в русском богослужении одновременное исполнение нескольких различных песнопений, отличающихся как по тексту, так и по напеву. Возникло в начале 16 в., когда был распет полный круг песнопений и мелодии из речитативных переросли в распевные, в связи с чем певческое исполнение всей церковной службы занимало очень много времени. На протяжении 16—17 вв. велась борьба с М., которое приводило к антихудожественному смешению музыки песнопений и полной неразборчивости для слушателей их текстов. Полностью М. перестало применяться лишь в 1-й половине 18 в.
Лит.: Преображенский А. В., Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII-го века. Исторические сведения и письменные памятники, [СПБ], 1904.
I
ср. устар.1.
Склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких самостоятельных мелодических линий голосов; многоголосие I 1..
2.
Одновременное звучание нескольких или многих голосов; многоголосие I 2..
II
ср.Шум от множества звуков; многоголосие II.
III
ср. устар.Нестройность в пении или нестройная игра на музыкальных инструментах; разногласие.
МНОГОГЛА́СИЕ -я; ср. Иск. = Многоголо́сие (1 зн.).