у ученых - муджтахидов при обсуждении мусульм. законов, "благоразумное скрывание" (такыйя или китман) - притворное отречение от своих религ. убеждений в условиях опасности; право имамитов признает законным врем. брак.

    В результате многовековых преследований в Ш. сложился культ мученичества и святых мучеников.

    Ш. исповедуют (в различных формах) в Иране (гос. религия), Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Юж. Ираке, нек-рых р-нах СССР (гл. обр. в Азербайджане).

    Лит.: Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишеской теософии, т. 1-3, М., 1909-17; Смирнов К., Персы. Очерк религий Персии, Тифлис, 1916; Беляев Е. А., Мусульм. сектантство, М., 1957; его же, Арабы, ислам и араб. халифат..., М., 1965; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв., Л., 1966 (лит.); Али АсгарХикмет, Нох Гуфтар дар Тарихе-адйан (Девять лекций по истории религии), т. 1-2, Шираз, 1960/61; Ballie N. В., A digest of Moohummadan law, t. 2, Lahore, 1965; Goldziher J., Beiträge zur Literaturgeschichte der Shi'a..., W., 1874; Wellhausen J., Die religiös-politischen Oppositionsparteien in alten Islam, В., 1901; Canon Sell, Ithna Ashariya or the twelwe Imams, Madras, 1923; Donaldson D. M., The Shi'ite religion, L., 1933; Sadighi G., Les mouvements religieux iraniennes, P., 1938; Hollister J. N., The Shi'a of India, L., 1953.

    И. П. Петрушевский. Ленинград.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия



  20. Ислам. Энциклопедический словарь.

    Шиизм

    См. Шииты.

  21. Источник: Ислам. Энциклопедический словарь.



  22. Большой Энциклопедический словарь

    ШИИЗМ
    ШИИЗМ (от араб. ши а - группа приверженцев) - одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов и личности последнего из них. Шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов - Алидов. Шиизм - государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне и др.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  23. Источник: