«Погребение»

Погребение в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Погребение»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  9. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  13. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  14. Энциклопедический словарь экономики и права
  15. Энциклопедический словарь
  16. Библейская энциклопедия Брокгауза
  17. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  18. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  19. Реальный словарь классических древностей
  20. Юридическая энциклопедия
  21. Словарь церковнославянского языка
  22. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    похороны, обычаи, связанные с различными способами захоронения покойников и выражающие отношение людей к умершим и к смерти. Мертвецов хоронили в ямах и пещерах уже в среднем Палеолите. Это была известная форма заботы об умершем, связанная с зарождением религиозных представлений. Со временем вера в загробную жизнь породила в первобытном обществе двойственное отношение к умершему: с одной стороны, заботясь о нём, его украшали, одевали в особый костюм, оставляли ему пищу, орудия труда, оружие, иногда и средства передвижения (сани, лодку и т.п.); с другой стороны, опасаясь покойника, старались его обезвредить и помешать его возвращению — труп иногда связывали в скорченном положении, выносили из жилища через специально сделанное отверстие и т.п. Кроме наиболее распространённого захоронения в землю, с эпохи бронзы известно сожжение трупов. У европейских народов после сожжения покойника прах погребался в землю; у некоторых народов Средней Азии — помещался в миниатюрные гробики — оссуарии (См. Оссуарий), устанавливавшиеся в особых помещениях — Наусах. Индуисты и ныне сжигают трупы на кострах, а прах бросают в воду. Некоторые народы (например, в Океании) клали умершего в лодку и спускали её на воду. Австралийцы, североамериканские индейцы, некоторые народы Сибири оставляли труп на воздухе (на деревьях, помостах). Парсы оставляют трупы в особых башнях на съедение птицам. С распадом первобытнообщинного строя обряды П. резко дифференцировались: для племенных вождей, князей и шаманов, а позже жрецов и царей был выработан сложный ритуал; Культ предков перерос в культ умерших царей и высшего жречества. Вера в то, что душа будет существовать пока сохраняется тело, породила обычаи консервации трупа (например, Мумификация у древних египтян и инков), а также создания портретных изображений — масок погребальных (См. Маски погребальные), надгробных фигур и т.п. В честь умерших на могилах насыпали искусств. холмы — Курганы, возводили пирамиды, строили заупокойные храмы, часовни. Для умилостивления духа умершего властителя ему приносили жертвы: убивали рабов и жён, закалывали скот, коней (у скифов, древних славян и др.). Над могилой устраивали пиршества и игры (см. Поминки). У современных народов распространены как захоронение в землю, так и сожжение трупов (см. Кремация).

    А. Л. Монгайт.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. погребе́ние;
    2. погребе́ния;
    3. погребе́ния;
    4. погребе́ний;
    5. погребе́нию;
    6. погребе́ниям;
    7. погребе́ние;
    8. погребе́ния;
    9. погребе́нием;
    10. погребе́ниями;
    11. погребе́нии;
    12. погребе́ниях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПОГРЕБА́ТЬ, -а́ю, -а́ешь; несов., кого (что) (книжн.). То же, что хоронить (в 1 знач.). П. с почестями.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Действие по знач. глаг. погрести 1—погребать; похороны.

    Место погребения.

    Погребение [родителя] совершилось как раз накануне его [Ивана Федоровича] приезда. Достоевский, Братья Карамазовы.

    2.

    Место захоронения; могила.

    На плитах пола и с наружной стены в портике, — погребенья поскромнее, памятников нет, а есть только надписи. Шагинян, Воскрешение из мертвых.

    Разграбили богатое женское погребенье, и золото уже пошло гулять по рукам. Домбровский, Хранитель древностей.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ПОГРЕБЕ́НИЕ, погребения, ср. (книжн.). Действие по гл. погрести1-погребать; похороны. «Приготовили к погребению по установленному чину.» Достоевский.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    процесс действия по гл. погрести I, погребать

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ПОГРЕБЕНИЕ (похороны) - обычаи захоронения покойников (в археологии - и само захоронение). Появилось в эпоху мустьерской культуры. Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в землю (ингумация).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. burial, interment;
    funeralburial

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    погребение с Be|erdigung f c, Bestattung f c

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Beerdigung f, Bestattung f

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    enterrement m; inhumation f(предание земле); funérailles f pl(похороны)

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    entierro m, sepultura f; inhumación f(предание земле); funerales m pl(похороны)

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    seppellimento m, sotterramento m(предание земле); funerale m(похороны)

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Энциклопедический словарь экономики и права

    - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. П. может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами РФ).

  27. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  28. Энциклопедический словарь

    ПОГРЕБЕ́НИЕ -я; ср.

    1. к Погрести́ (1.П.) - Погреба́ть; похороны. Место погребения. П. совершили на третий день.

    2. Спец. Место захоронения; могила. Раскопки древнего погребения.

    * * *

    погребе́ние

    (похороны), обычаи захоронения покойников (в археологии — и само́ захоронение). Появилось в эпоху мустьерской культуры. Среди обрядов погребения различают трупоположение (ингумацию), трупосожжение (кремацию), воздушное погребение (на деревьях, помостах и др.) и др. На месте погребения сооружались гробницы, насыпи (курганы), ставились надгробия и т. п. Погребения сопровождались жертвоприношениями, магическими обрядами и др.

    * * *

    ПОГРЕБЕНИЕ

    ПОГРЕБЕ́НИЕ (похороны), обычаи захоронения покойников (в археологии — и само захоронение). Появилось в эпоху мустьерской культуры(см. МУСТЬЕРСКАЯ КУЛЬТУРА). Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией(см. МУМИФИКАЦИЯ) и др. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в землю (ингумация).

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Библейская энциклопедия Брокгауза

    I. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПЕСНИ И ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ

    Погребальные песни и похоронные обряды имели в основном языч. происхождение, поэтому в Израиле они подверглись значительным изменениям. см. Плач (I,2).

    II. ПОХОРОНЫ И ПОДГОТОВКА К НИМ

    Умерших в Израиле обычно предавали земле; сожжение считалось преступлением (Ам 2:1 - здесь сожжением был осквернен прах умершего царя эдомского), но его применяли к преступникам для ужесточения наказания (Лев 20:14; Нав 7:25). П. совершались сразу после наступления смерти, часто в тот же день (Втор 21:23; Лк 16:22; Деян 5:6). Это объяснялось, с одной стороны, жарким климатом, а с другой - тем обстоят-вом, что любое прикосновение к телу умершего делало человека "нечистым на семь дней" (Чис 19:11). Умершему закрывали глаза (Быт 46:4), затем тело обмывали (Деян 9:37), натирали благовониями (Мк 14:8) и относили к месту П. (см. п. III этой же ст.). Если в ветхозаветные времена умерших хоронили в их обычных одеждах, то в эпоху правления римлян труп чаще всего завертывали в тонкое полотно (Мф 27:59; Ин 11:44). Обряд бальзамирования не был распространен в Палестине, хотя существовал обычай класть в гробницу различные пряности и благовонные смолы, к-рые должны были изгонять запах смерти (2Пар 16:14). Возм., в могилу клали и личные вещи умершего, хотя оружие и украшения в этой связи упоминаются только в Иез 32:27, где речь идет об иноплеменниках. Жертвы умершим в виде приношений пищи осуждаются во Втор 26:14 как противоречащие заповедям Господа. Остаться непогребенным и быть брошенным на растерзание диким зверям считалось великим бесчестием, и этим часто угрожали (3Цар 14:11; 21:23; Иер 7:33). Именно поэтому Рицпа заслужила особую похвалу, накрыв покрывалом убитых сыновей Саула (2Цар 21:10).

    III. ГРОБНИЦЫ

    Прикосновение к могиле делало человека нечистым на семь дней (Чис 19:16), поэтому, чтобы случайно не наступить на нее или не коснуться надгробного камня, было принято белить могилу известью (в Мф 23:27 и в Лк 11:44 Иисус сравнивает с такими могилами внутренне нечистых книжников). Заклинание мертвых над могилой или внутри гробницы (Ис 29:4; 65:4) было строго запрещено (Втор 18:11). Согл. Мф 23:29, само почитание могил означает отпадение от истинной веры: Бог намеренно оставил могилу Моисея неизвестной. Иисус тоже хочет, чтобы Его Церковь больше внимания уделяла живым людям, служению во славу Царства Божьего и воскресению из мертвых.

  31. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  32. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    или похороны (Быт.23:4, Мат.26:12 ). Между Иудеями на детях или близких родственниках почившего лежала непременная обязанность закрывать глаза умирающему (Быт.46:4 ), отдать ему последнее целование. После погребения происходит громкий и общий плачь (Иоан.11:19,31,33), который и продолжался несколько дней и после погребения. Тела умерших омывались (Деян.9:37 ), потом обертывались в тонкое полотно (Мат.27:59 ), или обвязывались пеленами (Иоан.11:44 ), потом полагались во гроб со множеством благовоний и относились на место погребения (2Цар.3:30,31, 2Пар.16:14 ). Лазарь был обвит погребальными пеленами по рукам и по ногам. По мнению некоторых, на каждый член тела полагалась отдельная повязка, а в Египте было даже в обычае обвивать повязками каждый палец тела умершего, так что, судя по одной из найденных мумий, можно думать, что для сего требовалось, быть может, несколько сот ярдов полотна. Климат и нечистота, происходившая от всякого соприкосновения с умершим телом (что было запрещено законом Моисеевым), естественно заставляли ускорять обряд погребения умерших. Впрочем относительно сего были некоторые исключения. Обряд бальзамирования не был общим между Евреями, хотя пряности и ароматы употреблялись при их погребении (2Пар.16:14, Иоан.19:40 ). Иосиф повелел врачам набальзамировать тело своего отца Иакова и, затем он был положен во гроб в Египте и отнесен в пещеру Махпелу в Ханаане и там погребен (Быт.50:2,13). Иосиф при кончине своей завещал о костях своих (Евр.11:22 ). По смерти тело его, набальзамированное, Моисей из Египта перенес в землю Ханаанскую. Гробы употреблялись в Египте и в Вавилоне, но были неизвестны на Востоке, за исключением тех случаев, когда тело должно было препровождать на далекое расстояние. Погребальный одр сопровождался до места погребения несколькими из ближайших родственников (2Цар.3:31, Лук.5:14 ), при чем присутствовали и сторонние лица и иногда нанимались плакальщики, или скорее плакальщицы, для того чтобы сопровождать тело (Иер.9:17, Иез.24:17, Мат.9:33 ). Так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: "на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: увы, увы! и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях - плакать". (Ам.5:16 ). Этот обычай существует еще доселе во многих Восточных странах (Быт.50:3,10). Это пророчество вызывает пред нами образ Рахили, плачущей о своих чадах: "голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер.31:15 ). Шествие ко гробу, для того чтобы плакать там, доселе служит общим обычаем на Востоке (Иоан.11:31 ). Смятение, происходившее иногда при подобных случаях, было очень трогательно. Восточное чувство обыкновенно не привычно к тому чтобы сдерживаться, и потому в некоторых случаях обычай порывистого плача или, так сказать, самобичевании, общий между язычниками, перешел и к Евреям при их погребальных обрядах. "И умрут великие и малые, на земле сей, говорит пр. Иеремия; и не будучи погребены и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради их. И не будут преломлять хлеб в печали, в утешении об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их" (Иер.16:6,7). Иудеи назначали особые кладбища для погребения умерших, и эти места были как общественные, так и частные (Быт.23:4, Суд.8:32, 2Цар.2:32, 2Цар.21:14, Иер.26:23 ). Кладбища, обыкновенно устраивались в садах (4Цар.21:18 ), а иногда в полях (Быт.23:11 ), или в пещерах, или в скалах. Такова была гробница царедворца Севны, которую он приготовил для самого себя (Ис.22:16 ). Быть не погребенным считалось крайним бесчестием. "Ныне предаст тебя Господь в руку мою, отвечал пред единоборством Давид исполину Голиафу, и я убью тебя, и скину с тебя голову твою и отдам (труп твой) и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле" (1Цар.17:46 ). "И никто не похоронит ее", сказано в 4Царств, об нечестивой Иезавели, жене Ахава (4Цар.9:10 ). Печальная судьба одного из Иудейских царей предсказана в следующих выражениях: "так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: "увы, брат мой! и: увы, сестра! Не будут оплакивать, его: увы, государь! и, увы, его величие!" Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима" (Иер.22:18,19). Даже преступников казнили ранее назначенного срока для того чтобы не оставить тела их непогребенными после солнечного заката. Сожигать тела умерших не было в обычае у Израильтян. Пример сожигания тел умерших у Израильтян видим мы только в (1Цар.31:29 ). Жители Иависа сожгли тело Саула и тела сынов его у себя в Иависе, вероятно, потому что не могли унести их на их места погребения в родовой могиле их и чтобы спасти их от поругания; и однако же они похоронили их остатки под деревом (ст. 13). Только тела осужденных преступников сожигали (Быт.38:24, Лев.20:14, Лев.21:9 ); но и они были погребаемы, как выше сказано (Втор.21:22,23). Могила называлась домом собрания всех живущих, домом костей (Иов.30:23,24), вечным домом (Екк.12:5 ). Желание у Евреев быть погребенным вместе с родственниками было развито очень сильно. Позволь, рабу твоему, отвечал Верзеллий Давиду на его предложение остаться с ним в Иерусалиме, возвратиться, чтобы умереть в своем городе, около гроба отца моего и матери моей (2Цар.19:37 ).

    По Иудейским источникам, равно как по свидетельству Иосифа Флавия, для погребения казненных преступников, отводились особые места нечистые, или пользовавшиеся дурною славою. Подобный обычай достаточно объясняет слова пр. Исаии "Ему (т.е. Господу Иисусу) назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха н не было лжи в устах Его" (Ис.53:9 ). Старейшины Иудейские уже приготовили Господу Иисусу место погребения вместе с злодеями, но Иосиф Аримафейский, человек богатый, вмешался в дело и просил Его тело у Пилата и положил Его в своем новом гробе, высеченном в скале (Мат.27:57,58). Некоторые Еврейские семейства строили близ своих жилищ небольшие каменные здания, без дверей или окон, которые и назывались погребальным домом, или фамильным склепом, для погребения своих умерших. У Восточных народов они нередки даже и в настоящее время, Гробницы Иудеев иногда богато украшались и по временам белились и окрашивались краскою, чтобы они были виднее. Означенная окраска большею частью делалась весною перед праздником Пасхи, в который громадные толпы народа наполняли все улицы Иерусалима. От этого обстоятельства вытекает особенная сила обличения Господа против фарисеев (Мат.23:27 ). К гробницам иногда прикреплялись дощечки с соответствующими надписями. Созидать гробницу для человека служило выражением особенной любви и почтения к нему (Мат.23:29 ). В 1Маккавейской (1Мак.13:27) мы читаем, что Симон воздвиг памятник над могилою своего отца, матери и братьев в отечественном своем городе Модине. Что гробницы не всегда были заваливаемы и закрываемы, это можно видеть из нескольких мест свящ. Писания, как например 4Цар.13:21. Гортань их (т.е. нечестивых) - открытый гроб, говорит Псалмопевец (Пс.5:10 ); вообще же гробницы заваливались большим камнем при устье, для того чтобы предохранить тело мертвеца от хищных животных. Потому-то естественно, что мироносицы, шедшие на гроб Господа, чтобы помазать тело Его ароматами, спрашивали Друг друга: "кто отвалит нам камень от двери гроба?" (Мар.16:3 ). В соседстве настоящего Иерусалима, равно как и в Иосафатовой долине находится доселе множество гробниц. Многочисленные углубления в горах для погребения умерших, вечно господствующая тьма под этими подземными сводами вызывали у Еврейских поэтов глубоко-поэтические образы и представления. Так например в кн. пр. Исаии, между прочим, находится следующее высоко-поэтическое выражение: "Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой" (Ис.14:10,11). Но теперь гроб потерял весь свой ужас для истинно верующего Христианина (1Кор.15:20 ). "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших", говорит св. ап. Павел. "Я есьм воскресение и жизнь", назвал Себя сими словами сам Начальник жизни и Совершитель нашего спасения Господь Иисус Христос (Иоан.11:25 ). "Блажени мертвии, умирающие в Господе", говорит Тайновидец (Отк.14:13 ).

  33. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  34. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    погреб’ение — по закону должно следовать в тот же день, когда человек умер (Втор.21:23 ). Погребали евреи своих умерших в гробах — естественных или искусственных углублениях в земле и скалах. При погребении тело обертывалось пеленами, обильно смоченными мастями (Иоан.19:39 -40). Такое погребение считалось честью для человека (2Цар.2:5 ), но если его бросали, то такое погребение называлось «ослиным» (Иер.22:19 ). (см. гроб)

  35. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  36. Реальный словарь классических древностей


    • Sepulcrum, Sepultūra.

    Устраивать достойные и пышные П. любимым родственникам после их смерти и всегда чтить даже место их погребения было священной, непременной обязанностью греков и римлян. Тот, кто пренебрегал этой обязанностью, навлекал на себя гнев богов (Ноm. Od. 11, 72. Horat. Od. 1, 19, 30); уверенность, что эта обязанность будет исполнена, услаждала умирающему смерть. В героический период греков погребение и погребальные почести совершались приблизительно следующим образом. Ближайшие родственники и друзья закрывали глаза и уста усопшему, затем тело омывали, умащали его мазями, обворачивали льняными полотенцами и ковром и поднимали плач по умершему, причем их скорбь нередко выражалась весьма сильно. Мертвое тело оставалось несколько дней выставленным, с ногами, обращенными к дверям; затем друзья выносили его, чтобы положить на костер, и сжигали вместе со всем тем, что любил покойник и чем он дорожил: с оружием, одеждами и животными. После того как костер был окроплен вином, собирали останки в урну или ящичек, забрасывали его землей и воздвигали на этом месте курган. Урна с прахом Гектора была опущена в могилу, прикрыта тяжелым камнем, и над всем этим был насыпан высокий курган. На кургане часто воздвигалась колонна (στήλη). Погребение заканчивалось пиршеством. При погребении царей и князей к этому добавлялись еще погребальные игры. Среди греков было распространено всеобщее мнение, что душа покойника, не преданного земле, осуждена на блуждание по берегам Стикса и не может достигнуть Елисейских полей. Они считали поэтому своей священной обязанностью предавать земле тело всякого умершего и в крайнем случае считали эту обязанность исполненной, если насыпали на труп хоть горсть земли или песка. Только тяжкие преступники, изменники и враги отечества оставлялись без погребения на пожирание диким зверям и хищным птицам. В Афинах в более поздние времена мертвецов хоронили и могилы засевались хлебом. Cic. legg. 2, 25, 63. Затем устраивались поминки по усопшему и беседовали о его добродетелях. Впоследствии П. сделались роскошнее и дороже. Установленные при этом обычае собраны под словом Funus (см. Похороны). Самая древняя форма могил — обыкновенные земляные насыпи и холмы. Так были погребены воины, павшие при Марафоне. Первый повод к устройству подземных могил в скалах подали не только естественные пещеры, но и искусственные каменоломни (славятся сиракузские катакомбы). Отдельные гробницы, высеченные в скалах, часто с искусно украшенным деревянным или каменным фасадом, встречаются часто на греческих островах. Около Кирены были пещеры, высеченные в скалах, на ровной возвышенной площади; они все были украшены портиками. В таких гробницах находятся часто алтари обыкновенной круглой формы или украшенные рельефными изображениями, чтобы приносить жертвы в честь умерших; также стелы, плоские и узкие плиты, поставленные стоймя, с именем умершего, или в виде часовенки с выпуклыми изображениями умерших; наконец, отдельно из камня сделанные гробы и саркофаги. Из отдельных стоящих надгробных памятников, не считая простых стел или каменных памятников, самыми простыми были каменные четырехугольные или круглые постройки, которые содержали в себе гробницу. Но строились также весьма дорогие и роскошной формы гробницы героев: на подводке устраивался Περίπτερος (комната, окруженная колоннами), фриз и фронтон которого украшались рельефными изображениями. Самой замечательной постройкой этого рода был, без сомнения, галикарнасский мавзолей (см. Галикарнас), при постройке которого, вероятно, главное участие принимал Скоп (Σκόπας). Могилы, которые содержали в себе или гробы (у более бедных), или останки после сожжения трупа, собранные или в глиняную, или медную урну (у более богатых), находились в Афинах вне городской черты, при дорогах, могилы более знатных были на Керамике (Κεραμεικός) или у Академии (см. Attica, Аттика, 14) или в полях и садах. За ними усердно наблюдали и ухаживали. Обыкновенно на памятнике стояло имя усопшего, часто также важнейшие события его жизни, прощание, завещания оставшимся родным, большей частью в стихотворной форме. На могилу клали светильник, зеркало, предметы украшения, флаконы с мазью и сосуды со съестными припасами. После погребения следовал пир; родственники покойного теперь снова принимали пищу. На третий день после погребения приносили заупокойные жертвы (τρίτα), спустя еще шесть дней устраивался главный жертвенный пир ('ένατα). Траур в Афинах кончался на 30-й день. Траурные одежды были черные; женщины стригли себе также волосы. Гражданам, павшим в битве, доставалось торжественное погребение. После его окончания произносилась надгробная речь (λόγος ε̉πιτάφιος). Если останки таких граждан или других прославленных или заслуженных мужей покоились даже на чужбине, то на них все-таки смотрели как на свои и оплакивали всем народом. В Спарте мертвых хоронили там, где они жили, без всякой пышности. Только павшие в сражении за отчизну получали каменный памятник, на котором писали их имена. Громкие вопли не были в употреблении. Траур носили только 11 дней. О празднествах при погребении римлян см. Funus, Похороны, II, и Luctus, Траур. ср. также Marquardt, Privatleben der Römer, I, стр. 330 слл. Места погребения у них считались священными и неприкосновенными. Первоначально тела зарывали в землю, позднее уже было введено сжигание. Местами погребения были или собственно могилы, или надгробные памятники. Последние были нередко великолепные, бросающиеся в глаза монументы конической формы или в виде башен, снабженные надписями и скульптурными работами; часто бывали почетные памятники без тела, κενοτάφια, κενήρια, cenotaphia, если не могли найти останки усопшего, или если отечество хотело почтить своего славного сына, умершего на чужбине. Самый малый вид памятников представляли собой столбы и колонны (cippi, columellae). Надписи обозначали чин, положение, род, также изображения из жизни и дел умершего; иногда можно было видеть целые сцены охоты, сражения, процессии. Самыми величественными надгробными памятниками были, естественно, мавзолеи, напр., мавзолей Августа на Марсовом поле, Адриана (см. Roma, Рим, 22) и др. Фамильные склепы, служившие для погребения целых семейств, были украшены рельефными изображениями и живописью. Целые корпорации и несколько семейств устраивали общие усыпальницы (communia sepulcra). В древнейшие времена мертвых хоронили внутри Рима, однако вскоре это было запрещено законом. Cic. legg. 2, 23, 58. Обыкновенно могилы находились при больших дорогах, особенно при Аппиевой дороге (via Appia); также в сельских поместьях или в специально для этого отведенном месте. Общие места погребения были отведены собственно только для бедных. Могилы часто украшались статуями, алтарями, садиками, каменными сиденьями; тут же устраивалось помещение для рабов и вольноотпущенников, для того чтобы они сторожили могилы, содержали их в чистоте и зажигали светильники в склепах. Sepulcra или, лучше сказать, их внутреннее пространство носило также название ossuaria, cineraria и columbaria — от небольших ниш для урн, похожих на гнезда голубятни.

  37. Источник: Реальный словарь классических древностей



  38. Юридическая энциклопедия

    Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации)

    Источник: Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ (редакция от 28.07.2012) "О погребении и похоронном деле"

  39. Источник: Юридическая энциклопедия



  40. Словарь церковнославянского языка

  41. Источник:



  42. Большой Энциклопедический словарь

  43. Источник: