I
Шко́да (Škoda)
Йосеф (10.12.1805, Пльзень, — 13.6.1881, Вена), чешский терапевт. С 1825 жил в Вене. В 1831 окончил медицинский факультет Венского университета; в 1846—71 профессор там же. Крупнейший наряду с К. Рокитанским (См. Рокитанский) представитель т. н. новой венской школы, характеризовавшейся признанием преимущественного значения наблюдений у постели больного, изучения физических симптомов болезни и лежащих в их основе изменений в органах и сыгравшей видную роль в развитии клинической медицины. Развил и научно обосновал учения о перкуссии (См. Перкуссия) и аускультации (См. Аускультация) и способствовал распространению этих методов исследования в клинической практике: показал зависимость сердечных шумов не только от анатомических поражений клапанов, но и от скорости тока крови; описал ряд аускультативных симптомов. Деятельность и научные труды Ш. имели существенное значение в формировании кардиологии, пульмонологии и дерматологии. Создал клиническую школу (Гебра и др.)
Соч. в рус. пер.: Учение о постукивании и выслушивании, как средствах распознавать болезни, М., 1852.
Лит.: Рубакин А. Н., Жизнь и деятельность Иозефа Шкоды, «Клиническая медицина», 1956, № 6: Sternberg М., Josef Škoda, W., 1924; «Časopis lekaru česikych», 1971 rok, 110, № 25, s. 588—91.
IIШко́да («Шко́да»)
предприятие тяжёлого машиностроения ЧССР, одно из крупнейших в Европе. Находится в г. Пльзень. Выросло из завода по производству с.-х. инвентаря, основанного в 60-х гг. 19 в.; значительно расширено перед 2-й мировой войной 1939—45. В послевоенные годы продукция предприятия сыграла важную роль в восстановлении чехословацкой экономики, развитии экономического сотрудничества ЧССР с социалистическими странами. В 1951 «Ш.» присвоено имя В. И. Ленина.
На предприятии в середине 70-х гг. было занято свыше 45 тыс. рабочих и служащих. Производственная программа «Ш.» охватывает более 50 отраслей машиностроения. Основная продукция: паровые турбины, турбо- и гидрогенераторы, компрессоры, трансформаторы, прокатное и литейное оборудование, подъёмные краны, крупные металлообрабатывающие станки, электровозы, троллейбусы и др. Около 40% продукции экспортируется главным образом в СССР и др. социалистические страны. С начала 70-х гг. в соответствии с расширяющимся сотрудничеством между странами — членами СЭВ в области атомной электроэнергии начался выпуск оборудования для атомных электростанций.
Н. Н. Пусенков.
жен., ·стар. и южн., зап. (нем. Schaden?) шкота, ·стар. вред, убыток, потеря, урон, изъян, порча, протори. Много шкоды лугам, хлебу от скота, потравы. Кошка шкоды наделала. И тем все без шкоды и без убытку сделается. Ратн. Уст. Бывают кораблям шкоды, гибель, авария, Акты.
| Шкода, нареч., южн., зап. жаль, досадно. Шкода, что не пришел. Шкодный, ко шкоде относящийся. Шкодить, вредить, убыточить, изъянить, портить; причинять урон, убыток;
| шалить, дурить, баловать, причиняя этим вред, порчу; проказить, прокудить, пакостить. Ребята шкодят, околицу разгораживают! Шкодливый, шкодный, убыточный;
| шаловливый, своевольный, проказливый, прокудливый, пакостливый. Не учинят ли копания, или иные шкодливые лукавства, Ратн. Уст. Шкодливая кошка. Шкодлив (блудлив), как кошка, а труслив, как заяц. Шкодник муж. -ница жен. прокудник, паростник, вредный шалун.
ШКО́ДА, -ы, жен. (прост.). Баловство, озорство, приносящее вред.
-ы, ж. прост.
1.
Убыток, изъян, вред, порча.
— У половины села жито как ногами потоптано [градом]. Наслала-таки шкоду ведьмака чертова. Куприн, Олеся.
2.
Шалость, озорство, проделка.
— Переговорим с командирами миноносцев или минных транспортов и обдумаем, как подстроить добрую шкоду. Помнить будут поручика Борейко! Степанов, Порт-Артур.
3. м. и ж.
Тот, кто наносит вред, убыток злонамеренно или из озорства.
[Польск. szkoda]
ШКО́ДА, шкоды, жен. (польск. szkoda) (обл.).
1. Убыток, изъян, вред.
2. Шалость, баловство, озорство, легкомысленный поступок.
I
ж. разг.1.
Убыток, изъян.
2.
Вред, порча.
II
ж. разг.Шалость, баловство, озорство.
III
м. и ж. разг.Озорной, проказливый, шаловливый человек (обычно о ребёнке).
IV
м. и ж.1.
разг.-сниж.Тот, кто наносит убыток, причиняет вред, совершая шкоду [шкода I].
2.
Употребляется как порицающее или бранное слово.
шко́да "вред, ущерб", стар. шкота (Разор. Моск. госуд. 31 и сл., Котошихин 45), укр., блр. шко́да, др.-русск. шкода (полоцк. грам. 1478 г.; см. Напьерский 234; часто в ХV–ХVI вв.; см. Напьерский 394 и сл.), чеш., слвц. škоdа, польск. szkoda. Заимств. через польск. из д.-в.-н. sсаdо "вред"; см. Мi. ЕW 340; Брюкнер 549; Христиани 15 и сл.; Горяев, ЭС 423. См. шко́та, шко́тить.
доктор и профессор; † 13 мая 1881 г.
{Половцов}
прост.
1)ж. daño m, pérdida f
2)ж.(проделка) travesura f, pillería f
3) м., ж.(о человеке) granuja m, pillastre m
ж. прост.
(озорство) brutto tiro
невинная шкода — birichinata
ШКО́ДА -ы; ж. [польск. szkoda] Разг.
1. Шалость, озорство, проделка (обычно злые, приносящие вред). Устроить шкоду. Злая ш. Невинные шкоды малышей. Очередная ш. пьяного соседа.
2. м. и ж. О том, кто озорничает, проказничает, наносит вред.
(Skoda) - назв. легковых автомобилей одноимённого автозавода в г. Млада-Болеслав (ЧССР), выпускаемых с 1925. В 1986 изготовлялись легковые автомобили особо малого и малого классов. Рабочий объём двигателей 1,05 - 1,3 л, мощность 33 - 43 кВт, Макс. скорость 130 - 150 км/ч. См. рис.
Легковой автомобиль "Шкода"
вред
– марка автомобиля, Чехия.
(Skoda Automobilova A. S.)
чешская фирма по производству автомобилей. Штаб-квартира находится в г. Млада-Болеслав. «Шкода» была основана в 1925 на базе известной чешской компании «Лаурин и Клемент». В середине 90-х годов фирма Skoda вошла в немецкий концерн Volkswagen, и благодаря этому предприятие в Чехии удалось значительно обновить. С этого момента началась ее активная деятельность в Европе. В настоящее время компания осуществляет выпуск моделей Skoda Octavia и Skoda Felicia различных модификаций, отвечающих международным стандартам и продающихся по достаточно приемлемым ценам. Skoda Octavia LX обладает рядом привлекательных черт, отличающих ее от схожих моделей других немецких фирм. Платформа автомобиля заимствована у Volkswagen Golf, на которую устанавливаются пятнадцатидюймовые (на модели LX — четырнадцатидюймовые) колеса. Выпускается с кузовом «хэтчбек». Машина оснащена бензиновым 4-цилиндровым рядным двигателем с впрыском топлива мощностью 75 л.с. В комплектацию автомобиля входят две надувные подушки безопасности, электропривод стеклоподъемников, поворотно-сдвижной люк на крыше и противоугонное устройство. Модель Skoda Felicia, выпускаемая в вариантах «хэтчбек» и «универсал», оснащается как бензиновым, так и дизельным двигателем. В конце 1994 она сменила модель Skoda-Favorit. В 1999 планируется выпуск Skoda Felicia в новом исполнении, в которой все более заметно влияние концерна Volkswagen. Машина будет оснащена 4-цилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом 1 л и мощностью примерно 50 л.с., внутренняя отделка практически не изменится, а по размерам эта модель будет соответствовать прежней.