Большая Советская энциклопедия

    I

    Ко́да (итальянский coda, буквально — хвост)

    1) в поэтике — добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8. В расширенном значении — заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп или др. признаками (например, строки 5—7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте):

    Знай, что смерти роковая сила

    Не могла сковать мою любовь,

    Я нашла того, кого любила,

    И его я высосала кровь!

    И, покончив с ним,

    Я пойду к другим, —

    Я должна идти за жизнью вновь!

    2) В музыке — завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. Для К. типична устойчивость; в ней могут применяться тонический органный пункт, повторение построений завершающего характера, мелодико-гармоничные обороты, обобщающие, суммирующие тематический материал произведения. В медленных пьесах темп в К. обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых — часто ещё более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в К. нередко вводится в виде напоминания тема среднего раздела пьесы.

    II

    Ко́да

    Рохан (настоящее имя — Сигэюки) (23.7.1867, Токио, — 30.7.1947, там же), японский писатель. Вырос в религиозной семье. Выступил с повестями «Капли росы» (1888), «Статуя Будды» (1889); в центре его произведений — образ одинокого мастера-художника, влюблённого в своё искусство и равнодушного к славе: «Пятиярусная пагода» (1891) и др. Позднее в творчестве К. появились реалистические тенденции («Изящный маленький божок», 1893—95; «Волны, бьющие в небо», 1903), но романтическое восприятие действительности, мистицизм и идеализм остались главными чертами его творчества.

    Лит.: История современной японской литературы, перевод с японского, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. ко́да;
    2. ко́ды;
    3. ко́ды;
    4. ко́д;
    5. ко́де;
    6. ко́дам;
    7. ко́ду;
    8. ко́ды;
    9. ко́дой;
    10. ко́дою;
    11. ко́дами;
    12. ко́де;
    13. ко́дах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    жен., муз., итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    1. муз.

    Заключительная часть музыкального произведения.

    2. лит.

    Добавочный стих в сонете сверх установленных в нем четырнадцати строк.

    [итал. coda]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    КО́ДА, коды, жен. (итал. coda).

    1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.).

    2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вместо 14).

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Завершающая часть музыкального произведения или его самостоятельной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие.

    2.

    Стихи - в сонете, рондо и т.п. - сверх установленных для данной формы стихотворного произведения строк (в поэтике).

    отт. Заключительная часть сложной строфы.

    3.

    Заключительная - быстрая, обычно виртуозного характера - часть некоторых танцев, следующая за вариацией.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    КОДА (итал. coda - букв. - хвост), 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.

    2) Добавочный стих сверх схемы в твердых формах, а также заключительная часть сложный строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп и др. (строки 5-7 в строфе "Коринфской невесты" Гете).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    КОДА (итальянское coda, буквально - хвост), дополнительный заключительный раздел музыкальной формы, сообщающий ей завершенность. Следует после репризы.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    ко́да "курятник", олонецк. (Кулик.). Из карельск., вепс., люд. koda "хлев, хижина", фин. kоtа; см. Калима 121.

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ж. муз. coda.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. муз.

    coda f

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. муз.

    coda f

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Литературная энциклопедия

    Кода

    КОДА — удлинение. В твердых формах — прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет».

  29. Источник: Литературная энциклопедия



  30. Энциклопедический словарь

    КО́ДА -ы; ж. [итал. coda]

    1. Муз. Заключительная часть музыкального произведения.

    2. Лит. Добавочный стих в сонете сверх установленных в нём четырнадцати строк.

    * * *

    ко́да

    (итал. coda, буквально — хвост), 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.2) Добавочный стих сверх схемы в твёрдых формах, а также заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп и др. (строки 5—7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте).

    * * *

    КОДА

    КО́ДА (итал. coda, букв. — хвост),

    1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность(см. ТОНАЛЬНОСТЬ) и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.

    2) Добавочный стих сверх схемы в твердых формах(см. ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ), а также заключительная часть сложный строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп и др. (строки 5—7 в строфе «Коринфской невесты» Гете).

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Музыкальная энциклопедия

    (итал. coda, от лат. cauda - хвост) - завершающий раздел любой муз. пьесы, не принадлежащий к числу основных частей её формальной схемы и не учитываемый при её определении, т. е. дополнение в пределах целого, законченного произведения. Хотя склад и структура К. зависят от того, в какой форме она применяется, могут быть указаны и некоторые её общие признаки. Для К. типична структурная и гармонич. устойчивость. С целью обеспечения устойчивости могут применяться: в области ладогармонической - органный пункт на тонике и отклонения в субдоминантную тональность; в области мелодики - нисходящее гаммообразное движение верхних голосов или встречное поступенное движение крайних голосов (К. 2-й части 6-й симфонии П. И. Чайковского); в области структуры - повторение построений завершающего характера, их последовательное дробление, в результате к-рого устремлённые к тонике мотивы звучат всё чаще и чаще; в области метроритма - активные ямбич. стопы, подчёркивающие устремление к сильной (устойчивой) доле; в области тематизма - применение оборотов обобщённого характера, оборотов, синтезирующих тематич. материал произведения. При этом иногда привлекаются так называемые прощальные переклички - обмен краткими репликами-имитациями между голосами крайних регистров.

    К. медленных пьес обычно проходит в ещё более замедленном, спокойном движении; в К. быстрых пьес, напротив, движение обычно ещё более ускоряется (см. Стретта). В циклах вариаций К., как правило, вносит контраст в сравнении с характером последней вариации или группы вариаций. В крупных формах с контрастирующими темами нередко используется т.н. приём отражения - эпизодич. введение в К. темы срединного раздела формы. Иногда используется и особый приём - введение элемента, контрастирующего общему характеру К. Но вскоре он вытесняется основным материалом коды, подчёркивая его полное господство. Максимальное развитие этого приёма - начало сонатной К. со 2-й разработки, после к-рой следует устойчивая "собственно К." (Л. Бетховен, соната для фп. No 23 ("Аппассионата"), ч. 1).

    Литература: см. при ст. Форма музыкальная.В. П. Бобровский.

  33. Источник: Музыкальная энциклопедия



  34. Музыкальный словарь

    Итальянское слово coda означает хвост, конец, шлейф. Таким «несерьезным» термином в музыке называют дополнительное заключительное построение, следующее иногда в музыкальной пьесе после основного заключительного раздела. В коде обычно закрепляется, утверждается главная тональность произведения, звучат его основные темы.

  35. Источник: Музыкальный словарь



  36. Большой Энциклопедический словарь

  37. Источник:



  38. Толковый словарь Даля

  39. Источник: