Словарь Брокгауза и Ефрона

    тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными. Почитание М., как святыни, ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений христиане употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение. М. св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне, считались "неоцененным сокровищем", ради "благодати, обитавшей в мученике". Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, и потому стали тела их сжигать или бросать в море. Когда тело св. Поликарпа, епископа смирнского, было сожжено мучителями, христиане, с большими затруднениями, собрали его кости, как "сокровище, более ценное, чем все драгоценные камни и золото". Луитпранд, король лангобардский, заплатил большую сумму, чтобы получить М. блаж. Августина. Руфин свидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины, чтобы получить М. св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III в.) установил праздники в память мучеников и их М. в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. На Западе папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы, "согласно древнему обычаю", литургия совершалась не иначе, как на М. мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на М. мученика, которые полагались под алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников, над их М. Этот обычай вошел в общее правило. На Западе, после IV в., М. обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий мог воздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря. М. находились даже в домашних церквях, помещались частицами в крестах, запрестольных и напрестольных, также в энколпиях (см. Крест). Случалось, что города спорили между собой о праве владеть М. святого (напр. Тур и Пуатье — о М. св. Мартина). В настоящее время каждый православный храм имеет М. того или другого святого. Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти от начала церкви, чествования М. выяснен целым рядом знаменитейших отцов церкви восточной и западной (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Златоуст, Амвросий, Иероним и особенно Августин, Кирилл Александрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, Иоанн Дамаскин). Оно основывается на учении Св. Писания о высоком предназначении христианских тел, как храмов Духа Св., к участию, вместе с душами, в бессмертии; на общей уверенности в святости, во время жизни тех, чьи М. чтятся; более же всего — на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, при посредстве мощей. Чтятся М. "благочестиво, но не боголепно" — в том же смысле, в каком чтятся иконы. Учение о почитании М. утверждено VII вселенским собором (прав. VII), определившим, что епископ, который освятит храм без М., подлежит извержению. В западной церкви в средние века развилась обширная литература в защиту почитания М., вызванная ересями альбигойцев, павликиан, богомилов, вальденсов, виклефитов и др. Восточная церковь формулировала свой взгляд на этот предмет в "Ответе восточных патриархов лютеранам" (рус. перевод, М., 1846 г.), в котором предаются анафеме как те, которые воздают М. честь приличную одному Богу, так и те, которые не чтут М., как учит церковь.

    Н. Б — в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    останки так называемых святых (См. Святые), являющиеся в католической и православной церквах предметами религиозного почитания — реликвиями (См. Реликвии). Культ М. установлен в 3 в., отвергался в Византии иконоборцами (см. Иконоборчество), был восстановлен 7-м Вселенским собором (2-м Никейским) 787. Церковь приписывает М. чудодейственную силу. Почитание М. стало одной из форм культа святых; являлось существенным источником доходов церкви (особенно в средние века) — в виде денежных поступлений от богомольцев, приходивших на поклонение М.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. мо́щи;
    2. моще́й;
    3. моща́м;
    4. мо́щи;
    5. моща́ми;
    6. моща́х.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    МОЩИ, мощь и пр. см. мочь.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    МО́ЩИ, -ей. Высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными.

    • Живые мощи (разг.) об очень исхудалом человеке.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    -е́й, мн.

    1.

    Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям) чудодейственную силу.

    2. разг.

    Об очень худом, изможденном человеке.

    живые{ (или ходячие)} мощи

    то же, что мощи (во 2 знач.).

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    МО́ЩИ, мощей, ед. нет.

    1. Высохшие, мумифицировавшиеся вследствие пребывания в сухой почве остатки человеческого тела, выдаваемые церковью (преим. православной и католической) за "нетленные останки" т.н. святых с целью религиозного обмана. С культом мощей связаны всевозможные фальсификации (куклы из ваты, восковые фигуры и т.п.).

    2. перен. Об очень исхудалом человеке (разг. шутл.; срн. моща).

    Живые мощи (разг.) - то же, что мощи во 2 знач.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    мн.

    Высохшие мумифицировавшиеся останки - иногда отдельные кости - человека, считающиеся христианской церковью нетленными, святым, известные чудотворениями и являющиеся объектом поклонения (в православии и католичестве).

    II

    мн. разг.; = моща́

    Измождённость, худоба.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    МОЩИ - останки людей, подвергшиеся естественной мумификации и объявляемые духовенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у православных и католиков.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    только мн.;
    рел. relics живые/ходячие мощи ≈ a walking skeletonмн. relic sg.;
    живые ~ walking skeleton sg.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мощи мн. рел. Reliqui|en f pl

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мн. ч. рел.

    Reliquien f pl

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    мн. рел.

    reliques f pl



    живые мощии разг. — relique vivante

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    мн.

    1)рел. reliquias f pl

    2)разг.(о худом человеке)

    живы́е (ходя́чие) мо́щи — esqueleto viviente, costal de huesos

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. мн.

    reliquie



    живые мощи разг. — magro come un chiodo / grissino; cadavere vivente / ambulante

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Энциклопедический словарь

    МО́ЩИ -е́й; мн.

    1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по представлениям верующих) чудодейственную силу.

    2. Разг. Об очень худом, измождённом человеке. Ходячие м. Живые м.

    * * *

    мо́щи

    останки людей, подвергшиеся естественной мумификации, обладающие, по церковному учению, способностью творить чудеса. Объект поклонения у православных и католиков.

    * * *

    МОЩИ

    МО́ЩИ, останки христианских святых, не подвергшиеся тлению после смерти. Почитание мощей и их фрагментов существовало с первых веков христианства. Оно основывается на представлении о теле как о храме божьем. Сохранилось в католичестве и православии.

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Словарь церковнославянского языка

  35. Источник:



  36. Большой Энциклопедический словарь

  37. Источник:



  38. Толковый словарь Даля

  39. Источник: