Словарь форм слова

    1. евре́й;
    2. евре́и;
    3. евре́я;
    4. евре́ев;
    5. евре́ю;
    6. евре́ям;
    7. евре́я;
    8. евре́ев;
    9. евре́ем;
    10. евре́ями;
    11. евре́е;
    12. евре́ях.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    см. евреи 2.

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    евре́й через цслав. евреи, ст.-слав. евреискъ (Мар., Зогр. и т. д.). Из греч. ἑβραῖος; см. Mi. LP 1149; Преобр. I, 211.

  5. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. Jew;
    архаич.;
    ист. Hebrew этимологически соответствует русскому "еврей";
    коллект. Jewryм. Jew;
    ~ка ж. Jewish woman*;
    (девушка) Jewish girl;
    ~ский Jewish;
    (древнееврейский) Hebrew.

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    еврей м Jude m 2c; Hebräer m 1d (в древней Палестине)

  9. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  10. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    еврейJude

  11. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Jude m; Hebräer m(в древней Палестине)

  13. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    Juif m, Juive f; Israélite m, f

  15. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    hebreo m, israelita m, judío m

  17. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    ebreo

  19. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  20. Библейская энциклопедия Брокгауза

    I.

    В Быт 10:21 сын Ноя Сим назван отцом "всех сынов Евера", своего потомка в третьем поколении. Согл. библ. родословиям (Быт 11:10-26; 1Пар 1:19-27), к сыновьям Евера относятся все потомки Иоктана и Фалека, от к-рого происходит Авраам, первый человек, названный в Библии Е. (Быт 14:13). Помня о том, что Е. Авраам - один из "сынов Еверовых", отметим, однако, что есть и другое истолкование этого слова, встречающееся в Септуагинте: слово "еврей" может обозначать и того, кто "перешел", "преступил", кто "происходит с той стороны (Евфрата)", что также совпадает с данными о личности Авраама (см. Нав 24:2 и след.). В Египте Иосиф и его братья именовались как ивримы, т.е. Е. (Быт 39:14,17; 41:12; 43:32), сам Иосиф называет свою родину "землей Евреев" (Быт 40:15). Это слово указывало на принадлежность сыновей Иакова к чужой народности и символично отделяло их от местного населения. Тем не менее сегодня трудно сказать, насколько емким было в то время понятие "еврей".

    II.

    Со временем слово "еврей" приобрело более конкретное значение. Им стали называть исключит. израильтян - для противопоставления их другим народам и людям неизраил. происхождения. Египтяне их также называли Е. (Исх 1:15 и след.,19; 2:6 и след.,11,13). Моисей подчеркнуто говорит фараону о "Боге Евреев" (Исх 3:18; 5:3 и др.). Позже, во времена Саула, филистимляне именовали израильтян Е. (1Цар 4:6,9; 14:11; 29:3 и др.). Когда корабельщики спросили пр. Иону, из какого он народа, он ответил им: "Я - еврей" (Иона 1:8 и след.). После плена, рассеяния и слияния идумеев с иудеями людям, исповедовавшим иудаизм, часто трудно было доказать свое евр. происхождение. Именно в это время ап. Павел говорит о себе, что он Е. (2Кор 11:22; Флп 3:5), подчеркивая тем самым свое еврейское происхождение.

    III.

    В ВЗ слово "Е." употребляется также в тех случаях, когда речь идет об освобождении иуд. рабов, или при особых обстоят-вах (Исх 21:2; Втор 15:12; Иер 34:9,14). Как израильтяне выделялись среди других народов, так израильтянин-раб занимал особое положение благодаря своей принадлежности к избр. народу, к-рую он разделял со своим господином (см. Втор 15:15).

    IV.

    Остается нерешенным вопрос о связи хабиру, к-рые упоминаются в различных аккад. клинописных текстах (в егип. текстах они названы апиру), с библ. евреями. Словом "хабиру" обозначены иностр. наемники, разбойники, а также порабощенные и зависимые слои населения, т.е. оно указывает скорее на социальное положение, чем на принадлежность к к.-л. этнич. группе. Заключения, к-рые исходя из этого делают ученые по поводу происхождении слова "Е." в Библии, остаются спорными, тем более, что тождество слов "хабиру" и "еврей" не доказано. Впрочем, одно из сообщений в док-тах архива Телль-Амарны (XV в. до Р.Х.) дает нек-рые основания для отождествления с израильтянами как минимум тех хабиру, к-рые там упомянуты. В частности, призывы о неотложной помощи, адресованные фараону Аменхотепу IV в связи с нападениями хабиру, звучат из Иерусалима в тот период, на к-рый (если принимать раннюю датировку исхода) приходится покорение Ханаана Иисусом Навином. Фонетич. тождество слов "иври" и "хабиру" спорно, но, однако, присутствие слова "хабиру" во внебибл. источниках допускает возможность отождествления хабиру с евреями. Тем не менее окончат. суждение здесь не вынесено.

  21. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  22. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    евр’ей — всякий потомок Авраама по плоти, который был первым назван этим именем (Быт.14:13 ). Слово еврей происходит либо от имени Евера (см. Евер,а), либо от гл. «ебер» — «переходить через» (который произошел, возм., от слов «из-за реки» — Нав.24:2 -3). Под этим именем израильтяне были широко известны другим народам. После возвращения евреев из плена за ними закрепилось другое название — иудеи (по названию колена Иудина, преобладавшего в Иудейском царстве). Начиная с разрушения Иерусалима в 70 г. по-РХ евреи сделались наиболее жестоко гонимой нацией на свете. Во время последней войны только в немецких концлагерях их погибло 6 млн. В настоящее время евреев в мире насчитывается около 13 млн и по главным странам своего рассеяния они распределены следующим образом: США — 5,8 млн, Израиль — 3,5 млн, Россия — 1,6 млн, Франция — 0,5 млн, Англия — 0,4 млн, Канада — 0,3 млн. (см. Иудей, рассеяние)

  23. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.