«Эрос»

Эрос в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Эрос»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Малый академический словарь
  4. Толковый словарь Ушакова
  5. Толковый словарь Ефремовой
  6. Большой энциклопедический словарь
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Сексологическая энциклопедия
  9. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  10. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  12. Научно-технический энциклопедический словарь
  13. Энциклопедия Кольера
  14. Философская энциклопедия
  15. Новейший философский словарь
  16. Энциклопедический словарь
  17. Энциклопедический словарь
  18. Реальный словарь классических древностей
  19. Естествознание. Энциклопедический словарь
  20. Астрономический словарь
  21. Античная философия
  22. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  23. Большой Энциклопедический словарь
  24. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    малая планета (см. ст. Астероиды), открытая 14 августа 1898 г. Виттом в Берлине (на обсерватории общества "Урания") при помощи фотографии. Впоследствии оказалось, что Э. был сфотографирован до 20 раз в 1893—96 гг. при фотографическом обзоре неба, произведенном в Гарвардской обсерватории. По своей орбите Э. занимает совершенно исключительное положение среди других малых планет. Перигелий его лежит между орбитами Марса и Земли. Поэтому планета может приближаться к Земле гораздо более, чем всякое другое светило. Параллакс Э. в самых благоприятных случаях достигает 1'. Это дает превосходное средство для определения параллакса Солнца, как непосредственно "тригонометрическим" методом, так и (что еще важнее) вычислением возмущений, производимых Землей в движении Э., и, следовательно, определением точной величины массы Земли (см. Параллакс). Яркость Э. в зависимости от расстояния изменяется от 7-ой до 14-ой звездной величины. Сопоставление элементов орбиты Э. — см. Астероиды. В ряду других малых планет Э. предварительно обозначен был буквами DQ и затем получил № 433 (см. Астероиды). Международная комиссия в Париже (август 1900) выработала план наблюдений Э. во время противостояния его в ноябре 1900 г. для определения параллакса Солнца. В работе этой приняли участие до 50 обсерваторий. Общая обработка наблюдений поручена Миллошевичу (в Риме). В феврале 1901 г. многими астрономами были подмечены весьма быстрые колебания в яркости Э. Период их равнялся 2h28m, амплитуда изменений достигала 1 1/2 звездных величин. Через некоторое время эти колебания яркости затихли. Андрэ сформулировал гипотезу о том, что Э. состоит из двух астероидов, обращающихся на весьма близком расстоянии один от другого и поочередно затмевающих друг друга. По другой гипотезе, Э. имеет фигуру весьма неправильной формы и обращен к Земле то широким, то узким сечением. Подробнее об Э. см. статью Астероиды.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Э́рос

    в древнегреческой мифологии бог любви; см. Эрот.

    II

    Э́рос (Eros)

    малая планета № 433, открытая в 1898 любителем астрономии Г. Виттом в Берлине. Э. относится к числу малых планет земной группы, которые в своём движении вокруг Солнца могут близко подходить к Земле. Период обращения Э. вокруг Солнца 1,76 года, большая полуось 1,46 а. е., эксцентриситет 0,22, наклон к плоскости эклиптики 10°, 8. В афелии Э. заходит за орбиту Марса. Перигелийное расстояние Э. лишь на 0,14 а. е. превышает большую полуось орбиты Земли. Наибольшие сближения Э. с Землёй (благоприятные оппозиции) происходят через 37 лет и наблюдались в 1894, 1930—31, 1967—68. Близость Э. к Земле сделала его удобным объектом для определения параллакса Солнца (См. Параллакс Солнца).В 1950 американский астроном Э. Рабе, обработав наблюдения Э. за 1926—45, получил значение солнечного параллакса 8 ",79835 ± 0 ",00058, близкое к общепринятому в то время значению 8 ",80. Позднее вычисления были повторены по наблюдениям 1926—65, причём новое значение параллакса 8 ",79417 ± 0 ",00018 (Рабе, Френсис), полностью совпало с результатами радиолокационных определений. Э. — относительно яркая малая планета: блеск её в оппозиции (см. Конфигурации в астрономии) колеблется от 6,7 до 11,3 звёздной величины (См. Звёздная величина) в зависимости от расстояния до Земли и ориентации планеты. Э. — первая малая планета, у которой были обнаружены (1901) периодические изменения блеска. Максимальная амплитуда изменения блеска 1,5 звёздной величины, период 5 ч 16 мин. Исследование кривой блеска, имеющей два максимума и два минимума за период, привело астрономов к выводу, что Э. — вращающееся вытянутое тело. Позднее это было подтверждено прямыми наблюдениями. Наблюдения покрытий Э. звёзд (Э. — первая малая планета, для которой наблюдалось это явление) позволили установить, что контур видимого края Э. имеет неправильную форму, напоминающую гантель с поперечниками 21 и 13 км.

    Лит.: Малые планеты. Сб., под ред. Н. С. Самойловой-Яхонтовой, М., 1973.

    Ю. В. Батраков.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Малый академический словарь

    , м. книжн.

    Страсть, любовь.

    — Пускай царствует эрос, но красиво, по-римски. А. Н. Толстой, Эмигранты.

    [греч. ’έρως]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    Э́РОС, эроса, мн. нет, муж. (греч. Eros - имя бота любви в греч. мифологии) (книжн.). Страсть, страстная любовь.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.; = Эро́т

    Бог любви (в древнегреческой мифологии).

    II

    м.

    Малая планета земной группы, в своём движении близко подходящая к Земле.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    ЭРОС (Эрот) - малая планета (.433), диаметр ок. 20 км, открыта Г. Виттом (Германия, 1898). Расстояние Эроса от Солнца изменяется от 1,1 до 1,8 а. е., период обращения 1,76 года. Изучение движения Эроса позволило уточнить параллакс Солнца и значение астрономической единицы.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ЭРОС -..1) Эрот

    2)] Любовь; у Платона и в платонизме побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Сексологическая энциклопедия

    в Древней Греции - название стихийной, страстной влюбленности, направленной обычно на телесное, физическое обладание.

  15. Источник: Сексологическая энциклопедия



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    имя собст.;
    миф. Eros

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    Eros

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.; = Эрот

    Eros

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Научно-технический энциклопедический словарь

    ЭРОС, астероид удлиненной формы с неправильной орбитой. В 1931 и 1975 гг. он приближался к Земле на расстояние около 24 млн. км. Максимальный диаметр его равен 27 км, среднее расстояние от Солнца - 232 млн. км. Средний сидерический период равен 1,76 года.

  23. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  24. Энциклопедия Кольера

    греческий бог любви, персонификация понятия, выражаемого существительным eros ("влечение", особенно сексуальное). Культ Эрота существовал главным образом в беотийских Феспиях; образ Эрота играл важную роль в литературе и изобразительном искусстве. Он изображался в виде прекрасного юноши, позже - ребенка, а начиная с 4 в. до н.э. его непременным атрибутом становится лук. Литература наделила его способностью к беспредельной власти. Если не считать сказки о Психее, мифов об Эроте практически не существует, и обычно он появляется в роли "бога из машины" для того, чтобы внушить кому-нибудь любовь (например, Медее в Аргонавтике Аполлония Родосского или Дидоне в Энеиде Вергилия). В философии Платона Эрот выступает как сила, побуждающая человека возвыситься от восхищенного созерцания телесной красоты к созерцанию Красоты как таковой. В космологических построениях Эрот - принцип взаимного влечения, "притяжения" элементов или вещей. Распространено объединение его с Афродитой (в качестве ее сына). Римляне, не имевшие аналогичного божества, поклонялись Эроту, имя которого переводили как Cupido (Купидон) или Amor (отсюда фр. Амур).

  25. Источник: Энциклопедия Кольера



  26. Философская энциклопедия

    ЭРОС

    (Эрот) — бог половой любви в др.-греч. мифологии, сын богини любви Афродиты и ее постоянный спутник; половая страсть, глубинное чувство, понимаемая как сила, которая организует праматерию, оказываясь в то же время источником ее развития.

    «Достойно внимания то обстоятельство, — пишет Р. Крафт-Эбинг в работе «Половая психопатия», — что роль половой жизни встретила крайне ничтожную оценку даже со стороны философов». А. Шопенгауэр в кн. «Мир как воля и представление» удивляется, что любовь служила материалом только для поэзии, а не для философии, если не считать исследований Платона, Ж.Ж. Руссо и И. Канта. На самом деле философы, особенно в 20 в., уделили значительное внимание Э.

    В мировой филос. литературе, посвященной Э., нередко соседствуют два имени — Платон и З. Фрейд. По глубине и мощи идей, направленных на постижение феномена, их действительно можно поставить рядом. Идеи Платона и Фрейда знаменуют два глубочайших переворота в постижении Э. Ими созданы две радикально противоположные концепции: один стремился к филос. постижению Э., др. — к научному.

    Платон и Фрейд трактовали Э. как изначальную мощную страсть. Но как объяснить любовь — поразительное обнаружение человеческой природы? Отчего люди тянутся друг к другу? Как возникают идеальные переживания? Животные не знают секса. Им ведома только репродукция. Многообразные переживания любовной страсти — удел человека. Парадоксальные проявления Э. — таинство. Их нельзя объяснить из чисто натуралистических предпосылок. Невозможно, напр., понять, как в ходе эволюции родилось неудержимое глубинное влечение особей друг к другу. Природа, разумеется, могла позаботиться о том, чтобы тела ее созданий оказались анатомически разными. Но разделенность плоти вряд ли может объяснить огромную силу страсти. Трепетное, многообразное и неодолимое влечение трудно вывести из простой констатации: мужчина устроен иначе, чем женщина. Остается загадкой, как появился половой инстинкт. Фрейд признавал, что наука мало знает о происхождении полов.

    В «Пире» Платон описывал Э. как воплощение любви, мудрости и мужской воспроизводящей силы. Он связывает мир земной и мир небесный. В телесном и духовном смыслах Э. оказывается демоном, который одухотворяет людей в их влечении к истине, добру и красоте. Э. — это залог могучего стремления мужчины к самозавершению и бессмертию. Последнее реализует себя в потомках и в продуктах человеческой деятельности.

    Э. есть величайшая неутолимая страсть, смутное томление по единению, таинственная устремленность людей, обреченных на смерть, к некой вечной жизни. Тайна всякой любви — тоска по вечности, стремление человека устоять перед разрушительным потоком времени. Гонимый страхом смерти, человек возрождает себя в др. существе. Согласно Платону, рождение пола символизировало разрыв в первоначальной, единой и могучей природе. Переживание вечности, которое достигается в Э., обеспечивает постижение божества, бессмертного и неустранимого. Бытие разделено на два мощных потока: бытие во времени и бытие вне всякого времени. Любовь — это томительное чувство воссоединения в целостную индивидуальность.

    Э., по-видимому, и в самом деле древнейший из богов, а любовь — универсальное чувство. Нет на земле такой культуры, где бы она отсутствовала. Э. свойствен человеческой природе, но она причудливо и неповторимо проявляется в каждой отдельной судьбе. Кто-то через всю жизнь проносит печать воздержания, преобразуя энергию секса в романтические чувства. Кто-то, напротив, в полной мере предается страстям, погружаясь в оргиастическую стихию. Любовь одухотворяет не только родительские или братские переживания. Она питает также молитвенное отношение к Богу.

    Платон и Аристотель усматривали в эротическом чувстве величайшее благо, залог человеческого счастья, импульс самого разностороннего человеческого вдохновения. Христианство принесло с собой радикальное переосмысление любви. Отныне она стала восприниматься не только как человеческая страсть, но и как основа человеческого бытия. Братская любовь — это любовь ко всем людям.

    И. Кант усматривал цель природы в совокуплении мужчины и женщины и полагал, что нельзя действовать против этой цели: «Половое влечение называется также любовью (в самом узком смысле слова) и в действительности есть величайшее чувственное наслаждение каким-либо предметом». О роли и значении сексуальности для психической жизни писали Шопенгауэр и Ф. Ницше.

    B.C. Соловьев предложил вариант жизнеустройства через Э.-посредника. Человек, по его мысли, волен распоряжаться даром, полученным от Бога, — Э., который воспринимается человеком как всплеск силы и энергии. Смысл этого дара заключается в том, чтобы дать возможность человеку сделать бессмертной ту часть человеческого существа, которая поглощается потоком рождения и умирания, — человеческое тело, поскольку душа и так бессмертна. Тело и его половые признаки, отмечает Соловьев, могут быть использованы человеком в эротический период по-разному: в зависимости от того, какой из возможных путей он избирает. Предполагаемые сценарии, пути достижения абсолютной целостности человека: сверхчеловеческий — аскетизм и любовь; путь частичной целостности — половая жизнь в браке; путь отказа от целостности — адский и животнообразный путь разврата.

    Н.А. Бердяев также рассматривал Э. через проблему универсальности человечекого бытия. По его мнению, целостности человека мешает половое деление, оно выглядит «как печать падшести человека, утери целостности человеческой природы». Сексуальность обезличивает человека, тогда как эротизм носит личный характер. Попадание под власть сексуальности делает человека рабом рода. Э., или эротическая любовь, напротив, выводит за рамки пола и представляет собой движение вверх, творческий экстаз, но при условии, что эта любовь содержит внутри себя милосердие, жалость ко всем людям.

    Фундаментальное различение секса и сексуальности есть и у М. Фуко. Различия между ними существенны, ибо человек, по Фуко, — это существо, главной отличительной чертой которого является «воля к знанию» и самопознанию. Сексуальность, считает Фуко, это реальная фигура жизненной практики, которая приковывает наше внимание к сексу, т.е. к воображаемой точке, играющей теоретическую и практическую роль, поскольку через нее надо пройти каждому человеку, чтобы получить доступ к себе, к своей идентичности.

    По мнению Э. Фромма, Фрейд ошибался, видя в любви выражение, или сублимацию, полового инстинкта и не учитывая, что само половое влечение есть одно из проявлений потребности в любви и соединении. Но заблуждение Фрейда было даже более серьезным. В соответствии со своей физиолого-материалистической установкой он рассматривал половой инстинкт как результат мучительного напряжения, химического по своей природе и требующего разрядки. Однако, по мнению Фромма, взаимное влечение полов лишь отчасти мотивировано потребностью снять напряжение. Это, по Фромму, прежде всего потребность соединения с противоположным полюсом.

    В современных концепциях Э. рассматривается как некая кристаллизация разноликих чувств человека, направленных на продолжение человеческого рода и разнообразные типы творчества.

  27. Источник: Философская энциклопедия



  28. Новейший философский словарь

    ЭРОС (греч. eros - любовь) - 1) мифологическое олицетворение любви и сексуальности, 2) персонифицированное обозначение сексуального инстинкта (сексуального влечения), инстинкта жизни и самосохранения. Как общее эмблематическое обозначение любви Э. получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве, философии и психологии (главным образом в психоанализе). В психологии 20 в. формирование представлений о существовании неких сил жизни и сексуальности осуществлялось под влиянием соответствующих философских идей (главным образом Платона и Эмпедокла). Наиболее систематически идею об Э. как персонифицированном обозначении сексуального инстинкта (влечения), инстинкта жизни и самосохранения разработали Фрейд и последователи его психоаналитического учения. Начиная с 1920 (с работы «По ту сторону принципа удовольствия»), Фрейд часто использовал понятие Э. В окончательной редакции Фрейд представил Э. как один из двух активных основных инстинктов психической жизни человека, обозначающий «любовь в самом широком смысле слова». По Фрейду, энергетическим потенциалом Э. является либидо - энергия всех сексуальных влечений (и в силу этого сексуализированная энергия психики вообще). Фрейд считал, что Э. противостоит Танатос (инстинкт смерти, влечение к смерти, инстинкт и влечение агрессии и деструкции) и что борьба этих сил является активным, фундаментальным и определяющим основанием жизни и психической деятельности человека. Согласно психоанализу, борьба Э. и Танатоса идет с переменным успехом, но исход ее, предопределенный природой вещей, может быть только один - в конечном счете, побеждает Танатос. Понятие Э. ныне активно и весьма часто употребляется не только в психоанализе и психологии, но и за их пределами. см. также ЛЮБОВЬ, СЕКС.

  29. Источник: Новейший философский словарь



  30. Энциклопедический словарь

    Э́рос

    (Эрот), малая планета (№ 433), диаметр около 20 км, открыта Г. Виттом (Германия, 1898). Расстояние Эроса от Солнца изменяется от 1,1 до 1,8 а. е., период обращения 1,76 года. Изучение движения Эроса позволило уточнить параллакс Солнца и значение астрономической единицы.

    * * *

    ЭРОС

    Э́РОС,

    1) Эрот(см. ЭРОТ).

    2) Любовь; у Платона и в платонизме побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Энциклопедический словарь

    э́рос

    1)Эрот.2) Любовь; у Платона и в платонизме побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремлённость к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты.

    * * *

    ЭРОС

    Э́РОС,

    1) Эрот(см. ЭРОТ).

    2) Любовь; у Платона и в платонизме побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты.

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Реальный словарь классических древностей

    I.


    • Eros,

    Έρως,

    1. римский актер-комик, сначала не имел никакого успеха на сцене, но потом поступил в учение к актеру Квинту Росция и, пройдя его школу, сделался одним из знаменитейших комических актеров. Cic. Rosc. cоm. 11, 30;

    2. раб триумвира Антония; когда Антоний дал ему меч, приказывая убить его, Э. убил им самого себя на глазах своего господина. Plut. Ant. 76.

    II.


    • 'Έρως, 'Έρος,

    Amor, Cupido, бог любви. У Гомера он еще не упоминается; у него одна лишь Афродита является богиней-возбудительницей любви. Гесиод, напротив, относит его к числу древнейших богов (Hesiod. theog. 120): сначала был Хаос, затем Земля, Тартар и Э. Следовательно, Э. является здесь соединяющей и творящей, образующей силою, которой производятся все существа мира и приводятся в гармонический порядок. В Феспиях чтили этого древнего стихийного бога и через каждые 5 лет праздновали в честь его Эротидии (Έρωτίδια или Έρώτια). Совершенно отлично от этого космического Э. представление Э., являющегося у позднейших поэтов в качестве самого молодого из богов. Здесь он — прекрасный мальчик, близкий то к юношеству, то к детскому возрасту, полный хитрости и лукавства, жестокий мучитель людей и богов; он не щадит даже Зевса и своей матери Афродиты. Вооруженный луком и колчаном, полным стрел, летает он повсюду на золотых крыльях и поражает все, что живет на земле и в небесах, в море и подземном мире. Родителями его считаются обыкновенно Афродита и Арей, но также и Зевс, Афродита и Гермес и Афродита, Зефир и Ирида или говорится, что родители его неизвестны, что он имел мать, но не было у него отца и т. п. В позднейшие греческие и римские времена Э. представляли окруженным множеством подобных ему существ, молодых Э., амореттов и давали ему в товарищи брата Антерота, бога взаимной любви, который своим соревнованием заставлял возрастать маленького Э. Эрот был не только богом любви между обоими полами, но также и богом любви и дружбы между мужчинами и юношами и мальчиками. Поэтому священный отряд фиванских юношей был посвящен Э., и в Афинах чтили его как освободителя города, потому что дружеская чета, Гармодий и Аристогитон, освободила город от тирании Писистратидов. В позднейшее время Э. ставили в различные отношения к Психее, олицетворяющей человеческую душу и представляемой часто в виде бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Э. является то соединенным с ней любовью, то мучителем ее, причем она является особенно в виде бабочки, которую он держит над факелом, вырывает у нее крылья и т. п. Апулей в своих метаморфозах соединил разнообразные элементы этого мифа в прелестной сказке следующего содержания: у одного царя были три дочери, из которых Психея была самая молодая и самая прекрасная. Ее полюбил Э. и унес в уединенное место, где она жила в любви с ним, но не видела, не знала его. Но злые сестры, посетив ее, уговорили рассмотреть, вопреки запрещению Э., его лицо, и Э. покинул ее. Психея искала его, вынесла множество разного рода бедствий, но наконец, очищенная от проступка испытанными страданиями, соединилась с ним навеки. Дочь ее названа была Счастием. Апулей вложил в этот рассказ философский смысл; Э. здесь — великий дух (демон), который воспитывает людей к добру, а через это и к блаженству, — представление, составившееся уже до Апулея у других философов, напр. у Платона (в Συμπόσιον). Художники представляют Э. то в виде прекрасного отрока, то в виде прелестного крылатого дитяти. Последнее представление принадлежит позднейшим временам. Атрибуты его — лук, стрелы, колчан и факел. Кроме Феспий и Афин, особенно чтили его в Спарте, на Крите и Самосе, в Мегарах и прочих местах. Вместе с ним являются иногда Πόθος и 'Ίμερος, — олицетворение страсти и желания, Τύχη, — счастья, Πειθώ, хариты и музы. Римский Амур или Купидон — простой снимок с греческого Э., часто равнозначащий Пофосу и Гимеросу.

  35. Источник: Реальный словарь классических древностей



  36. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (Эрот), малая планета (№ 433), диам. ок. 20 км, открыта Г. Виттом (1898). Расстояние Э. от Солнца изменяется от '1,1 до 1,8 а. е., период обращения 1,76 года. Изучение движения Э. позволило уточнить параллакс Солнца и значение астрономической единицы.

  37. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  38. Астрономический словарь

    (Эрот)

    малая планета (№433), диаметр около 20 км, открыта Г. Виттом (Германия, 1898). Расстояние Эроса от Солнца изменяется от 1,1 до 1,8 а. е., период обращения 1,76 года. Изучение движения Эроса позволило уточнить параллакс Солнца и значение астрономической единицы.

  39. Источник: Астрономический словарь



  40. Античная философия

    ЭРОС [греч. ϋρως - (сильное) желание, любовь, как персонификация - Эрот, в греческой мифологии, поэзии и культе - бог любви; лат. Amor - Амур или Cupido - Купидон], в мифопоэтических теокосмогониях космическая пра-потенция, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира, «древнейший из богов» (Plat. Symp. 178 d), не имеющий родителей. Так, в «Теогонии» Гесиода (Hes. Theog. 116 сл.) Эрос вместе с Хаосом и Геей-Землей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля (Met. 984Ь23): Хаос - пространство, Гея - праматерия, Эрос - движущая сила. Аналогичную роль Эрос играет в теогониях Акусилая (DK9 В 1-3), Ферекида из Спроса (DK7 А 11, В 3), Парменида (В 13) и в поэмах орфиков. Типологические параллели: древнеевреск. Ruah - «дух божий», оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1:2; термин, означающий также любовное желание), «любовная тоска» (πόθος) в «космогонии сидонян» у Дамаския (De princ. 125) и др. Мотив космогонического Эроса продолжается в «любви» (φίλότης), или «Афродите», Эмпедокла как силе, соединяющей элементы, и дает позднюю реплику в гимне Лукреция к Венере, которая «одна правит природой вещей» («О природе вещей» 121).

    Уникальное место занимает философия Эроса у Платона - прежде всего в «Пире», а также в «Федре», где мотив Эроса как ностальгия по абсолюту переплетается с теорией припоминания - анамнесиса. Эрос испытывает влечение к красоте (греч. καλόν - выражает также определенный аспект «блага» вообще) и, следовательно, еще не обладает ею, но отсюда не следует, что он сам безобразен или не благ: Эрос не бог, а демон, т. е. промежуточное существо между богом и человеком, между красотой и безобразием, добром и злом, мудростью и незнанием. В силу этого эрос оказывается связующим звеном между миром небесным и земным и - для человека -средством восхождения к небесному миру. Метафизическая (недосягаемая) реальность предстает у Платона как эстетический объект любви, а эрос оказывается метафорой философствования. У Аристотеля перводвигатель движет космосом как объект любви (Эрос) (Met. 1072Ь2).

    Плотин в трактате «Об Эроте» (Епп. III 5) перетолковывает платоновский миф в духе стоической аллегорезы: Эрот происходит от нищеты-материи (лишенной всякой формы) и богатства-логоса, исходящего из ума (нуса), и принадлежит Афродите-душе (как в макро-, так и в микрокосмосе), занимающей промежуточное положение между нусом и материальным миром; как «сопряженный с материей», Эрот «ущербен благом, но и стремится к нему, ибо от него рожден» (III 5, 9). В эллинистических философских школах Эрос низводится до уровня опасной «страсти» (патос), угрожающей апатии стоического и атараксии эпикурейского мудреца и подлежащей искоренению (D. L. X 118).

    Лит.: Nygren Α. Eros und Agape. В., 1955; Schiavone M. Il problema dell' amore nel mondo greco. Vol. 1. Mil., 1965; Lotz J. B. Die Stufen der Liebe. Eros, Philia, Agape. Fr./M, 1971; LeskyA. Vom Eros der Hellenen. Gott., 1976; Fasce S. Eros. La figura e il culto. Genova, 1977; "Ερως. Antiche trame greche d'amore. A cura di A. Stramaglia. Bari, 2000; Лосев А. Φ. Эрос у Платона, - Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве. М., 1916, с. 52-78.

    А. В. ЛЕБЕДЕВ

  41. Источник: Античная философия



  42. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  43. Источник:



  44. Большой Энциклопедический словарь

    ЭРОС
    ЭРОС -..1) Эрот

    2)] Любовь; у Платона и в платонизме побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты.


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  45. Источник:



  46. Большой Энциклопедический словарь

    ЭРОС
    ЭРОС (Эрот) - малая планета (.433), диаметр ок. 20 км, открыта Г. Виттом (Германия, 1898). Расстояние Эроса от Солнца изменяется от 1,1 до 1,8 а. е., период обращения 1,76 года. Изучение движения Эроса позволило уточнить параллакс Солнца и значение астрономической единицы.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  47. Источник: