металлов, способ обработки металлов и металлических сплавов давлением, состоящий в обжатии их между вращающимися валками прокатных станов (См. Прокатный стан). Валки имеют большей частью форму цилиндров, гладких или с нарезанными на них углублениями (ручьями), которые при совмещении двух валков образуют т. н. калибры (см. Валки прокатные,Калибровка прокатных валков, Профилировка валков).
Благодаря свойственной П. непрерывности рабочего процесса она является наиболее производительным методом придания изделиям требуемой формы. При П. металл, как правило, подвергается значительной пластической деформации сжатия, в связи с чем разрушается его первичная литая структура и вместо неё образуется структура, более плотная и мелкозернистая, что обусловливает повышение качества металла. Т. о., П. служит не только для изменения формы обрабатываемого металла, но и для улучшения его структуры и свойств.
Как и др. способы обработки металлов давлением (См. Обработка металлов давлением), П. основана на использовании пластичности металлов. Различают горячую, холодную и тёплую П. Основная часть проката (заготовка, сортовой и листовой металл, трубы, шары и т.д.) производится горячей П. при начальных температурах: стали 1000—1300 °С, меди 750—850 °С, латуни 600—800 °С, алюминия и его сплавов 350—400 °С, титана и его сплавов 950—1100°С, цинка около 150 °С. Холодная П. применяется главным образом для производства листов и ленты толщиной менее 1,5—6 мм, прецизионных сортовых профилей и труб; кроме того, холодной П. подвергают горячекатаный металл для получения более гладкой поверхности и лучших механических свойств, а также в связи с трудностью нагрева и быстрым остыванием изделий малой толщины. Теплая П. в отличие от холодной происходит при несколько повышенной температуре с целью снижения упрочнения (наклёпа) металла при его деформации.
В особых случаях для предохранения поверхности прокатываемого изделия от окисления применяют П. в вакууме или в нейтральной атмосфере.
Известны 3 основных способа П.: продольная, поперечная и винтовая (или косая). При продольной П. (рис. 1, а)деформация обрабатываемого изделия происходит между валками, вращающимися в противоположных направлениях и расположенными в большинстве случаев параллельно один другому. Силами трения, возникающими между поверхностью валков и прокатываемым металлом, он втягивается в межвалковое пространство, подвергаясь при этом пластической деформации. Продольная П. имеет значительно большее распространение, чем 2 др. способа. Поперечная П. (рис. 1, б)и винтовая (косая) П. (рис. 1, в) служат лишь для обработки тел вращения. При поперечной П. металлу придаётся вращательное движение относительно его оси и, следовательно, он обрабатывается в поперечном направлении. При винтовой П. вследствие косого расположения валков металлу, кроме вращательного, придаётся ещё поступательное движение в направлении его оси. Если поступательная скорость прокатываемого металла меньше окружной скорости вследствие его вращения, П. называется также поперечно-винтовой, а если больше — продольно-винтовой. Поперечная П. применяется для обработки зубьев шестерён и некоторых др. деталей, поперечно-винтовая — в производстве цельнокатаных труб, шаров, осей и др. тел вращения (рис. 2). Продольно-винтовая П. находит применение при производстве свёрл.
При продольной П., когда металл проходит между валками, высота его сечения уменьшается, а длина и ширина увеличиваются (рис. 3). Разность высот сечения металла до и после прохода между валками наз. линейным (абсолютным) обжатием: Δh= h0— h1.
Отношение этой величины к первоначальной высоте h0, выраженное в процентах
Область (объём) между валками, в которой прокатываемый металл непосредственно с ними соприкасается, называется очагом деформации; здесь происходят обжатие металла. Небольшие участки, примыкающие с обеих сторон к очагу деформации, называются внеконтактными зонами деформации; в них металл деформируется лишь в незначительной степени. Очаг деформации состоит из двух основных участков: зоны отставания, в которой средняя скорость металла меньше горизонтальной составляющей окружной скорости валков, и зоны опережения, в которой скорость металла относительно выше. Поэтому скорость выхода прокатываемого металла из валков несколько больше (на 2—6%) их окружной скорости. Граница между этими зонами называется нейтральным сечением. Силы трения, действующие на прокатываемый материал от валков, в зоне отставания направлены по его движению, в зоне опережения — против. Захват металла валками и стабильность протекания процесса обусловливаются силами трения, возникающими на контактной поверхности металла с валками. Для захвата необходимо, чтобы тангенс угла захвата α, т. е. угла между радиусами, проведёнными от оси валков к точкам А и В (см.рис. 3), не превысил коэффициента трения: tgα≤ μ. В тех случаях, когда к чистоте поверхности изделий не предъявляют высоких требований, для увеличения угла захвата (а следовательно, и обжатия) поверхности валков придаётся шероховатость путём насечки.
Практически углы захвата находятся в следующих пределах: при горячей П. в гладких валках 20—26°, в насеченных — 27—34°; при холодной П. со смазкой — 3—6°.
Усилие на валки при П. определяется как произведение контактной поверхности на среднее удельное усилие Р=F․pcp(удельное усилие распределено по контактным поверхностям неравномерно: его максимум находится вблизи нейтрального сечения, а по направлению к входу и выходу металла из валков удельное усилие уменьшается). При П. полос прямоугольного сечения контактная поверхность рассчитывается по формуле r — радиус валка. При холодной П. полос действительная контактная поверхность больше из-за упругого сжатия валков в местах соприкосновения с прокатываемым металлом. Среднее удельное усилие, называется также нормальным контактным напряжением, зависит от большого числа факторов и может быть выражено формулой pcp=n1․n2․n3․σ, где n1 —коэффициент напряжённого состояния металла, зависящий главным образом от отношения длины дуги захвата, т. е. дуги между точками А и В на окружности сечения валка (см.рис. 3), к средней толщине прокатываемой полосы и её ширине, от коэффициента трения и от натяжения прокатываемого металла (натяжение широко применяется при холодной П.); n2 — коэффициент, учитывающий влияние скорости П.: n3 — коэффициент, учитывающий влияние величины наклёпа металла; σ — предел текучести (сопротивление деформации) обрабатываемого металла при температуре прокатки. Наибольшее значение имеет коэффициент n1, изменяющийся в зависимости от указанных выше факторов в широких пределах (0,8—8); чем больше силы трения на контактных поверхностях и меньше толщина прокатываемого металла, тем выше этот коэффициент. В практических расчётах принимается при горячей П. n3= 1, а при холодной n2= 1. Для углеродистых сталей при горячей П. среднее удельное усилие находится в пределах 100—300 н/м2 (10—30 кгс/мм2), при холодной П. 800—1500 н/м2 (80—150 кгс/мм2). Равнодействующие усилия на валки при наиболее распространённых условиях П. направлены параллельно линии, соединяющей оси валков, т. е. вертикально (рис. 4).
Связь между усилием Р и моментом М,необходимым для вращения каждого валка, определяется формулой М=Р(а + ρ), где а — плечо силы Р, находящееся в пределах (0,35—0,5)кн (20—100 тс), а при П. листов шириной 2—2,5 м доходит до 30— 60 Мн (3000—6000 тс). Момент, необходимый для вращения обоих валков при П. стальной проволоки и мелких сортовых профилей, составляет 40—80 кн․м(4—8 тс․м), а при П. слябов и широких листов достигает 6000—9000 кн․м(600—900 тс․м).
О П. различных стальных профилей и профилей из цветных металлов и сплавов см. в ст. Прокатное производство.
Лит.: Целиков А. И., Основы теории прокатки, М., 1965; Смирнов В. С., Теория прокатки, М., 1967; Целиков А. И., Гришков А. И., Теория прокатки, М., 1970; Тетерин П. К., Теория поперечно-винтовой прокатки, М., 1971; Третьяков А. В., Зюзин В. И., Механические свойства металлов и сплавов при обработке давлением, М., 1973; Луговской В. М., Алгоритмы систем автоматизации листовых станов, М., 1974.
А. И. Целиков.
Рис. 1. Схема продольной (а), поперечной (б) и винтовой (в) прокатки: 1 — прокатываемый металл; 2 и 3 — валки.
Рис. 2. Схема винтовой прокатки круглых периодических профилей.
Рис. 3. Схема деформации металла при продольной прокатке.
Рис. 4. Направление равнодействующих сил усилия на валки при простом процессе прокатки с учетом влияния трения в подшипниках.
ПРОКА́ТКА, -и, жен. Горячая обработка металла путём давления, обжима его между вращающимися валками в особых станах для придания ему нужной формы, профиля. П. рельсов.
| прил. прокаточный, -ая, -ое.
-и, ж. тех.
Обработка металла путем обжима между вращающимися валками.
Прокатка кровельного железа. Прокатка труб.
ПРОКА́ТКА, прокатки, мн. нет, жен. (тех.). Пропускание металлической болванки между двумя вращающимися валами для придания ей нужной формы. Прокатка рельс. Прокатка железа. Цех прокатки.
ж.
1.
действие по гл. прокатывать II 1., прокатать
2.
Обжатие и вытяжка чего-либо давлением вращающихся валков.
3.
Обработка металла обжатием между вращающимися валками особых машин.
4.
разг.Прокатный цех.
ПРОКАТКА металлов - способ обработки металлов давлением - обжатие между вращающимися валками прокатных станов. Различают продольную, поперечную и винтовую (косую) прокатку, а также поперечно-винтовую и продольно-винтовую прокатку; в зависимости от степени нагрева обрабатываемого металла - горячую, холодную и теплую прокатку. Разновидность - бесслитковая прокатка.
Rolling — Прокатка.
Уменьшение площади поперечного сечения металлических заготовок или общей формы металлоизделий с использованием вращающихся валков. См. Также Rolling mills — Прокатный стан.
ПРОКАТКА, способ обработки металла давлением - обжатие заготовки между вращающимися валками прокатных станов с целью получения полуфабрикатов, готовых изделий или улучшения их качества. По технологической схеме различают прокатку продольную, поперечную, поперечно-винтовую и др. По виду получаемых изделий различают листо-, сорто- (в том числе производство прокатных профилей), трубопрокатное и другие прокатные производства. Прокатные станы появились в 15 в., имели ручной привод и использовались для прокатки мягких металлов (свинец и др.). В 1990-х гг. прокаткой получают более 500 млн. т. продукции в год.
жен.;
тех. flatting, rollingпрокат|ка - ж. тех. rolling;
~ный тех.
1. (относящийся к изготовлению проката) rolling;
~ный стан rolling mill;
~ный цех rolling shop/department;
2. (изготовленный путём проката) rolled;
~ная сталь rolled steel;
3. кино (выпущенный в прокат): ~ная копия show copy, release print.
cogging, milling, rolling метал.
f.rolling (out, as metal)
ж тех.
Walzen n
прокатка труб — Rohrwalzen n
прокатка ж тех. Walzen n 1 прокатка труб Rohrwalzen n
ж. тех.
laminage m
ж. тех.
laminación f, laminado m
ж. тех.
laminatura, laminazione
ПРОКА́ТКА -и; ж. Техн. Обработка металла путём обжима между вращающимися валками. П. кровельного железа. П. труб.
* * *
прока́ткаметаллов, способ обработки металлов давлением — обжатие между вращающимися валками прокатных станов. Различают продольную, поперечную и винтовую (косую) прокатку, а также поперечно-винтовую и продольно-винтовую прокатку; в зависимости от степени нагрева обрабатываемого металла — горячую, холодную и тёплую прокатку. Разновидность — бесслитковая прокатка.
* * *
ПРОКАТКАПРОКА́ТКА металлов, способ обработки металлов давлением — обжатие между вращающимися валками прокатных станов. Различают продольную, поперечную и винтовую (косую) прокатку, а также поперечно-винтовую и продольно-винтовую прокатку; в зависимости от степени нагрева обрабатываемого металла — горячую, холодную и теплую прокатку. Разновидность — бесслитковая прокатка.
1) ПРОКАТКА - обработка металла давлением путём обжатия между вращающимися валками прокатного стана для уменьшения сечения прокатываемого слитка или заготовки и придания им заданной формы (см. Прокатные профили). П. - обычно завершающее звено металлургич. произ-ва. Известны 3 осн. вида П. (см. рис.): продольная прокатка, поперечная прокатка и винтовая прокатка. В зависимости от темп-ры прокатываемого металла различают горячую П. (темп-pa нагрева выше порога рекристаллизации, что обеспечивает повышение пластичности металла), холодную (обычная темп-pa) и тёплую (темп-pa нагрева ниже порога рекристаллизации). Для получения т. н. периодич. профилей применяют периодическую прокатку. 2) ПРОКАТКА в кожевенном производстве - прессование и образование гладкой поверхности жёстких видов кож (подошвенных, стелечных и др.). Выполняется пропусканием кожи между ци-лнндрич. роликами или прокатыванием стального вала по её поверхности.
ПРОКАТКА — завершающая стадия металлургического производства; представляет собой процесс обработки металлов давлением, когда путём последовательной деформации заготовки в зазоре между вращающимися валками в прокатных станах (см.) ей придают требуемые и разнообразные формы (профиль) за счёт уменьшения её размеров в поперечном сечении (обжатие) и одновременного увеличения (вытяжки) длины проката (см.). При сдавливании заготовки валки осуществляют движение подачи. Различают П.: горячую, когда металл заготовки нагревают для повышения пластичности, и холодную, когда его пластичность достаточна без нагрева. Применяются три способа П.: продольная, поперечная и поперечно-винтовая (косая).
cogging, milling, rolling метал.
* * *
прока́тка ж.rolling
прока́тка в закры́тых кали́брах — tongue-and-groove rolling
винтова́я прока́тка — screw rolling
прока́тка в оболо́чках — sheath rolling
прока́тка в прово́дках — guide rolling
прока́тка в прямы́х кали́брах — flat rolling
прока́тка в ушири́тельной кле́ти — broadside rolling
прока́тка в черново́й кле́ти — pony roughing
горя́чая прока́тка — hot rolling
прока́тка за оди́н про́пуск — one-pass rolling
прока́тка колё́сных бандаже́й — tyre rolling
коса́я прока́тка — skew rolling
прока́тка на ребро́ — rolling on-edge
прока́тка на у́гол — angle rolling
прока́тка паке́тами — pack rolling
прока́тка периоди́ческих про́филей — die rolling
петлева́я прока́тка — loop-mill rolling
повто́рная прока́тка — rerolling
попере́чная прока́тка — cross rolling
попере́чно-винтова́я прока́тка — helical rolling
прока́тка порошка́ (в порошковой металлургии) — rolling of the powder
продо́льная прока́тка — lengthwise rolling
прока́тка свобо́дным паке́том — loose-pack rolling
прока́тка сли́тка в блю́мы — cogging
прока́тка сля́бов — slabbing
прока́тка толстолистово́й ста́ли — plate rolling
прока́тка труб на до́рне — mandrel drawing
холо́дная прока́тка — cold rolling
чернова́я прока́тка — roughing, cogging
чистова́я прока́тка — finish rolling
* * *
rolling
ж. метал.
laminazione f
- прокатка балок
- прокатка блюмов- вакуумная прокатка
- прокатка в две нитки
- прокатка в калибрах
- прокатка в косовалковом стане
- прокатка в одну нитку
- прокатка в ребровых калибрах
- прокатка в черновой клети
- геликоидальная прокатка
- горячая прокатка
- двухниточная прокатка
- двухручьевая прокатка
- прокатка заготовок
- прокатка за один проход
- прокатка за пять проходов
- косая геликоидальная прокатка
- листовая прокатка
- прокатка на обжимном стане
- прокатка на оправке
- прокатка на ребро
- прокатка на слябинге
- непрерывная прокатка
- однониточная прокатка
- одноручьевая прокатка
- прокатка пакетами
- пакетная прокатка
- перекрёстная прокатка
- периодическая прокатка
- пилигримовая прокатка
- пильгерная прокатка
- плоская прокатка
- повторная прокатка
- поперечная прокатка
- прокатка порошков
- прокатка проволоки
- продольная прокатка
- прокатка профилей
- ребровая прокатка
- прокатка слябов
- прокатка с натяжением
- сортовая прокатка
- прокатка стали
- толстолистовая прокатка
- тонколистовая прокатка
- прокатка труб
- прокатка труб на прошивном стане
- холодная прокатка
- черновая прокатка
- чистовая прокатка
техн.
вальцюва́ння
- бесслитковая прокатка
- геликоидальная прокатка- горячая прокатка
- петлевая прокатка
- поперечная прокатка
- поперечно-винтовая прокатка
- предварительная прокатка
- продольная прокатка
- прокатка слитка
- прокатка слябов
- прокатка труб
- холодная прокатка
- черновая прокатка
- чистовая прокатка
техн.
вальцюва́ння
- бесслитковая прокатка
- геликоидальная прокатка- горячая прокатка
- петлевая прокатка
- поперечная прокатка
- поперечно-винтовая прокатка
- предварительная прокатка
- продольная прокатка
- прокатка слитка
- прокатка слябов
- прокатка труб
- холодная прокатка
- черновая прокатка
- чистовая прокатка
– выравнивание колесных дисков.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.