(греч. Σώς, Σώσος) — египетское божество, сын Ра (см.), который произвел его и Тефнут (см.) сам из себя, без жены. При мироздании Ш. поднял небо — Нут — от земли — Кеба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Ш. также поддержал ее руками. Таким образом, Ш. — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Harris) Ш. величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Ш. на земле вместе с Тефнут после удаления Ра: "его величество Ш. был превосходным царем неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря". После многих тысячелетий он также вознесся на небо. Ш. считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит "носитель неба"), почитавшемся в Тинисе и Севенните, с Тотом и Хонсом. Почитался Ш. особенно в Леонтополе в Дельте (Tell-esseba), из храма которого перешли в берлинский музей изображения его в виде льва и с головой льва на теле человека, а также его трон, несомый львами. Еще чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток и идольчиков этого рода — прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он поднимает Нут с Кеба.
ШУ! ряз. окрик на ястреба, коршуна; шиу, шиш, щух!
нескл., ср. устар.
Пышный бант.
[Варвара Павловна], снявши перчатки, показывала своими гладкими руками, как и где носятся воланы, рюши, кружева, шу. Тургенев, Дворянское гнездо.
[франц. chou]
нескл. ср. устар.
Пышный бант.
ШУ (др.-егип. пустота) - в египетской мифологии бог ветра и воздуха, входил в гелиопольскую эннеаду богов. Согласно гелиопольскому сказанию о сотворении мира, считался отцом Геба-земли и Нут-неба; изображался в виде человека с поднятыми руками, держащего над головой небо.
ШУ
ШУ (др.-егип. пустота), в египетской мифологии бог ветра и воздуха, входил в гелиопольскую эннеаду(см. ВЕЛИКАЯ ЭННЕАДА) богов. Согласно гелиопольскому сказанию о сотворении мира, считался отцом Геба(см. ГЕБ)-земли и Нут(см. НУТ (в мифологии))-неба; изображался в виде человека с поднятыми руками, держащего над головой небо.
одно из трех кит. царств (Вэй, У и Шу) периода Сань го. Существовало в 221-263. Основатель его - ханьский военачальник Лю Вэй, один из усмирителей восстания "Желтых повязок" (184-204), создавший гос-во в процессе борьбы различных военно-феод. групп. После покорения юго-зап. племен терр. царства Ш. охватывала совр. пров. Сычуань, части пров. Си-кан, Юньнань, Гуйчжоу, Ю. Шэньси и часть юж. Ганьсу. Столицей Ш. был г. Чэнду (Сычуань). Ш. вело продолжительную борьбу с царством Вэй и в 263 было завоевано им.
Л. И. Думан. Москва.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.