I
Ко́да (итальянский coda, буквально — хвост)
1) в поэтике — добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8. В расширенном значении — заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп или др. признаками (например, строки 5—7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте):
Знай, что смерти роковая сила
Не могла сковать мою любовь,
Я нашла того, кого любила,
И его я высосала кровь!
И, покончив с ним,
Я пойду к другим, —
Я должна идти за жизнью вновь!
2) В музыке — завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. Для К. типична устойчивость; в ней могут применяться тонический органный пункт, повторение построений завершающего характера, мелодико-гармоничные обороты, обобщающие, суммирующие тематический материал произведения. В медленных пьесах темп в К. обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых — часто ещё более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в К. нередко вводится в виде напоминания тема среднего раздела пьесы.
IIКо́да
Рохан (настоящее имя — Сигэюки) (23.7.1867, Токио, — 30.7.1947, там же), японский писатель. Вырос в религиозной семье. Выступил с повестями «Капли росы» (1888), «Статуя Будды» (1889); в центре его произведений — образ одинокого мастера-художника, влюблённого в своё искусство и равнодушного к славе: «Пятиярусная пагода» (1891) и др. Позднее в творчестве К. появились реалистические тенденции («Изящный маленький божок», 1893—95; «Волны, бьющие в небо», 1903), но романтическое восприятие действительности, мистицизм и идеализм остались главными чертами его творчества.
Лит.: История современной японской литературы, перевод с японского, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.
жен., муз., итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения.
-ы, ж.
1. муз.
Заключительная часть музыкального произведения.
2. лит.
Добавочный стих в сонете сверх установленных в нем четырнадцати строк.
[итал. coda]
КО́ДА, коды, жен. (итал. coda).
1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.).
2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вместо 14).
ж.
1.
Завершающая часть музыкального произведения или его самостоятельной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие.
2.
Стихи - в сонете, рондо и т.п. - сверх установленных для данной формы стихотворного произведения строк (в поэтике).
отт. Заключительная часть сложной строфы.
3.
Заключительная - быстрая, обычно виртуозного характера - часть некоторых танцев, следующая за вариацией.
КОДА (итал. coda - букв. - хвост), 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.
2) Добавочный стих сверх схемы в твердых формах, а также заключительная часть сложный строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп и др. (строки 5-7 в строфе "Коринфской невесты" Гете).
КОДА (итальянское coda, буквально - хвост), дополнительный заключительный раздел музыкальной формы, сообщающий ей завершенность. Следует после репризы.
ко́да "курятник", олонецк. (Кулик.). Из карельск., вепс., люд. koda "хлев, хижина", фин. kоtа; см. Калима 121.
ж. муз. coda.
ж. муз.
coda f
ж. муз.
coda f
КОДА — удлинение. В твердых формах — прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет».
КО́ДА -ы; ж. [итал. coda]
1. Муз. Заключительная часть музыкального произведения.
2. Лит. Добавочный стих в сонете сверх установленных в нём четырнадцати строк.
* * *
ко́да(итал. coda, буквально — хвост), 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.2) Добавочный стих сверх схемы в твёрдых формах, а также заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп и др. (строки 5—7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте).
* * *
КОДАКО́ДА (итал. coda, букв. — хвост),
1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность(см. ТОНАЛЬНОСТЬ) и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.
2) Добавочный стих сверх схемы в твердых формах(см. ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ), а также заключительная часть сложный строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп и др. (строки 5—7 в строфе «Коринфской невесты» Гете).
(итал. coda, от лат. cauda - хвост) - завершающий раздел любой муз. пьесы, не принадлежащий к числу основных частей её формальной схемы и не учитываемый при её определении, т. е. дополнение в пределах целого, законченного произведения. Хотя склад и структура К. зависят от того, в какой форме она применяется, могут быть указаны и некоторые её общие признаки. Для К. типична структурная и гармонич. устойчивость. С целью обеспечения устойчивости могут применяться: в области ладогармонической - органный пункт на тонике и отклонения в субдоминантную тональность; в области мелодики - нисходящее гаммообразное движение верхних голосов или встречное поступенное движение крайних голосов (К. 2-й части 6-й симфонии П. И. Чайковского); в области структуры - повторение построений завершающего характера, их последовательное дробление, в результате к-рого устремлённые к тонике мотивы звучат всё чаще и чаще; в области метроритма - активные ямбич. стопы, подчёркивающие устремление к сильной (устойчивой) доле; в области тематизма - применение оборотов обобщённого характера, оборотов, синтезирующих тематич. материал произведения. При этом иногда привлекаются так называемые прощальные переклички - обмен краткими репликами-имитациями между голосами крайних регистров.
К. медленных пьес обычно проходит в ещё более замедленном, спокойном движении; в К. быстрых пьес, напротив, движение обычно ещё более ускоряется (см. Стретта). В циклах вариаций К., как правило, вносит контраст в сравнении с характером последней вариации или группы вариаций. В крупных формах с контрастирующими темами нередко используется т.н. приём отражения - эпизодич. введение в К. темы срединного раздела формы. Иногда используется и особый приём - введение элемента, контрастирующего общему характеру К. Но вскоре он вытесняется основным материалом коды, подчёркивая его полное господство. Максимальное развитие этого приёма - начало сонатной К. со 2-й разработки, после к-рой следует устойчивая "собственно К." (Л. Бетховен, соната для фп. No 23 ("Аппассионата"), ч. 1).
Литература: см. при ст. Форма музыкальная.В. П. Бобровский.Итальянское слово coda означает хвост, конец, шлейф. Таким «несерьезным» термином в музыке называют дополнительное заключительное построение, следующее иногда в музыкальной пьесе после основного заключительного раздела. В коде обычно закрепляется, утверждается главная тональность произведения, звучат его основные темы.