Словарь Брокгауза и Ефрона

    (греч. Σώς, Σώσος) — египетское божество, сын Ра (см.), который произвел его и Тефнут (см.) сам из себя, без жены. При мироздании Ш. поднял небо — Нут — от земли — Кеба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Ш. также поддержал ее руками. Таким образом, Ш. — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Harris) Ш. величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Ш. на земле вместе с Тефнут после удаления Ра: "его величество Ш. был превосходным царем неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря". После многих тысячелетий он также вознесся на небо. Ш. считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит "носитель неба"), почитавшемся в Тинисе и Севенните, с Тотом и Хонсом. Почитался Ш. особенно в Леонтополе в Дельте (Tell-esseba), из храма которого перешли в берлинский музей изображения его в виде льва и с головой льва на теле человека, а также его трон, несомый львами. Еще чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток и идольчиков этого рода — прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он поднимает Нут с Кеба.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Толковый словарь Даля

    ШУ! ряз. окрик на ястреба, коршуна; шиу, шиш, щух!

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Малый академический словарь

    нескл., ср. устар.

    Пышный бант.

    [Варвара Павловна], снявши перчатки, показывала своими гладкими руками, как и где носятся воланы, рюши, кружева, шу. Тургенев, Дворянское гнездо.

    [франц. chou]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    нескл. ср. устар.

    Пышный бант.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    ШУ (др.-егип. пустота) - в египетской мифологии бог ветра и воздуха, входил в гелиопольскую эннеаду богов. Согласно гелиопольскому сказанию о сотворении мира, считался отцом Геба-земли и Нут-неба; изображался в виде человека с поднятыми руками, держащего над головой небо.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Энциклопедический словарь

    ШУ

    ШУ (др.-егип. пустота), в египетской мифологии бог ветра и воздуха, входил в гелиопольскую эннеаду(см. ВЕЛИКАЯ ЭННЕАДА) богов. Согласно гелиопольскому сказанию о сотворении мира, считался отцом Геба(см. ГЕБ)-земли и Нут(см. НУТ (в мифологии))-неба; изображался в виде человека с поднятыми руками, держащего над головой небо.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    одно из трех кит. царств (Вэй, У и Шу) периода Сань го. Существовало в 221-263. Основатель его - ханьский военачальник Лю Вэй, один из усмирителей восстания "Желтых повязок" (184-204), создавший гос-во в процессе борьбы различных военно-феод. групп. После покорения юго-зап. племен терр. царства Ш. охватывала совр. пров. Сычуань, части пров. Си-кан, Юньнань, Гуйчжоу, Ю. Шэньси и часть юж. Ганьсу. Столицей Ш. был г. Чэнду (Сычуань). Ш. вело продолжительную борьбу с царством Вэй и в 263 было завоевано им.

    Л. И. Думан. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

    ШУ
    ШУ (др.-егип. пустота) - в египетской мифологии бог ветра и воздуха, входил в гелиопольскую эннеаду богов. Согласно гелиопольскому сказанию о сотворении мира, считался отцом Геба-земли и Нут-неба; изображался в виде человека с поднятыми руками, держащего над головой небо.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  15. Источник:



  16. Толковый словарь Даля

  17. Источник: