«Пирс»

Пирс в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Пирс»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ефремовой
  6. Большой энциклопедический словарь
  7. Современная энциклопедия
  8. Современная энциклопедия
  9. Современная энциклопедия
  10. Строительный словарь
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Англо-русский словарь технических терминов
  13. Русско-английский словарь математических терминов
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Литературная энциклопедия
  20. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  21. Философская энциклопедия
  22. Новейший философский словарь
  23. Энциклопедический словарь
  24. Советская историческая энциклопедия
  25. Большой энциклопедический политехнический словарь
  26. Русско-английский политехнический словарь
  27. Dictionnaire technique russo-italien
  28. Русско-украинский политехнический словарь
  29. Русско-украинский политехнический словарь
  30. Юридическая энциклопедия
  31. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    I

    (Peirce)

    Чарлз Сандерс (10.9.1839, Кембридж, Массачусетс,— 19.4.1914, Милфорд, Пенсильвания), американский философ-идеалист, логик, математик и естествоиспытатель. Член Американской академии наук и искусств (1877) и национальной АН (1879). Родился в семье известного американского математика Б. Пирса. В 1859 окончил Гарвардский университет. В 1866—91 П. работал на геодезической станции береговой охраны США. Читал лекции по логике, истории и философии науки в Гарвардском университете, университете Дж. Хопкинса в Балтиморе и др.

    В философии П. совмещены две противоположные тенденции: эмпирическая, позитивистская, соединённая с кантианским «критицизмом», и объективно-идеалистическая, связанная с Платоном и Ф. В. Шеллингом. Основная схема онтологических построений П. может быть выражена тезисом: «дух есть первое, материя — второе, эволюция — третье». П. критиковал Агностицизм, заявляя, что непознаваемая, но существующая «вещь в себе» внутренне противоречива, но в то же время отрицал достоверность знания («все наше знание плавает в континууме недостоверности и неопределенности»).

    Первостепенное значение придавал проблеме формирования, надёжности и обоснованности научного знания и мнения. Основным условием решения этой проблемы является, по П., истолкование значения исключительно с точки зрения результатов: «Обдумаем, какие последствия, которые вообще могли бы иметь практическое значение, будет, по нашему представлению, иметь рассматриваемый нами объект. Наше представление об этих последствиях и есть наше полное представление о данном объекте» [«Collected papers», v. 5, Camb. (Mass.), 1934, §402]. Этот принцип П. получил дальнейшее развитие в идеалистической концепции Прагматизма (сам термин был введён в философию Пирсом). Так, следуя П., У. Джемс уже прямо отождествлял истинность с практическими результатами, полезностью.

    Главные достижения П. относятся к области математической логики (исследование понятия степени подтверждения, классификация суждений и типов доказательств, природа логики и её взаимоотношение с математикой, пределы и возможности формализации, открытие минимальных систем логических операций, через которые выражаются остальные операции) и семиотики (См. Семиотика), которая была по существу им создана как наука, изучающая любые системы знаков, применяемых в человеческих коллективах.

    Соч.: Collected papers, v. 1— 8, Camb. (Mass.), 1931—58.

    Лит.: Мельвиль Ю. К., Философия Ч. С. Пирса, М., 1964; Стяжкин Н. И., Формирование математической логики, М., 1967; Басин Е. Я., Семантическая философия искусства, М., 1973, гл. 9; Thompson М., The pragmatic philosophy of Ch. S. Pierce, Chi., 1963; Gallie W. B., Pierce and pragmatism, [2 ed.], N. Y., 1966; Goudge Т. A., The thought of Ch. S. Peirce, Toronto, 1950; Dobrosielski M., Filozoficzny pragmatyzm C. S. Peirce'a, Warsz., 1967; Feibleman J. K., An introduction to the philosophy of C. S. Peirce, Camb. (Mass.) — L., 1970.

    И. С. Добронравов.

    II

    (англ. piers, множественное число от pier — столб, мол, пристань)

    гидротехническое причальное сооружение (См. Причальные сооружения), выступающее в портовую акваторию (См. Акватория) и служащее для причаливания (швартовки) к нему судов с двух сторон. На П. производят перевалку грузов, высадку пассажиров на берег или посадку их на суда, ремонт или достройку пришвартованных судов. П. особенно удобны в случае ограниченности береговой территории порта, так как позволяют на небольшой площади сосредоточить большое количество Причалов и допускают устройство причальной линии на естественных глубинах. Различают П. широкие и узкие. Первые имеют ширину 60—250 м и длину, обеспечивающую возможность причаливания к ним 3—8 судов с каждой стороны. Узкие П., шириной 10—60м, рассчитаны на установку 1—2 судов по длине. Обычно П. располагают группами, образующими вдоль берега так называемую «гребёнку».

    Лит.: Порты и портовые сооружения, ч. 2, М., 1967; Горюнов Б. Ф., Шихиев Ф. М., Морские порты и портовые сооружения, М., 1970.

    Е. В. Курлович.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. пи́рс;
    2. пи́рсы;
    3. пи́рса;
    4. пи́рсов;
    5. пи́рсу;
    6. пи́рсам;
    7. пи́рс;
    8. пи́рсы;
    9. пи́рсом;
    10. пи́рсами;
    11. пи́рсе;
    12. пи́рсах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПИРС, -а, муж. Портовое причальное сооружение для швартовки судов с двух сторон.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м. мор.

    Двусторонний причал, расположенный перпендикулярно или под углом к берегу.

    [англ. piers (мн. ч.)]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Портовое сооружение для причала к нему судов с двух сторон.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    ПИРС (англ. piers - множественное число от pier - столб, мол, пристань), гидротехническое причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и предназначенное для швартовки судов с двух сторон.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    ПИРС (Pierce) Чарлз Сандерс (1839 - 1914), американский философ, логик, математик и естествоиспытатель. Родоначальник прагматизма. Выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается представлением о его возможных последствиях. Основатель семиотики. Работы по математической логике.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ПИРС (Pears) Питер (1910 - 86), английский певец (тенор). В 1943 - 48 в театрах "Сэдлерс-Уэллс", "Ковент-Гарден", с 1947 в английской оперной труппе. Первый исполнитель многих современных сочинений, в том числе главных партий в операх Б. Бриттена, с которым гастролировал и как камерный певец.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    ПИРС (от английского pier - столб, мол, пристань), причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и служащее для швартовки судов с двух сторон. Часто пирсы располагают группами, образующими вдоль берега так называемую гребенку.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Строительный словарь

    причальное сооружение, выступающее в акваторию и предназначенное для двусторонней швартовки судов

    (Болгарский язык; Български) — пристан; кей

    (Чешский язык; Čeština) — -

    (Немецкий язык; Deutsch) — Pier; Anlegestelle

    (Венгерский язык; Magyar) — kikötőmóló

    (Монгольский язык) — пирс

    (Польский язык; Polska) — pirs; molo

    (Румынский язык; Român) — chei

    (Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — pristajalište

    (Испанский язык; Español) — espigón de atraque

    (Английский язык; English) — pier

    (Французский язык; Français) — quai

    Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

  19. Источник: Строительный словарь



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. pierм. мор. pier, jetty.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Англо-русский словарь технических терминов

    jetty,(на водобое) baffle pier, pier, wharf

  23. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  24. Русско-английский словарь математических терминов

    p.n.Peirce, Pierce; Пирса стрелка, Peirce's arrow ( пирсовское разложение, Peirce decomposition

  25. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    пирс м мор. Pier m 1a, pl тж. -s

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м мор.

    Pier m (pl тж. -s)

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. мор.

    quai m d'escale

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. мор.

    muelle de atraque; muelle de carga(грузовой)

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. мор.

    calata f, banchina f

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Литературная энциклопедия

    Пирс

    ПИРС Патрик Генри (Patrick Henry Pearse, 1880—1916) — ирландский буржуазный революционер и поэт. В годы перед империалистической войной — главный деятель движения, имевшего целью возродить ирландский (гаэльский) яз. как яз. литературы, и видный школьный деятель. Писал стихи по-ирландски. Творчество Пирса проникнуто национализмом и католицизмом. В годы войны П. стал главным организатором ирландского восстания, против английского империализма и вождем его правого буржуазного крыла, причем в значительной степени сумел подчинить своему влиянию вождя революционных рабочих Джемса Конолли. Во время пасхального восстания в Дублине (апрель 1916) руководил действиями восставших. После подавления восстания был расстрелян англичанами.Библиография:

    I. Works and Plays (in Gaelic), Dublin, 1916; Coll. Works, 2 vv., Dublin, 1917—1918; Poems, Dublin, 1919; Scribinni, Dublin, 1919; нем. перев.: Die Seele Irlands, Novellen u. Gedichte von Pearse..., Halle, 1922.

    II. Ryan D., The Man called Pearse, Dublin, 1919; O Farrell W. G., Appreciation of P. H. Pearse, first President of the Irish Republic, N. Y., 1919.

  37. Источник: Литературная энциклопедия



  38. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    码头

  39. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  40. Философская энциклопедия

    ПИРС

    (Peirce) Чарльз Сандерс (1839—1914) — амер. философ и ученый, основатель прагматизма. Род. и бoльшую часть жизни провел в г. Кембридже (шт. Массачусетс). Время от времени читал курсы лекций в Гарварде и ун-те Джонса Хопкинса. Он публиковал в основном журнальные статьи и рецензии. Однако изданное после смерти П. в 1930-е гг. собр. соч. составило 8 больших томов, дающих полное представление о многогранности таланта амер. философа. Тексты П. не носят систематического характера, но они при этом полны оригинальных идей. Он внес существенный вклад в развитие современной (математической) логики, семиотики и методологии экспериментальных наук, разрабатывал свою собственную метафизическую систему. В 1871 на заседании Метафизического клуба (связанного с Гарвардским ун-том) он обсудил рукопись, которая была впоследствии издана в виде двух статей в «Ежемесячнике популярной науки» (1877— 1878). В те годы позиция П. еще не воспринималась как начало нового филос. направления. Лишь в 1897 У. Джеймс в публичной лекции «Философские концепции и практические результаты» возвестил о появлении нового филос. направления — прагматизма, истоки которого он обнаруживал в ранних статьях П.

    Первая из этих статей называется «Закрепление верования». Она начинается с обсуждения вопроса о связи развития логики с развитием естественных наук. Необходимо учитывать, что речь в статье идет именно о логике научного познания. П., будучи одним из создателей современной логики, как методолог никогда не отрывал «чистую» логику от психологии мышления. Это не означает, что он был сторонником психологизма в логике. Он стремился к проявлению главных принципов, которыми руководствуется ученый в процессе познания. В ходе проведенного им исследования выяснилось, что эти принципы имеют и более широкую сферу применения в др. областях человеческой деятельности. Все мы, отмечал П., различаем ощущения сомнения и верования (belief). Практическое их различие заключается в том, что именно верования руководят нашими устремлениями и формируют наши действия. Чувство уверенности есть свидетельство установления некоторой привычки, которая будет определять дальнейшие действия. Сомнение же есть неприятное, неудовлетворенное состояние человека, от которого он всеми силами стремится избавиться и перейти в состояние верования (в смысле убежденности, уверенности в ч.-л., а не религиозной веры). Т.о., и сомнение, и верование оказывают на нас влияние, хотя и по-разному. Верование не сразу заставляет действовать, но ставит нас в такие условия, что мы будем действовать определенным образом, если к тому будет повод. Сомнение же сразу стимулирует действия, пока оно не будет преодолено. Сомнение должно быть реальным, жизненным, обусловленным определенной ситуацией. Правда, П. еще не эксплицировал признаки такой ситуации — позднее это сделал в своих работах Дж. Дьюи.

    Процесс перехода от состояния сомнения к состоянию верования П. называет «исследованием», имея в виду не только научное исследование. Что же касается собственно научного исследования, то, как показал П. в своих методологических текстах, оно проходит три стадии. Во-первых, стадию абдукции, т.е. выдвижения неожиданной гипотезы, являющейся главным творческим вкладом ученого. Во-вторых, стадию дедукции, заключающейся в выведении из гипотезы следствий и проверке формальной правильности (непротиворечивости, прежде всего) данной процедуры. И в-третьих, стадию индукции, когда на основе статистических данных проверяются следствия. При этом если гипотеза была верной, то в результате проверки она перестает казаться неожиданной. Цель исследования — «твердое мнение». Это понятие, судя по заявлениям П., для него важнее понятия истины.

    Твердое мнение, или верование, должно быть закреплено. На взгляд П., возможны четыре способа закрепления верований, достоинства и недостатки которых он сопоставляет. Во-первых, люди используют метод упорства, которому присущи такие достоинства, как сила, прямота, простота; в целом всегда полезнее во что-то верить, чем вообще не верить. Но этот психологический метод индивидуалистичен. Не будучи в своей массе отшельниками, люди неизбежно задумываются о закреплении верований в рамках общества. Во-вторых, метод авторитета (также психологический по своей природе) имеет немалые преимущества перед методом упорства; этот метод, допуская одни верования и не допуская другие, помогает достаточно долго сохранять в том или ином обществе мир. В особенности данный метод широко применялся в теократических обществах Средневековья. Однако никакой общественный ин-т никогда не сможет контролировать мнения каждого субъекта. Организованные верования в конце концов начинают вызывать сопротивление людей, не желающих быть духовными рабами. В-третьих, априорный (метафизический) метод, по П., в плане рациональности превосходит предыдущие методы. «Исследование» в данном случае выступает как процесс формирования определенной теории. Но мода на ту или иную метафизическую теорию проходит. Пристрастия людей постоянно колеблются между материалистическими и спиритуалистическими теориями. Только научный метод способен объективно детерминировать наши мнения. В ходе осуществления исследования по этому методу разные люди должны приходить к одним и тем же результатам. Основной гипотезой научного метода П. считает признание существования реальных вещей, свойства которых не зависят от наших мнений о них. Эти «реальности» воздействуют на органы чувств в соответствии с постоянными законами восприятия. Поскольку главное понятие научного метода — понятие «реальности» — проясняется лишь во второй статье П., то центр тяжести объяснения данного метода также переносится в эту статью. Он подчеркивает не только эпистемологическую, но и моральную сторону научного метода: успех в науке предполагает достойное моральное поведение, а преступник, как наивно полагал амер. философ, вообще не может быть ученым. Идеалы логики «исследования» он сближал с идеалами морали.

    Статья «Как сделать наши идеи ясными» начинается с критики классического (логико-рационалистического) учения о ясности (как психологической узнаваемости) и отчетливости (возможности определения в абстрактных терминах) идей. Критика одного из положений рационалистической эпистемологии объясняется не только желанием П. «по контрасту» противопоставить научный метод, но и подчеркнуть принципиальную новизну своего методологического подхода. По схеме П. Р. Декарт, который с помощью методического сомнения отбросил догмы схоластиков и стал искать истинные принципы в самом мышлении, совершил важный переход от метода авторитета к априорному методу. Однако фр. философ доверился самонаблюдению и не показал отличия ясной идеи от идеи, лишь кажущейся ясной. Хотя Г.В. Лейбниц впоследствии и уточнил понятие отчетливости, но все свел к формальным дефинициям. Поэтому, убеждает П., нам необходима подлинная ясность идей. Он призывает использовать понятия «сомнения» и «верования» в самом широком смысле, фиксирующем возникновение и разрешение некоторой проблемы в мышлении. Мышление же он трактует как определенным образом структурированную последовательность ощущений, проходящих в сознании. Значение наших мыслей заключается в тех привычках к действию, которые они формируют. Цель же любого действия воплощается в производстве ощущаемых результатов. В этом контексте П. и формулирует свое правило достижения высшей ступени ясности (которое более известно как «Принцип П.»): «Если мы рассмотрим «практические последствия», которые, как мы полагаем, могут быть произведены объектом нашего понятия, то понятие об этих последствиях и будет нашим полным понятием об объекте». П. приводит примеры прояснения значения отдельных понятий, начиная с наиболее простых случаев и заканчивая филос. понятием «реальность». Как, к примеру, прояснить понятие «вес»? Сказать, что оно означает тяжесть тела, означает сказать, что в отсутствие противоположно направленной силы оно упадет. Понятие же «сила» имеет операциональное значение, ибо оно помогает нам объяснять изменения в движении тел.

    Прагматистский принцип конкретизировался П. в теории знаков, которые он подразделил на 76 типов. Его семиотические разработки базируются на положении, что перевод слова в понятие о вызываемых им действиях равносилен указанию на то, что слово как знак обозначает эти действия. Он подчеркивал, что всякое мышление имеет знаковый характер. Человек не только интерпретирует знаки, но и сам является знаком для себя в будущем, знаком своего будущего поведения. Фактически, для П. человек — это производящее знаки существо.

    Амер. философ следующим образом проясняет понятие «реальность». Он признает, что в обычном употреблении смысл данного понятия кажется наиболее ясным. Так, реальным признается то, чьи характеристики независимы от того, что кто-либо мог подумать о них. Но этого недостаточно. Следует рассмотреть чувственно воспринимаемые последствия вещей. Главным же действием вещей для нас является производство верований, напоминает П. Мнение, в отношении которого согласны все участвующие в некотором исследовании, и будет тем, что называют «истиной», а объект, представленный в этом мнении, обладает «реальностью». Философ, связывающий научный метод с тезисом о независимости объекта восприятия от самого чувственного восприятия, одновременно делает объект зависимым от наших мнений и убеждений в отношении его. В то же время подчеркивание П. социального характера истины (истина как то верование, к которому могло бы прийти сообщество ученых) объективно выводило П. за рамки феноменалистской эпистемологии, что и проявилось в его более поздних текстах. Он, напр., отмечал, что, когда ученый-экспериментатор говорит о к.-л. феномене или эффекте, он, как правило, имеет в виду не конкретное событие, зафиксированное кем-либо, но то, что обязательно произойдет, если в соответствующих условиях экспериментатор начнет действовать по определенному плану. Отсюда значение любого научного положения лежмт в будущем, которое оно способно предсказывать и приближать.

    Популяризация прагматизма Джеймсом вызвала негативную реакцию П., который, дабы дистанцироваться от подхода своего коллеги, даже предложил использовать новый термин «прагматицизм». Джеймс до крайности довел тезис прагматизма о том, что цель человека в действии. На самом деле действие должно вести к чему-то, отличному от непосредственных практических результатов. Так что расхождение П. со взглядами Джеймса в начале нашего столетия объясняется не только рекламно-популяризаторской деятельностью последнего, но и имманентными теоретическими причинами. Дело в том, что первый, помимо глубокой разработки вопросов символической логики, семиотики и методологии экспериментальных наук, строил свою оригинальную метафизическую систему. Он высоко ценил роль общих идей, считая себя реалистом в средневековом смысле слова и критикуя британский номинализм. Именно к общим идеям должны вести человеческие действия.

    От позитивизма прагматизм в целом отличается достаточно благожелательным отношением к широкой метафизической проблематике. В основе метафизики П., в частности, лежит общая идея космической эволюции. Главные характеристики процесса эволюции схватываются такими идеями, как идея синехизма (непрерывное становление приводит к прогрессу рациональности в мире), техизма (учение о роли случая в эволюции и несводимости всех изменений к механическим закономерностям) и агапизма (учение об «эволюционной любви», вносящей в мир благо и совершенство).

  41. Источник: Философская энциклопедия



  42. Новейший философский словарь

    ПИРС (Реirсе) Чарльз Сандерс (1839-1914) - американский философ, логик, математик, «отец научной философии США». Профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. Член Американской академии наук и искусств (1877). Ввел в философию понятие «прагматизм» (а также и «прагматицизм», что не привилось) как обозначение нового философского направления. Основные сочинения: «Как сделать наши мысли ясными» (1878), «Фиксация веры» (1877), «Исследования по логике» (1883) и др. В 1931-1958 было издано 8-томное собрание сочинений П. Познание, по мнению П., неинтуитивно по собственной природе: из него должны быть элиминированы артефакты здравого смысла и априорные синтетические суждения. Реконструируя те пути и процедуры, которые ведут от сомнения к вере, П. вычленяет 4 метода фиксации верований как таковых: а) слепой приверженности, б) авторитета, в) априорный, г) научный. Демонстрируя ненадежность трех первых, П. постулирует, что единственным корректным методом в этом контексте правомерно считать научный. П. отметил, что любое научное верование уязвимо для критики (»фаллибельно») - нет допущений либо гипотез, не подлежащих проверке и, в случае необходимости, опровержению. Приближение к истине, по П., - это процесс беспрестанного устранения ошибок, совершенствование гипотез, обновление результатов. Эволюция же науки являет собой «кумулятивно-конвергирующий» процесс первоначального формирования общей структуры отношений между изучаемыми феноменами вкупе с дальнейшей «кумуляцией» уточнения численных значений тех параметров, которые характеризуют эту структуру. Традиционные типы рассуждения П. подразделил на: дедукцию, индукцию, а также то, что было им обозначено как «абдукция» (попытка синтезировать первую и вторую по схеме: 1) наблюдается необычный факт С; 2) если А истинно, то С естественно; 3) есть, таким образом, основание предполагать, что А истинно). В соответствии со своей трехзвенной схемой «индукция - дедукция - абдукция», П. подразделил основные категории на три фундаментальных класса, «модуса бытия» или «Идеи»: «первичности» (firstness), «вторичности» (secondness) и «тре-тичности» (thirdness). «Первичность» у П. - понятие бытия или существования, не зависимого ни от чего другого, чистое присутствие феномена», свободное от апплицированных концептуальных схем. Встреча свободно играющего творческого духа с действительностью порождает самые разнообразные «качества в возможности», «идеальные проекты» реальности, некие чистые формы. «Вторичность» - факт сам по себе как данность (»весомо, грубо, зримо»), воспринимаемый и понимаемый исключительно через «отношение к»: факт, осуществляющий экспансию в реальности в состоянии неизбывного противостояния, борьбы, оппозиции, соотнесенности с иной реальностью. Свободной игре духа противодействует «сопротивление действительности», устойчивость и постоянство наших восприятий. «Третичность» же, согласно П., - это интеллигибельное измерение (ипостась) реальности, царство универсалий, законов, сущностей, упорядочивающих и организующих (в частности, через процедуры верификации) любые множества. Трактуя их в совокупности как динамические фундаментальные характеристики объекта (»phaneron»), П. вводит в оборот понятие «фанероско-пия», занимающее центральное место в процедурах выявления универсальных и значимых характеристик какого-либо опыта или высказывания. Космология П. базировалась на его убеждении, что «все стремится обрести привычное устройство» вопреки капризам природы. Данное положение конституировалось в принцип «тихизма» (греч. tyche - случай). Принцип «синехизма» (греч. syneches - непрерывный) П. выводил из того, что материальное и духовное начала в своей сопряженности подвержены перманентному структурированию, воспроизведению закономерностей и, таким образом, обретению «законов-привычек». Эволюцию же Вселенной, развитие вещей, становление их субординаций П. объяснял принципом «агапизма» (греч. agape - любовь). Человеческое мышление П. полагал состоящим из знаков, сам человек может быть интерпретирован как знак - мышление невозможно вне знаков, ибо оно языковое по природе, а язык - публичен по сути своей. Знаки репрезентируют объект в каком-то его качестве. Ситуация коммуникации поэтому выглядит так: знак (первый компонент) как функция некоего объекта (второго компонента), являющийся в определенном отношении к толкователю-интерпретатору (третий компонент). Триади-ческая природа знака обусловила и облик сопряженных семиотических таблиц П. П. подразделил знаки на: «qualisign» (знак сам по себе - знак, обозначающий какое-то качество); «signsign» (могущий выступать репрезентантом всякого объекта); «legisign» (знак - маркер ссылки на некий закон или духовную конвенцию). Трактуя взаимоотношения знака и объекта, который он репрезентирует, П. увидел следующие варианты их отношений: знак как иконический образ (например, рисунок), знак как индекс (сигнал), знак как символ (книга). Связка «знак - толкователь (интерпретатор)» может выглядеть как «Rheme» (неопределенность объекта в утверждении вкупе с определенным предикатом - А есть красное); «Dicisign» (субъект указывает на явление или предмет, предикат же - на качество); «Argument» (любой силлогизм - ряд «Dicisign», следующих друг за другом в соответствии с правилами вывода). Рациональный смысл словоформ (понятие) может быть осмыслено и постигнуто, по П., через выявление возможных последствий его употребления в том или ином значении для реального жизненного поведения людей, т.е. может быть определено посредством фиксации экспериментальных эффектов. Последние же - потенциально сводимы к возможным действиям. По утверждению П., «мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение; наше представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета» (»принцип П.» или «прагматическая максима»). Речь не шла о одномерном редуцировании истины к «полезности». Истина (как «согласие абстрактного утверждения с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения ученых», или «вера, вызывающая действия, ведущие нас к определенной цели») обрела у П. качество «совершаемости». Прагматистски окрашенное неприятие П. субстанциалистского подхода к фиксации логических форм и их значения, ярко проявившееся в его анализе соотношения классического и неклассического в философии и логике, наглядно продемонстрировало глубину его миропонимания. П., видимо, одним из первых адекватно оценил философское звучание открытия неевклидовых геометрий: «Небольшая книга Лобачевского «Геометрические исследования» отмечает эпоху в истории мысли тем, что она ниспровергает аксиомы геометрии. Философские следствия из этого несомненно значительны и теперь ученые признают, что она должна вести к новому пониманию природы, менее механистичному, нежели то, которое направляло развитие науки со времени открытий Ньютона». В целом теория П. оказалась достаточно эвристичной и результировалась позднее в облике самых разнообразных методологий деятельности.

  43. Источник: Новейший философский словарь



  44. Энциклопедический словарь

    ПИРС -а; м. [англ. piers (мн.)] Мор. Двусторонний причал, выдающийся в акваторию порта и предназначенный для швартовки судов с двух сторон.

    * * *

    пирс

    (англ. piers, множественное число от pier — столб, мол, пристань), гидротехническое причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и предназначенное для швартовки судов с двух сторон.Пирс на железобетонных сваях.

  45. Источник: Энциклопедический словарь



  46. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    (Pearse), Патрик Генри (10.XI.1879 - 3.V.1916) - ирл. демократ, поэт и драматург. Один из видных деятелей Гэльской лиги. Автор поэм и прозаич. произв. (писал преим. на гэльском яз.), в к-рых выражал глубокое сочувствие трудящимся массам. Был в дружеских отношениях с пролет. лидером Дж. Конноли. Участвуя в нац.-освободит. движении, пришел к выводу о необходимости вооруж. борьбы за независимость Ирландии и социальных преобразований. В 1913 - один из организаторов подразделений ирл. волонтеров; входил в состав их исполнительного к-та. В 1914 вступил в тайную орг-цию Ирландское республиканское братство. Один из руководителей Ирландского восстания 1916, глава Врем. пр-ва провозглашенной повстанцами 24 апр. Ирландской республики. Расстрелян англичанами.

    Лит.: Колпаков А. Д., Ирландия - остров мятежный, М., 1965, с. 23-29; Le Roux L., Patrick H. Pearse, Dublin, 1932.

    Л. И. Гольман. Москва.

    2

    .

    (Pierce), Франклин (23.XI.1804 - 8.X.1869) - гос. деятель США. Окончил колледж в шт. Мэн (1824), занимался адвокатской практикой. В 1827 примкнул к Демократич. партии. В 1833-37 - чл. конгресса США, в 1837-42 - сенатор. В 1853-57 - президент США. Проводил политику в интересах рабовладельцев. В 1854 подписал Канзас-Небраска билль. П. выступал за аннексию Кубы, поддержал авантюриста У. Уокера, предпринимавшего экспедиции в Центр. Америку (Никарагуа) для создания там рабовладельч. пр-ва. Под давлением пр-ва П. Мексика вынуждена была продать США в 1853 область между реками Рио-Гранде и Колорадо, к югу от р. Хила (см. Гадсдена договор 1853).

    Лит.: Захарова M. Н., Нар. движение в США против рабства. 1831-1860, М., 1965; Nichols R. F., Franklin Pierce, Phil., 1931.

  47. Источник: Советская историческая энциклопедия



  48. Большой энциклопедический политехнический словарь

    (англ. piers, мн. число от pier - столб, мол, пристань) - двустороннее причальное сооружение, располож. внутри акватории порта перпендикулярно или под углом к берегу. П. располагают обычно группами, образующими "гребёнку", благодаря чему увеличивается длина причальной линии порта, появляется возможность располагать причальный фронт под защитой оградит. сооружений наименьшего протяжения, что особенно важно в случае ограниченности береговой линии порта (напр., в Новороссийске - см. рис.).

    Пирс на железобетонных сваях

    Пирс на железобетонных сваях

  49. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  50. Русско-английский политехнический словарь

    jetty,(на водобое) baffle pier, pier, wharf

    * * *

    пирс м.

    pier

    швартова́ться у пи́рса (о судне) — be berthed at a pier

  51. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  52. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    molo m, calata f

  53. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  54. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    пірс

  55. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  56. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    пірс

  57. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  58. Юридическая энциклопедия

    16. Пирс - конструктивное объединение причалов, выступающих в акваторию порта, для стоянки судов не менее чем с двух сторон (по ГОСТ 19185-72)

    Источник: "Санитарные правила для морских и речных портов СССР" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 02.06.1989 № 4962-89)

  59. Источник: Юридическая энциклопедия



  60. Большой Энциклопедический словарь

  61. Источник: